Мужская мода в конце XIX -начале ХХ веков в столице начиналась не с гражданской одежды, а с форменной- это факт неоспоримый...
Одна из целей индустрии моды в одежде - способствовать эстетическому самовыражению, и в этом случае национальный костюм играет существенную роль.
При Петре I политика царствования ( и самого Петра в первую очередь) была - отказ от русских культурных традиций, начать воспринимать себя европейцами и подражать своим европейским соседям.
С начала XIX столетия русское прогрессивное общество все больше горело желанием скинуть себя все "немецкое "(как называли все заграничное со времен Петра I), и вернуть страну опять на чисто русский национальный путь. Европейская культура стала уже тяготить российское общество, хотя большая половина его все еще смотрела в сторону Запада с замиранием сердца и придыханием.
К концу XIX века движение ко всему русскому национальному окрепло с такой силой, что и особы императорской семьи, задававшие моду и тон в любой стране, стали потихонечку поворачиваться к культурному наследию России.
Войдя на престол
Александр III (1845-1894),
(прозванный Миротворцем за то, что во время его престола Россия не вела ни одной войны, отец Николая II - последнего российского монарха), решил показать себя истинно русским человеком, который пытается вернуть свою империю к прошлому времен Московской Руси. Появляясь на публике, русские цари со времен Петра обычно надевали военный мундир. Александр же предпринял реформу обмундирования Русской армии с целью изменить и собственный образ, и образ армии в целом.
Большую часть имперского периода истории России униформа военная повторяла прусскую. Александр решил создать военную форму с элементами русского народного костюма. В ноябре 1881 года были предоставлены эскизы новой военной формы с видами русской народной одежды: кафтан с кушаком, широкие черные штаны, которые заправлялись в сапоги ( как это всегда делали крестьяне за последний век), меховая шапка - папаха ( головной убор, который носили в Центральной Азии и на Кавказе) и др.
Все это Александр III делал в рамках возрождения «русского» стиля, имевшего весьма отдалённое отношение к реальным российским традициям, и переодел армию в так называемый народный мундир, что в те годы вызвало много споров и даже приводило к отставкам офицеров, не желавших носить «мужицкой одежды». Бывшая уже в употреблении солдат с 1860-х годов нательная гимнастическая рубаха для «мужицкого» мундира, которую оставил в армии царь, пришлась как нельзя более кстати и стала летней формой одежды — 1 мая каждого года русская армия переодевалась в белое.
Изменения в обмундировании позволили армии Александра III демонстрировать русские военные идеалы и мужскую мощь как в своей стране, так и за границей. В то же время Александр не тронул уже присутствующие национальные одежды в обмундирование, например, тех же казачьих войск.
Русификация военного мундира была сложным процессом. Саму идею Александр позаимствовал у Екатерины Великой, объединившей элементы разных культур в женском придворном платье. Традиционные русские элементы изменили вид европейской военной формы. Теперь русские военные могли чувствовать себя частью европейской культуры и вместе с тем выражать национальную самобытность в одежде. Введение новой формы символизировало русские военные успехи и подчеркивало статус России как колониальной империи, с которой нужно было считаться и Европе, и Азии.
В 1894 году после непродолжительной болезни скончался Александр III и на престол взошел его сын Николай II (1868-1918). Воспитание Николая было полным противоречий. Он жил в роскошных европейских дворцах, часто навещал своих западных родственников и женился на немецкой принцессе Александре, внучке английской королевы Виктории. В европейском высшем свете он чувствовал себя как "в своей тарелке". В то же время его отец и мать воспитывали с помощью наставников в нем веру в божественную сущность самодержавия.
Приняв это самодержавие Николай II должен был сохранять Российскую империю, унаследованную от отца. Его мечтой было укрепить связь между собой и русским народом. Николай II следовал примеру других европейских правящих домов и использовал любые исторические события и свои появления на публике с целью продемонстрировать нового образца народу и всему миру. Одним из таких примеров был в 1903 году костюмированный бал в русском народном стиле...
Военную форму Николай II в основе своей оставил того же вида, как при отце. Однако в 1907 году провел реформу обмундирования, которую незначительно, но не в пользу финансирования, изменил и дополнил в мелочах, так же в обиход вошла уже гимнастерка - по крою народной рубахи - косоворотки, цвета хаки.
В 1882 г., через несколько месяцев после объявления о введении нового обмундирования в армии Александром III, судьи, проходившей в Москве Всероссийской промышленно-художественной выставки, упрекнули текстильных магнатов в том, что им не удалось создать одежду, которая отражала бы русскую национальную идентичность:
" Сверх того, почти все эти предметы роскоши... были лишены всяких типических национальных черт и являлись рабскими и бледными подражаниями общеевропейской моды и вкуса, их тиранических законодателей в Париже, Вене, и проч., терроризирующих верхушки всего европейского общества, - и в особенности его новейшие разбогатевшие, но слабо просвещенные классы ( буржуазных выскочек, les parvenus), с особенной алчностью бросающиеся, с своими бешенными деньгами, на всякую дорогую модную новинку".
Судьи призывали русских производителей одежды включать в свою продукцию русские народные мотивы точно так же, как это делают европейцы, которые, в отличие от России свои культурные наследия чтили всегда.
Призыв творить моду с элементами народной культуры страны поставил наших производителей одежды в тупик, ведь прошло 200 лет со времен начала правления Петра и отрицания всего национального, да к тому же по последним научным изысканиям было доказано, что в русских народных элементах намертво переплелись и восточные! Одно дело создать военную форму, которая соединяла бы эти элементы, и совсем другое - создавать одежду для разнообразных запросов рынка потребления. Ключом к разрешению этой дилеммы стало появление нового западноевропейского художественного течения - модернизма.
Кстати, именно с приходом на царствование Николая II в России появились дизайнеры по одежде. Дело в том, что Николай и вся его семья предпочитали одеваться у русских портных. Самым первым дизайнером считается Ламанова Надежда Петровна. (однако - это уже другая и отдельная тема разговора...)
И - да, индустрия одежды потихонечку начала разворачиваться в России в сторону культурного наследия предков. Т.е. интерес к народному костюму, к восточным формам взялся не из пустоты и не родился сам собою. Большим толчком было то, что именно самодержцы российские начали воплощать эту мысль в жизнь народа, начиная с себя.
И конечно же это веяние задело и женский костюм. В нем впервые начинают предлагаться морские мотивы. А в платье - воротник стойка и застежка спереди как у косоворотки... Но, как и при заимствовании художественных стилей прошлого, в использовании этих идей не было художественной цельности: народный орнамент вышивки механически переносился на модное платье; в "морских" костюмах яркая синяя тесьма, двубортная застежка с якорями, головной убор соединялись с драпировкой на высоком турнюре, юбкой с мелкими плиссированными оборками...
Что же нам теперь можно увидеть на практике?
Журналы мод быстрее всех перестроились на новую волну "народной одежды". Вот что пишут в журнале "Задушевное слово " в выпуске 1885 года про детскую одежду:
"Мы предложили блузу для тех, кто не любит рубашки в туалете мальчика от 6-8 лет, но так как современный каприз моды делает большое предпочтение именно русской рубашки, то шелковая рубашка с вышивкой золотом или суташом считается тоже весьма модной..."
Чтобы проходить без труда цензуру после 1883-5 года на разрешении печати своих книг, национальные направления в учебных пособиях для портных стали вставлять и Мастера по пошиву одежды. Портные внесли изменения в книги по конструированию, где наряду с военным обмундированием стали даваться чертежи моделей одежды народного кроя, такие как поддевка, кучерский армяк и др.
В книгах по пошиву нижнего нательного белья появилось четыре вида мужских рубах, среди которых были косоворотка и русская рубашка.
----------------------------------------------------------------
Это интересно:
КТО ШИЛ ОДЕЖДУ ДЛЯ ИМПЕРАТОРСКОЙ СЕМЬИ
Для сшитой военной формы требовалось еще множество элементов: головные уборы, погоны, аксельбанты, сапоги и т. д.
Поставщиком двора был хозяин магазина офицерских вещей фабрикант И. Скосырев.
Семейное дело существовало с 1812 г.
Магазин располагался в Петербурге на Владимирском пр., 4. По «Списку» императорских поставщиков можно восстановить три поколения семьи Скосыревых, которые последовательно получали высокое звание поставщика Высочайшего двора: фабрикант И. Скосырев получил звание поставщика Высочайшего двора еще в 1857 г., затем звание подтвердил его сын Василий Скосырев, поставщик с 1863 г.
Завершил купеческую династию Александр Скосырев, поставщик с 1895 г.
В военном магазине М.И. Скосырева, продававшего форменную одежду для офицеров, в 1903 г. для императора Николая II приобретены товары на сумму в 1234 руб. 90 коп.
В основном это мелочи: два шарфа, семь фуражек различных полков, форменные ремни, кокарды для фуражек, пряжки для сабли, эполеты и т.д.
Ателье и магазин «Норденштрем Н.» (адрес: Невский проспект, 46)
Это одна из старейших столичных фирм, специализировавшейся на изготовлении военных мундиров. Основал ее Николай Иванович Норденштрем, приехавший в Петербург из Швеции в 1821 году.
Магазин «Генри». (адрес: Большая Морская, 18)
Здесь продавали морскую форменную и гражданскую одежду. Владел магазином гражданин Швейцарии Генри Фолленвейдер. Здесь можно было приобрести сюртуки, жилеты, брюки, смокинг, пальто, теннисные костюмы и даже велосипедные штаны. В этом же магазине чистили, ремонтировали и подгоняли одежду по фигуре.
Магазин «Калина». (адрес: Большая Морская, 27)
В самом центре роскошного торгового района находился магазин «Калина», клиентами которого были фабриканты, акционеры, директора крупных предприятий. Его владелец – австриец Леопольд Калина, который приехал в Петербург как закройщик в фирму «Генри». Вскоре он уже сам отрыл свое дело. В 1905 году на него работало около двадцати работников.
-----------
Источники:
- Кристин Руан "Новое платье Империи",2009; - Отчет о Всеросийской художественно-промышленной выставке 1882 г в Москве, 1884 г.; - социальные сети в свободном доступе; - Векипедия; - сайт "Российская Империя.Новая История ; - Карл Беррис "Школа кройки", 1910 г; - Левитанус "Школа кройки", 1914 г; - Ю.Э.Ошин "Руководство кройки и шитья",1911 г.
--------------------------------------------
Читайте так же:
"Костюм в России XV-начала XX века" - Обзор книги. Часть 1: Вступление. Русский народный костюм.
"Костюм в России XV-нач. XX века"- книга. Часть 3: Военный костюм XVIII- нач. ХХ вв.
"Свод правил о постройке мундирной одежды нижним чинам",1909 г.- книга (описание, крой, пошив)
О старинном русском платье XVII века - из записок иностранцев о России XV-XVII вв.
"Курс кройки штатских и военных мужских платьев"- П.О.Рейн, 1898 год - книга
Мужская мода второй половины 19 в: 1850-1900 гг.
"Самоучитель военного платья универсальных технических курсов кройки" 1908 г.-книга.
Книга кроя брюк 1913 г.
Форменная одежда чиновников 19-начала 20 вв.
Мундиры чиновников в комедии "Ревизор". Часть 2: Николай 1: реформы и цензура.
"Самоучитель кройки мужской одежды...", Р.Э. Долинский (1906) - книга. Подлинники.
Жизнь в России конца XIX века по стихам 1878 г. Из истории правления Александра II.
ЭТО ИНТЕРЕСНО: Прейскурант склада оружия, дорожных, спортивных вещей.1912/13 года.
Библиография по истории российской военной и гражданской формы 19-20 вв.- по книге.
Развитие моды в Москве 1850-1900гг. Часть 3: сословия и костюм
Комментариев нет:
Отправить комментарий