Translate

В дополнение к этому блогу создан сайт "МАЛЕНЬКИЕ ХИТРОСТИ ПОРТНЯЖНОГО РЕМЕСЛА".

пятница, 12 апреля 2013 г.

Нательная мужская рубаха 17-19 в.Реконструкция,крой, история, виды рубах и проч.



P.S. Эта тема посвящена, в основном, НАТЕЛЬНОЙ мужской рубахе городского вида, которая  послужила прообразом современной мужской сорочке(рубашке).
Остальные виды рубах, такие как косоворотка и народная рубаха, даны для наглядности.

Дополнительная страничка из этого Блога в помощь о видах ручных швов + книги ТУТ

1846 год подлинник

Подлинник 19 в:


Моя работа по материалам мужской рубахи первой половины 19 века подлинника выше:
Средний лен.ручная работа.



Рубаха с манишкой из шитья и складок по крою начала 20 века(эпоха модерн)
вся книга по крою 1915 г
">





  

 Из книги женских рукоделий за 1860 год:


m;">






Нательные рубахи 16-17 веков.

Одна из моих работ. Тонкий лен.

Читаем из источников:
http://www.luxemag.ru/fashionhistory/5612/page-5.html

...К концу 19 -го века окончательно происходит стандартизация мужского костюма. В 1871 г. английская фирма Brown, Davis & C выпустила первую рубашку с пуговицами по всей длине. До той поры люди натягивали и снимали рубашки через голову, хотя к этому времени рубашка уже давно считалась элементом верхней одежды. Вплоть до XVIII в. рубашку носили под верхней одеждой, так, что был виден только ее воротник, поэтому-то рубашку сначала считали нижним бельем. До конца ХIХ в. белая рубашка была воплощением элегантности. Только человек со средствами, позволявшими частую стирку и достаточное количество рубашек, чтобы регулярно менять их, мог покупать себе белые рубашки. А поскольку чистота белой рубашки неминуемо терялась при любом виде работы, то носить ее мог лишь джентльмен, то есть дворянин. Рубашки в полоску вошли в моду только к концу XIX в. и был период борьбы, прежде чем они установились как элемент делового костюма. Рубашки с рисунком всегда вызывали подозрение в том, что их носят из-за желания скрыть недостаток чистоты....

В моей теме на Сезоне нательной рубахе посвящен целый раздел с вопросами и ответами по пошиву : Нательное белье 17-19 вв

>

Так же дополнительные материалы по нательным рубахам можно посмотреть в теме Клуба "Сезон" под названием "Мужская рубашка в историческом костюме. " http://club.season.ru/index.php?showtopic=34919&st=0
подлинники 1800-1830 гг:

Обработку(МК) рукавов в нательной рубахе можно посмотреть ТУТ
 Ко всему этому можно посоветовать как дополнение  в этом блогере ознакомиться со  страницей  о ручных старинных швах.
А пока, давайте немного подробнее рассмотрим:что же такое мужская рубаха 17-19 вв...

История
Рубаха-косоворотка
Рубашка в современном виде появилась в конце эпохи античности. Её «предшественниками» были древнегреческий хитон и римская туника. Как самая нижняя (до появления нательного белья) одежда, непосредственно прилегающая к телу человека, она у всех народов имела не только чисто практическое, но и символическое значение. Чистая (белая) рубашка ассоциировалась с чистой душой: человек, принимавший крещение, надевал особую «крестильную» рубашку. Отсюда же, вероятно, пошёл обычай надевать чистую рубашку перед боем. В то же время кающиеся грешники и осуждённые преступники тоже должны были представать публике в одних рубашках. Готовность отдать другому «последнюю рубашку» считалась верхом доброты и бескорыстия.

Мужская свадебная рубашка косоворотка:


На протяжении всего Средневековья нижние рубашки даже у самых богатых людей были редкостью (их даже специально упоминали в завещаниях). Только в эпоху Возрождения рубашка стала важнейшим компонентом и мужской, и женской одежды. В это время на лифах женских платьев, на мужских дублетах и на рукавах делают многочисленные разрезы, сквозь которые рубашки выступают в виде буфов (т. н.буйоне). Ворот рубашки также выступает из-под верхней одежды, поэтому его украшают густыми сборками, вышивкой, узорчатой тесьмой, обшивают кружевом. В XVI в. появляется и становится одним из важнейших декоративных элементов западноевропейского мужского и женского костюма сборчатый воротник, достигающий к концу столетия огромных размеров (т. н. горгера, или «мельничный жернов»). В XVII веке воротник и манжеты рубашки становятся гладкими, но по-прежнему обшиваются кружевами или делаются целиком кружевными.

B XX веке рубашка как часть городского костюма сохранилась только в мужской одежде; в женском обиходе её заменила комбинация.

В России

В письменных источниках слово сорочка впервые появляется в начале XIII века. Др.-русск. сорочька, ст.-слав. срачица, срака, сракы.

На Руси рубашки было принято отделывать вышивкой по самым «уязвимым» для злых сил местам — у ворота, по краям рукавов, на плечах, и особенно — по подолу. Вышивка выполняла роль оберега; в ней преобладали солярные символы, а также изображения птиц, особенно — петухов, которые традиционно считались охранителями, отгоняющими нечистую силу.

В XVII и XVIII веках на сорочки по подолу пришивали кайму. В богатых рубашках по швам пришивали золотную тесьму или золотной плетенёк. Сорочка без каймы называлась чехол.


Под мышками вшивали квадратные ластовицы, по бокам от пояса — треугольные клинья. Рубахи шили из льняных и хлопчатобумажных тканей, а также из шёлка. Рукава у кисти делались узкими. Длина рукава, вероятно, зависела от назначения рубахи.

Ворот либо отсутствовал (просто круглая горловина), либо был выполнен в виде стойки, круглой или четырехугольной («каре»), с основой в виде кожи или бересты, высотой 2,5-4 см; застегивался на пуговицу. Наличие ворота предполагало разрез посередине груди или слева (косоворотка), с пуговицами или завязками. Длина типичной сорочки — немного выше колен. По бокам на подоле делали небольшие надрезы — прорехи. Нарядные сорочки украшались нашивками — поперечными полосками по числу пуговиц. Каждая нашивка имела петлю для пуговицы, поэтому позднее нашивки стали называться петлицами. Ворот у сорочек прямой, у крестьянских сорочек косой (косоворотка).

В народном костюме рубаха была верхней одеждой, а в костюме знати — нижней. Дома бояре носили горничную рубаху — она всегда была шёлковой.

Рубаха вологодской области
Цвета рубах разные: чаще белые, синие и красные (красные рубашки носили вместе с белыми портами). Носили их навыпуск и подпоясывали нешироким поясом. На спину и грудь рубахи пришивали подкладку, которая называлась «подоплёка».
........................
- выкройки для изготовления рубахи. Размеры взяты с мужской рубахи 1659г.

При шитье надо учитывать что по тогдашней моде рубашка должна быть просторной. И по конкретной фигуре подгонялась только манжетами и воротником.
http://musket.milua.org/arsenal/razno/Рубаха.jpg
источник:
http://musket.milua.org/arsenal/razno.htm

подлинник  17 век.

<


........................................................
Рубаха
источник
Длинная нательная рубаха являлась универсальной заменой современного нижнего белья для всех сословий. Фасоны менялись согласно моде.

В ХVI веке воротников практически не было. Потом возле шеи появились узкие полоски, постепенно превратившийся в узкий стоячий воротник.

В XVII веке воротник и манжеты начали отделывать кружевами. Часто рубаха могла украшаться вышивкой по швам и манжетам с воротником. В буржуазных и дворянских кругах могли носить две рубашки. Нижнюю – нательную и верхнюю – из дорой ткани. Также там могли встречаться короткие нижние панталоны – прообраз современных трусов.

Солдатские рубашки, как правило, были просторными, льняными. С минимумом декоративных элементов. Длиной до середины бедра. Манжеты и воротники завязывались на тканевые штрипки или пуговички.

.........................................................
Из книги "История костюма 1200-2000" /Джоанн Нанн/

 ...Рубашка в период с1810-х стала более прилегающая на плечах, с кокеткой на спинке и более узкими рукавами, а к 1830 г. оборки спереди были заменены вертикальными складками или защипами, за исключением вечерних нарядов. Ворот превратился в высокий "стоячий" воротник с жесткими углами, которые возвышались над галстуком. Около 1820 г. появился отдельный воротник, прикреплявшийся к рубашке с помощью пуговицы спереди и завязок сзади; позже они были заменены запонками, так же как три-четыре пуговицы на рубашке, особенно после 1850 г, когда вобиход пошли рубашки с крахмальной грудью...
................................................................................

Рассмотрим подлинники на начало 19 века:
думаю,что тут дано- два полотна...

 Прикрепленное изображение Прикрепленное изображение
>
Рубаха Николая второго:
>

Фото подлинника (оригинала) 18 века.Лондон.
http://www.18cnewenglandlife.org/shirt.htm

>
>


.......................................
 
НАТЕЛЬНЫЕ РУБАХИ.
Продолжаю тему , о которой говорила:
Пост 19 стр.1 ( http://club.season.ru/index.php?showtopic=30023&st=0 ) :
http://radikal.ru/F/s018.radikal.ru/i515/1...af6942.jpg.html
Пост 69 стр.4 ( http://club.season.ru/index.php?showtopic=30023&st=60 )
посты 112 и 119 на стр.6 ( http://club.season.ru/index.php?showtopic=30023&st=100 ).

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
«История костюма 1200-2000» Джоан Нанн.

«.раздел:
1800-1850 гг.

МУЖЧИНЫ.
Рубашка стала более прилегающей на плечах, с кокеткой на спинке и более узкими рукавами, а к 1830г. Оборки спереди были заменены вертикальными складками или защипами, за исключением вечерних нарядов. Ворот превратился в высокий стоячий воротник с жесткими углами, которые возвышались над галстуком. Около 1820 г. Появился отдельный воротник , прикреплявшийся к рубашке с помощью пуговицы спереди и завязки сзади, позже они были заменены запонками, так же как 3-4 пуговицы на рубашке, особенно после 1850 года, когда в обиход вошли рубашки с крахмаленной грудью.
…»

==========================================================
Прикрепленное изображение Прикрепленное изображение

Мои работы:
Лен,машинная работа:Рубашка для балов:



обработка  на моих работах:



 

Моя работа:Рубашка изо льна с жабо и рюшами по манжетам:
 Прототип вот этой подлинной рубахи:
>
.....................................................
   История мужской сорочки
источник
.....Страсть к кружевам приняла такие размеры, что в XVII веке во время Тридцатилетней войны специально заключались "кружевные перемирия", чтобы господа военные успели постирать свои пышные воротники и манжеты и просушить их, развесив на своих мушкетах.

В XVIII веке в русле более практичной английской моды возникает сорочка без украшений, со стоячим воротником, снабженным отогнутыми кончиками. В ней уже явно угадывается форма, сохранившаяся до наших дней. До этого сорочку носили под верхней одеждой так, что виден был только ее воротник, потому ее считали нижним бельем. Но и в наши дни сорочка не может избавиться от ассоциаций, связанных со своим происхождением. На самом деле, мужчина сделает неверный шаг, если он снимет пиджак, не попросив разрешения, особенно в присутствии дам.

Мужские сорочки всегда оставались предметом, символизировавшим принадлежность к высшему классу. Они теряли свою девственную белизну при любом виде физической работы, а расходы на постоянную стирку, глаженье и крахмаление мог позволить себе далеко не каждый. Кроме того – как любую одежду – делали их только на заказ, а хорошая работа всегда стоила денег. Ситуация стала меняться только в промышленном XIX веке.

История современной мужской сорочки отсчитывается с того времени, когда в конце XIX века американская компания Brown, Davis & Со впервые предложила публике сорочку с пуговицами по всей длине.

В это же время вошли в моду сорочки в полоску, и был период борьбы, прежде чем они утвердились как элемент городского делового костюма. Сорочки с рисунком всегда вызывали подозрение в том, что их носят из-за желания скрыть недостаток чистоты. В виде компромисса цветные сорочки снабжались белыми воротничками и манжетами. Это соединение цветного материала с белым воротником популярно и поныне, хотя такие сорочки никогда не будут выглядеть столь же серьезно и официально, как белые.

Крахмальные стоячие воротники постепенно вытесняются из повседневной одежды. Но в первые годы ХХ века они взяли реванш в области выходного костюма: стояче-отложные воротники, подпирали щеки почтенных отцов семейств и молодых франтов таким туго накрахмаленным забором, что они не могли повернуть шею. Эта мода ушла во время Первой мировой войны
...............................
Подлинники:
>

............................................
МУЖСКАЯ РУБАХА XVII ВЕК

Шитье на проем пряденым золотом и се ребром по тонкому полотну - кисее.
Длина 81, ширина в подоле 184
Из Румянцевского музея в 1923
Инв. № 54722 - 142

Легкий графический орнамент в виде ритмично расположенных лировидных фигур и завитков окаймляет ворот, идет вдоль разреза на рукавах и подоле. Дополнительный декоративный эффект придают рубахе кант, выпущенный по линиям кроя, и ластовицы под рукавами из алой тафты.
Такая рубаха могла принадлежать только очень богатому знатному лицу. В записи государевых жалований (1624) среди других одежд числятся: «От государя снесены сверху две сорочки полотняные [.. . ] шиты золотом в петлю на вороту и на прорехах и на мышках нашиваны по три петли вместе, золотных, подпушиваны, и ластки тафта виницейска червчата завяски шелк червлен».

Прикрепленное изображение

...........................................
мужская рубаха в народном стиле


Один из видов:
мужские нательные рубахи

Помните: до 19 века рубахи были шире!
так что - крой можно взять этот,но сделать его шире при более тонкой ткани.
если будуте делать рубаху из льна- учитываете посадку льна при стирке!Но можно усадить лен и до раскроя рубахи(или другого вида изделий из него)


Старинный способ усаживания льна:

Полотно кладут в воду в емкость(ведро. кастрюлю,бак), ставят на огонь и доводят воду до кипения.
затем. налив заранее в ванную ХОЛОДНОЙ воды, резко выкладывают полотно из кипятка в эту холодную воду.
Лучше лен не выжимать,а дать просто стечь и не доводить до пересыхания(иначе гладить его будет тяжело).
Затем ткань отглаживают и кроят из льна.
..............................
>

Из моего ЛИЧНОГО АРХИВА чертежи:

Прикрепленное изображение Прикрепленное изображение

Рубашки моей работы:
Соро:


.......................................................................................................................................
 Данные с нательной рубахи 17 века из МОЕГО АРХИВА.
Сама эту рубаху держала в руках лет 17 назад в ГИМе.Тогда у неё еще не было инвентарного номера и ...одного рукава.)))
Ткань: тонкий лен типа батистового. Сама рубаха была темно-серого цвета.Видимо, от времени белизна не сохранилась.
Прикрепленное изображение Прикрепленное изображение Прикрепленное изображение
.................

.....................................................................
Пошив рубашки нательной мужской на 18 в.из английской книги
http://archive.org/stream/MakingAContinentalMarineUniform/Making%20a%20Continental%20Marine%20Uniform#page/n61/mode/2up
См. порядковые номера страниц книги внизу...
>
.......................................................................................
  выкладываю подробные фото рубах на 18-19 века моей ручной работы:

первая: рубаха с жабо.
По жабо идут по бокам три складки вручную.
материал : тонкий лен.
>

Подробный пошив подобной рубахи можно посмотреть тут:
Прототип этой рубахи -подлинник показан ниже...
подлинник-прототип...
>
 Другая рубаха - это уже на начало 19 века.
Со складками на полочке(перед).
Складки сделаны на вставке,которая потом вшивается в переднюю часть рубахи.
ВСЕ ручная работа.
время на эту рубаху было затрачено: около 20 часов.(считаю непрерывное время).
рубаха сделана по подлиннику из музея.
Материал: тонкий лен.
воротник кроится по прямой.
А у рубахи с жабо - с уголками,т.е. уже фигурный.

(Ниже будет приведен крой рубахи фигурного воротника по подлинникам на 44 размер мужской.)

P.S. Воротник фигурный ложится просто идеально по горлу и форма смотрится гораздо эффектнее чем у прямоугольного воротника.
(прототип этой рубахи смотрите ниже)
Фото кроя вида и моих наработок и расчетов
с кроем воротника нательной рубахи с жабо.
Прикрепленное изображение  Прикрепленное изображение  Прикрепленное изображение>


>

Реплика(моя работа,где 30% вручную): рубаха из тонкого льна:


>
 ............................
Подлинник:

 дополнительные данные по рубахам:
P.S. к этим кроям можно добавлять от себя: разрез по плечевому шву.если ткани не хватает в длину.Но помните: все швы у рубах ЗАКРЫВАЮТСЯ дополнительными кусочками ткани ,которые пришивают с изнанки швом через край.
Можно так же вместо плеча вставлять кокетку,но тогда сдвух сторон.чтобы швы убирались внутрь.

Прикрепленное изображение Прикрепленное изображение 
Так же дополнительные картинки рубах можно посмотреть в моих альбомах на Яндексе.
............................

 
.......................................
Столкнулась с одним уточнением в пошиве мужской сорочки.
Дело в том,что имея желание пошить мужскую нательную рубаху начала 20 века,люди не уточняют ЧТО именнно они хотят.

Дело в том,
"... Говорят, что подобие современной мужской сорочки появилось в конце XIX века. Некоторые утверждают, что впервые застежка из пуговиц по всей длине передней части сорочки была применена на рубашке, сшитой в Британии, а некоторые, что американская фирма Brown, Davis & Со впервые выпустила рубашку с пуговицами по всей длине.
С тех пор под классической мужской сорочкой понимается именно сорочка, имеющая застежку на пуговицах по всей длине передней части. И с этого времени началось дальнейшее совершенствование сорочки и превращение ее в привычный для нас предмет одежды, но глобальных преобразований сорочка уже не испытывала, и ее форма остается устоявшейся по сей день..."
Ист.: Краткая история мужской сорочки.

Но это городской стиль денди.

Однако, в Росии в начале 20 века наиболее выдающиеся представители российского купечества (Рябушинские, Морозовы, Мамонтов) и творческой интеллигенции (Шаляпин, Горький, Стасов, Васнецов) носили исключительно традиционную русскую одежду. В то время русский костюм был верным признаком принадлежности к финансовой и интеллектуальной элите.
( источник )
-------------------------------------------------------------------------------------------
Моя подборка картинок дополнительная по рубахам 17-20 вв:

Подлинники:


Ночная рубаха на Павла:

>

И другие...


 



>
 на начало 19 в:
<

<

 





......................
Различные виды рубах:


Из просторов инета:

...У русской традиционной косоворотки разрез с застёжкой был, как правило, смещён влево, реже вправо. Первые изображения рубахи с такой застёжкой относят к XII в.

Полотняные косоворотки традиционно широко использовались в России в гражданском обиходе, являясь синонимом русской мужской рубахи, а также в качестве нижнего солдатского белья. Косоворотка у древних славян была основой любого костюма. Повсеместно встречались рубахи с красным тканьем в клетку и полоску. Они были рабочими и праздничными, все зависело от богатства отделки.

Косоворотки носили навыпуск, не заправляя в брюки. Подпоясывались шёлковым шнуровым поясом или тканым поясом из шерсти. Пояс мог иметь на концах кисти. Завязка пояса располагалась с левой стороны.

Косоворотки шили из полотна, шёлка, атласа. Иногда расшивали по рукавам, подолу, вороту. В помещениях (в трактире, лавке, дома и т. д.) косоворотки носили с жилетом...

.........................................
История с описанием: http://www.liveinternet.ru/users/4195243/post236879770
Прикрепленное изображение
...Цвета рубах разные: чаще белые, синие и красные (красные рубашки носили вместе с белыми портами). Носили их навыпуск и подпоясывали нешироким поясом. На спину и грудь рубахи пришивали подкладку, которая называлась «подоплёка».

Русская рубашка – косоворотка - традиционная мужская рубаха на Руси. Название раскрывает секрет пошива – воротник-стойка и разрез с застежкой на левом плече, а не напротив кадыка, заставляет голову держать прямо. Изображения рубахи с такой застежкой относят к 12 в. В 18 веке именно косоворотка была положена в основу новой военной формы в русской армии, став прообразом будущей гимнастерки....
......................................................
Тема о Рубахе косоворотке от одной из наших форумчан Русса
http://club.season.ru/index.php?showtopic=2191
Вот тут рассказан еще один способ пошива рубахи-косоворотки:
http://club.osinka.ru/topic-2326
Обработка горловины(застежки) рубахи-косоворотки:
http://cuturie.com.ua/obrabotka-gorlovin-p...osovorotki.html
Обработка застежки-поло:

----------------------------------------


.................................
Для ознакомления:
Рубаха в народном костюме:

Мужская рубаха и ее особенности

http://www.narodko.ru/article/kroy/mugckaa_rubaha.htm

На основе этнографических данных 18-20 вв., Г.С. Маслова четыре основных типа мужских рубах:
1. Туникообразная.
2. С прямыми поликами.
3. С узкими нашивками на плечах.
4. На кокетке.
Туникообразный покрой мужской рубахи - наиболее древний из известных нам кроев и вместе с тем наиболее распространенный покрой. Различают два типа туникообразной рубахи: "с бочками" и "без бочков". Рубаха "с бочками" образуется из полотнища ткани перегнутого по утку ( на месте сгиба прорезается ворот); к центральному (среднему) полотнищу пришиваются прямые полотнища, образующие "бочки" и рукав прямого покроя.
Туникообразная рубаха "с бочками" имеет несколько вариантов:
С прямыми цельными бочками;
- со скошенными боковыми полотнищами (более поздняя форма, вытиснившая рубаху с прямыми бочками);
- с бочками, выкроенными "по-топорному" или "в замок" (в северных регионах);
- с боковыми клиньями, вставленными с каждой стороны сзади между средним и боковыми полотнищами, при этом прямые бочки, расширенные вставкой клиньев, пришивались в сборку (начало 20 в. на Алтае);
- "колошкой". Особенность ее покроя в том, что боковые полотнища перегибаются на плечах так же, как центральное. Она имеет прямые рукава и прямой разрез ворота без воротника;
- туникообразная рубаха без бочкой из одного перегнутого широкого полотнища. Такие рубахи изготовляли преимущественно из фабричной ткани, рубаху с бочками изготовляли из домотканого холста;
Сорочки из одного перегнутого полотнища холста. Изготовлялись в Закарпатье, имели специфичный покрой рукавов, пришитых в сборку.
Рубахи туникообразного покроя изготовлялись с прямым или косым разрезом на груди; без воротника "голошейка" или с воротником "стойка". "Голошейку" я прямым разрезом на груди считают наиболее древней. Косой разрез делали слева, часто рубаху дополнял воротник "стойка", застежка на пуговицы.
Мужские рубахи шили из домотканого холста, сохранявшего натуральный цвет волокон, поэтому такие рубахи обязательно орнаментировались. Из поколения в поколение передавались узоры вышивки или ткачества, они не были случайными. Случайность в орнаменте появилась в конце 19-начале 20 века в местах, где было сильное влияние города (Московская обл.).
В древние времена люди передавали свой мир, свои представления о нем, свои отношения с миром условным изобразительным языком. Это была первая система кода, изобретенная человеком и имевшая для него магический смысл.
Как отмечает Б.А. Рыбаков, в творчестве древних существовали и состязались друг с другом два принципа: более древний магический и приходящий ему на смену эстетический

На сайте(http://www.narodko.ru/article/kroy/mugckaa_rubaha.htm ) так же дано описание пошива и раскроя более подробно этих рубах.
.........................................................................................................................

Рубашка Людовика Святого.
/http://www.heatherrosejones.com/stlouisshirt/ Статья. Перевод.
.....................................

Это интересно:

------------------------------------------------
Рубаха-власяница царя Ивана Васильевича Грозного, XVI век. ГИМ.

Рубаха тёмно-коричневого цвета, сшита из грубого холста, в который вплетены конские волосы. Использовалась как средство самоистязания: власяницу надевали на голое тело, поэтому, отвешивая молебные поклоны в течение долгого времени, спина расцарапывалась в кровь.
 Конструкция. Основа – прямой стан, перегнутый пополам. К нему пришиваются рукава из прямых полотнищ. С каждого бока – по две трапециевидных вставки, расширяющиеся книзу. Одна из них состоит из двух частей. Подмышками – ластовицы. Горловина полукруглая, к ней пришит невысокий воротничок-стойка. На груди глубокий вертикальный разрез, который застёгивается на шесть пар шерстяных шнуров чёрного цвета: два - на воротничке, оставшиеся – на груди. Детали власяницы соединены «запошивочным» швом, кроме шва, соединяющего между собой боковые вставки и, по-видимому, шва, соединяющего кромки рукавов.

---------------------------------------
Из книги "Patterns of Fashion 4": Льняные одежды 1540-1660 гг.  




 ----------------------------------------------------------------------
Ко мне поступил ВОПРОС:
- как раскроить рубаху нательную для цивильного ежедневного ношения, но с учетом старинного кроя из полотна при ширине 35 см.
Мой ОТВЕТ с чертежами:


---------------------------------------------------------------------------------------
мужские рубахи Америка 1850-90 годы:

Мужское белье конец 19,начало 20-го века
мужская шелковая рубашка 1920 год:


Мужские сорочки (рубашки) 1930 год:

......................................................................
Дополнительные материалы:
>
Из книги "Школа кройки" Левитануса за 1915 г книга тут


Дополнительные сайты:

8 комментариев:

  1. Анонимный17 июля 2016 г., 21:48

    Доброго времени суток! Уже давно и всегда с удовольствием захожу в Ваш блог, но вот назрела необходимость спросить - меня интересует крой первой солдатской "гимнастической рубахи". В интернете встречал только общее описание, но многие очень важные нюансы упущены.
    О себе, я тоже закройщик, но более скромным опытом )
    П.с. сейчас могу немного косячить с интернет-общением, но постараюсь освоить.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день,Аноним. Посмотрите на странице этого блога в теме про гимнастерки(Обмундирование Красной Армии).Так же много инфы в инете на эту тему.
      С уважением,
      Светлана.

      Удалить
    2. Почитал. Где мои глаза были?... По Вашим материалам всё доступно и понятно. Я пока не переводил дюймы в сантиметры, чтобы совсем уж внимательно изучить описание гимнастической рубахи образца 1907 года, но я так понимаю, что она состоит из спинки, полочки и рукавов, при этом всё-таки в деталях спинки и полочки вырезана пройма под рукава - именно это для меня было важно уточнить. А самые первые гимнастические рубахи, что шились судя по всему однотипно с нижними солдатскими рубахами специально вырезанной проймы под рукава не имели.Именно это имеют ввиду источники, когда говорят о гимнастических рубахах как о видоизменённой крестьянской рубахе. Хотя я считаю, что так сказать не совсем правильно т.к. крестьянская рубаха всё-таки подразумевает использование узкого домотканого полотна и потому имеет весьма своеобразный крой. Гимнастическая же рубаха, как и нижняя рубаха солдата шилась из широкой фабричной ткани.

      Удалить
    3. А вообще хочу сказать Вам большое спасибо за то, что Вы делаете. Очень много ценной информации, отличная подборка и лаконично.

      Удалить
    4. Валерий(очень приятно познакомиться!), в блоге есть страница по истории кроя. Там можно узнать с какого момента вырезается пройма.Не вдаюсь в подробности,т.к. все это есть+Вы человек любопытный и ищущий, и найдете что нудно именно Вам.
      А насчет народной рубахи и гимнастерки: не сравнивайте, их, плииизззз...В гимнастерке изначально был использован народный крой,НО!! смотрите по годам.К тому времени уже вовсю и пройму вырезали и горловину(развитие промышленности и науки резко продвинулось вперед, и крестьяне стали перебираться в города на зароботки).Гимнастерка шилась уже на мануфактурах(фабриках),а значит лекала строились с учетом последней моды+удобства+простоты в пошиве.Тем более,что к тому времени свое место в швейной промышленности начали занимать и швейные машинки.В результате: технология была подогнана под машинную,а не ручную. А значит были и проймы и швы делались на машинках запошивочные изначально(воссоздавала гимнастерку по подлиннику конца 19 века, знаю,что говорю.)
      Почему такой блог с полной инфой по любому вопросу? потому что, на мой взгляд, воссоздавать исторически одежду прошлых веков чисто зная построение кроя мало,нужно учитывать все: историю кроя, промышленность того времени, психологию, и т.д...
      Удачи!

      С уважением,
      СветЛана.

      Удалить
  2. Спасибо на добром слове, Светлана! Я Ваш блог ещё немного почитаю, а потом буду мучать Вас глупыми вопросами, если вы не против? )
    Реконструкция вещь коварная, лучше двадцать раз переспросить, прежде чем сделать по-своему... ))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Валерий, тогда Вам лучше в мою тему на форуме шитья "Сезон" пойти.Там и разговаривать легче,да и для других будет видно что к чему. Тем более, что форум шитейный, может кто еще кроме меня из спецов подключится.Хотя...в реконструкции среди профи,я одна..(( вот ссылочка: ...Не могу открыть тему из-за сбоев на компьютере.Ставлю ссылку на раздел на форуме,там найдете тему" Реконструкция исторической одежды". Вот раздел: https://club.season.ru/index.php?showtopic=30023&st=0

      Удалить
    2. Вот ссылка на саму тему: https://club.season.ru/index.php?showtopic=30023&st=0

      Удалить