27.2.20

РУБАХИ Часть 1: нательные и праздничные 13-17 вв.Подлинники. Крой.История.


На странице о истории и видам рубах 12-17 веков наиболее яркие экземпляры и дошедшие до нас - это виды одежды богатых людей и царей.

Крестьяне носили рубахи более скромные, особенно в Европе, где нательное белое белье использоваться начало немного позднее, чем на Руси.

На Руси рубахи были нескольких видов и по национальному обычаю расшивались вышивкой, причем каждый рисунок в своей части Руси что-то означал...

Крестьянские рубахи шили на дом у- сами женщины.
А рубахи царей Руси - шили рукодельницы при дворцах.
Полагаю, что и за пределами России тоже такая же применялась практика в шитье.

С одним только отступлением: в Европе с 14-го века уже начинали создавать швейные артели и гильдии, однако это другая история...

С 16-го века рубахи становятся обычным атрибутом как нательное белье.
Вид немного упрощается, и вместо богатой расшивки украшаются жабо, сборками и оборками  кружевными по воротнику и манжетам.
Однако и это излишество вскоре из мужских рубах уходит в небытие....


Подлинников рубах до 18 века практически не осталось из-за понятных причин:
пошив одежды в те времена было дорогим удовольствием и носилась она буквально "до дыр", мало того, штопалась, ставили заплатки и носили до лохмотьев.

Не даром в народе много сказаний, картин и гравюр по этому поводу не только европейских художников, так и русских.
Думаю не стоит забывать об этом..Это тоже история...только с другой стороны...
-------------------------------------------

Нищие и бедняки на картинах и гравюрах 15-19 вв:






В наше время одежда стала обычным атрибутом для людей. Наш век - век покупок и продаж..
Все меняется, ничего не стоит на месте...

Однако я отвлеклась...
 Предлагаю посмотреть как одевались богатые и зажиточные люди, цари до XVII века.

Информация взята из соц.сетей...

---------------------------------------------------------------------

Немного из истории рубашки


Рубашка в современном виде появилась в конце эпохи античности. Её «предшественниками» были древнегреческий хитон и римская туника.

Как самая нижняя (до появления нательного белья) одежда, непосредственно прилегающая к телу человека, она у всех народов имела не только чисто практическое, но и символическое значение.

Чистая (белая) рубашка ассоциировалась с чистой душой: человек, принимавший крещение, надевал особую «крестильную» рубашку. Отсюда же, вероятно, пошёл обычай надевать чистую рубашку перед боем.

В то же время кающиеся грешники и осуждённые преступники тоже должны были представать публике в одних рубашках. Готовность отдать другому «последнюю рубашку» считалась верхом доброты и бескорыстия.

На протяжении всего Средневековья нижние рубашки даже у самых богатых людей были редкостью (их даже специально упоминали в завещаниях).

Только в эпоху Возрождения рубашка стала важнейшим компонентом и мужской, и женской одежды. В это время на лифах женских платьев, на мужских дублетах и на рукавах делают многочисленные разрезы, сквозь которые рубашки выступают в виде буфов (т. н.буйоне).

 Ворот рубашки также выступает из-под верхней одежды, поэтому его украшают густыми сборками, вышивкой, узорчатой тесьмой, обшивают кружевом.

В XVI в. появляется и становится одним из важнейших декоративных элементов западноевропейского мужского и женского костюма сборчатый воротник, достигающий к концу столетия огромных размеров (т. н. горгера, или «мельничный жернов»).

 В XVII веке воротник и манжеты рубашки становятся гладкими, но по-прежнему обшиваются кружевами или делаются целиком кружевными.

B XX веке рубашка как часть городского костюма сохранилась только в мужской одежде; в женском обиходе её заменила комбинация.


-------------------------------------------------------------------

Рубашка Людовика Святого.

/источник/ Статья. Перевод.


Льняная туника 13-го века, связанная с Сент-Луисом, хранится в сокровищнице собора Нотр-Дам в Париже. Это необычно для льняной одежды, чтобы выжить из средневековой Европы, за исключением тех, которые были сохранены из-за их связи со святыми.

Другие примеры 11-13-го века включают в себя альбов, связанных со святым Томасом Бекетом в Сансе (Франция) и Санта-Мария-Маджоре (Рим, Италия), один из которых связан со святым Бернульфом в Утрехте (Нидерланды), один - со святым Хью в Ла-Вальсаинте ( Швейцария) и нескольких, чьи связи мне еще не удалось выявить в Мюнхене, Ассизи и Риме.

Из них одежда Сент-Луиса на сегодняшний день является самой простой по дизайну и конструкции и, скорее всего, будет представлять собой обычное повседневное нижнее белье в отличие от тщательно продуманных церемониальных облачений, которые явно представляют некоторые другие.
Дороти К. Бернхем вкратце описала одежду Сент-Луиса и изобразила ее в своей брошюре «Вырежь мой кот» (Королевский музей Онтарио, 1973 г., перепечатано в 1997 г.).

 Ее схема (включая предложенную схему раскроя, а также схему одежды вместе взятую) была воспроизведена в других источниках, знакомых историческим клиентам, включая Crowfoot, Pritchard и Staniland's Textiles and Clothing c. 1150-1450 (HMSO, Лондон, 1992), и, насколько мне удалось определить, никакого другого исследования этой одежды не было опубликовано. 

Вырез туники, как представляет его Burnham, очень простой дизайн, с одной прямоугольной панелью, образующей переднюю и заднюю часть (без плечевых швов), трапециевидные рукава, вставленные в панель корпуса, с очень легкой формой к той панели, к которой они прикреплены. и ластовицы, образованные из треугольных кусочков, отрезанных по форме рукавов, попарно вставленных в центральную переднюю и заднюю юбки.
На ее диаграмме изображена узкая полоска, обрамляющая округлое треугольное отверстие шеи и пересекающаяся в X у основания спереди (где отверстие подходит к точке). 

Аналогичная лента показана в виде буквы Х в верхней части центральной косынки. Она оценивает ширину ткани (которая формирует ширину панели тела и ширину верхней части частей рукава) как приблизительно 22 дюйма или 56 см.
Бернхэм упоминает в своих кратких заметках, что «не было возможности провести надлежащий осмотр» одежды, я бы предположил, что это было связано с условиями ее показа. Недавно у меня была возможность визуально осмотреть предмет одежды (за стеклом), когда он находился в Париже, и текущая экспозиция позволяет добавить информацию Бернхэма и, в некоторых случаях, предложить ее модификацию.

Одежда изготовлена ​​из относительно тонкого льна, приблизительно эквивалентного по весу тому, что продается в настоящее время под названием «льняное полотно для носовых платков», но несколько более плотного, чем это. Плетение - довольно сбалансированный табби, и в варпе и в утке иногда случаются клубы. (Ни в одной из частей не было видно никаких улик, указывающих направление основы). Все видимые швы очень хороши.

------------------------------------------------

Рубаха-власяница царя Ивана Васильевича Грозного,

 XVI век. ГИМ.


Рубаха тёмно-коричневого цвета, сшита из грубого холста, в который вплетены конские волосы.
Использовалась как средство самоистязания: власяницу надевали на голое тело, поэтому, отвешивая молебные поклоны в течение долгого времени, спина расцарапывалась в кровь.
 Конструкция.

Основа – прямой стан, перегнутый пополам. К нему пришиваются рукава из прямых полотнищ.

С каждого бока – по две трапециевидных вставки, расширяющиеся книзу. Одна из них состоит из двух частей.

 Подмышками – ластовицы. Горловина полукруглая, к ней пришит невысокий воротничок-стойка.

На груди глубокий вертикальный разрез, который застёгивается на шесть пар шерстяных шнуров чёрного цвета: два - на воротничке, оставшиеся – на груди.

 Детали власяницы соединены «запошивочным» швом, кроме шва, соединяющего между собой боковые вставки и, по-видимому, шва, соединяющего кромки рукавов.


---------------------------------------

Из книги "Patterns of Fashion 4": 

Льняные одежды 1540-1660 гг. рубахи нательные   


Расшивка на рубахах и крой 16-17 вв





 


















книгу можно скачать так же в моей он-лайн библиотеке.
-----------------------------

МУЖСКАЯ РУБАХА XVII ВЕК

Шитье на проем пряденым золотом и се ребром по тонкому полотну - кисее.
Длина 81, ширина в подоле 184
Из Румянцевского музея в 1923
Прикрепленное изображениеИнв. № 54722 - 142

Легкий графический орнамент в виде ритмично расположенных лировидных фигур и завитков окаймляет ворот, идет вдоль разреза на рукавах и подоле.

 Дополнительный декоративный эффект придают рубахе кант, выпущенный по линиям кроя, и ластовицы под рукавами из алой тафты.
Такая рубаха могла принадлежать только очень богатому знатному лицу.

В записи государевых жалований (1624) среди других одежд числятся:
«От государя снесены сверху две сорочки полотняные [.. . ] шиты золотом в петлю на вороту и на прорехах и на мышках нашиваны по три петли вместе, золотных, подпушиваны, и ластки тафта виницейска червчата завяски шелк червлен».

...........................................

- выкройки для изготовления рубахи.
 Размеры взяты с мужской рубахи 1659г.


При шитье надо учитывать что по тогдашней моде рубашка должна быть просторной. И по конкретной фигуре подгонялась только манжетами и воротником.

и далее источник

------------------------------------------------------------

подлинник  17 век.





------------------------------------------

Нательные рубахи 16-17 веков.

Естественно ,что все эти красивые рубахи шились для знати и королей.
Люди победнее шили рубахи сами и по скромнее: без кружев и вышивки.
Исключение делались в народном костюме и то на праздничных рубахах 

----------------------------------

Крой рубахи 15-17 вв 

ист:



------------
Крой и чертеж мужской рубахи 16 века - как вид нательной рубахи того времени

---
----------------

 Данные с нательной рубахи 17 века из МОЕГО АРХИВА.


Сама эту рубаху держала в руках лет 17 назад в ГИМе.
Тогда у неё еще не было инвентарного номера и ...одного рукава.)))
Ткань: тонкий лен домотканный
Сама рубаха была темно-серого цвета.
Видимо, от времени белизна не сохранилась.


-------------

рубахи 16-17 века

Чертежи-крой рубах/рубашек мужских 17-19 веков

ВШИВАНИЕ КЛИНЫШЕК В БОКОВЫЕ ШВЫ У РУБАХ - МК

ЗАПОШИВОЧНЫЙ РУЧНОЙ ШОВ





------------------------------------------
ПРОДОЛЖЕНИЕ:

Нательная мужская рубаха:Часть 2: 18-нач. 19 вв. Подлинники,крой,пошив, реконструкция,книги.

РУБАХА мужская: ЧАСТЬ 3: вторая половина XIX - начало ХХ века. Крой, подлинники,история,книги.

----------------------

Читайте так же:

История костюма Средневековья XI-XIII вв. - кратко.
Костюм XVI века. Часть 2: Мода в Англии. Законы о роскоши. Крой.
Крой и мода XIV - XV вв. эпохи позднего Средневековья. Стиль экревисс.
История костюма позднего Средневековья (XIV-XV вв) в картинках.
Одежда бояр и царей Руси XVI-XVII вв.
Ручные швы при пошиве нательных рубах:строчка, жгутиком, простой рубец(через край)
Женская народная нательная рубаха.
Русский народный костюм 16-19 веков.
МК по пошиву рубахи (№1) с жабо на 18-19 в.
Мужская рубаха (№2) ручной работы на 19 в своими руками.
Мужская рубаха (№3) на 19 век своими руками.
Шьем сами мужскую рубаху (№4)-стилизацию на нач. 19 в.
Мужская ночная рубаха и колпак 18-19 вв.
Мужская ночная рубашка своими руками.Крой.

Комментариев нет:

Отправка комментария