23.10.21

Театральный костюм. Часть 2: сходство и различие с реконструкцией.

"...Одежда имеет значение не сама по себе, а на определенном носителе, на человеке. Всякая одежда есть известное видоизменение, преображение внешности человека...                                                                                                     Зрительной иллюзией мы называем непосредственное зрительное впечатление, не совпадающее с другими видами восприятия данного предмета и с общей совокупностью наших знаний о нем...                                                                                                                       ...Конечно в восприятии иллюзий, как и во всех других видах восприятий сказываются индивидуальные различия. На одних иллюзия действует сильнее, чем на других. Однако обычно мы находим лишь количественную разницу, но не изменение направления иллюзий...Особенное значение для восприятия иллюзий имеет направление внимания. В иллюзиях, обусловленных действием дополнительных зрительных элементов, очень важно, чтобы фигура рассматривалась вся в целом..." 

- "Моделирование одежды по законам зрительного восприятия", С. Беляева-Экземплярская, 1934 г.

-------

Мое вступление к тому, что у исторических: театрального костюма и костюма-рконструкции, разные конечные цели восприятия носителей одежды в определенных условиях показа. 

У театрального - показать в общем ту или иную эпоху и при этом быть единым с актером;  у реконструкции той же униформы - воспроизвести дух эпохи, который подчеркивается деталями костюма, его комплектации, где сама историческая копия может быть такой же цельной, без участия его хозяина-человека.

 Конкретнее: театральный (или любая стилизация, например, для проведения исторических балов) костюм живет непосредственно с героем постановки, а реконструкция исторического изделия (точная копия по подлиннику) может жить сама по себе, например, при исторических выставочных показах как экспонат.

Для основной массы людей - обе технологии изготовления исторического костюма - это лишь иллюзия восприятия определенного периода в истории общества. И только специалист по костюму может определить по конкретным чертам - что перед ним находится. А грамотные люди успешно пользуются этой иллюзией: большинство во благо (например, для постановок того же фильма), но есть люди, которые на этом наживаются (например, чтобы подороже продать стилизацию как реконструкцию несведущему покупателю).

Однако далее "копать вглубь" не буду, а перейду к практическим примерам.

----

СТИЛИЗАЦИЯ И РЕКОНСТРУКЦИЯ ИСТОРИЧЕКОГО КОСТЮМА.


Напомню:

Стилизация костюма - это пошив одежды внешним видом похожий на исторический вид. Как правило, это или изделия для театральных и кино-постановок, или тематических мероприятий, таких модных в наш ХХI век: балов, исторической охоты и др.

Реконструкция костюма

это изготовление копии исторического костюма как можно более приближеннее к его подлиннику, т.е. соблюдаются крой, технология пошива, подбор соответствующей фурнитуры, правила ношения на нужный период времени. Чаще всего это или штучные изделия при реконструкции исторических сражений, или что-то связанное с народным костюмом, например, определенное поселение для показа туристам и т.п.

-------

Я не просто так выставила фотографию из соцсетей Гарика Харламова в комедийном сериале "Гусар". Дело в том, что рубашку для его завешенного образа шила моя персона (помните: костюмер должен знать историю и желательно крой😉). И это стилизация, хотя в ней 80% - реконструкция: это крой и правила пошива. Единственное то, почему назвала эту работу "стилизацией, - она собрана на швейной машинке, а не вручную. 

Слышу кто-то похвалит режиссера в том, что он даже до нижнего белья все соблюдал в своей работе. Не спешите хвалить, т.к. дело в том, что гусар по замыслу сериала во многих сценах должен был быть именно в рубашке. 

Именно она дополняла характер автора замысла, делая героя более раскрепощенным и свободным, что добавляло комичности (мягко говоря😉,потому что тут свое отношение к этому сериалу высказывать не берусь, т.к. тема не о том) сериалу. 

***
Кстати, гусарский мундир так же хотели заказать у меня, но я отказалась. Однако вес данные для его пошива были взяты из этого блога...
***

Сами посмотрите:


картинки взяты из соцсетей в свободном доступе
--------------

Теперь предлагаю рассмотреть на примере изготовления мужских коротких штанов - кюлот ( они же - бриджи) на XVIII век всю разницу в пошиве для театральных постановок и для реконструкции исторических мероприятий. Готовы?

****

Сразу оговорюсь: считаю театральных портных по пошиву костюмов, и особенно тех, кто еще учился в советской школе (при СССР) - отличными Мастерами. И сами статьи только для тех, кто до конца так и не понял, что такое стилизация и реконcтрукция одежды. И не более того!

*****

Кюлоты/бриджи на XVIII век, сшитые в одной из московских театральных мастерских.




-----

Реконструкция кюлот на XVIII век. (моя работа)

Весь материал выкладывать не буду, т.к. он уже имеется на сайте в подробностях. Покажу лишь несколько фотографий. 

И, естественно вся работа выполнена мною не только по старинному английскому крою, но и по технологии именно того времени и с применением ручных пошивочных работ на 87% (100% реконструкции в наши дни ни кто ни на что (будь то мероприятия, или костюм исторический) сделать не в состоянии по многим причинам).

Верх кюлот-рекострукции - бархат х/б, низ - небеленный лен.




Чтобы не быть голословной, ставлю подлинник кюлот 1750 года:


Одно из правил реконструкции: сделать наиболее приближенную копию с подлинника и ничего от себя не привносить(!!).

Правило театрального костюма: сделать визуально приближенный вид к подлиннику исторического вида костюма и по задумке режиссера-постановщика.

-----------------------------------

СРАВНЕНИЕ и ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Ну, и в завершении, давайте посмотрим на разницу вида театральных кюлот и кюлот-реконструкции на XVIII век.

Вариант от театральных портных сшит чисто стилизованно, реконструкция же выполнена с налетом эпохи. 

Помните: разные цели, разные результаты.

Однако сходство есть: это как профессиональность, так и знание истории у театральных портных. И то, что в общем виде зритель получает нужный эффект по поставленной цели.

Кстати, сейчас и этот вид портняжных мастеров уходит в небытие...А жаль...

--------------------------------------------------

История из моей практики:

Как-то ко мне заехал руководитель ИПК "Лаватера", с очередной партией репринтов исторической литературы по костюму 19 в века. Слово-за-слово и он рассказал мне такую вещь.

Буквально еще несколько лет назад (приблизительно до 2010-12 гг) у него постоянно заказывали репринты с книг по шитью театральные мастерские. Причем издание делало чуть ли сотнями копий для них и не сшивало как книги. В мастерских швеи работали по правилам: лист с описанием кроя и пошивом клали при работе перед собой. Выполняя работу, лист выкидывался. 

Но в последние годы такая практика перестала существовать. Причиной этому было то, что мастеров по пошиву театрального костюма почти не осталось, т.к. "старая гвардия" уже почти вся ушла на пенсию, а новых портных в наше время так уже не учат, как практиковали обучение в СССР.

Печально все это..увы...

А еще печальнее лично для меня, что и типография "Лаватера" закрылась в 2022 году...

-------------------------------------

Читайте так же:

Театральный костюм. Часть1:правила создания по книгам ХХ века.

Обзор книг и журналов по изготовлению одежды. Часть 1: 1880-1907 г.
Обзор книг по изготовлению одежды. Часть 2.:1911-1930 гг. Фото.

Учимся у Мастеров. Часть 1:Утренний комплект дамы на 19 век
Учимся у Мастеров Часть 2: черное платье на модерн.
Учимся у Мастеров. Часть 3: Комплект на середину 19 в. Крой.

Учимся у Мастеров. Часть 4: Амазонка бежевая на нач.19 в.Стилизация.

Учимся у Мастеров. Часть 5: "Амазонка" серая на середину XIX века.
Учимся у Мастеров. Часть 6: амазонка-костюм для верховой езды красный на конец 19 в.
Разбор пошива верха платья 1870 г. Подлинники с изнанки конца 19 в.

Вечернее платье ок. 1830 г. Подробный разбор. Гравюры.

Рубаха-реконструкция (№5) на 1855-65 гг.-МК : Часть 1: крой, манишка.

Кюлоты для балов 18-19 в.подлинники,реконструкция.
Брюки/штаны с лацбантом.Крой, реконструкция,подлинники
Реконструкция кюлот XVIII века. Часть 1: Предисловие: История, подлинники.

Нательное мужское белье 1820-50 гг. Подлинники.
Кальсоны-панталоны мужские  конец 18-начало 19 в. шьем сами-МК.

Книга: К. Холкебоер: "Выкройки для театральных костюмов..." : Часть 2: Костюм Древнего мира до XI века.
Крой костюмов по книге К. Холкебоер. Часть 3: Средневековье XII-XIII  вв."
Крой костюмов по книге К.Холкебоер: Часть 4: XIV-XV вв- позднее Средневековье.
Книга К.Холкебоер:"Выкройки театральных костюмов..." : Часть 5: крой на XVI век.

Детская одежда для реконструкции боя под Бородино 

Платье 1870 года. Детальный разбор.

4 комментария:

  1. Спасибо большое за пост!Не могли бы вы посоветовать курсы, книги по исторической реконструкции
    ?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Пожалуйста... Книг по исторической реконструкции нет в природе и этому нигде НЕ учат.

      Удалить
    2. вы серьезно? что за бред. есть масса изданий об историческом крое. многие из которых с выкройками и подробными описаниями. конечно в онлайн доступе бесплатно их не очень много.
      зачастую это книги по отдельным элементам в костюме в определённые периоды.

      Удалить
    3. Уважаемый Аноним, мне жаль, что вы НЕ ВНИМАТЕЛЬНО читаете тексты. Повторюсь: КНИГ по РЕКОНСТРУКЦИИ нет в природе. По РЕКОНСТРУКЦИИ, а не историческому крою. Это книги о том КАК делать реконструкцию от А до Я... А не как строить чертеж модели одежды. И так... к слову: первые более-менее системы кроя были изобретены после 1830-х годов...
      Чтобы создать реконструкцию - как наиболее точную копию костюма того или иного периода, мало иметь крой, надо еще знать технологию пошива одежды того времени, какие материалы были, модные тенденции какие и т.д...

      Удалить