23.12.19

Основные стили и направления в искусстве и обществе X - XX вв. Часть 4: XIX век.

Мною уже было рассмотрена первое тридцатилетие XIX века - стиль ампир и романтизм в Части 2 этой рубрики тут:

Основные стили и направления в искусстве и обществе XVII-XX вв. Часть 2:XVIII-первой половины  XIX вв


Напомню:

АМПИР 

(фр. "империя")- стиль в архитектуре и декоративном искусстве 1-ой трети XIX в. ,завершивший развитие классицизма.

Сложился во Франции в годы империи Наполеона I, отличался парадным великолепием, массивностью объемов, богатством лепного, резного, литого декора, символизирующего государственное могущество и воинскую силу.

Мотивы декора и архитектурные формы стиля ампир представляли собой переработку или даже повторение образов античного искусства(древнегреческой архаики, императорского Рима) и древнеегипетской архитектуры и скульптуры....

------

РОМАНТИЗМ - направление 

в европейском искусстве 1-ой половины 19 в.
Термин происходит от слова "роман" ("романами", "романтическими" в 17 в. называли сочинения, написанные не на латыни, а на происходящих от нее романских языках: французском, итальянском и др., а позже так называлось все таинственное и чудесное).

Для романтизма характерно обостренное внимание к душевному миру человека. Романтический герой испытывает бурные чувства, "мировую скорбь", стремление к совершенству, мечтает об идеале...

------------------

РЕАЛИЗМ

От латинского - "вещественный", "действительный"- термин, имеющий в искусствоведении два основных значения.


1. Реализм - художественное направление, пришедшее на смену романтизму и преобладавшее в европейском и русском искусстве середины и второй половины XIX века.

В отличие от романтизма, герои которого - "исключительные характеры в исключительных обстоятельствах", реализм предполагает "правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах" (Ф.Энгельс)

Персонаж реалистического произведения - это всегда определенный социальный тип. При этом надо понимать, что типичное в искусстве - это не "типовое", а неповторимое, ярко очерченная индивидуальность.


Становление реализма в литературе связывают с именами А .Пушкина, Н.Гоголя, В.Белинского,Стендаля.
В период расцвета реализма работали О.Бальзак, Ч.Диккенс, Н.Некрасов, И.Тургенев, И.Гончаров, А.Островский, Л.Толстой.
В театре утверждали актеры Э.Росси, Т.Сальвини,Ж.коклен и др.
Реализм связан тесно с Малым театром, и в первую очередь Щепкина (1788-1863).


Понятие реализма в изобразительном искусстве включает в себя метод "изображения жизни в формах самой жизни",хотя реалист не копирует действительность,а создает художественный образ, трансформируя её.

Крупнейшими представителями реализма в живописи были: Курбе(Франция), Крамской. Репин, Суриков (Россия) и др.

Достигнув выдающихся результатов во второй половине XIX века, реализм вскоре миновал свой период расцвета.
Например, творчество Ф.Достоевского стало для реализма пограничным явлением.


2. Реализм - синоним правдивости в искусстве, его способности отобразить что-либо действительно как в душе человека, так и во внешнем мире: дать убедительное описание характеров, мотивов поведения человека, общественно значимых событий, характерных исторических подробностей; узнаваемо изображать людей, предметы, события, состояния природы и т.д и т.п.

В этом случае понятие реализма не ограничивается никакими хронологическими рамками и может быть распространено почти на все явления художественного творчества.


------------------

ИМПРЕССИОНИЗМ



от фр. "впечатление" - художественное направление в изобразительном искусстве, возникшее и достигшее расцвета во Франции в 1860- начале 80 годов.

Одним из создателей нового течения являлся Мане, восставший против официального академического искусства.

Импрессионисты утверждали новое видение мира, основанное на непосредственном зрительном впечатлении, наблюдении природы.

В их полотнах мир предстает в вечном движении, природа - многоликой и прекрасной в бесконечных превращениях.

Главное внимание они сосредоточили на цвете и свете как наиболее изменчивых и преходящих элементах реального мира.
 

Наиболее последовательное воплощение принципы импрессионизма получили в творчестве пейзажистов Моне, А.Сислея, К.Писсарро.

Мир живописи наполнился светом и воздухом, человек стал восприниматься как неотъемлемая часть вечно изменчивой природы (Ренуар, Дега)


Импрессионизм нашел последователей в скульптуре - во Франции, России и других странах (некоторые произведения Родена, творчества Трубецкого и др.)
Он оказал существенное влияние на европейское искусство, в большинстве национальных школ в конце XIX начале ХХ в. были свои импрессионисты (в России - Грабарь, К.Юон).

Импрессионизм в музыке -

 стремление передать музыкальными средствами мимолетные настроения, зафиксировать оттенки психологических состояний, вызванных созерцанием внешнего мира.
Применение термина "импрессионизм" к музыке, однако, условно.
Музыкальный импрессионизм нашел выражение в творчестве Дебюсси и его последователей.

---------

ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ


- художественное условно собирательное обозначение неоднородной совокупности основных направлений в изобразительном искусстве, получившее наиболее яркое выражение в живописи Франции.

Весьма условно его хронологические границы определяются в середины 1880-х до середины 1900-х гг.

Искусство постимпрессионизма не представляет собой единого художественного течения.
Оно объединяло группу мастеров, единодушно выступавших против академического и салонного искусства, но творчество каждого носило глубоко индивидуальный характер.
Ведущими фигурами являлись Сезанн, Гоген, и Ван Гог.


Их индивидуальные творческие программы соприкасались в стремлении преодолеть камерный характер живописи, вернув ей масштабы картинного образа, имеющего философский и символический замысел, способного объединять разнообразие впечатления от действительности, выражать внутренний мир творца.

Идеи постимпрессионизма получили развитие в символизме в стиле модерн, прямыми выразителями которых стали ученики Гогена и его последователи из группы "Наби" ("Пророки") - М.Дени, П.Боннар.

Выдающимся французским художником этого периода является А. де Тулуз-Лотрек, в творчестве которого тенденции направления получили отражение как в живописи, так и в разных видах графики : в афише, плакате, рекламе, главным образом театрального содержания.

--------

МОДЕРНИЗМ 

- сложное художественное течение, возникшее в Западной Европе в 1870-х годах и до начала 1900-х.

Уставшие от реализма художники хотели использовать выразительные средства, отражающие быт, не создавая при этом зеркального отражения этого мира.
Стоявшие у истоков модернизма мастера зачастую черпали вдохновение в совершенно противоположных явлениях жизни, что отражало глубокие изменения, происходящие тогда в Европе.

Взаимодействие разнонаправленных сил - западной и незападной, городской и сельской, материальной и духовной - и дало жизни модернизму, который уже в начала ХХ века стал называться - МОДЕРН (1892- 1914 гг)...


Наступал ХХ век с его стилями и новыми направлениями...

-----------------------------------------------
продолжение следует...

---------------------------------------------------------------

Начало рубрики:

Основные стили и направления в искусстве и обществе X-XX в. Часть 1:X-XVIII вв.

Основные стили и направления в искусстве и обществе X-XX вв. Часть 2:XVIII-нач XIX вв

Основные стили и направления в искусстве и обществе X-XX вв.Часть 3: Классицизм.


---------------------------------------------

Небольшая галерея работ художников 19 века:









Поль Сезанн - Натюрморт синий постер.

-----------------------------

Читайте так же:

Комментариев нет:

Отправить комментарий