В дополнение к этому блогу создан сайт "МАЛЕНЬКИЕ ХИТРОСТИ ПОРТНЯЖНОГО РЕМЕСЛА".

среда, 7 февраля 2018 г.

Мужская ОБУВЬ 13-19 вв.История.Подлинники.Гравюры.

В Средние века отец выдавая дочь замуж, передавал главенство над ней ее будущему мужу во время обувной церемонии. Жених преподносил девушке пару обуви, одевая которую невеста показывала свою покорность и принадлежность будущему мужу.
Во всем мире вплоть до девятнадцатого века, правый и левый ботинки были одинаковы. Немного позже в Филадельфии сделали разную обувь для левой и правой ноги.

Первая обувь появилась еще в незапамятные времена. Люди обматывали ноги размятой кожей животных, также использовали плетеные тапки из травы, камыша, дерева и других подручных материалов.

Сандалии возникли в жарком климате, где земля раскалялась до температур, при которых становилось невозможным ходить босиком. Именно поэтому сандалии имеют плоскую и плотную подошву и полностью открытый верх. В библейские времена люди обменивались сандалиями в знак клятвы.
В семнадцатом веке в Европе признаком статуса и принадлежности к высшим классам была обувь на высоком каблуке. Чем выше был статус владельца, тем выше был каблук. Ситуация доходила до абсурда. Некоторым людям были необходимы помощники с каждой стороны, чтобы поддерживать носителя такой обуви. Также дабы привлечь внимание к статусу, каблуки часто окрашивались в красный цвет.
Однако все во порядку...



В XIII (Тринадцатый (XIIIвек длился с 1201 по 1300 годы по юлианскому календарю.) веке в Европе мужская обувь шилась тесно прилегающей и повторяющей естественную форму ноги. Частенько её украшали вышивкой и драгоценностями и надевали с чулками. Чулки были разноцветными и хотя их обычно кроили из материала и подгоняли по ноге искуссно сделанными швами,но считается ,что и в те времена они могли быть вязанными. 

Пулены - туфли с длинными, загнутыми вверх носами, которые часто украшались колокольчиками или бубенцами. Французский король Филипп IV даже издал специальный закон, согласно которому вся знать должна была носить только такую обувь. В XIV веке длина туфель демонстрировала знатность их владельца: нос туфель возрастал по длине в зависимости от ранга.   К середине XIII века вытянутые носки у обуви становятся почти карикатурно преувеличенными.а к середине XIV века достигли предела.обувь бургунских модников могла украшаться жесткиеми и подбитыми носками,длина которых в три раза превышала длину стопы,иногда достигая таких размеров,что приходилось поддерживать их с помощью тонких цепочек, прикреплявших ся к полоске у колена, хотя это был аэкстимальняа мода и встречалась она редко.

Но к середине XV века обувь вновь стала принимать более естественную форму.
Мягкие сапоги длиной до середины голени носили вне дома,для верховой езды они могли быть более высокими и натягиваться на колено.Их делали из эластичной кожи,облегая ногу как чулок и часто имели шнуровку с внутренней или внешней стороны ноги. У крестьян или жителей сельской местности сапоги были сделаны из грубой воловьей кожи. Поверх обуви в XV в. для защиты от грязи носили башмаки на деревянной подошве,, прикреплявшиеся кожаными ремнями.

ДРЕВНЕРУССКАЯ КОЖАНАЯ ОБУВЬ XII-XIV ВВ.


Поршни — один из самых древних и простых видов обуви беднейших горожан и крестьян. Изготовляли их и из дубленой и из сыромятной кожи. По крою их разделяют на два типа: цельнокроеные и из деталей. Существовало множество видов такой обуви. Поршни ХI-ХIII вв. делали путем простейшего стягивания куска кожи в области носка и пятки лыковым или кожаным шнурком, пропущенным затем через одиночные прорези на бортах. Шнурки стягивали поршень и завязывались вокруг ноги поверх штанов, чулок или обмоток. С XIV века носок и пятку поршня зашивают нитками, использовавшаяся кожа была более жесткой. Такие поршни просуществовали в быту крестьян до XX в.
Башмаки шили из дубленой коровьей или козьей мягкой кожи с отворотами выше щиколотки. Способ кроя двух типов: цельнокроеные или из двух кусков кожи. Часто башмаки украшали вышивкой или декоративной строчкой. В ХIII-ХIV вв. начали применять тиснение. Крепились к ноге с помощью ремешка, пропущенного через ряды дырочек в области щиколотки. Башмаки носили не только горожане, но и достаточно обеспеченные сельские жители.


Туфли —обувь с жесткой подошвой и низкими бортиками. По крою они делятся на два подтипа: туфли из цельного верха и подошвы и туфли из детально-кроенного верха и подошвы. Для первого типа применялись два варианта соединительных швов: сбоку и сзади. Туфли скреплялись шнурками на подъеме или с внутренней стороны щиколотки. Иногда они украшались резьбой на подъеме, аналоги таких туфель носили в Европе. Туфли из деталей имеют глубокую головку с язычком на подъеме, составной задник с прокладками, трехслойную подошву с широким низким наборным каблуком, который был прикреплен деревянными шпильками и прошит дратвой. Детали верха сшивались стачным швом, а верх с подошвой - сандальным. Туфли на ноге закреплялись с помощью ремешка, который кроился вместе с внутренней половиной задника и был пропущен через прорези на язычке.

Сапоги домонгольской Руси можно разделить на два подтипа: сапоги, скроенные из крупных кусков кожи с цельнотянутыми голенищами и скроенные из нескольких мелких деталей. Далее традиция изготовления наследуется и частично повторяет крой башмаков: задники с треугольным вырезом и подошвы с удлиненными язычками, выполняющими конструктивное и декоративное назначение. Наборный каблук явился результатом усовершенствования многослойной прокладки у подошвы сапог, бытовавших в XII в. Сапоги носили богатые люди. Непременной принадлежностью княжеской одежды были цветные сапоги, нередко расшитые жемчугом и бляшками.
В XIV веке мягкие сапоги и башмаки вытесняются более жесткими формами.

Сапоги коронационного герольда. Россия, XVIII в.
Вернемся опять к Европе.

В 16 веке обувь стала шире. В моде стали башмаки без каблуков ,очень низко вырезанные спереди,державшиеся на на полоске, проходящей через лодыжку или подъем ноги.


Каблуки стали появляться у обуви лишь в 17 веке. Они были низкими и часто окрашивались в красный цвет.Сапоги носили при охоте, верховой езде и в путешествиях..Они плотно охватывали икры ноги и расширялись или разрезались за коленом и отворачивались для облегчения движения. Если сапоги не отворачивались,то их прикрепляли к поясу как старинные чулки.

В 1620-55 годах сапоги носили повсеместно и даже для торжественных случаев, в помещении и со шпорами.В начале они были длинные и плотно облегающие, с расширенными голенищами,которые отворачивались и складывались под коленом широкими раструбами.
К 30 годам 17 века появляются более короткие сапоги. Облегченный вариант из более мягкой кожи со шнуровкой или пуговицами с одной стороны появляется позднее.С 1670 появляются длинные гетры, которые так же шнуровались или застегивались с одной стороны.



Туфли имели длинные передки и круглые носки до 1650-х годов.После стали использоваться скошенные квадратные носки.Обувь застегивалась через язык и завязывался с помощью кожаных шнурков или лент. К концу 17 века банты заменяются пряжками.
С 1670-х годов сапоги и туфли почти всегда черные с красынми каблукамии сохранялись так до 18 века.


В 18 веке башмаки с квадратными носами приобрели более естественную закругленную форму. Язычок стал короче и тоже закруглился. А вот пряжки стали увеличиваться и к 1770-ым годам достигли максимального размера.



Вид пряжек был очень разнообразен: овальные, квадратные, прямоугольные. Прямоугольные пряжки «артуа» делались из шеффилдского серебра,стали или томпака(имитация золота:сплав меди и цинка,или серебра).

 Красны каблуки на обуви носили вплоть до середины 18 века(1750-х).Постепенно каблуки становились ниже,так же как и вырез туфель над подъемом,так что пряжка сдвинулась ближе к носку обуви. К концу 18 века башмаки становятся похожими на комнатные туфли ,а настоящие туфли-шлепанцы без задников — мюли, появившиеся в 17 веке , продолжали носить в домашней обстановке.Башмаки были ,в основном, черные и шились практически всегда из кордовской узорной кожи.


Жесткие высокие сапоги , которые в 20-х годах 18 века носили только кучера, форейторы и т. п., были заменены облегающими сапогами с вырезом под коленом и жокейскими сапогами,которые заканчивались ниже колена и были с отворотами из мягкой кожи более светлого оттенка.

После 1780-х г. их стали называть сапогами с отворотами. Длинные гетры для верховой езды продолжали носить в деревнях., так же ка ки краги. Ботфорды — короткие сапоги для верховой езды , достигавшие середины голени и обычно поднимающиеся спереди украшались кистями. Щеголи до 1780-х г. не носили сапог внутри помещения, после сапоги стали приемлемы во всех случаях.


Некотрые виду сапог уже в 1800-20-х годах ,которые носили как в городе,так и в деревне. Стали называть именами полководцев и генералов. Ботфорды иногда имели узкий бордюр из кожи контрастного цвета.Сапоги имели небольшой каблук.
Например, «Блюхеры» (20-е -50—е годы 19 века) были облегающими довольно массивными полусапожками со шнуровкой спереди через язычок,отверстия для шнурков были обрамлены металлом,запатентованные в начало 1820 г,были более практичными и облегчали шнуровку. Полусапожки «Альберт» , вошедшие в моду в 1840-х годах, имели суконные голенища, патентованные кожаные носки и боковую шнуровку, они могли украшаться рядом перламутровых пуговиц спереди. Не имеющих практического назначения. Штиблеты с резинкой и вставкой из натурального каучука , запатентованные в 1837 году, носили как женщины, таки мужчины.


Причуда носить гетры и гамаши продержалась не долго. И вскоре они снов астали носиться только сельскими жителями.
С бриджами до колен и панталонами (кюлоты) мужчины носили белые , серые или черные прозрачные чулки и бальные туфли на низком каблуке с короткими союзками и круглыми носками , отделанные в начале небольшой пряжкой , а позже — маленьким плоским бантом. Бальные туфли с бантами продолжали носить с брюками , когда те заменили короткие панталоны на вечерних приемах.
Конечно же, учитывая, что мода в глубинке от больших городов запаздывала на несколько лет,то и годы носки того или иного вида обуви прибавляются на 3-7 лет.
Со второй половины 19 века,когда наука,производство,техника резко продвинулась в перед и стали производится все новые материалы,обувь становится более разнообразнее.




С середины 19 века полусапожки или сапоги до колен теперь носили редко,только для верховой езды. Но короткие башмаки использовались в течении всего периода.Башмаки с резинками были предпочтительнее по отношению к обуви со шнуровкой вплоть до 1890-х годов.
А именно середины 1850 года обувь с узким носком почти не встречается. Носки округленные или квадратные, высота каблука модной обуви — 3—4 см; сапоги, предпочитаемые простолюдинами — без каблука. Большинство мужчин носят невысокие сапоги, которые в 60-е годы сменяют именно ботинки с вшитой по бокам резиной. Брюки становятся в моде длинным и носятся со штрибками. Длина брюки( так называемые в конце 18-начале 19 века длинные панталоны)теперь прикрывают ботинок почти целиком, оставляя видным каблук и носок.
На
охоте, при верховой езде, путешествии пешком брюки заправляли в сапоги или ботинки. Брюки в сапоги заправляли также жители провинциальных, городов, простолюдины. Ботинки застегивались на пуговицы с наружной стороны. На бал надевали туфли из лакированной кожи, атласа, муара, бархата, с плоским черным бантом.




Денди предпочитали обувь с острым носком в 1850-60,а так же в 1890-х г.А вот в 1880 году была в моде обувь с длинным тупым квадратным носком,а так же ботинки на пуговицах,с суконным верхом или короткие гетры с бриджами или длинные гетры с более официальной одеждой. Длинные гетры ,белые. Светло-серые или желто-коричневые , застегивались на пуговицы сбоку и штрибками под каблуком на пряжку.
Ботинки из контрастных материалов, особенно лакированная кожа с лайкой или суконным верхом , оставались в моде у мужчин вплоть о 1920-х годов. Туфли со шнуровкой стали носить в конце 19 века ,особенно летом, иногда с цветными носками. Но предпочтительнее было в те времена носить черные носки,даже со светлой обувью. С середин ы1890-х носки поддерживались носочными подтяжками.
Прорезиненные парусиновые туфли стали надевать для игры в теннис с конца 1870- годов.
>


До 1890 годов некоторые мужчины предпочитали носить полусапожки на тонкой подошве с резиновыми вставками по бокам вместо бальных туфель. Однако, низко вырезанные бальные туфли из лакированной кожи с большим плоским бантом из репсовой ленты были более распространены с 1890- по 1920 годы.



В начале 20 века ботинки предпочитаемые черные становятся с боле узкими носками и облегают ногу, некоторые из видов шились с верхом их сукна для города, и более просторные коричневые,закругленные для сельской местности.В 1910 году стал появился тупой круглый «курносый» носок,который называли бостонским,американским или бульдогом. 
После Первой мировой войны преобладающим видом обуви для
 молодых модных мужчин стали туфли.
...
Сейчас обувь настолько разнообразна,что не хватит никакой страницы.чтобы описать как её виды,таки страны,по може котрых она изготовляется.Но тогда и сейчас обувь является неотьемлемым атрибутом моды.







-----------------
Статья написана мною из источников соц.сетей и по книге "история костюма" Д.Нанн.

Сопутствующие темы в этом блоге:
Гетры,они же гамаши 18-20 в. История,крой, реконструкция.
Буржуазный этикет 19 в.светская жизни в России 19 в
Мужской халат 19 в.Или: домашняя одежда мужчин 19 в.Крой,Подлинники.История.
Стиль АМПИР.Подлинники, крой,история
Пуговицы.История, Интересное, памятники,подлинники.
История костюма в росписи по фарфору и в фарфоре 19 в
Кустарное производство в России
Все о ФРАКах 19-20 в.в..История крой, реконструкция.
Мужская мода 1800-50 гг по рисункам и гравюрам того времени.Франт.Денди
Мужская мода с середины 19-го ,начала 20 вв.

2 комментария:

  1. Спасибо! С большим интересом прочла и этот пост и предыдущий.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо,Татьяна,за отзыв!
      Буду рада видеть на своих страницах и впредь!

      Удалить