28.2.20

Военная форма в царской армии: конец 19 - нач. 20 вв: Крой.История.. Подлинники

Страница находится  в разработке : в свободное время дополню её новыми фактами и проч. данными.
------

Чтобы облегчить страницы блога о военной форме России всего 20 века, разбила страницу по

Шинелям, кителям и проч. униформы
на несколько частей...



---------------------




Шинель — 

тип верхней одежды, надеваемой в рукава. 

Введена в 1802 году. 

Имела высокий воротник, семь пуговиц на груди, была приталенной — стягивалась сзади клапаном поверх складок. 

Данный крой шинели позволял ей стать плащом или одеялом — следовало лишь расстегнуть клапан. 

После Крымской войны (1853—1856) солдатская шинель несколько изменяет свой фасон. Становится короче, покрой свободнее. 

Стоячий воротник заменен на отложной. Только совершенством "русской шинели" можно объяснить то, что просуществовала она почти без изменений еще целых 60 лет (до 1917 года).


----------------------------------------------------------------

ПОДЛИННИКИ и КРОЙ военной формы Российской Империи ( царской армии)

--------

Комплект униформы подполковника Белой армии периода гражданской войны, Российская Империя 1918 г. -











Уникальный комплект униформы, принадлежащий полковнику белой армии, периода гражданской войны в России состоит из френча и галифе. 
Френч пошит на английский манер из шерстяной ткани светло-зеленого цвета. Воротник узкий, стоячий, застегивается на два стальных крючка. 

Френч запахивается на правую сторону на четыре костяные круглые пуговицы. Имеется два нагрудных и два боковых кармана. Нагрудные карманы на одной костяной пуговице с прямоугольными складками, прикрываются трехмысковыми клапанами. Боковые карманы прямоугольные, повторяют фасон нагрудных. На высоких манжетах рукавов имеются фигурные шлевки на одной пуговице каждая. 

На левом рукаве нашиты три золотистые галунные полоски. На плечах оригинально установлены погоны полковника, закрепленные на одной гербовой пуговице каждый. В левом нагрудном кармане найдены визитные карточки владельца и купюра достоинством в пять рублей. 

Наличие визитных карточек открывает возможность исследовать биографию бывшего владельца униформы и его места в исторических событиях Гражданской войны 1918-1920 года. 
Галифе пошиты из темно-синего сукна с широкими красными лампасами с внешней стороны каждого бедра зауженных к низу штанин. Талия с высокой посадкой. С задней стороны под поясом расплогаются две горизонтальные шлевки для дополнительной регуляции высоты и ширины посадки. 

С передней стороны под поясом находятся два боковых прорезных кармана, один часовой карман. Брюки застегиваются на пять пуговиц.

____________________________________________________________

Галифе́ (от фр. Galliffet) — брюки, облегающие голени и сильно расширяющиеся на бёдрах. Русское название брюкам дано по имени французского генерала Гастона Галифе (1830—1909), который ввёл их для кавалеристов. Позже галифе были заимствованы другими армиями. В 1980-х годах галифе вошли в женскую моду, а в 2000-х — в мужскую.

История названия

Согласно историческому анекдоту, французский кавалерийский генерал Гастон Огюст Галифе во время франко-прусской войны (1870—1871) получил ранение, из-за которого его правое бедро оказалось изуродованным и неестественным образом искривленным.

Так как военной формой кавалеристов были облегающие лосины, то генерал стал редко выходить в свет. Но однажды к нему в гости пришёл старый боевой товарищ — полковник Ковенкюр, который принёс приглашение на бал, устраиваемый правительством французской республики. Полковника сопровождала его дочь Анна-Мари, которой удалось уговорить генерала Галифе туда поехать.

На балу генерал появился в совершенно неожиданных брюках, которые были чрезвычайно свободны в бёдрах, но сильно заужены от колена. Несмотря на такой покрой, брюки комического эффекта не создавали, а Анна-Мари, послав генералу через весь зал воздушный поцелуй, сказала: «Ах, генерал, какая прелесть! Вам так идёт этот наряд!». Через несколько месяцев генерал (на тот момент пожилой вдовец) женился на ней.

На самом деле, имя генерала эти кавалерийские брюки получили только в русском языке, а по-французски они называются просто culotte bouffante (брюки с напуском). Брюки подобного рода использовались во многих армиях и до генерала Галифе, однако во французской кавалерии их ввел именно он в бытность свою военным министром.
(с)
---------------------------------------------------

Рейтузы "Галлифе" из книги по крою за 1909 год:



----------------------------------

 Комплект военной формы штабс-капитана 246-го пехотного Бахчисарайского полка, Российская Империя .начало 20 в.





Этот комплект униформы штабс-капитана 246-го пехотного Бахчисарайского полка Российской императорской армии принадлежавший В.Г. Козякину, был куплен в семье наследников белоэмигрантов в США. Комплект состоит из офицерского мундира РИА обр. 1855 г. с погонами, офицерской фуражки и пояса-шарфа.

Классический пехотный мундир для офицеров РИА обр. 1855 г. двубортный, с узким воротником - застегивается на шесть гербовых позолоченных  пуговиц и два стальных крючка изготовлен из качественного темно-синего кастора. 

Воротник и обшлага украшены катушками сотканные серебряным шитьем. 

Воротник имеет голубой подбой. На полах сзади имеется разрез с четырьмя гербовыми пуговицами. Обшлага рукавов, воротник, задний разрез и край борта оплетены красным кантом. 

На плечах располагаются прямоугольные погоны штабс-капитана, состоящие из плотной, обшитой золотым узором основы с одним красным просветом, четырьмя шитыми звездами и позолоченными накладками-цифрами с номером полка - "246". На подкладке воротника имеются незначительные следы бытования.

Офицерская фуражка изготовлена из качественной темно-синей шерсти. Околыш обтянут суконной тканью василькового цвета. На околыше закреплена национальная кокарда. Кокарда представляет собой овальную рельефную основу.


 Центральная часть кокарды состоит из кругов : первый (внешний) – золотистый, вторая – черный, третья – золотистый, круг находящийся в середине – черного цвета. Козырек изготовлен из жесткой лакированной кожи. Окантовка красная. Очелье из тонкой кожи коричневого цвета. 

Пояс-шарф пошит  из серебряной шелковой нити с тремя горизонтальными красно-коричневыми полосками. Зацеп и крюк прикрываются вертикальным квадратным клапаном.

---------------------------------------------------------


Парадный мундир офицера армейской артиллерии образца 1913 года, Российская Империя





Сукно, бархат, шелк, галун, металлическая нить, латунь, позолота. Сшит из сукна защитного цвета, со стоячим бархатным воротником с шитьем, по кромке которого идет красная выпушка (аналогичная выпушка идет по обшлагам рукавов). Застегивается на один ряд пуговиц.

 По бокам два ряда латунных гербовых пуговиц, для пристегивания цветного лацкана. Боковые карманы встроенные, с клапанами. С левой стороны груди, обработанное отверстие для установки полкового знака
__________________________________________


 Черчение мундиров нач. 20 в. царской России

Черчение однобортного мундира, и других...


 Черчение выкройки для гусарки венгерки начала 20 в.

---------------


Мундир парадный с пристяжным лацканом офицера армейских сапер. 1913 г., Россия царская армия.





Шерсть, бронза, серебрение, серебряный галун, серебряная канитель. 1910-е гг.
__________________________________________________________________



СЮРТУК офицерский, Россия - царская армия
---------------------------------
конец 19 века: мундирный сюртук
---------------------------------------------------------------

построение по масштабу, т.е. по сантиметрам.

*****
 Весь ниже перечисленный крой можно рассмотреть и прочесть о нем тут на сайте на странице, где мною выложены книги как для чтения, так и для скачивания:
Обзор книг по изготовлению одежды. Часть 1: 1880-1907 г.
Обзор книг по изготовлению одежды. Часть 2.:1911-1930 гг. Фото.
******
-----------------------------------------------


Черчение и крой форменного пальто - ШИНЕЛИ для солдат.- Николаевская шинель.

черчение и крой пелерины для морских офицеров царской армии


 Черчение и кройка казачьего чекменя царской армии .построение в см.

 Черчение и крой черкесски .построение в сантиметрах.

 черчение и крой разных форм воротников в униформе

Черчение и крой дорожной бурки царской армии 

Построение в сантиметрах.

Черчение и крой флотского кителя



------------

Самым распространенным до 1920 года форменным видом одежды того времени была защитная гимнастерка со стоячим воротником, шаровары такого же цвета, заправленные в сапоги или обмотки с ботинками (вид обмундирования военного времени, установленного Приказом по военному ведомству царской России № 100 от 10 марта 1909 г. и Приказом по военному ведомству № 218 от 7 мая 1912 г.).

Лицам, вступавшим в Красную Армию, разрешалось оставаться в собственной гражданской одежде. Большое распространение в армии получили кожаные куртки и фуражки, которые носили главным образом командиры, комиссары и политработники.

 У командного состава нередко можно было видеть френчи английского и американского образцов. В кавалерии преобладающим видом одежды были гусарские чакчиры (шаровары покроя "бриджи", в основном, крапового цвета) и венгерки.

-------------------

ГИМНАСТЕРКА - из истории


Большинство авторов сходятся во мнении, что гимнастическая рубаха была введена в конце 50 — начале 60-х годов XIX века для гимнастических упражнений и хозяйственных работ. Однако конкретный приказ о её учреждении пока не обнаружен. 

Видимо, причина в том, что гимнастическая рубаха на деле представляла собой солдатскую нательную рубаху, а она, в свою очередь, видоизменённую крестьянскую исподнюю одежду. Вне строя, в местах расквартирования солдаты носили нижнюю рубаху без мундира с надетой (накинутой) на неё шинелью, с фуражкой на голове.

 В боевых условиях в местах с жарким климатом нательная рубаха становилась «строевой одеждой». Начальство смотрело на подобные вольности сквозь пальцы. На знаменитой акварели М.Ю. Лермонтова и Г.Г. Гагарина, запечатлевшей эпизод сражения при реке Валерик на Кавказе, русские солдаты изображены в белых холщовых рубахах, белых полотняных штанах и с белыми чехлами на бескозырках.

Достоверно известно, что 7 мая 1856 года приказом по военно-учебным заведениям воспитанникам было предписано «летом, в знойное время» носить «белые полотняные матросские рубашки» без погон.

*****************************************************
Фотография из моего личного семейного архива:
Мой дядя (по бабкиной и материной линии) служил в охране Николая второго.
После революции 1917 года его долго прятали по родным, чтобы большевики не расстреляли.
говорят - спасли.
где он сейчас и что с ним - не знаю.Как и не знаю точно как его звали..увы...Сейчас и спросить-то не у кого...((


*******************************************************

 Сам же термин «гимнастическая рубаха» впервые встречается в приказе военного министра от 18 июня 1860 года, которым для генералов и офицеров вводился белый полотняный китель по образцу уже существовавшего в кавалерии. 

В приказе упоминается, что офицеры пехоты должны носить эти кители «на службе только в тех случаях, когда нижние чины надевают установленные для гимнастических упражнений рубашки».

Гимнастическая рубаха имела простой и функциональный покрой, как и большинство народных изобретений: кусок полотна перегибался пополам и сшивался по бокам, затем вырезалась горловина, оформлявшаяся невысоким стоячим воротником и неглубокой застежкой спереди с крючками или пуговицами. К «стану» пришивались рукава без обшлагов. Срок службы определялся одним годом.(выделено куратором этой темы)

В приказе по военному ведомству № 149 от 26 апреля 1869 года для всех чинов войск Туркестанского военного округа вводились белые гимнастические рубахи в качестве одного из постоянных предметов летней походной формы одежды. На рубахи пристёгивались плечевые мундирные погоны образца 1868 года. Несмотря на то что приказ действовал только в пределах ТуркВО, они постепенно стали распространяться и в других местах.

Александр III в рамках возрождения «русского» стиля, имевшего весьма отдалённое отношение к реальным российским традициям, переодел армию в так называемый народный мундир, что в те годы вызвало много споров и даже приводило к отставкам офицеров, не желавших носить «мужицкой одежды». Не вступая в полемику, отметим, что для «мужицкого» мундира «мужицкая» же гимнастическая рубаха пришлась как нельзя более кстати и стала летней формой одежды — 1 мая каждого года русская армия переодевалась в белое. 

Печальный опыт Русско-японской войны 1904—1905 гг. привёл к военным реформам 1905—1912 гг., в ходе которых армия переоделась в защитное обмундирование. В 1907 году для нижних чинов вводится походная хлопчатобумажная гимнастёрка зеленовато-серого цвета, а в 1912 году появляется походная рубаха русского покроя — косоворотка без карманов, с воротником, застёгивавшимся у левого плеча, справа налево. 
Ещё через год вводится гимнастёрка с нагрудными накладными карманами с планкой. 
--------------------------------------------

Построение гимнастерки нач. 20 в. по масштабу (см)

Гимнастерка 

представляла собой свободную рубаху со стоячим воротником (походная рубаха русского покроя, косоворотка). В 1912 году она была без карманов, с воротником, застегивающимся у левого плеча, справа налево, обшлагами рукавов, застегивающимися на две пуговицы. 

В 1913 г. введена гимнастерка с нагрудными накладными карманами с планкой. Изготавливалась из хлопчатобумажной ткани или тонкого сукна с несколько скошенными книзу рукавами; в горловине рубахи вшит воротник с закругленными краями; левый конец воротника заходит за правый и застегивается петлей на пуговицу; так же на пуговицу приборного цвета застегивается посередине разрез в груди рубахи. 

Существовало множество различных вариаций гимнастерки – с разрезом горловины как слева, так и справа, а также посредине. Отличались и карманы – от полного отсутствия таковых до врезных и накладных различных типов.

-------------------

Описание пошива военной рубахи на 1901 год 



------------------------------------------------

Летняя гимнастерка(рубаха) для рядового состава РИА обр. 1913 г., Российская Империя

/источник: магазин ww2.ru - Антикварный охотник/

Летняя гимнастерка изготовлена из хлопчатобумажной ткани оливкового цвета. Воротник гимнастерки узкий, стоячий, с застежкой на две стальные пуговицы. Передний разрез гимнастерки с открытой планкой с застежкой еще на три стальные пуговицы. Низ планки заканчивается прямоугольным клапаном.

Карманы на груди не предусмотрены. Рукава - двухшовные, без складок, со сшитыми прямыми обшлагами-манжетами. Перед и спинка не сужаются к поясу, а сшиты прямо. На подкладке в верхней части гимнастерки подшит отрез белой льняной ткани. Гимнастерка была найдена среди театрального реквизита и, по-видимому, была несколько раз перешита под разных актеров.
Оригинал.




................


Чтобы узнать более подробную технологию пошива, можно "поднять" Приказ более ранний,а именно за 1911 год...
---------------------------


Гимнастерки шились по образцу Приказа по военному ведомству № 218 от 7 мая 1912 г.
Поднимаем этот Приказ...

 описание гимнастерок с ПОДРОБНЫМ ПОШИВОМ.Гимнастическая (летняя) рубаха образца 1912 г. для всех родов войск.

(Приказ 1913 г.по Военному Ведомству № 339 и Циркуляры Главного Иинтендантского Управления 1913 №№19 и 25)


Летняя рубаха русского покроя (косоворотка), без карманов, строится из равентуха или хлопчатобумажной ткани защитного цвета. Воротник застегивается на боку у левого плеча справа налево, рукава с обшлагами, застегнутыми на пуговицы. Воротник и обшлага делаются двойными.

Стан сшивается с боков и в плечах из двух половинок – передней и задней, выкроенных по одному лекалу с вырезанной посередине вверху горловиной для пришива воротника. С боков стана в верхней части вырезаются по лекалу круглые проймы для пришива рукавов. В передней половине в левой стороне у плеча делается разрез от горловины вниз, длиною в 7 вершков.

Внизу стан рубахи подрубается машинным швом двойным загибом всего около 5/16 – 1/4 (наружный размер подрубки около половины этого). В стане рубахи всех сортов для полноты могут вставляться внизу по одному клину, шириной внизу по подолу не менее 1 1/2 вершка, сходящие постепенно на нет, не доходя до пройм.

Воротник из того же материала, стоячий, мягкий двойной высотой 1 вершка в шитом виде, цельный из вдвое сложенного по длине отрезка, но допускается из двух кусков одинаковой ширины и длины, наложенных один на другой, с подгибом краев вовнутрь. Воротник прострачивается по верхнему и боковым краям, а нижним краем пристрачивается к рубахе, обхватывая края горловины с двух сторон, с загибом краев обеих стенок воротника внутрь на 1/8 – 3/16 вершка.

Для застегивания воротника на правом его конце просекаются и обметываются две петли, наружными их концами в расстоянии 1/4 в от края воротника, в таком же расстоянии и от верхнего и нижнего краев воротника, при этом расстояние между петлями около 1/2 вершка. Пуговицы под цвет рубахи, пришиваются в соответствующих петлям местах на левом конце воротника.

 От места застегивания воротника внизу идет разрез, к краям которого пришивается по одной накладке того же материала, выкроенных по лекалам, верхние концы этих накладок вшиваются между стенками воротника, а нижние концы, наложенные один на другой (правый на левый) прострачиваются в виде прямоугольника, с расстоянием между верхней и нижней строчкой в 1/2 вершка.

Верхняя наружная планка, охватывая своими стенками край переднего разреза, пристрачивается к нему и должна быть цельная; край накладки прострачивается по длине.

Накладка эта может быть цельная из вдвое сложенного по длине отрезка равентуха (материала рубахи) или из двух кусков одинаковой ширины и длины, наложенных один на другой и сшитых с подгибом краев внутрь. В верхней наружной накладке просекаются вдоль ее 2 петли, середина верхней петли на расстоянии 1 1/2 вершка, а середина нижней - 4 1/4 от пришива воротника.

Нижняя внутренняя накладка пришивается к левому краю разреза также как и верхняя, и также может быть цельная из вдвое сложенного по длине отрезка или 2 кусков.

Пуговицы пришиваются снаружи нижней накладки на местах соответствующих петлям верхней накладки.

Рукава выкраивается из цельного куска без клиньев.
Сшиваются вдоль одним локтевым швом, который при пришиве рукава составляет продолжение бокового шва стана рубахи, внизу рукава шов не доходит до конца на вершок, заканчиваясь нитяной закрепкою, несшитые края рукавов подгибаются вовнутрь и прострачиваются.

Внизу к рукавам пристрачиваются того же материала двойные обшлага с обхватами стенками их краев рукавов. Обшлага, шириной в готовом виде 1 1/2 вершка, должны прикрывать нижние края рукавов не менее, как на 3/8 вершка. Рукав снизу у обшлага делается гладким без сборок и складок. Обшлага пристрачиваются к рукавам и прострачиваются кругом по краям машинным швом.

На наружных концах обшлага просекаются и обметываются по две петли, а на внутренних – пришиваются пуговицы. Петли на обшлагах прорезаются параллельно нижнему краю рукава на расстоянии 3/8 вершка от верхнего и нижнего краев обшлага.

Прямой (пехотный) обшлаг цельный из вдвое сложенного по длине отрезка, но допускается и из двух кусков одинаковой ширины и длины, наложенных один на другой, сшитых с подгибом краев внутрь. Обшлага с мыском (кавалерийские) должны состоять из двух сложенных, как указано кусков.

-----------------------------------------

 Черчение и крой форменной матросски по масштабу.

-------------------------------------------------------------

Летние шаровары


Их полагалось носить в 1907-1910 гг, по крою они соответствовали суконным укороченным шароварам к парадной форме, но из ткани и цвета как гимнастическая рубаха и без каких-либо выпушек. С началом войны их стали выдавать со складов в части, а при возникновение дефицита сукна возобновили их производство. Новый образец шаровар ввели в 1915 году. К этому времени сукно старались максимально экономить, кроме того летом в походных условиях было гораздо удобнее носить хлопчатобумажную одежду.

----------------------------------

P.S.: Информацию по Гимнастеркам и обмундированию с конца 19 века до 1915 года можно посмотреть ТУТ 



--------------------------------------------------------------------------------------

------------------------
Для реконструкторов:


Обувь до 1918 года в Российской армии


В годы Гражданской войны бойцы с обеих сторон носили сапоги и - особенно нижние чины - ботинки с обмотками. Сапоги (хромовые или юфтевые) можно легко купить и носить без переделки - они почти не изменились с того времени. Как более дешевый вариант можно порекомендовать использовать простую кирзу.

Ботинки с обмотками также легко смоделировать. В качестве ботинок подойдут любые черные кожаные ботинки, в том числе обычные берцы. 

Обмотками следует закрывать всю голень от ступни до колена (если ботинки высокие, ткань наматывается поверх них). В оригинале обмотки делались из холщовой или суконной ткани, но на игре для этой цели лучше использовать медицинский эластичный бинт - выглядит достаточно прилично, а держит лучше.

Сохранились свидетельства того, что из-за недостатка обмундирования солдаты носили кожаные или даже простые лыковые лапти. Кожаные лапти состояли из ремешков, колец, верха и подошвы с набойками. 
Верхняя часть лаптей кроилась из одного куска кожи и сшивалась на заднике. По верхнему краю лаптей в прорезанные отверстия продевался сыромятный ремень для стягивания лаптей на ноге. 

Длина ремешка была не менее 142 см. На каждом лапте по бокам имелось по одному медному кольцу, через которые пропускался ремешок для закрепления лаптя на ноге.
-------------------------

-----------------------------------------------------------------

Фотографии царской семьи в разные годы






-----------------------------------------------------------------------------------------------

Читайте так же:

Книга кроя брюк 1913 г.
Форменная одежда чиновников 19-начала 20 вв.
Кроим и шьем мужские сорочки по книгам XX века.
Жизнь в России конца XIX века по стихам 1878 г. Из истории правления Александра II.

Комментариев нет:

Отправить комментарий