Впервые в реконструкции военно-исторического движения в России такой мужской головной убор - кепи как экземпляр серьезного увлечения среди самих реконструкторов появился где-то в 1996 году. Затем мне в руки попал на реставрацию и сам подлинник. Естественно, мною с него был снят крой и разработана технология изготовления этого головного убора, о чем подробно все записала в своей рабочей тетради.
Кстати, сама модель кепи в конце 90-х была очень популярна и в обычном ношении по городу. Так что моделей и штук мною было сшито.., ну очень много, тем более, что она была мною разработана точно и сидела отлично, да и мужчинам нравилась. Единственно что менялось - это вид кепи, который зависел от заказчика, хотя.. не чуть не был отступлением от подлинников, если считать сам головной убор как вид на гражданскую войну в Америке 1861-1865 гг.(Севера и Юга)
Сколько штук мною сшито было не могу сказать, помню только, что массово начала делать кепи разных видов в 1997 году, а последнюю модель моего изготовления была продана где-то в году так 2002-ом... В дальнейшем жизнь моя круто изменилась, и на память мне остался только крой самих кепи + записи в "волшебной тетради".
Вот такая вот история...😉😊
Шли годы. С 2005 начали во всю работать соцсети и интернет... Теперь информацию можно найти легко, достаточно лишь нажать на кнопочки...
Векипедия пишет:
Из истории кепи.
В первой половине XIX века получает распространение головной убор, уже отдаленно напоминавший кепи по своей усеченной форме — шако (укороченный кивер). Постепенно, с 1840-х годов фетровое шако вытесняет распространенные ещё со времен Наполеоновских войн кивера, а с 1850-х годов шако притерпевает ряд изменений связанных с уменьшением высоты и массы головного убора.
Вследствие чего, шако становится практически идентично кепи, отличаясь только конструкцией и твердой фетровой тульей. Первое классическое суконное кепи появилось в 1852 году во Франции, и было предназначено для ношения во время походов и нестроевой службы.
Кепи получило глобальное распространение после её дебюта во время Крымской войны, постепенно вытесняя старое высокое шако, и вскоре была заимствована большинством армий мира. Помимо французской армии, кепи также встречалось в армиях таких государств как: Россия, США, Великобритания, Австро-Венгрия, Италия, ряде германских княжеств, и многих других. Кепи часто ассоциируется с периодом гражданской войны в Соединенных Штатах, так как кепи являлось основным головным убором по обе стороны конфликта.
"...Догадавшись, что он стоит перед командиром, Алешин окончательно растерялся: надел кепи, поднес руку к козырьку и уже было начал: "Господин капитан...", но тотчас спохватился, сообразив, что после дружеского пожатия это вышло бы несколько непоследовательным и, взглянув на добродушно улыбающиеся лица окружающих, снял кепи, опустил руку и сам улыбнулся такой милой и светлой улыбкой, которая сразу выдала, какой он еще хороший и нетронутый мальчик. Капитан Литвинов поднялся с кровати, на которой сидел, взял дружелюбно за обе руки юного прапорщика и проговорил с тою, почти родственною задушевностью, которая покоряла не одно молодое сердце:"Полноте, что за чины..."
- так описывал прибытие в место назначение молодого прапорщика в своем рассказе "Первое сражение" про русско-турецкую войну(1877-1878) писатель Щеглов И.Л. (из книги за 1887 год).
---------------
Кепи в Русской имперской армии
В Русской армии кепи просуществовало с 1862 по 1881 (1882) г., во времена правления императора Александра II, под названием «шапка нового образца». Параллельно в Русской армии существовало две вариации этого головного убора — суконное кепи образца 1862 года., просуществовавшее с изменениями вплоть до 1881 года, и фетровое кепи (шако) 1872 года, присвоенное кавалерии и, в 1873 году, гвардии (вскоре, в 1874 году, отменено, и взамен в гвардии вводится каска).
Из Приказа по Российской армии за 1862 год:
Кепи гусарское офицерское-подлинник
( сайт-источник для подробного рассмотрения кепи смотрите в верху картинки)
В жарких регионах Средней Азии (Туркестан), и частично в кампанию 1877 — 1878 гг., Русская армия использовала белые чехлы с назатыльниками для кепи, аналогичные тем, использовавшимся французами в африканских колониях, помогавшие от жаркого и палящего солнца.
На этой картине, представленной мною ниже, хорошо видны белые кепи на солдатах, потому что показаны, что они в чехлах. Сами же кепи были синими или черными...Кстати, в российской армии кепи не любили...
В 1870-х годах было также головным убором учеников классических гимназий и реальных училищ.
Сейчас кепи носят уже облегченными или больше как простой головной убор...
-------------------------
подлинники кепи разных стран:
Кепи XIX век из ГИМа : описание, крой, последовательность пошива для реконструкций.
Хочу сразу оговориться, что крой кепи, как и крой самих мундиров вплоть до конца 19 века был ЕДИН по всему миру: от Америки до России. Как и сборка этого головного убора.
Единственное что отличалось: это немного моделированный крой, ткань, расцветка, и внутренняя подкладка. Где-то с 1870-х годов кепи стали шить уже с применением швейной машинки. А где таковой не было - собирали кепи вручную.
Подкладка у кепи была как полотняная (хлопок, лен) так и кожаная и утепленная. Все зависело от правил в той или иной армии мира того времени и вида войск. Сначала кепи были у офицеров только, в последствии они появились и у солдат. Опять же : чтобы узнать в каком роду войск и на какое время был тот или иной вид кепи, поднимайте Приказы на соответствующий период.
Кепи из темно-синего сукна с белым суконным околышем и красной выпушкой. Подкладка льняная может быть собрана из кусочков. На данном кепи вся кепи собрана вручную. Подворот на околышек внутри - тонкая кожа. Козырек - толстая кожа с краской с двух сторон с выступом по краю.
Шифровка на кепи вырезана и внутри подложено красное сукно, а края выреза закреплены швом назад иголку (по современному этот шов называется - ручной стачной), от края 2 мм и ширина стежка 2.5 мм белыми ( может быть уже выцветшими) нитками.
Диаметр верха кепи собран так же вручную, где диаметр 13 см. Околыш 3 см. Шов основы (тульи) соединяется спереди головного убора.
Внутри у кепи верху внутреннего шва подкладки закреплен по всему периметру к шву самого суконного верха кепи.
В круг верха в сам шов для выпуклости и как каркас проложен прутик по всей длине окружности. Кстати он может быть заменен толстым картоном, который приклеивается к дну верха кепи. Так же вместо прутика можно проложить проволоку, держащую круглую форму.
В околышек внутри вставлена прокладка из более толстого сукна. Сама прокладка приклеена к середине околышка, а верх её закреплен внутри за шов соединения тульи с выпушкой (как и у фуражных шапок - фуражек начала 19 века). Снизу прокладка суконная огибается выпушкой по краю самого околыша и подшивается через край к прокладке. К выпушке пришита кожаная лента- внутренняя часть кепи, которая по ширине полностью закрывает сам околыш.
Подкладка кроится по крою верха изделия. Так же на этой странице дана схема сборки всех швов...
----
Верно, найти информацию о шапке просто, да вот только понять ее не все могут. На оригиналы смотреть, увы, бесполезно, они либо кривые, либо давно перешиты. Ни у одного реконструктора РТВ нет верной формы тульи, лишь какие-то наивные поделки. Эту шапку так просто не нарисуешь! Ее следует по-особому последовательно и тщательно на бумаге строить, точка. У шапки конкретные пропорции и лишь одна возможная и очень сложная форма тульи. Точность нужна, вплоть до миллиметра, иначе все будет криво! А так... Только на Гражданскую в США и шить.
ОтветитьУдалитьДобрый день. Не знаю как к Вам обращаться...
УдалитьНу, если Вы так глубоко копнули...То верно, делать с подлинников крой - это не совсем верно. Сказала "не совсем",т.к. чаще всего это относится к плечевым изделиям. И верно то, что кепи в большинстве своем отшивались как кому будет угодно. Вот понравился этот наклон - так и отшивать заказчик захотел так,а не иначе.
С кепи снять хороший крой можно. Особенно профессиональным портным(которым я и являюсь. Напомню: в военно-исторической реконструкции проф.портных НЕТ,кто так глубоко все изучает и отшивает,, увы, кроме меня. И это моя печалька, а не радость, хотя портных понимаю отлично).
Так вот проф. портному снять копию с подлинника очень просто. Тем более, что этот предмет не так уж и деформируется. Причем снять его можно до мм, что в свое время (в далеки 90-х) сделала и дала сейчас крой на этой странице.
Вот Вы сами-то не портной? Нет? И Вам судить о том,что не умеете лучше не стоит, поверьте. Я же не разглагольствую на тему как лучше повесить книжную полку: на дюпеля или все-таки на саморезы? Верно?
Теперь о подлинниках. Их рассматривать не только нужно, но чем больше, тем лучше. Другое дело КТО это делает. Если проф.портной, то да, ему будет полезно что-то узнать, если любитель , научившийся держать иглу "на коленке", то это бесполезное дело. Тут сколькьо он не будет его смотреть, а так и поймет - зачем.
И да, Вы правы, лучше шить по лекалам того времени именно, только вопрос: а они сохранились? Думаю ответ очевиден...
Поэтому искать, пробовать, идти вперед, обучаться - никому никогда не навредит. И да, от ошибок никто не застрахован. Хотя...если учесть специфику того времени в смысле портняжного ремесла, то вряд ли что-то будет ошибкой...
И...подлинники в этом еще раз исследователю все покажут и помогут.
И последнее: в портняжном ремесле есть правило: допуск в искажении до 5 мм - не ошибка. ...*..подмигиваю...*)))....
Удачи!