3.4.20

Крой и мода XIV - XV вв. эпохи позднего Средневековья. Стиль экревисс.


По теме костюма эпохи Средневековья в блоге есть уже несколько страниц.

Однако, смею предположить, что для настоящего исследователя-реконструктора этого времени будет не лишним узнать дополнительно еще некоторую информацию на период 14-15 веков.

Ведь два последний столетия Средневековья — стали предшественниками более сложных форм в костюме и самом ремесле портных, и считаются началом всего вида конструктивных особенностей в одежде.

Предлагаю в начале вспомнить и рассмотреть

основные модные тенденции XIV–XV вв.— эпохи Позднего Средневековья.


Изменение модных тенденций современнику можно проследить на примере одежды людей высшего общества, поскольку именно их наряды постоянно претерпевали изменения соответственно ве­яниям моды и оказывали большое влияние на культур­ный облик эпохи. 


В старые времена костюм был, что называется, «классовым элементом». ­Ведь только достаточно богатый гражданин в Европе мог позволить себе тот или иной богатый наряд, и уследить за всеми перепитиями изменения костюма.

В течение XI, XII и XIII веков костюм как мужчин, так и женщин в общих чертах по-прежнему сохранял свою простоту и плавные античные линии, испытывая время от време­ни влияние Востока и Византии. 

После этого, в моду вошли формы элегантные, величественные и более изящные. Во второй четверти XIV века общий характер меняется,но лишь со вступлением на престол Ричарда II (1377—1399) можно встретиться с той экстравагантностью, с теми чудными наворотами в костюме, которые были характерны именно для конца Средневековья.

Большинство фасонов, характерных для XIII века, продолжают использоваться и в следующем столетии, однако теперь главную роль играет именно форма самой одежды.

Основной целью аристократического костюма становится величавость. Вместе с этим идеалом рассцве­тает культ увеселений.


Одежда молодежи отличается от более старшего богатого сословия.
 Она стремится под­черкнуть телосложение, и портновское мастерство развиваясь, стано­вится настоящим искусством.
 Ведь теперь только от хорошего портного будет зависеть красота его хозяина.

И именно мужчины задавали моду. А в портновское ремесло пришли такие понятия как "прокладки и накладки", причем не только всякие подбивки для увеличения груди,но и в чулки для тех же икр...

Наступает эпоха пуговиц.


-------------------------------------------------------------

Верхняя одежда — мужчины.

Котарди, жипон, дублет, плащ.


Хотя люди старшего возраста, а так­ же все остальные в особых случаях продолжают носить длинные просторные одеяния, постепенно отвоевывая позиции, входит иная тенденция в моду : короткая, облегающая одежда, скроенная так, чтобы выставить в выгодном свете ноги, облаченные в длинные чулки и ботинки.

Поверх нательной рубахи носили жипон или дублет, а поверх камзола —котарди.
Первый имел узкие рукава, крепившиеся к предплечью рядом маленьких шарообразных пуговиц от локтя до запястья. 
Верхняя, облегающая торс часть одежды была подбитой ватой или чаще всего шерстью, в особенности на груди, где после 1350 года подбивка стала более объемной, показывая "грудь колесом".

 Спереди застежка была: или шнуровкой, или на пуговицы.
Дублет становился все короче по мере удлинения чулок и к концу  14 века едва прикрывал бедра.

Это было явно притален­ноя одежда с зауженным подолом, который теперь кро­ился отдельно от верхней части и пришивался к верху в последствии.
Мало того, теперь он имел обычай поддержи­вать чулки.

Котарди с самого начала застегивался на пуговицы или туго шнуровался поверх жипона, первоначально до талии, где он расширялся в расклешенные слегка полы и распахнутые спереди. 
Где-то с середины 14 в он стал впереди скрепляться до самого подола.
До середины 14 века рукава закрывали руку до локтя, откуда они свободно свисали по разрезу.

Позднее рукава сменил так называемый палантин, то есть широкая полоса из ткани, чаще всего белого цвета, один конец которой охватывал руку над локтем, а другой свободно свисал длинной узкой полоской, длиной достигавшей порой до метра.

Полы котарди стали отделываться:  разрезались на узкие полоски, зубцы или подобие листьев.
 Сначала котарди достигал колен или был чуть ниже, после 1360 года он становится короче и все больше открывает бедра.

Жипон в третьей четверти XIV века часто носили непокрытым, длина его доходила до середины бедер. 

Когда его одевали под котарди, присутствие его на хозяине выдавали только узкие рукава, удлинявшиеся постепенно  с 1360 г. и, наконец, почти достигли до костяшек пальцев. Вырез костюма стал более глубоким, однако воротник еще не вошел в моду.

Появились пелерины, хотя точно сказать когда именно невозможно, скорее всего, это случилось в начале периода. Края пелерин также часто изрезаны или сделаны зубцами.

Плащи были большей части длинные, выкроенные «солнцем». Скреплялись или пряжкой, или несколь­кими круглыми пуговицами на правом плече.

 Одна пола плаща часто забрасы­валась на левое плечо и  давала возмож­ность показать красивую  подкладку.

Кто знает, может быть именно тогда зародилась поговорка в моде "подкладка делает лицо"...


-----------------------------------------------------------------

Верхняя одежда - женщины.

Киртл, котради,плащ, сюрко.


Женщины в первой половине 14 века носят обле­гающие платья с узкими рукавами, или киртлы, поверх которых надевались котарди.
 Ряды пуговиц были спереди и узкие рукава с отворотами у локтя: вес как и у мужских котарди.
Костюм, как правило, украшался вертикаль­ными  разрезами из которых так же была видна нижняя одежда. 

Киртл и котарди имели декольте, до­вольно часто обнажавшее плечи.
 Скроены они были таким образом, чтобы очер­чивать грудь, талию и бедра. Иногда по спине шла шну­ровка. Рукава киртла, как и рукава мужского жипона, имели ряд пуговиц от локтя до запястья, а после 1360 го­да рукава узко удлиняются доходят до костяшек паль­цев наподобие митенок.

К 1360 году сюрко с «боко­выми прорезями» видоизме­няется, и новый его фасон остается практически неиз­менным на протяжении 14-15 вв.

С это­го времени сюрко подбива­ется(подшивается) и/или оторачивается(украшается по краю) мехом, в то время как эллипти­ческие прорези на боках заходят вперед, так что иногда представляет собой узкую, отделанную мехом полоску, соединяющую плечи и бедра.

Сюрко имело глубокий вы­рез, наплечные полоски меха соединяли переднюю и зад­нюю части.Передняя часть сюрко между боковыми отверстиями —это корсаж из меха. От середины к бедрам шла широкая полоса ткани, украшенная красиво драгоценностями и пуговица­ми.


Отверстия костюма достаточно широкие и спускаются ниже бедер, открывая также богато украшенный пояс на бед­рах, стягивающий киртл или котарди, надетые под сюр­ко.

 Передняя часть сюрко, предположительно, пристегивалась к нижнему белью , подчеркивая фигуру; задняя часть обыч­но свободно свисала с плеч.

Женский вид сюрко, в основном оставались просторными. 
Рукава были в том же роде, что и в мужском костюме, а порой вообще отсутствовали.
Часто носили также короткие пелиссоны.

Плащи женщины носили наряду с мужчинами. Они были свободно скрепленные на гру­ди декоративными шнурами с кисточками,которые  продевались через броши или пряжки, прикрепленные к краям плаща. Такие плащи носили редко, больше в торжественных случаях.

---------------------------------------

Нижнее белье.


Начиная с 14 века и вплоть до середины XV века нательное белье, до сего времени скрытое от посторонних глаз, становится исключительно практичным и лишенным украшений. 
Штаны мужские после 1340 года укоротились до размера нынешних шорт.
 Они стягивались на талии скользящим шнуром.

-------------------------------


УПЛЕНДЫ и их украшение: СТОЯЧИЕ ВОРОТНИКИ,ШИРОКИЕ РУКАВА И ЗУБЦЫ

1380 — 1450 гг.


 В 1380-х годах появляются фасоны гораздо более экс­центричные, чем описанные выше, они кардинально изменяют мир моды.

С сильно обтягивающими одеяни­ями стали уживаться чрезмерное обилие ткани и столь же имеющее перебор отделки -  украшение зубцами.

В Англии появля­ется ряд германских элементов, к которым прибавляются франко-бургундские новшества.
 Становится фактом,что  именно в период конца XIV - первой половины XV  века начинается эпоха фантастических моделей, ко­торые в дальнейшем стали ассоциироваться с видом средневекового костюма как такового.

----------------------------------

Мужчины

Верхняя одежда.

Жипон, упленд, отделка.


На первых порах жипон почти не меняется, за исключением того, что теперь он едва прикрывает бедра, а линия талии стре­мится выше. 
Подбитая прокладками грудь над линией талии при­обретает шаровидные очертания, в период 1410—1450-х годов жипон  зашнуровывается.

Значительной новинкой (для обоих полов) является упленд — одежда со стоячим воротником, обле­гающая плотно тело; остальная же его часть, выкро­енная «солнцем», ниспадала массивными вертикальными складками.
Точно такими же складка­ми ниспадали широкие рукава.

Был и безрукавный вариант упленда. Его носили монахи.Длина его по спине доходила до пят.
Упленд имел высокий воротник стойку, застегивавшийся плотно до самого верха.
Часто воротник сзади доходил до затылка, словно часть капюшона. 
По низу этот вид одежды имел продольные разрезы спереди или по бокам. 
Дли­на накидки варьировалась: некоторые упленды (более чопорные, для специальных церемоний) волочились по земле, другие доходили до лодыжек, икр или едва прикрывали колени.
 Самым модным считались зубчатые края, таким же образом украшались все кромки (включая разрезы на подоле).

Ряды зубцов или бахромы, служившие от­делкой верхней одежды , могли перекрывать друг друга, подобно чешуе.
 Складки одежды иногда стягива­лись и располагались за поясом более или менее сим­метрично.
 Основой кроя всех этих вариаций упленда была единой.
 Отличия фасонов состояли в деталях одежды: в рукавах, расположении пояса, кроя воротника, длины накидки. 
Хотя высокий расширяющийся ворот продолжают носить до 1420 го­да, начиная с 1410-го он постепенно становится ниже и уже открывал шею.

Другой вариант фасона воротника — широко и свободно лежащий на плечах.
( см: ВОРОТНИК. Часть 1: фреза,брыжи,раффы, оплечье и др. МК, подлинники)

С 1435 года воротник ложится на плечи, он невысок и имеет закругленные уголки, открывая К-образный вы­рез на груди.
Упленд часто подбивался и оторачивался мехом.

После 1420 года подолы с разрезами выходят из моды и после 1440-го почти не встречаются.

В 1430—1440-х гг любопытный эффект производил пояс, спущенный на бедра и придававший упленду довольно неприглядную полноту.
 Чрезмерно широкие складчатые рукава присутствуют в парадном костюме почти до 1450 года, затем появляется рукав «волынка».
 С 1430-х годов этот фасон по­степенно утрачивает популярность, на смену ему при­ходят широкие рукава с разрезами в передней части по длине рукава, в которые можно было продеть руки.

С 1450 г. рукава становятся широкими и длинными, как в современном пеньюаре, или же они настолько открыты спереди, что свисают с плеч. 
Со второй четверки XV века у накидки появляются не расходящиеся складки, которые закрепляются спереди и сзади.

В последней четверти XV столетия, котарди надевается и застеги­вается поверх жипона. Эта деталь костюма перенимает у упленда разнообразие фасонов воротника и рукавов.
Кроме того, до и после 1400 года рукава котарди за­стегиваются на пуговицы от предплечья до запястья и образуют манжеты-раструбы в продолжении рукава от запястья до пальцев.

С 1390 до 1410 года щеголи часто носили очень короткие котарди, которые едва прикры­вали пах. Затем котарди снова удлиняется и
ко второй четверти XV века достигает колен.

С 1420 года жипон заимствует воротник у уплен­да и котарди, при этом котарди обретает низкий вырез.

У жипона — узкие рукава до запястья: сначала с ман­жетами до костяшек пальцев, а с 1420 года рукава за­канчиваются у самого запястья. Иногда из-под верхней одежды видны горловина, грудь и часть рукава жипона.
Вдоль кромки подола жипона — ряд отверстий для привязы­вания чулок.

Начиная с 1400 года высшие слой общества,за исключением пэров и членов рыцарских орденов, плащи практически перестают носить, используя их лишь для путеше­ствий и в холодную погоду. 

Пелерина (независимая от капюшона) становится самым украшаемым местом для отделки её модными на тот момент  зубцами, но с 1430 года это исчезает.
Хотя сами плащи выходят из моды, их место с 1425 года часто занимают гербовые плащи, надевавшиеся через голову.
Одна из их разновидностей, бывшая в моде в 1430—1440-х годах, имела рукава и длину до колен (передняя часть обычно подхватывалась поясом, задняя свисала свободно)

-----------------------------------------

Женщины 15 века

Верхняя одежда.


Плотно облегающие тело киртл, ко­тарди и сюрко с боковыми прорезями без особенных из­ менений перешли во второе десятилетие XV века, как и глубокий вырез.

Вскоре после 1400 года дамы перенима­ют и переделывают для себя упленд, который в начале остается без изменений, неизменным остается даже его высокий воротник. Разные виды рукавов мужской одежды, появляется со врменем и в женском костюме. Женский упленд частенько опоясывался под грудью,но платьям с завышенной талией.

После 1415 г. высокий воротник становится ред­костью,и его место занимает широ­кий квадратный воротник (частенько из меха ), лежащий на плечах и имеющий небольшой Г-образныйвырез.

В 1440-х го­дах вырез увеличивается и в виде широкой буквы V доходит до по­яса спереди и сзади, его обрамля­ет вышеупомянутый воротник или широкие отвороты типа отложного воротника,мягко лежащего по своей длине.

 Спереди в разрезе едва видны киртл или белье, они частично скрывают обнаженную грудь. Парадно-выходные платья полностью закрывают ноги и волочатся по земле ниспадающим шлейфом.

Пожилые дамы в это время носят просторные платья с широкими юбками. Они прикрывают часто шею и редко подпоясываются.
 Верхняя часть платья прикрыта вимплом или барбетом, рукава удобной ширины.

«Высокий живот» делался при помощи дополнительных накладок и валиков.
Плащи женские были просторные и длинные и являлись важной деталью женского костю­ма для торжественных случаев. ­

-------------------------------------------

БУРГУНДСКАЯ МОДА

1450 — 1485 гг.


Эталоном придворных манер и изысканности в За­падной Европе 15 века являлся роскошный двор бургундских герцогов. 
Он стал образцом для подражания к середи­не XV столетия — к 1450 году его превосходство уже никто не мог оспорить.

Бургундский двор процветал на про­тяжении тридцати лет, а затем его затмила франко-ита­льянская оригинальность.
Бургундское влияние на ан­глийскую моду было в значительной степени усилено союзом между Бургундией и домом Йорков.
 Началась следующая эпоха экстравагантности.

Мужчины

Верхняя одежда.
Дублет, джеркин(жакет), гаун, мауатр белье.


Наиболее типичной черта костюма во второй половине 15 века были длинные рукава, собранные и сильно раздутые на верху по окату.
 Они были осо­бенно популярны в 1460—1470-х годах. 
Эти подбитые ватой плечи были известны (по крайней мере, во Фран­ции) как мауатр (чем-то напоминавший буфы, модные в 30-х и 90-х годах XIX века).

Жипон превратился в дублет,на смену котарди пришла куртка без рукавов — джеркин, или жакет.
Одной из модификаций упленда была верхняя одежда - гаун.
Ма­уатр характерен для двух последних.

Дублет, с его под­битой грудью, плотно облегал тело и  имел достаточно высокий воротник, открытый спереди. Модная длина которого была до бедер. 
Рукава были заужены  у запястья до обтяжки.

К 1480 году рукава украшаются уже поперечными прорезями и демонстрировали тонкое полотно рубашки, выбивающееся в прорези, особенно при движении рук.
 В конце периода дублет иногда имеет прорезь на груди со свободной шнуровкой, через которую также показывалась нижняя рубашка.

Длина джеркина достигает середины бедер, иногда он едва прикрывал бедра.
 Рукава могут сужаться к запястьям, но чрезвычайно длинны и просторны (они не собираются у запястья), часто так же украшаются прорезями вдоль переднего шва.

Другая разновидность рукава была просторна и собрана на запястье, имела продольные прорези и свобод­но зашнуровывалась, так же демонстрируя рукава рубашки.
Свисаю­щие рукава часто связывались за спиной, чтобы не мешали.

Некоторые виды джеркинов шились со складками, симметрично расходившимися от талии, зашитые и под­битые (подобные складки делались на облегающих костюмах в период с 1450 по 1470 гг).

Другие джеркины имели глубокий К-образный вырез, длиной до талии. Хотя и длинный, и короткий гаун по-прежнему носили за­крытым.
 Все более популярным во второй половине 15 века становился фасонверхней одежды  с раз­резом спереди.

 Хотя этот разрез часто стягивался при помощи застежек:крючков и петелек, привычным становится дву­бортный вариант. Его могли носить как в свободном виде, так и с поясом.

Частенько встречаются лацканы и широкие отлож­ные воротники, большей частью меховые.
Независимо от длины гауна рукава с прорезями порой доходили до икр.
Гербовые накидки в этот период уже не так в моде и встречаются срав­нительно редко.
Плащи-накидки так же малопопулярны.

------------------------------

Белье.

Рубашка, теперь все чаще шьется с воротом-стойкой, в этот период модно было её показывать через прорези —у горла, на груди и рукавах.
Ближе к концу XV в моду входит украшение рубашек вышивкой красным и черным шелком, золотой нитью.
В основном такой вышивкой украшают воротники, со­бранные борами(мелкими складками).

См: РУБАХИ Часть 1:  нательные и праздничные 13-17 вв.Подлинники. Крой.История.


------------------------------

Женщины

Верхняя одежда.


В этом отношении перемен почти не произошло, линии одежды монотонны, скучны, некото­рое разнообразие наблюдается лишь в головных уборах.

Стоит отметить изменение линии выреза горловины в верхнем пла­тье дам, который в 1460-х годах был закруглен, а начиная с 1480 года становится квадратным и почти показывает больше округлые пле­чи. 
Трубчатые складки упленда выходят из моды, в пос­ледние годы 15 века верхнее платье облегает грудь, как в котарди. 
Длинные узкие рукава расширяются у за­пястий и переходят в манжеты.


-----------------------------------------------------------

СТИЛЬ ЭКРЕВИСС


Статья из популярного журнала "Ателье" за 2019 год.
Автор : Галина Галаджаева - кандидат искусствоведения.

В статье идет разговор о популярном в эпоху Позднего Средневековья ( XIV-XV вв) направлении - экревисс.
Элементы одежды в этом стиле стали предвестниками новых форм костюма в более позднее время.


Чертеж и рисунок пурпуэна с большой проймой 1364 год.







 Чертеж робы XV века




 Чертеж кроя робы XV века.



--------------------------------------------------------------------

Читайте так же:


Комментариев нет:

Отправить комментарий