Чтобы хорошо разбираться в стилях и направлениях в моде того или иного исторического периода, хорошо бы знать их название именно того времени, которые определяла Западная Европа. Одновременно надо помнить, что название стилей и направлений историки делали уже после их окончания лет через 30, а то и больше...
Для этого постараюсь на страницах моего блога кратко пояснить что и когда именно было в литературе, архитектуре, моде и т.п...
Не буду вдаваться в подробности исторической правды что было ранее: Русь или Европа и Америка... Ну, хотя бы потому, что общепринятый отсчет лет по Европейскому летосчислению, введенный на Руси Петром I после его возвращения из этой самой Европы, уже нам с вами более понятен.
Так что никого путать не буду, лады? Раз учили нас, сколько лет миру ОБЩЕМУ и по какому календарю (вот именно, что общему, а не Руси, ей уже 8-ое тысячелетие идет по другому исчислению, как впрочем и тому же Китаю более 5 тыщ. лет), так пускай и останется.
Сам термин "Романский стиль" введен в науку в 1-ой половине XIX века по аналогии с термином "романские языки" До этого вся средневековая западноевропейская культура обозначалась понятием ГОТИКА.
Введение понятие "Романский стиль" помогло выделить значительный период в развитии культуры, имеющий духовные (мировоззренческие), социальные и художественные особенности, общие для разных стран.
Для этого постараюсь на страницах моего блога кратко пояснить что и когда именно было в литературе, архитектуре, моде и т.п...
Не буду вдаваться в подробности исторической правды что было ранее: Русь или Европа и Америка... Ну, хотя бы потому, что общепринятый отсчет лет по Европейскому летосчислению, введенный на Руси Петром I после его возвращения из этой самой Европы, уже нам с вами более понятен.
Так что никого путать не буду, лады? Раз учили нас, сколько лет миру ОБЩЕМУ и по какому календарю (вот именно, что общему, а не Руси, ей уже 8-ое тысячелетие идет по другому исчислению, как впрочем и тому же Китаю более 5 тыщ. лет), так пускай и останется.
***По этой тематике из-за большого материала рассмотрю только до XVIII века.***
-----------------
РОМАНСКИЙ СТИЛЬ
- господствовал в искусстве средних веков Европы(главным образом Запада) с X по XII ,а в некоторых странах и по XIII век.Сам термин "Романский стиль" введен в науку в 1-ой половине XIX века по аналогии с термином "романские языки" До этого вся средневековая западноевропейская культура обозначалась понятием ГОТИКА.
Введение понятие "Романский стиль" помогло выделить значительный период в развитии культуры, имеющий духовные (мировоззренческие), социальные и художественные особенности, общие для разных стран.
Романская архитектура Франции
В эпоху этого стиля духовная жизнь, образование и культура были сосредоточены в монастырях, где происходило и становление искусства - искусства слова, музыки. архитектуры, скульптуры, монументальной живописи( фрески и витража), книжного искусства ( шрифта, миниатюры).Видом искусства, важнейшим для понимания особенности романского стиля является архитектура, представленная церквами, замками и монастырями.
Когда говорят о романском стиле, имеют ввиду главным образом архитектуру и изобразительное искусство, но соответствующий период европейской истории столь же значим и для других искусств.
В X-XIII вв. создаются или письменно закрепляются величайшие памятники героических эпосов(Песнь о Роланде и др.), произведения скандинавской литературы: саги и мифы. Церковная музыка начинает осваивать многоголосие...
Наряду с церковным и рыцарским искусством развивается и городская архитектура, возникают театральные и поэтические жанры искусства городского сословия.
----------
ГОТИКА, готический стиль
- условное обозначение стиля, преобладающего в искусстве стран средневековой Европы(главным образом Западной) приблизительно с 12 по 14-15 века.Термин "Готика" возник в Италии в эпоху Возрождения как отрицательная характеристика искусства всего средневековья, которое представлялось варварским ( готы - племя, по мнению итальянцев, разрушившие античный Рим, что не соответствует исторической правде).
В этот период наблюдается возрождение искусства и архитектуры, религиозных устремлений, изобретение печати в 1455 г., расширение связи между народами Европы, развитие торговли и создание профессиональных гильдий.
Центр культуры этого периода - город. Именно города были основными заказчиками строительства больших соборов и ратуш, основных сооружений того времени.
Готический стиль нашел отражение и в книжной миниатюре, и в костюме той эпохи.
Изменения, происходившие в жизни общества, никак не могли не отразится на одежде того периода.
На женский костюм значимо влияла церковь, утверждавшая ,что грех вошел в мир с помощью женщины, и таким образом именно она источник всех пороков. Этим женщин принуждали скрывать свою красоту..
Крестовые походы, способствуя развитию межнациональных связей, приобщили Европу к культуре Востока, познакомили запад с восточным искусством и ремеслами - особенно в области изготовления тканей.
Произошел переход от свободно ниспадающих одеяний, очень длинных у женщин, но и у мужчин, доходивших до колен, в 13 в, до более облегающих силуэтов, что стало важным благодаря усовершенствованию мастерства и знания кроя, а так же применению пуговиц с 14 века.
В конце 14-начале 15 веков туалеты стали более строгими и чопорными,а фасоны, созданные при бургундском дворе, более изысканными. Простые же фасоны крестьянского платья почти не менялись.
Однако в европейском искусстве начинают происходить события, предвещающие новую эпоху, эпоху Перед-Возрождения.
ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренесанс)
- эпоха, охватывающая в Италии 14-16 века; в странах к северу от Альп (северное возрождение) - конец 15- начало 17 вв.; знаменательна возрождением интереса к античности.Истоки Возрождения в гуманизме как мировоззрении эпохи, с позиций которого подвергались переоценке духовные и художественные достижения предшествующих эпох.
Крупнейшие художники Возрождения - универсальные личности, раскрывшие свои дарования в науке, разных видах искусства.
Гуманизм не противоречил религии: мир сотворен Богом, значит его всестороннее изучение есть средство познания Бога во всех проявлениях природы, и прежде всего - в человеке.
Античная культура, которая открывалась в процессе раскопок, во многом определила образ совершенного человека эпохи Возрождения.
Ведущее значение приобрел синтез искусств, в котором лидирующее положение занимала архитектура. Синтез искусств пронизывал жизнь, быт, находя отражение в оформлении интерьеров, в стилистическом единстве мебели, костюмов, произведений декоративно-прикладного искусства.
Помпео Батони
Династический союз с Нидерландами,Австрией и большей частью Италии, сделали Испанию великой державой, имеющей значительное влияние в Европе в 16 веке, особенно в моде.
Расширение горизонтов, вызванное открытием обеих Америк и Вест-Индийских островов, рост интеллектуального кругозора и интерес к классическим стилям отразились в переходе от вертикальной к горизонтальной линии в архитектуре; стали строится значительные светские , а не церковные здания.
Освещение в домах стало лучше благодаря более прозрачным оконным стеклам и выбеленным потолкам, обстановку имели скудную.
Полы первых этажей в частных домах обычно покрывались изразцами, а верхних - досками, но в большинстве общественных зданиях все еще засыпались тростником, в нижних слоях которого скапливался мусор и отбросы.
Тициан.Любовь земная и любовь небесная
Век расцвета оперы, театра...
Изменился и силуэт одежды - он стал расширенным, а остатки средневековой или готической моды сохранялись в переходный период конца 15-начала 17 вв.
Длинные складчатые мантии мужчин и обувь с удлиненными носками уступили место квадратным плечам, коротким мантиям и обуви с квадратными носами.; женские чепцы "геннин", высокие талии, V-образные вырезы горловины и длинные шлейфы были заменены более низкими головными уборами,длинными лифами, квадратным декольте и юбками, едва достигавшими пят.
Мода на одежду чрезмерной ширины уступила место более изящному силуэту, но все еще расширенному в плечах и бедрах, чтобы уравновесить длинные лифы и тонкие талии.
Одежда крестьян менялась очень медленно, но все-таки изменения были.
На картинах того времени, в литературных произведениях и отчетах о пышных празднествах и зрелищах живо предстают время и жившие в нем люди.
Ну, вот мы и подошли к XVII веку...
-------
БАРОККО
( по итальянски - "вычурный", "странный") - стиль, получивший развитие в 17 и 1-ой половине 18 в.В искусстве ряда европейских стран, главным образом в Италии(где Барокко зарождается еще во 2-ой половине 16 в.) , а так же в Испании, Германии, Франции и др.
В конце 17-начале 18 века к западной Европе с её стилями уже присоединяется и Россия.
Художественные особенности стиля Барокко определялись новым пониманием места человека в мироздании, расцветом религиозного чувства, восстановлением роли церкви и формировании духовного мира человека, что нашло отражение во всех видах искусств, и прежде всего в архитектуре. Как и в средние века приоритетное место во многих архитектурных комплексах занимает храм, органично связанный с новыми дворцово-парковыми ансамблями.
В результате на протяжении 17-18 веков складывается планировка и облик крупнейших городов Европы : Рима, Мадрида, Парижа и др.
Особенности стиля Барокко наиболее ясное выражение нашли в характере архитектурно пространства и масс, "перетекание" одних объемов в другие, в пышной декатировке фасадов и интерьеров таких как : сооружение Мадерна во Франции, Бернии и Ф.Барромини в Италии.
Характерные черты стиля Барокко проявляются так же и в живописи с её сложными перегруженными композициями, в скульптуре, исполненной в повышенной экзальтации.
Русское Барокко развивалось в 1-ой половине XVII века(русская архитектура конца XVII века лишь условно называется "Нарышкинским барокко"), главным образом в архитектуре Растрелли и близких ему мастеров.
Блистательным примеров является ансамбли Зимнего дворца в Санкт-Петербурге, Екатерининского дворца в Царском селе и др.
Особенности стиля Барокко принято рассматривать главным образом на материале архитектуры и изобразительных искусств. Специфика музыки делает не столь бесспорным проявление или отсутствие характерных черт этого стиля.
XVII век был временем экспериментов и научных открытий, растущей свободы мысли и слова, расширения общения благодаря достижениям в области книгопечатания и распространению грамотности.
Расширялись торговые связи с Россией, Индией, Китаем, а так же контакты с Африкой и Америкой.
Это было время конституционного, религиозного и политического брожения в Европе.
Франция стала великой державой при абсолютной монархии Людовика XIV (1643-1715), блеску и экстравагантности его двора в Версале стремились подражать очень многое.
С 1660-х годов в большей части Европы (за исключением Голландии) господствовала французская мода в манерах, мода на одежду, мебель и украшения, так же как в литературных вкусах и живописи.
Для распространения французского стиля Париж посылала кукол, одетых по последней моде, в Лондон, а позже и в другие европейские столицы.
В течении всего 17 века Новый свет открывал возможности и давал убежища людям, гонимым за религиозные убеждения.
Население Америки в то время было смесью разных национальностей, каждая из которых принесла с собой собственную моду и фасоны.
Большое значение придавалось одежде как символу положения в обществе, хотя фасоны и менялись гораздо медленнее, чем в Европе.
В Европе богатство одежды уже не было прерогативой аристократии, происходили значительные изменения и в бытовой стороне жизни. Стал более значимая возможность уединения, и планировка больших домов стала включать намного больше комнат.
Разнообразнее и утонченнее стала мебель, панельная обшивка заменена была на драпировки, полы покрылись коврами.Новое понимание мастерства, элегантности и удобства до некоторой степени заменило стремление выставлять одежду напоказ, что было в 16 веке.
В Высших кругах вошли в моду утренние приемы, которые происходили в приемной или гардеробной перед спальней вельможи или благородной дамы, часто во время сложного ритуала завершения туалета, что сделало необходимым утренний халат или пеньюар.
Но в конце 1680-х годов чопорность и приверженность условностям вернулись вместе с незыблемыми моральными устоями двора Вильгельма Оранского и почти фанатичной религиозной атмосферой, царившей в последние годы жизни Людовика XIV.
В первые годы 18 века не произошло каких-либо явных изменений, но начался переход к элегантности РОКОКО со вступлением на престол Людовика XV в 1720 году...
продолжение:
Основные стили и напрвления в исскустве и обществе X-XX вв. Часть 2: XVIII-нач XIX вв
Основные стили и направления в искусстве и обществе X-XX вв.Часть 3: Классицизм.
Основные стили и направления в искусстве и обществе Х-ХХ вв. Часть 4: XIX век
----------------------------------------
Читайте так же:
Лирика вагантов XI-XVI вв.Костюм 15-16 в.Или:Платье Моны Лизы
Книга кроя женской одежды на XV-XIX вв.Подлинники
Ткачество в прошлые века
Мужская ночная рубаха и колпак XVIII-XIX вв.
ПУГОВИЦЫ. История, магия, интересное.
Костюмы XVII в.история,стилизация,крой.
Костюм в России XV-нач - XX в. Книга.Иллюстрации из неё.
Изготовление одежды в древности.История кроя.
История брюк.Порты.шоссы и проч.Подлинники.Крой.
Момент истории: цвет и одежда.
Комментариев нет:
Отправить комментарий