Мною уже было рассмотрена первое тридцатилетие XIX века - стиль ампир и романтизм в Части 2 этой рубрики тут:
Напомню:
Сложился во Франции в годы империи Наполеона I, отличался парадным великолепием, массивностью объемов, богатством лепного, резного, литого декора, символизирующего государственное могущество и воинскую силу.
Мотивы декора и архитектурные формы стиля ампир представляли собой переработку или даже повторение образов античного искусства(древнегреческой архаики, императорского Рима) и древнеегипетской архитектуры и скульптуры....
------
Термин происходит от слова "роман" ("романами", "романтическими" в 17 в. называли сочинения, написанные не на латыни, а на происходящих от нее романских языках: французском, итальянском и др., а позже так называлось все таинственное и чудесное).
Для романтизма характерно обостренное внимание к душевному миру человека. Романтический герой испытывает бурные чувства, "мировую скорбь", стремление к совершенству, мечтает об идеале...
Основные стили и направления в искусстве и обществе XVII-XX вв. Часть 2:XVIII-первой половины XIX вв
Напомню:
АМПИР
(фр. "империя")- стиль в архитектуре и декоративном искусстве 1-ой трети XIX в. ,завершивший развитие классицизма.Сложился во Франции в годы империи Наполеона I, отличался парадным великолепием, массивностью объемов, богатством лепного, резного, литого декора, символизирующего государственное могущество и воинскую силу.
Мотивы декора и архитектурные формы стиля ампир представляли собой переработку или даже повторение образов античного искусства(древнегреческой архаики, императорского Рима) и древнеегипетской архитектуры и скульптуры....
------
РОМАНТИЗМ - направление
в европейском искусстве 1-ой половины 19 в.Термин происходит от слова "роман" ("романами", "романтическими" в 17 в. называли сочинения, написанные не на латыни, а на происходящих от нее романских языках: французском, итальянском и др., а позже так называлось все таинственное и чудесное).
Для романтизма характерно обостренное внимание к душевному миру человека. Романтический герой испытывает бурные чувства, "мировую скорбь", стремление к совершенству, мечтает об идеале...
------------------
РЕАЛИЗМ
От латинского - "вещественный", "действительный"- термин, имеющий в искусствоведении два основных значения.1. Реализм - художественное направление, пришедшее на смену романтизму и преобладавшее в европейском и русском искусстве середины и второй половины XIX века.
В отличие от романтизма, герои которого - "исключительные характеры в исключительных обстоятельствах", реализм предполагает "правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах" (Ф.Энгельс)
Персонаж реалистического произведения - это всегда определенный социальный тип. При этом надо понимать, что типичное в искусстве - это не "типовое", а неповторимое, ярко очерченная индивидуальность.
В период расцвета реализма работали О.Бальзак, Ч.Диккенс, Н.Некрасов, И.Тургенев, И.Гончаров, А.Островский, Л.Толстой.
В театре утверждали актеры Э.Росси, Т.Сальвини,Ж.коклен и др.
Реализм связан тесно с Малым театром, и в первую очередь Щепкина (1788-1863).
Крупнейшими представителями реализма в живописи были: Курбе(Франция), Крамской. Репин, Суриков (Россия) и др.
Достигнув выдающихся результатов во второй половине XIX века, реализм вскоре миновал свой период расцвета.
Например, творчество Ф.Достоевского стало для реализма пограничным явлением.
В этом случае понятие реализма не ограничивается никакими хронологическими рамками и может быть распространено почти на все явления художественного творчества.
от фр. "впечатление" - художественное направление в изобразительном искусстве, возникшее и достигшее расцвета во Франции в 1860- начале 80 годов.
Одним из создателей нового течения являлся Мане, восставший против официального академического искусства.
Импрессионисты утверждали новое видение мира, основанное на непосредственном зрительном впечатлении, наблюдении природы.
В их полотнах мир предстает в вечном движении, природа - многоликой и прекрасной в бесконечных превращениях.
Главное внимание они сосредоточили на цвете и свете как наиболее изменчивых и преходящих элементах реального мира.
Наиболее последовательное воплощение принципы импрессионизма получили в творчестве пейзажистов Моне, А.Сислея, К.Писсарро.
Мир живописи наполнился светом и воздухом, человек стал восприниматься как неотъемлемая часть вечно изменчивой природы (Ренуар, Дега)
Импрессионизм нашел последователей в скульптуре - во Франции, России и других странах (некоторые произведения Родена, творчества Трубецкого и др.)
Он оказал существенное влияние на европейское искусство, в большинстве национальных школ в конце XIX начале ХХ в. были свои импрессионисты (в России - Грабарь, К.Юон).
Импрессионизм в музыке -
стремление передать музыкальными средствами мимолетные настроения, зафиксировать оттенки психологических состояний, вызванных созерцанием внешнего мира.Применение термина "импрессионизм" к музыке, однако, условно.
Музыкальный импрессионизм нашел выражение в творчестве Дебюсси и его последователей.
---------
- художественное условно собирательное обозначение неоднородной совокупности основных направлений в изобразительном искусстве, получившее наиболее яркое выражение в живописи Франции.
Весьма условно его хронологические границы определяются в середины 1880-х до середины 1900-х гг.
Искусство постимпрессионизма не представляет собой единого художественного течения.
Оно объединяло группу мастеров, единодушно выступавших против академического и салонного искусства, но творчество каждого носило глубоко индивидуальный характер.
Ведущими фигурами являлись Сезанн, Гоген, и Ван Гог.
Их индивидуальные творческие программы соприкасались в стремлении преодолеть камерный характер живописи, вернув ей масштабы картинного образа, имеющего философский и символический замысел, способного объединять разнообразие впечатления от действительности, выражать внутренний мир творца.
Идеи постимпрессионизма получили развитие в символизме в стиле модерн, прямыми выразителями которых стали ученики Гогена и его последователи из группы "Наби" ("Пророки") - М.Дени, П.Боннар.
Выдающимся французским художником этого периода является А. де Тулуз-Лотрек, в творчестве которого тенденции направления получили отражение как в живописи, так и в разных видах графики : в афише, плакате, рекламе, главным образом театрального содержания.
ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ
Весьма условно его хронологические границы определяются в середины 1880-х до середины 1900-х гг.
Искусство постимпрессионизма не представляет собой единого художественного течения.
Оно объединяло группу мастеров, единодушно выступавших против академического и салонного искусства, но творчество каждого носило глубоко индивидуальный характер.
Ведущими фигурами являлись Сезанн, Гоген, и Ван Гог.
Идеи постимпрессионизма получили развитие в символизме в стиле модерн, прямыми выразителями которых стали ученики Гогена и его последователи из группы "Наби" ("Пророки") - М.Дени, П.Боннар.
Выдающимся французским художником этого периода является А. де Тулуз-Лотрек, в творчестве которого тенденции направления получили отражение как в живописи, так и в разных видах графики : в афише, плакате, рекламе, главным образом театрального содержания.
--------
Уставшие от реализма художники хотели использовать выразительные средства, отражающие быт, не создавая при этом зеркального отражения этого мира.
Стоявшие у истоков модернизма мастера зачастую черпали вдохновение в совершенно противоположных явлениях жизни, что отражало глубокие изменения, происходящие тогда в Европе.
Взаимодействие разнонаправленных сил - западной и незападной, городской и сельской, материальной и духовной - и дало жизни модернизму, который уже в начала ХХ века стал называться - МОДЕРН (1892- 1914 гг)...
Наступал ХХ век с его стилями и новыми направлениями...
-----------------------------------------------
продолжение следует...
---------------------------------------------------------------
Начало рубрики:
---------------------------------------------
МОДЕРНИЗМ
- сложное художественное течение, возникшее в Западной Европе в 1870-х годах и до начала 1900-х.Уставшие от реализма художники хотели использовать выразительные средства, отражающие быт, не создавая при этом зеркального отражения этого мира.
Стоявшие у истоков модернизма мастера зачастую черпали вдохновение в совершенно противоположных явлениях жизни, что отражало глубокие изменения, происходящие тогда в Европе.
Взаимодействие разнонаправленных сил - западной и незападной, городской и сельской, материальной и духовной - и дало жизни модернизму, который уже в начала ХХ века стал называться - МОДЕРН (1892- 1914 гг)...
Наступал ХХ век с его стилями и новыми направлениями...
-----------------------------------------------
продолжение следует...
---------------------------------------------------------------
Начало рубрики:
Основные стили и направления в искусстве и обществе X-XX в. Часть 1:X-XVIII вв.
Основные стили и направления в искусстве и обществе X-XX вв. Часть 2:XVIII-нач XIX вв
Основные стили и направления в искусстве и обществе X-XX вв.Часть 3: Классицизм.
---------------------------------------------
Небольшая галерея работ художников 19 века:
Поль Сезанн - Натюрморт синий постер.
-----------------------------
Читайте так же:
Комментариев нет:
Отправить комментарий