В 1884 году в книге "Фельетонный словарь современников - Наши знакомые", автор Владимир Михневич, высказывался о Верещагине в ироничной форме:
"Верещагин В.В. - просто "наш знаменитый", с неслыханной гордыней отвергнувший во время оно академический титул, составил себе не только всероссийскую, но и европейскую славу многочисленными коллекциями своих картин и этюдов Туркестана, Индии и последней русско-турецкой войны. Правда и реализм, доведенные до "последнего слова", составляют неподражаемую силу кисти г. Верещагина, притом, всегда вдохновленной известной идеей, с "направлением".
Художник - публицист и мыслитель, он немного хлопочет о рисунке, о технике - лишь бы они выражали данную идею, а потому, с строгой точки зрения академических классиков, ценится не высоко. Это откровенно высказал, на великий конфуз для себя, в печати, простодушный (ныне покойный) академик Тюрюмов; его единомышленники (а ими полна академия) живы по сие время, но благоразумно молчат, ибо сознают, что против рожна общественного вкуса пройти нельзя.
Недавно на рожон этот накололось, и пребольно, "Нов.Время" своей неодобрительной критикой, сточки зрения квасного патриотизма и батального жанра в суздальском вкусе, неподкупно-правдивых картин последней войны г. Верещагина. Общество осталось глухо к этим художественно-критическим инсинуациям. Весь Петербург ходил смотреть картины г. Верещагина, а когда назначен был им достопамятный аукцион, они пошли нарасхват в такие лакомые цены, что у соперников нашего художника "в зобу дыханье сперло" от соревнования..."
------------------
Однако, предлагаю уже серьезно вспомнить (коротко, конечно же), кто такой был художник Верещагин В. В. , кстати, их было три брата...
--------------------------
Верещагин Василий Васильевич (1842-1904) -
русский художник, очеркист. Вошел в историю отечественного искусства как живописец, основной темой творчества которого является война и её страшное воздействие на духовный мир человека (художник баталист).
В 1860 г. поступил в Академию художеств, но оставил её через три года, выступив против косности академической подачи знаний. В 1864-66 гг. учился в Парижской Академии художеств. Путешествовал по всему миру. Участвовал в военных действиях русской армии в Туркестане(1860-ые г), в русско-турецкой войне(1877-1878) и русско-японской войне(1904-1905). Погиб в Порт-Артуре при взрыве броненосца "Петропавловск".
Верещагин создал серии картин "Туркестанская", "Балканская", цикл, посвященный Отечественной войне 1812 года, в которых с глубоким драматизмом показал жестокие будни войны ("Смертельно раненый", "Перед атакой. Под Плевной") мужество и нравственную силу народа. Воевавший сам, он понимал что происходит на поле битвы, от этого его произведения наиболее живо представляют нам все те ужасы жизни и смерти.
Военный живописец и офицер русской армии Василий Верещагин обладал не только художественным талантом, но и большим личным мужеством. Художник, сменивший кисти и краски на ружье и встав в ряды вооруженных сил Российской Империи того времени, был удостоен высокой награды офицера - ордена Святого Георгия 4-ой степени. Хотя Верещагин и отрицал всякие регалии, отличия и титулы, и в свое время даже отказался от золотой шпаги как высокого вознаграждения за участие в штурме Шипки, к своему единственному боевому ордену относился с уважением и гордостью...
В его творчестве романтическое изображение военных событий со временем уступило место глубоким размышлением о войне ("Апофеоз"), обличению религиозного фанатизма ("Торжествуют") и колониализма ("Подавление индийского восстания англичанами"). Он писал картины правдиво и честно , как было на самом деле, за что его не любили высокопоставленные царские чиновники и всячески ему мешали творить, а главное показывать и рассказывать честно через свои произведения всю нелестную правду.
На основе этюдов и зарисовок с натуры Верещагин создал особый жанр документально-этнографической живописи, имевшей большое просветительское значение. В этом жанре выдержаны и литературные сочинения Василия Верещагина : путевые очерки, дневники, военные мемуары и другие( о них я буду еще не раз упоминать на страницах сайта). В своих работах :"Реализм", "Прогресс в искусстве" Верещагин изложил понимание критического реализма как художественного метода.
Живопись и литературные сочинения дошли и до наших дней. И те и другие при изучении помогут нынешнему поколению понять глубину познания как общества того времени, так и получить полезные знания в изучении мироздания и психологических процессов человеческого бытия.
А некоторые может быть задумаются: "...хотят ли русские войны..."/песен./, зная все её ужасы не понаслышке...
--------------------
Множество картин Верещагина В.В. так же можно найти в соц.сетях, как и информации о художнике.
Например, вот как отзываются о Верещагине авторы публикаций Журнала "Искусство и художественная промышленность" (№16), в своем выпуске 1900 г. в статье:
"ПО ПОВОДУ ВЕРЕЩАНИНСКОЙ ВЫСТАВКИ КАРТИН"
------------------------------------------------------
Читайте так же:
Отечественная война 1812 г. в фотогравюрах по книге 1887 года. Книги о войне 1812 года.
Мундир генеральский на 1881 г.Россия.Подлинники,крой,реконструкция
Форменная одежда чиновников 19-начала 20 вв.
Армия в правление Николая I (1825-1855 гг). История (кратко). Книга рисунков обмундирования.
"Рисунки обмундирования и вооружения офицеров императорской российской армии 1844 года" - книга.
Описание форм обмундирования и вооружения офицеров, чиновников 1861-1862 гг"- книга.
Библиография по истории российской военной и гражданской формы 19-20 вв.- по книге.
Мундиры (форма) егерей Русской армии по книге 1897 г.:"История 101 пехотного Пермского полка"
Возвращение к национальному костюму в армии и моде в России в конце XIX в. История, фото.
Дети на полотнах художников XIX века.
Гравюры XIX в. Т.Роулендсона к поэме "Путешествие доктора Синтакса в поисках живописного".
Козьма Прутков - по книге за 1883 год.
Комментариев нет:
Отправить комментарий