Брыжами называли кружевной воротник или, точнее, отделку той части рубашки, которая прилегала к шее. Впервые воротник появляется в Италии на рубеже XIII-XIV веков. Тогда в моду вошли открытые камзолы, что сделало видимой рубашку, которая в ту пору считалась нижним бельем. Увидевшую свет горловину рубахи вначале украсили узкой полоской ткани или кружев, слегка выступавших над верхней одеждой и напоминавших воротник-стойку.
К началу XV века вырез на мужском костюме увеличивается, а воротник рубашки превращается в элемент украшения. Кружева появляются не только вокруг шеи, но и на верхней части груди. Стремясь придать им изысканность и элегантность, мастера укладывают кружева аккуратными складками — гофрируют.
Перед надеванием гофрированную часть рубашки крахмалили и проглаживали горячим утюгом, отчего она становилась жесткой и красиво выступала из-под камзола. В то время подобные украшения носили только мужчины. Женщина должна была появляться в обществе только в наглухо закрытом платье.
Украшение рубашки кружевами приобрело такой размах, что в начале XV века магистраты (судьи) многих европейских городов принимали законы, по которым запрещалось появляться в обществе в гофрированных рубашках.
Но моду остановить нельзя. С 1530 года брыжи становятся общепринятой одеждой как мужчин, так и женщин. Особенно широкое распространение они получают в Англии, где воротник, впрочем, как и другие части одежды, например рукава, лиф, манжеты, представляли собой отдельные элементы, как детали в детском конструкторе. Из них и собирался очередной наряд.
Пошив воротника на 16 -17 века.





 картинки: источник
Английским портным удалось превратить маленькую оборку на стойке рубахи, как пишет Алла Чернова в книге «Все краски мира, кроме желтой…», в подобие невероятного кружевного жернова, лежащего по плечам на тростниковом каркасе или подпирающего подбородок и уши. Это накрахмаленная фреза, или рафф, достигавшая у англичан тридцати сантиметров в радиусе. Существует мнение, что огромные воротники послужили причиной изобретения вилки, которая вошла в обиход с конца XVI века.
Раффы в Англии носили как мужчины, так и женщины. В дамских нарядах могли присутствовать одновременно два воротника — собственно фреза и стоячий воротник из кисеи. Оп имел форму сердца или подковы и был натянут на металлический каркас. Таким двойным воротником отделано траурное платье Марии Стюарт на портрете кисти неизвестного художника. Причем манжеты на рукавах повторяют форму воротника.
Итак, круглый кружевной воротник, называемый англичанами раффом, надевался поверх камзола и прикреплялся к нему несколькими пуговицами или крючками.
Во Франции английские воротники вначале успеха не имели. Но вскоре ситуация изменилась. Известно, что Екатерина Медичи, французская королева, родившаяся Италии, выписала из Венеции мастера Винциолло. Поселившись в Париже, он открыл мастерскую и принялся изготовлять ажурные шелковые воротники, напоминавшие брыжи.
Завезенные из Англии в Голландию жесткие воротники не только вошли в моду, но и стали обязательным компонентом повседневной одежды. Их продолжали носить вплоть до середины XVII века, когда в других странах они уже давно вышли из употребления. Голландцы, в отличие от англичан, крепили его на специальном металлическом каркасе. После 1580 г. голландская фреза также получила название «мельничный жернов» (ее можно увидеть на картинах Рубенса).

Кружевные брыжи были распространены и в Испании. В 1560 году воротники испанских аристократов достигли таких размеров, что на их изготовление уходило по несколько локтей тонкого полотна. Иногда ткань располагалась вокруг шеи в два и даже в три яруса. По внешнему краю воротник обшивали тонкой золотой нитью и могли придать ему форму зубчиков, на которые нашивались кружева.
В1615 году немецкий дипломат Ф.Мессершмидт с иронией писал, что испанские брыжи иногда стоят дороже целого платья.
Надеть наряд с таким воротником было непросто. Процесс облачения выглядел так: двое слуг держали воротник, а третий с разогретыми гофрировальными щипцами стоял рядом, чтобы тотчас выровнять помявшуюся складку. Чтобы воротник дольше сохранял свою форму, в него даже вшивали тонкие металлические проволочки.
Очевидно, что такой воротник не мог долго оставаться модным. Уже в начале XVII века в Испании входят в повседневный обиход широкие отложные воротники, пришивавшиеся к рубашке. Они выпускались из-под камзола и свободно лежали на плечах.
Мода пришла из Франции, где такие воротники являлись даже частью военной формы. В частности, королевские мушкетеры, отправляясь во дворец в караул, обязаны были надевать рубашку с накрахмаленным кружевным воротником. Сложность кружевного узора, располагавшегося по его краю, зависела от чина. Рядовые мушкетеры могли носить только один ряд кружев, лейтенант — два, а капитан — три.

В России мода на брыжи появляется лишь в XVIII веке, когда в результате петровских преобразований входит в обиход одежда европейского покроя. В двадцатые годы XVIII века брыжи становятся частью военной формы высших военных чинов.
Но уже во время царствования Екатерины II брыжи исчезают из военной формы и сохраняются лишь в штатской одежде. Однако в конце тридцатых годов XIX века, после изменения силуэта военной формы, кружевные брыжи вновь возвращаются в армию. Правда, на этот раз они были почти сразу вытеснены жабо — кружевным украшением в виде оборки, пришитой параллельно пуговицам на рубашке.
ист: http://www.xurma.ru/bryzhi/