Фактически обувь — это вид одежды, только для ног. Именно еще и поэтому о ней будет не мало разговоров на сайте.
"...Многие мировые знаменитости "...неоднократно указывали на обувь, как на часть одежду первостепенной важности, особенно в войсках. Еще Маршал Саксонский сказал, что на той стороне армии перевес, сапоги которой лучше, а в другом месте он говорит: "Успех войны в ногах". По выражению Ниэля , обувь для пехоты столь же важна, как для кавалериста лошадь. Герцог Веллингтон признавал первой потребностью для солдата пару хороших сапог, вторую - запасную пару сапог, а третью - пару подметок",
- писал в своей диссертации "К вопросу об обуви.." врач И.М. Яковлев в 1887 году.
----------------------------
Под обувью понимают все ее виды, основу которых составляет подметка размером во всю ступню: это и сандалии на ремешках, и туфли на каблуках, и сапоги с раструбами. Часто обувь получала название по своему внешнему виду...
Во всем мире вплоть до девятнадцатого века, правый и левый ботинки были одинаковы.
Немного позже в Филадельфии сделали разную обувь для левой и правой ноги.
Люди обматывали ноги размятой кожей животных, также использовали плетеные тапки из травы, камыша, дерева и других подручных материалов.
Именно поэтому сандалии имеют плоскую и плотную подошву и полностью открытый верх.
В библейские времена люди обменивались сандалиями в знак клятвы.
Чем выше был статус владельца, тем выше был каблук.
Ситуация доходила до абсурда. Некоторым людям были необходимы помощники с каждой стороны, чтобы поддерживать носителя такой обуви.
Также дабы привлечь внимание к статусу, каблуки часто окрашивались в красный цвет.
Однако все во порядку...
Чулки были разноцветными и хотя их обычно кроили из материала и подгоняли по ноге искусно сделанными швами, но считается ,что и в те времена они могли быть вязанными.
Пулены -
В XIV веке длина туфель демонстрировала знатность их владельца: нос туфель возрастал по длине в зависимости от ранга.
К середине XIII века вытянутые носки у обуви становятся почти карикатурно преувеличенными, а к середине XIV века достигли предела. Обувь бургундских модников могла украшаться жесткими и подбитыми носками, длина которых в три раза превышала длину стопы, иногда достигая таких размеров, что приходилось поддерживать их с помощью тонких цепочек, прикреплявшихся к полоске у колена, хотя это была экстримальная мода и встречалась она редко.
Но к середине XV века обувь вновь стала принимать более естественную форму.
Их делали из эластичной кожи, облегая ногу как чулок и часто имели шнуровку с внутренней или внешней стороны ноги.
У крестьян или жителей сельской местности сапоги были сделаны из грубой воловьей кожи. Поверх обуви в XV в. для защиты от грязи носили башмаки на деревянной подошве, прикреплявшиеся кожаными ремнями.
ДРЕВНЕРУССКАЯ КОЖАНАЯ ОБУВЬ XII-XIV ВВ.
Поршни —
Шнурки стягивали поршень и завязывались вокруг ноги поверх штанов, чулок или обмоток. С XIV века носок и пятку поршня зашивают нитками, использовавшаяся кожа была более жесткой. Такие поршни просуществовали в быту крестьян до XX в.
Способ кроя двух типов: цельнокроеные или из двух кусков кожи. Часто башмаки украшали вышивкой или декоративной строчкой. В ХIII-ХIV вв. начали применять тиснение. Крепились к ноге с помощью ремешка, пропущенного через ряды дырочек в области щиколотки.
Башмаки носили не только горожане, но и достаточно обеспеченные сельские жители.
Туфли скреплялись шнурками на подъеме или с внутренней стороны щиколотки. Иногда они украшались резьбой на подъеме, аналоги таких туфель носили в Европе. Туфли из деталей имеют глубокую головку с язычком на подъеме, составной задник с прокладками, трехслойную подошву с широким низким наборным каблуком, который был прикреплен деревянными шпильками и прошит дратвой.
Детали верха сшивались стачным швом, а верх с подошвой - сандальным. Туфли на ноге закреплялись с помощью ремешка, который кроился вместе с внутренней половиной задника и был пропущен через прорези на язычке.
Сапоги домонгольской Руси можно разделить на два подтипа: сапоги, скроенные из крупных кусков кожи с цельнотянутыми голенищами и скроенные из нескольких мелких деталей.
Далее традиция изготовления наследуется и частично повторяет крой башмаков: задники с треугольным вырезом и подошвы с удлиненными язычками, выполняющими конструктивное и декоративное назначение.
Наборный каблук явился результатом усовершенствования многослойной прокладки у подошвы сапог, бытовавших в XII в. Сапоги носили богатые люди. Непременной принадлежностью княжеской одежды были цветные сапоги, нередко расшитые жемчугом и бляшками.
Если сапоги не отворачивались, то их прикрепляли к поясу как старинные чулки.
Пряжки на ботинки/туфли мужские прошлых веков
Красны каблуки на обуви носили вплоть до середины 18 века(1750-х).Постепенно каблуки становились ниже, так же как и вырез туфель над подъемом,так , что пряжка сдвинулась ближе к носку обуви.
К концу 18 века башмаки становятся похожими на комнатные туфли ,а настоящие туфли-шлепанцы без задников — мюли, появившиеся в 17 веке , продолжали носить в домашней обстановке.
Башмаки были ,в основном, черные и шились практически всегда из кордовской узорной кожи.
После 1780-х г. их стали называть сапогами с отворотами. Длинные гетры для верховой езды продолжали носить в деревнях., так же как и краги.
Щеголи до 1780-х г. не носили сапог внутри помещения, после сапоги стали приемлемы во всех случаях.
Ботфорды иногда имели узкий бордюр из кожи контрастного цвета.
Сапоги имели небольшой каблук.
Полусапожки «Альберт» , вошедшие в моду в 1840-х годах, имели суконные голенища, патентованные кожаные носки и боковую шнуровку, они могли украшаться рядом перламутровых пуговиц спереди, не имеющих практического назначения.
Штиблеты с резинкой и вставкой из натурального каучука , запатентованные в 1837 году, носили как женщины, так и мужчины.
Бальные туфли с бантами продолжали носить с брюками , когда те заменили короткие панталоны на вечерних приемах.
Длина брюки( так называемые в конце 18-начале 19 века длинные панталоны)теперь прикрывают ботинок почти целиком, оставляя видным каблук и носок.
На охоте, при верховой езде, путешествии пешком брюки заправляли в сапоги или ботинки. Брюки в сапоги заправляли также жители провинциальных, городов, простолюдины.
Ботинки застегивались на пуговицы с наружной стороны. На бал надевали туфли из лакированной кожи, атласа, муара, бархата, с плоским черным бантом.
Длинные гетры ,белые. Светло-серые или желто-коричневые , застегивались на пуговицы сбоку и штрибками под каблуком на пряжку.
Туфли со шнуровкой стали носить в конце 19 века ,особенно летом, иногда с цветными носками.
Но предпочтительнее было в те времена носить черные носки, даже со светлой обувью. С середин ы1890-х носки поддерживались носочными подтяжками.
Однако, низко вырезанные бальные туфли из лакированной кожи с большим плоским бантом из репсовой ленты были более распространены с 1890- по 1920 годы.
В 1910 году стал появился тупой круглый «курносый» носок, который называли бостонским, американским или бульдогом.
После Первой мировой войны преобладающим видом обуви для
молодых модных мужчин стали туфли.
...
Сейчас обувь настолько разнообразна, что не хватит никакой страницы, чтобы описать как её виды, так и страны, по моде которых она изготовляется.
Как писал в 1921 году Маяковский:
Сапоги почистить – 1 000 000.
Состояние!
Раньше б дом купил –
и даже неплохой….
---------------------------
Мужская обувь - подлинники: штиблеты, туфли, ботинки до начала 20 века
мужские домашние тапочки 19 в
Туфли мужские 19 века
1900 год сапоги
Обувь мужская начала ХХ в - подлинники
Самоучители по изготовлению обуви 1912, 1918 гг:
-----------------------------------------
Читайте так же:
Гетры,они же гамаши 18-20 в. История,крой, реконструкция.
Гетры - гамаши как гражданский вид костюма.История, вид. Крой , пошив.
Буржуазный этикет 19 в.светская жизни в России 19 в
Мужской халат 19 в.Или: домашняя одежда мужчин 19 в.Крой,Подлинники.История.
Стиль АМПИР.Подлинники, крой,история
Пуговицы.История, Интересное, памятники,подлинники.
История костюма в росписи по фарфору и в фарфоре 19 в
Кустарное производство в России
Все о ФРАКах 19-20 в.в..История крой, реконструкция.
Мужская мода 1800-50 гг по рисункам и гравюрам того времени.Франт.Денди
Мужская мода с середины 19-го ,начала 20 вв.
Спасибо! С большим интересом прочла и этот пост и предыдущий.
ОтветитьУдалитьСпасибо,Татьяна,за отзыв!
УдалитьБуду рада видеть на своих страницах и впредь!
А вот за 17 - 18 вв не попадалась ли вам более изящная обувь? Из бархата, м.б.?
ОтветитьУдалитьВы имеете в виду мужскую бархатную обувь? И что значит: более изящная? и на какой год?
ОтветитьУдалитьДобрый день) спасибо за создание таких интересных материалов по истории моды.
ОтветитьУдалитьХотела спросить- по моде и созданию женской обуви 18 века есть ли что-то у Вас в блоге? Не могу найти.
Добрый день. Спасибо за отзыв.
УдалитьО создании женской обуви материал пока собирается. А т.к. его уже накопилось у меня много, то разобрать все и выложить пока нет времени. Исторический костюм - это очень глубокий и разнообразный пласт в истории цивилизованного общества. Сразу вес выложить невозможно,а копировать с других сайтов - это не мои правила. Так что - буду иметь ввиду,что запрос на обувь есть.
Непонятно откуда картинки понадергали
ОтветитьУдалитьАноним, чем Вы не довольны? картинки с аукционов и музеев мира, если Вам так будет легче.
УдалитьА если вас не затруднит, не могли бы вы написать статью , и фото , про обувь силачей прошлого примерно 1800годов? У них на многих фото , обувь чем то напоминает высокие туфли, с прорезями , как сандали...Но информации нигде нет((
ОтветитьУдалитьДобро. Интересная тема, необычная... Попробую покопаться в фолиантах...Следите за публикациями, ладушки?
УдалитьИнформацию "нарыла" Оказалось все очень просто... * ...подмигиваю...* Статью собираю...
Удалить