Translate

В дополнение к этому блогу создан сайт "МАЛЕНЬКИЕ ХИТРОСТИ ПОРТНЯЖНОГО РЕМЕСЛА".

суббота, 22 сентября 2012 г.

Все о ФРАКах 18-20 века. История, крой, реконструкция, подлинники.

Подлинник:
конец 19 в.
Откуда взялся этот странный наряд ФРАК? Согласно одной легенде, фрак вышел случайно: некий вельможа отрезал спереди прожженные сигаретой полы, вот вам и фрак. Но эта история существует, в большей степени, в статусе анекдота. Известно, что в середине XVIII века фрак

носили военные – кавалеристам, говорят, в нем было особенно удобно. Им и приписывают
изобретение фрака противники означенной выше версии его происхождения. Всаднику ведь хорошо, чтобы спереди никакие полы не болтались. А если сзади у него – собственный хвост, рифмующийся с хвостом коня, это ж красиво и, вероятно, стройнит. Вот и изворачивались кавалеристы, спереди полы закалывая и назад их забрасывая. А внешний вид военных в течение нескольких столетий служил образцом для подражания – вспомним барона Тузенбаха, который в штатском казался совсем уж некрасивым, тогда как военная форма хоть как-то скрашивала его неказистость. Поэтому идея фрака вскоре стала популярной среди людей света.
источник
..............

Многие знают, что фраки пошли от военной униформы,т.е. мундиров конца 18-го начала 19 веков.
Например, посмотрим на один из мундиров русского офицера на 1805 год (моя работа,реконструкция):

Изменения со временем вида мужского платья,в том числе и  фрака:


Доклад подготовлен к фестивалю Менескон. Автор: Иванова-Климанская С.В. ака Майра неа Соэллу:
18 век

Существует две основные версии появления фрака, и обе отсылают нас к 18 веку.
Одна версия уверяет, что первоначально фрак появился как вариант офицерского костюма. Чтобы длинные мундиры не мешали при верховой езде, догадливые кавалеристы додумались подворачивать полы одежды. И совсем скоро новомодную тенденцию подхватила пехота, потом чиновники, так фрак превратился в повседневную одежду горожанина. Вскоре фраки стали кроиться с длинными фалдами и приобрели общий вид, который знаком и сегодня.
Под фрак надевался жилет, который появился в результате значительных преобразований прежнего жилета (камзола). Он стал коротким, удобным, функциональным. Спинка в нём, как и в прежнем жилете,выполнялась из полотна.

По другой версии, фрак - это ни что иное, как несколько видоизмененный жюстокор, а фрачный жилет – это переродившийся камзол.

Между жюстокором и фраком в его привычном виде некоторое время существовал костюм под названием «аби» (АБИ с фр., букв. "одежда, платье") Аби похож на длинный современный смокинг – скругленные полы спереди и переходящие в фалды, часто расшивался узорами и носился с жилетом. В начале 19 в. название "аби" переносится на фрак и сохраняется во Франции до настоящего времени.

Фрак был без карманов, к нему полагалась шпага. У него был небольшой воротник и узкие рукава. Французский фрак имел срезы по бортам в отличие от английского, у которого полы сходились спереди. Аби расшитый шелком или золотом/серебром остался придворной одеждой для торжественных случаев.
Около 1760 года одноцветный фрак начинают носить в городских кругах. К нему прилагаются светлые кюлоты до колен. Последние два десятилетия перед Французской революцией синий или темно-коричневый фрак английского покроя сделался модным платьем высшего общества.
В 90-е годы 18 века шили из цветного сукна, одно время популярны были красные фраки с черными пуговицами. Их кроили с узкими длинными фалдами, а талию располагали выше ее естественного места нахождения. Жилет шили из ткани другого цвета, а галстук делали таким широким и пышным, что он закрывал подбородок. Вообще мода на расцветки менялась быстро, потому модникам приходилось очень внимательно следить за актуальными веяниями.

Ленточки на брюках чуть выше сапог или краг, неподъемные воротники и чересчур широкие лацканы при очень узких брюках отличали настоящих модников от всех остальных. Но те, кто действительно хотел выделиться, следовали новым веяниям и в мелочах. Так, писком 1791 года стал жилет с тройными отворотами под фрак. При таком покрое создавался эффект, будто один жилет надет поверх другого.

........................

Начало 19 века

Во время правления императора Павла I в Российской Империи фрак побывал в опале – как символ Французской революции, непростительного вольнодумства и преступного посягательства на незыблемость монархического уклада. Александр I, и это не единственное его либеральное деяние, реабилитировал фрак, после чего постепенно в России, как и в Европе и Америке, фрак сделался деталью обыденной одежды.
В первые годы 19 столетия общий вид фрака изменился очень незначительно, разве что в 10-х годах XIX века, фалды фрака стали заметно выше колен, при высокой талии создавалось впечатление, что франт надел фрак своего младшего брата.
что франт надел фрак своего младшего брата.
С появлением в светских кругах денди Джорджа Браммела, из мужской моды ушли роскошные материалы ярких расцветок и броские эксцентричные украшения. Всё внимание переносится на крой, который должен быть безупречен. Для главного предмета и повседневного, и праздничного гардероба того времени — фрака использовалось сукно высокого качества. Выбор цвета обуславливался обстоятельствами: тёмный (чаще всего синий) предназначался для вечера, светлый (серый) — для дневных выходов. Широко употреблялись для мужского костюма ткани чёрного, коричневого, зелёного цветов. Воротник обычно обтягивался бархатом иного цвета, чем ткань фрака. Пуговицы к фраку были серебряными, фарфоровыми, иногда даже драгоценными, часто обтягивались тканью в цвет фрака. Панталоны и верхняя одежда могли быть разных цветов, но панталоны всегда были светлее.

Из украшений в мужской одежде остались булавка для галстука и часы. Обязательной принадлежностью повседневного костюма стал цилиндр. Лишь двум деталям мужского костюма — жилету и галстуку — разрешено было быть яркими.
Брюки иногда украшали лампасы с пуговицами по всей длине. К этому костюму предпочитали низкие туфли и трость.
Галстуки в то время были похожи на шейные платки. Кусок ткани сворачивали по диагонали, охватывали шею спереди и, скрестив сзади концы, завязывали узел под подбородком различными способами — то в виде большого банта, то узлом; концы его прятались за жилет. Искусству повязывать галстук посвящено немало трудов. Особым шиком вреди денди считалось повязать галстук таким образом, чтобы казалось - это сделано за минуту. Но на подобный «эффект небрежности» могли уходить часы мучений.
«Вся наша молодежь, — говорит Модный журнал для дам за 1801 год, — носят короткие фраки из темно-синего, темно-зеленого или темно-коричневого сукна с металлическими пуговицами круглой и выпуклой формы; круглые шляпы с широкими полями, короткие панталоны с белыми чулками или широкие брюки и сапоги а la russe, и высокими голенищами.»
В 1802 году, по словам Journal des Debats, все модники носят темно-коричневые или черные фраки. Форма этих фраков не изменялась в продолжение многих месяцев; воротники на мужских костюмах необычайно узкие. «Не только одни ярко-красные жилеты, обшитые золотым галуном, кроятся снизу в виде прусской куртки, но тот же фасон придается и белым жилетам, у которых так же, как и у красных, только один ряд пуговиц. Молодые люди перестают носить широкие сапоги а lа Суворов и заменяют их сапогами в обтяжку, к которым можно, по желанию, прилаживать отвороты из желтой, лакированной кожи.»
В том же году Парижская газета пишет: «Вместо суконных панталон носят короткие, нанковые. Мода на серебряные пряжки на башмаках распространяется все больше и больше: их делают овальными или четырехугольными с закругленными углами и вдвое больше, чем они были три месяца тому назад. Жабо становится существенной частью мужского костюма, оно закладывается круглыми складками».
Манжеты, судя но Журналу мод за 1801 — 1802 годы, носят при парадном костюме, жабо в менее торжественных случаях. «Ширина шляпных полей увеличивается с каждым днем». В том же 1802 году в Публицисте напечатано: «Цвета мужских костюмов — темно-синий, черный, темно-коричневый, цвет негритянской головы. Воротник — несколько ниже, чем раньше. Талии все еще короткие и узкие. Самые модные пуговицы из шелка в девять клеток. Жилеты белые, длинные, срезанные ровно, следовательно, без баски. Нанковые панталоны делаются широкими сверху, а от колена до подвязки в обтяжку».
В Европе в эпоху регентства фрак носят в сочетании со светлыми жилетом и панталонами, которые окончательно утверждаются в мужском гардеробе в 1818 году. Согласно предписаниям этикета, панталоны, длина которых теперь доходит до щиколоток должны быть по цвету светлее фрака. Вместе с панталонами носят подтяжки.
До 1820 года носили жилеты с одним и двумя рядами пуговиц, впоследствии же окончательно остановились на первом фасоне. Из материи употреблялись преимущественно светлые, совершенно гладкие, полосатые или с каким-нибудь мелким рисунком: желтоватый кашемир или пике цветочками; впоследствии жилеты стали делать также из шелка и бархата...
и т.д... смотрите источник

....В очерке «Онагр» Иван Иванович Панаев (1812— 1862) описал туалет своего молодого героя. «Его сюртук превосходно обрисовывает его талию: правда, он немножко узок ему и жмет под мышками, но, говорят, модные сюртуки все таковы; булавка с огромным камнем зашпиливает длинные концы его узорчатого галстуха; на бархатном жилете, испещренном шелковыми цветами, висит золотая цепь с змеей, у которой красный глаз под яхонт... Кругом его на десять шагов воздух напитан благоуханием от жасминных духов в соединении с фиалковой помадой...Как истинный онагр молодой человек превосходно знал все обычаи, переходящие из большого в маленький свет, и ни в коем случае не позволял себе уклониться от них. С благоговением неизобразимым, с чувством робким и трепетным смотрел он на львов, с которыми встречался на улицах и в трактирах, и усиливался рабски подражать им во всем».

фрак 1815 год:


Из Англии пришло новое представление об элегантности. Она проявлялась в крое костюма, качестве ткани, белизне белья и пренебрежительной манере, с которой щеголи носили дорогие вещи. Вообще в 30-е годы — для моды романтизма — характерна некоторая «романтическая небрежность», проявлявшаяся в манере носить костюм: нарочито расстегнутый воротник рубашки, слегка развевающиеся волосы и т. д. Эта небрежность как бы подчеркивала интеллектуальную значительность личности, стоящей выше бытовых мелочей. Элегантность требовала, чтобы фрак меняли каждые три недели, шляпу — каждый месяц, а обувь — еженедельно. Совершенно ясно, что такую роскошь могли себе позволить лишь богачи, так называемые «светские львы», сменившие в гостиных «денди» — щеголей прошлых лет.
подлинник

Для бальных фраков используют бархат, для жилетов — разноцветную парчу.
В 1832 году появился фрак для верховой езды, отличавшийся особенно широкими фалдами, порой совершенно закрывавшими живот и только слегка скошенными, благодаря чему он напоминал сюртук с загнутыми внутрь полами. Как отложной воротник (сначала очень высокий), так и отвороты постоянно меняли свой покрой. С тридцатых годов высокий, закругленный вокруг шеи воротник и отвороты стали шиться все более и более прилегающими и, наконец, были совершенно пригнуты.
Фалды тоже постоянно меняли свой покрой: они были то короткими, то длинными, то закругленными, то угловатыми. До 1834 года преобладали узкие рукава, только у плеча несколько взбитые кверху, что достигалось следующим образом: при кройке верхняя часть рукава несколько уширялась и вырезалась фестонами, которые затем вшивались в сборку в плечевое отверстие.


Верхней части рукава нередко часто придавался окорокообразный фасон, но от локтя до кисти он так суживался, что на внутренней стороне приходилось делать ряд пуговиц и расстегивать их во время надевания фрака, иначе рука не проходила в рукав; над самой же кистью конец рукава снова расширялся так, что лежал на ней наподобие манжеты.
Это манжетообразное уширение сперва кроится с основным полотном рукава, затем его стали пришивать отдельно. С 1836 года рукава стали носить узкими и у плеча, а затем с 1848 года их стали постепенно расширять так, что они, наконец, приняли слегка изогнутую, трубообразную форму. (Рукава сюртуков пережили ту же эволюцию, что и рукава фрака. Рукава пальто делались всегда шире.)
В 40-е годы 19 столетия полы фрака удлиняются и опускаются ниже колен, заниженная талия и узкий прямой рукав. Жилеты были различных покроев, часто из пестрой ткани. В моде очень широкий шейный платок, завязанный вокруг шеи бантом и расширенные к низу брюки. Рубашку носили белую, с высоким крахмальным воротничком. Галстуки могли быть как однотонными, так и пестрыми.
...................................................................................................................

1830-39 гг:
Общий вид мужского костюма:
Мужской силуэт повторяет женский. Талия затягивается в корсет, жилет, фрак, сюртук,
редингот обтягивают грудь, а полы от талии расширяются, как дамская юбка. Примерно до середины 30-х плечи сюртуков, фраков покатые, как у дам, рукава расширены, напоминают дамский рукав «жиго». Рукав так же может быть и узким, особенно начиная от локтя. Складки на панталонах немного увеличивают бедра.
Для романтической моды характерно увлечение востоком - халаты, фески, тюрбаны для домашней носки. Панталоны светлее, чем фраки, темные панталоны надевают только провинциалы, не следящие за модой.
Особенности кроя:
Грудь фраков подбивается ватой, расширение рукава у плеча фраков и рединготов.
До 1830 года вытачек на фраках не было, иногда появляются выточки на фраках и жилетах.
Ткани: Особое внимание отворотам фраков: контрастные по цвету, материалу, фактуре, разнообразной формы. На бал являлись в суконном или бархатном фраке или рединготе, обязательно белоснежной рубашке.
Прикрепленное изображениеПрикрепленное изображениеПрикрепленное изображение
Прикрепленное изображение
источник
Фрак подлинник 1820-30 годы.Сукно.
............................................
Пару страниц из книги Waugh - The cut of mens clothes 1600-1900. Книга на английском языке.

Фрак 1820 г:


> 
Фрак конец 18-го -начало 19 в.Шелк.Частная коллекция.

Выкройка историчского фрака:
источник
Прикрепленное изображение

Фрак 1835-45гг

Прикрепленное изображение Прикрепленное изображение
Подлинник 1832 год
вот перевод с этой страницы( http://www.augusta-auction.com/component/a...tion_file_id=20 ):
Высокий воротник падения ж / двойные противоположные пазы, двубортные пары W / 6 черными кнопками хлопок, рукава собрались на плечо, прямо манжеты W / 2 пуговицы, 2 кармана лоскут искусственной выше хвосты, рукавах выстроились в загар белье, пальто перед выстроились в коричневой шерстью ж / coralwoven ватин шерстяной, 1 внутренний карман хвост, полностью Handsewn, CH 40 ", L 19" -40 ", (4 небольших отверстия шелкопряда на воротнике и 1 в верхней части рукава, большое световое пятно и моли отверстия на правой хвост) очень хорошо. Бруклинский музей


Можно предположить,что тонкое сукно,о котором говорится на сайте по истории костюма(пост выше), не что иное как плотная шерсть,или говоря современным языком- костюмная ткань...(типа:размышляю вслух))

Прикрепленное изображение
А вот на этом фраке ясно видно,что в отлетные швы ставился кант...
...

да и подклад весь стеганный...по-моему на машинке,значит это год так...около 1850-го...не позднее..т.к. воротники уже шли шалька в те времена...
Прикрепленное изображение Прикрепленное изображение
А вот и из хлопка фрак на 1830-40-ые...
http://www.augusta-auction.com/component/a...ction_file_id=8
"Тонкие ткани хлопок, сложить воротник, двубортный фронт с самостоятельной тканью пуговицы, пояса шва, за исключением 4 "в центре спины, два кармана с клапанами работал в спину шва талии, с длинными рукавами и двумя маленькими кнопками на каждом манжете, коричневый хлопчатобумажной подкладкой и первичной облицовкой ткани, (пятна, мЭно, несколько кнопок носил) хорошо."

Кстати фраки были и из льна...(последнее фото)
Прикрепленное изображение Прикрепленное изображение Прикрепленное изображение
Вот что нашла в одном из источников соцсетей:

"...Сложилось максимальное разделение мужского и женского костюма, и если раньше платья обоих полов могли шиться из одной и той же ткани, то в 19 веке различие между мужскими и женскими материалами было очевидным. Мужские костюмы стали строже, сдержаннее, практичнее: бархат, шелк или парча допускались в наряд в минимальном количестве и в основном для торжественных случаев, например, в виде жилета, платка или отделки фрака... "

Именно это и подтверждают подлинники.
А значит инфа о том,что фраки могли быть из бархата,не совсем верна...хотя...
Дело в том,что те,кто пишет статьи, не всегда(а если говорить честно,то в 90% случаев) изучают сами подлинники,а составляют статьи по рисункам,картинам и записям тех времен.
Это же подтверждают мои знакомства со многими авторами современных статей об истории униформы и костюма....
Именно по-этому.зная и учитывая все это, мне приходится САМОЙ "копать"...
Хотя вот в одной из инф написано:
"....Неслучайно в «Горе от ума» А. С. Грибоедова встречаются несколько неодобрительные слова о фраке, который в самом начале XIX в. мог восприниматься ещё с опаской:
Хвост сзади, спереди какой-то чудный выем, Рассудку вопреки, наперекор стихиям (д. III, явл. 22).
Встарь фраки обычно шили из тонкого сукна, а порой и из бархата, обычно синего, коричневого или зелёного цветов. Изначально чёрный цвет ассоциировался с трауром, и такой фрак надевали только для участия в траурных церемониях, предпочитая в повседневной и праздничной жизни надевать фраки других цветов, о чём сохранилось немало свидетельств и в русской литературе.
«Коллежский советник Павел Иванович Чичиков, помещик, по своим надобностям» носил фрак «брусничного цвета с искрой». Гоголь Н. В. «Мертвые души»
Все почти с наивным детским любопытством смотрели на белую шляпу и зеленый фрак Пьера. Толстой Л. Н. «Война и мир»...
.....................................................


"...Фрак подчёркивает малейшие изъяны в осанке, поэтому людям с дефектами позвоночника, сутулым и т. п. можно посоветовать вместо фрака надеть смокинг; следует, однако, иметь в виду, что фрак — одежда для официальных мероприятий, а смокинг — для неофициальных, хотя и торжественных....."

Шьем фрак.
источник

Сшить фрак своими руками под силу далеко не каждому. Сложно, но возможно.
Фрак - мужской парадный костюм, пиджак с шелковыми лацканами и длинными шлицами, с вырезанными заостренными спереди полами на уровне талии и двумя длинными узкими фалдами сзади.
Детали кроя фрака:
1. Спинка -2 дет.
2. Бочок - 2 дет.
3. Полочка - 2 дет.
Подборт - 2 дет.
4. Юбка - 2 дет.
5. Воротник - 2 дет.
6. Верхняя часть рукава - детю.
7. Нижняя часть рукава - 2 дет.

Фрак (рис.1) можно сшить из шерстяных, полушерстяных, шелковых, хлопчатобумажных или других материалов. Понадобится примерно 2,5 м ткани при ширине 140 см. Борта фрака не застегиваются и заканчиваются на линии талии. По бортам полочек пришиваются отделочные пуговицы. Отделочную ткань можно примерить для лацканов или воротничка-шальки (например, для шерстяного фрака -шелковая отделка). Бочки фрака отрезные. Передние округденные края юбки расположены на уровне боковых карманов брюк. В среднем шве спинки от талии располагается шлица.

ну и т.д...
с кроем и описанием...

История фрака
........
Крой мужской одежды 19векаhttp://www.ocostume.ru/content/kroi-muzhskoi-odezhdy-19veka

Жакет закрытый однобортный (по «Journal des Tailleurs», 1856): I — перед; I a — спин¬ка; I б -— рукав.
Жилет: II — перед; II а — спинка. Фрак: III — перед и бок; III а — подборт; III б — фалда фрака; III в —спинка. Рукав и воротник, как у жакета I. IV — брюки.
Схема покроя сюртука начала XIX в. (по Гутковской): V — перед; V а —спинка; V б — верхняя половина рукава; V в — ниж¬няя половина рукава; V г — воротник (по¬ловина); Уд — манжета; Ve — клапан кар¬мана (расположен в фалдах спинки). «История костюма» М. Н. Мерцалова 1972 г.

Прикрепленное изображение Прикрепленное изображение Прикрепленное изображение

Фрак,брюки 1830 год:

Прикрепленное изображение
............................................................................................

Из словарей:

Фракfrac франц. – мужская верхняя одежда особого покроя – короткая спереди и с длинными узкими фалдами сзади, с небольшим отложным или стояче-отложным воротником и узкими рукавами без карманов. Фрак появился в Англии в середине XVIII века, в конце XVIII –го вошел в моду во Франции. Фрак 80-х годов XVIII века имел высокий стоячий воротник. У английских двубортных фраков не было таких высоких воротников, как у французских. В революционный период стали носить суконный фрак с узким «хвостом» и лацканами, открывавшими жилет. В XIX веке фрак становится повседневной одеждой, для прогулки и верховой езды. Его носят с двубортным жилетом. Он имеет очень высокий стояче – отложной воротник, который вскоре заметно уменьшается. В 50-70-х годах XIX века фрак превращается в парадную одежду во Франции – «аби».
(Слезина Т.В., Халюзова С. "Словарь терминов исторических названий воротников и аксессуаров")



* * *
(англ., франц.) - английский суконный сюртук с вырезанными полами спереди и узкими длинными фалдами сзади. Вошел в моду в 70-х гг. 18 в. Во Франции шили его иногда из шелковой ткани и покрывали вышивками; такой фрак служил парадной одеждой.
(Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)
* * *
(франц. frac) - вид мужской парадной одежды, отрезной по талии со срезанными спереди полами и длинными узкими фалдами сзади. Борта не застегиваются и заканчиваются на линии талии. Ф. появился во Франции в XVIII в. и был сначала офицерской кавалерийской формой (отсюда срезанные полы, мешающие кавалеристам) с узкими рукавами и небольшим стояче-отложным воротником. Во второй половине XVIII в. одноцветный Ф. стали носить в городских кругах. К нему полагались светлые узкие короткие штаны - кюлоты, укороченный, прилегающий жилет с высокой застежкой и плоские туфли с пряжкой и низким каблуком. Позже Ф. светлых тонов - коричневый, зеленый, синий - стал повседневной одеждой. После 1850 г. Ф. стал вечерним (бальным) туалетом, длина пол и фалд менялась в соответствии с модой, но цвет оставался постоянным - черным, лацканы делали из блестящего черного шелка. С Ф. полагалось носить строгие чзрные брюки, белый пикейный жилет или вместо жилета специальный пояс. В наше время Ф. в основном сценическая одежда певцов, дирижеров, пианистов.
(Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

***
ФРАК — ФРАК, фрака, муж. (франц. frac). Род сюртука с вырезанными спереди полами и длинными узкими фалдами сзади. Хорошо сшитый фрак. «Но панталоны, фрак, жилет, всех этих слов на русском нет.» Пушкин. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова


фрак — (франц. frac), мужской вечерний костюм особого покроя короткий спереди, с длинными узкими полами (фалдами) сзади. * * * ФРАК ФРАК (франц. frac), мужской вечерний костюм особого покроя короткий спереди, с длинными узкими полами (фалдами) сзади.… … Энциклопедический словарь




ФРАК — ФРАК, а, муж. Род парадного сюртука с вырезанными спереди полами и с длинными узкими фалдами сзади. | прил. фрачный, ая, ое. Фрачная пара. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

подлинники:

Фрак на начало 19 в.






Фрак на конец 19,начало 20-го века:

Сюртук-фрак -визитка конец 19 в:


........................................................................................
Как одевались модники в 19 веке...
источник

В первой половине XIX в. покрой мужского костюма менялся три раза. До середины 30-х гг. фраки и сюртуки шили с очень высокими и жесткими стояче-отложными воротниками, рукавами с буфом у плеча и узкими у локтя, с несколько заниженной талией. Панталоны шили умеренно широкие вверху, суженные у колена и вновь расширенные книзу. Во второй половине 30-х гг. воротники мужских фраков и сюртуков делали ниже и мягче, буфы рукавов уменьшили, а линия талии поднялась.

К началу 40-х гг. буфы исчезли, рукава стали вшивать вгладь у края плеча, воротники и лацканы лежали плоско в виде прилегающей шали, талия была на обычном месте. С середины 40-х гг. талия вновь опустилась, полы сюртука и фалды фрака укоротились и стали выше колен. Панталоны носили прямые и суженные книзу.
В 30-е гг. XIX в. все состоятельные мужчины подражали лорду Байрону и его другу Брумелю. В это время все восхищались поэмами Байрона, картинами Делакруа, музыкой Бетховена, Шуберта и Шопена. Поклонники романтизма отдавали предпочтение черному цвету в костюме. Мужчины носили фиолетовые сюртуки, розовые и лиловые жилеты. В моде бледное лицо с фатальным, байроническим видом человека, сгораемого от страстей и угрызений совести. В 30-е гг. мужская одежда стала ярче, в моду вошел контраст цветов фрака, сюртука, жилета и панталон, в 40-е гг. цветовая гамма стала гораздо скромнее. В сюртуках принимали гостей, делали визиты, выходили на улицу. Появились и нарядные сюртуки с большими отворотами и широким воротником. Жилеты стали закрывать вырез рубашки, немного удлинились, стали заканчиваться мысом, утеплялись ватой.
Для первой половины дня более приличным считался черный суконный сюртук с бархатным воротником и бархатными пуговицами. Во второй половине дня надевали цветные сюртуки. В 30-е гг. полы сюртуков шили расклешенными со складками, прямыми со сборками. На уровне бедер были карманы с клапанами из того же материала, что и воротник. Фраки были разных цветов с фалдами до колен. В фалдах или на боках тоже делали карманы. Фраки носили застегнутыми на все пуговицы. Элегантность в эпоху романтизма требовала, чтобы фрак меняли каждые три недели, шляпу — каждый месяц, а обувь — еженедельно.
 Каждодневные жилеты шили из скромных материй, нарядные — из атласа, бархата, светлого пике с темным рисунком. В моде были светлые жилеты, галстуки разных цветов, в том числе черные, в яркую полоску и горошек. К дневному костюму полагался черный или цветной галстук.

Одежду светские львы должны были носить небрежно. Романтическая небрежность должна была подчеркивать интеллектуальную значительность личности, стоящей выше бытовых мелочей. В моде были детали костюмов своего века: шейный платок В. Скотта, шотландский плед, палка Бальзака. Панталоны делались со штрипками и подтяжками. Спереди делали маленькие карманы: слева для часов, справа для лорнета. Сзади на брюках были большие карманы. Лампасы полагались черные к черным панталонам, контрастные — к цветным. Клетка на панталонах была мелкая, причем для черного или темного сюртука необходимы были темные клетчатые панталоны, светлые цветные сюртуки носили с панталонами светлых тонов. С фраками же всегда носили светлые панталоны. В 40-е гг. с черными сюртуками носили черные, темно-серые и клетчатые панталоны с лампасами. С цветными сюртуками бронзового и зеленого цветов носили однотонные светлые или клетчатые панталоны с лампасами. Теперь только вечером надевали светлые перчатки, а днем — черные.


«Вестник парижских мод» (1840 г.) 
«Что может быть лучше для мужчины, чем бархатный фрак гранатового цвета на подкладке из белого атласа, атласного жилета, затканного золотом или серебром, кружевного жабо, белого галстука, казимировых белых панталон, чулок с вышитыми углами и лакированных туфель?»

Основными украшениями мужского костюма первой половины XIX в. были запонки и пуговицы из золота, серебра или драгоценных камней на парадных бальных костюмах. Характерными примерами одежды этого времени могут служить знаменитые фраки Н.В. Гоголя и И.С. Тургенева — синие с золотыми пуговицами. Первый к такому фраку надевал светло-голубой жилет и желтые нанковые панталоны, а второй — светлые клетчатые панталоны, белый жилет и цветной галстук. У И. С. Тургенева золотые пуговицы были сделаны в виде львиных голов.
Повседневной одеждой, особенно в провинции, были архалуки и венгерки. Архалук по покрою сходен с коротким халатом. Носили его только дома. Венгерка — сюртук военного образца, отрезной в талии, отделан бранденбурами на груди. Меховую опушку на ней делали из каракуля. Венгерка придавала молодцеватый вид неказистой, расплывчатой фигуре бывшего военного. С архалуком или венгеркой носили обычные панталоны, картуз или фуражку. Дома мужчины были одеты во шлафоры из бархата, атласа, шелков, шаровары и мягкие туфли, фески с кистями. Увлечение восточными костюмами было велико. Любили полосатые расцветки и кисти.

Прикрепленное изображение Прикрепленное изображение Прикрепленное изображение Прикрепленное изображение
источник
...Как же одевался молодой русский дворянин в начале XIX века? Романтики в одежде поубавилось. В России появляются сюртук и редингот. Носят панталоны. А фрак с его взлетающими крыльями становится и вовсе повседневной одеждой. Носить его молодежь умела с некоторым шиком, но достойно. Его фалды диктовали и сам характер ходьбы. Особенно же часто приходилось вспоминать о них, когда доводилось садиться в коляску, бричку, тарантас или линейку.

Заказывая фраки, предпочитали цветные шерстяные ткани. Носили их со светлыми панталонами, на штрипках. Сшить фрак было великое искусство, носить — не меньшее! Элегантности в силуэте придавала чуть-чуть завышенная талия. Воротник полустойки плавно переходил в отвороты, вырезанные края которых походили на ласточкин хвост. Узкие рукава с манжетом должны были доходить до середины ладони. Но, пожалуй, самое сложное было — «построить» грудь. Ее подбивали слоем ваты с большим мастерством. Так что хорошо сидящий фрак был редким и дорогим приобретением.

Подлинник


О пластичности форм, линий и силуэтов этого костюма упоминали многие писатели — Н. В. Гоголь, А. С. Пушкин, В. А. Соллогуб.
«...Он был одет прекрасно. Темный коричневый фрак с таким же бархатным воротником придавал довольно неуклюжему телу какую-то особенную щеголеватость. Шею обвязывал длинный черный шарф с пестрыми узорами, небрежно приколотый двумя булавками, с висячими камешками от Стора и Мортимера*. Жилет темный, вышитый шелком и с гранатовыми пуговицами.
На жилетке цепочка, перехваченная жемчугом. Сапоги, как зеркало. Шляпа, как сапоги. Наконец, завитые виски и желтые перчатки довершали его очаровательность» (Соллогуб В. А Беллетристические сочинения).

Фрак и все сопряженное с ним — цилиндр, перчатки, трости и цветные жилетки — были своеобразным эталоном гражданской одежды XIX века, как мундир — одежды военной....

Подлинник
...А как выглядел русский денди? Он был одет в белую рубашку со стоячим крахмальным воротником, причем воротник предпочитал, особенно щеголеватый молодой человек, высокий и не в меру тугой, даже получивший шутливое название «Vatermörder», то есть «отцеубийца». Поверх рубашки надевался короткий пестрый жилет. Кстати, люди несколько гротескового склада характера умудрялись эпатировать, надевая одновременно несколько разнообразных жилетов.
Из чего только не шили жилеты, чтобы они становились броскими! Например, носили и двухцветные жилеты. Или сплетенные из узких шелковых лент синего и желтого цвета. Из узорного шелка и бархата, атласа и даже парчи.
К жилету подбирался и галстук. Имел он вид шарфа и обвязывался вокруг шеи. Соответственно и назывался halstuch, то есть шейный платок. Щеголи имели обыкновение упражняться в самых разнообразных способах его завязывания.
Носили длинные до сапог панталоны, которые поддерживались подтяжками, а снизу штрипками. И наконец, казалось бы, такая мелочь, как пуговицы, подбиралась самым тщательным образом. Они могли быть медными, латунными, фарфоровыми и даже из драгоценного камня или металла.
В более прохладную погоду надевался так называемый редингот (от англ. «riding» и «coat», то есть «одежда для верховой езды»). С годами этот редингот, своего рода пальто, в несколько измененном виде превращается в каждодневную одежду — сюртук.
Шили сюртуки в талию, а полы доходили до коленей. Единственное, что роднило это степенное одеяние с легким крылатым фраком, это рукава — точно такие же, как у последнего....
источник
....................................................................................................................

 
Сегодня фрак - это вечерний костюм для балов, приемов, свадебных торжеств, концертов и пр.
Отделочным шелком обработаны лацканы фрака и лампасы брюк - полоски, нашитые на боковые швы по всей длине. Их может быть и две.
По этикету для представителей сильного пола полная парадная форма для фрака состоит из белой сорочки с воротником “бабочка”, галстука “бабочка” либо новомодного галстука “пластрон”, упруго накрахмаленной манишки под открытым жилетом. Все фрачные аксессуары обязательно должны быть белого расцветки, за исключением разве несомненно это черных носков, лакированных ботинок и головного убора (цилиндра). В зимнее время к фраку можно надеть черное пальто с белым шелковым шарфом, на руки - белые перчатки.
Фрачная белая жилетка обязательно застегивается на все три пуговицы. В нагрудный карман фрака можно положить белый носовой платок (если на фрак не прикрепляются ордена ). Полочки фрака не застегиваются. Фрак нaдeвaют только лишь после 19.00.
Современный фрак во многом выполняется вручную, особенно это касается танцевальных фраков. Вместо клеевых прокладок используют бортовку с конским волосом.

Женский дресс-код касательно фрака куда наиболее демократичен! Женщины могут носить фраки фактически как и с чем угодно – для великолепной половины строгого этикета по предлогу ношения фрака нет. Кстати, в женский гардероб фрак попал в 1930-е: форма фрака стала использоваться вечерних костюмах, состоявших из фрака и длинной юбки.
..........................................................................................
Современный фрак для бальных танцев.
Немного инфы...

источник
Рукав фрака для спортивных бальных танцев моделируется на основе классического двухшовного рукава для мужского фрака/пиджака.

На верхней и нижней частях рукава передние срезы продлить вверх на 8-10 см (поставим т. А) и из вершин передних срезов, как из центров, через полученные точки провести в обе стороны дуги.

Затем оформить новые линии окатов к этим точкам А:

-у верхней части рукава от вершины оката сначала по прежней линии, а затем плавной вогнутой кривой к т. А и далее по дуге;

-у нижней части оформить полностью новую линию от вершины локтевого среза сначала вогнутой, а затем выпуклой линией по дуге через т. А и далее опять по дуге.

Затем измерить длину прежних линий окатов и, уменьшив эту величину на 1...2 см, отложить ее по новым линиям от вершин локтевых срезов (они остались без изменений). От полученных точек оформить новые линии передних срезов рукавов переходящие в старые примерно на расстоянии 12-15 см над линией локтя.

В итоге Вы получите рукава, у которых нижний участок оката значительно (на 8-10 см ) поднят по переднему срезу, т.е. получаются рукава с цельнокроенной ластовицей. Фрак с такими рукавами абсолютно не стесняет движений танцора или дирижера, но при опущенных руках имеются небольшие горизонтальные складки под рукой.

.............................................
ДОПОЛНИТЕЛЬНО:
.Крой фрака:


.Крой фрака из журнала Ателье за 2002 г.


>


 Дополнительные :обработка и крой фрака из разных источников:





>






......................................................................
МОИ РАБОТЫ:
Реконструкция фрака на начало 19 в:

начала пошив фрака городского на 1812 год.
Раскроила, сделала ВТО, проклеила первым рабочим слоем дублирина, собрала на примерку....
и....
была вынуждена отказаться от дальнейшего его пошива.
Ткань пошла пятнами от воды.Т.е. она совсем не подхододит для такой ВТО.
Пробовала отпарить пятна- стало еще хуже...
Очень расстроилась:день потерян+ сроки поджимают у клиента...
Но что делать...такова жизнЯ портного...(((
Правда у меня такое с пальтовой тканью в первый раз в жизни случилось...Кстати, клиент,когда принес ткань,предупредил,что она не чисто шерстяная и что примеси синтетики там от 30%...Но, кто знал, что реакция на тепловую влажную обработку у ткани будет такая страшная...

Вообщем выкладываю рабочие фото.
Может кому на первых порах понадобиться просто вид...
P.S. рукава на крое такие короткие,потому что там еще должны быть манжеты около 9 см шириной.


Фото дополнительные фрака из тонкого сукна на начало 19 века можно посмотреть   на этой странице блога


Фрак из шелка(доп.фото по ссылке сверху)




------------------------------------
Образцы обработки подкладки на фраках 19 века (фото с подлинников)


...............................................................................................

А тут МК на пошив фрака: в одной из тем форума Сезон
и далее по постам...)))
..........................................................................................
ДОПОЛНЕНИЕ:


+ еще один Крой мужского фрачного жилета на конец 19 в







Подробности см. в теме о ЖИЛЕТах в этом блоге...
.............................................................................................................
-----------------------------------
и...последнее...

Ко мне обратился человек с просьбой прислать ему крой фрака, а он сам себе его сошьет.

Хочу предупредить ВСЕХ таких вот желающих пошить самостоятельно фрак на начало 19 века:

КРОЙ СВОЙ НЕ ДАЮ.

По многим причинам.
1. Все что нужно знать о фраках и его пошиве, хорошо описано на форуме Сезон http://club.season.ru/+тема у меня в БЛОГЕ.

2. Считаю, что и так даю МНОГО ИНФОРМАЦИИ о том, что умею и знаю.

3. С моим кроем НАДО еще УМЕТЬ РАБОТАТЬ. Т.к. он у меня для профессиональных портных, а не для любителей шитья. Это разные вещи. Тем более, что фраки до 1815 годов шли ЦЕЛЬНОКРОЕННЫЕ, т.е. без вытачек и отрезной юбки. Посадить на человека такой фрак профессионалу-то очень сложно, а про любителей вообще молчу…

4. Не хочу быть девочкой для битья из-за вышесказанного. У меня имя в реконструкции исторического движения, и т.к. само движение – это очень узкий круг общающихся, то потом ждать, что не справившийся с моим кроем любитель, будет ругать меня на чем свет стоит в разных бальных и полевых кругах, мне не очень-то и хотелось бы.

5. Если Вы захотели самостоятельно пошить исторический фрак, и начали его шить, но что-то идет не так, то я, со своей стороны, в этой теме помогу советом с превеликим удовольствием(как ,впрочем ,и любой профи на  форуме Сезон http://club.season.ru/ в сопутствующих темах о фраках).

6. Лекало у меня ОДНО БАЗОВОЕ. А вот все изменения по фигуре непосредственно на человека произвожу уже НА ТКАНИ.
Любителю так НЕ сделать. И отвечать за несовершенство любителя не хочу и не буду.


С уважением ко всем,
Светлана.

..........................................................................................................................................
Моя основная тема на Сезоне
Мои альбомы на Яндексе - тут так же можно посмотреть картинки подлинных фраков иодежы на все времена.

2 комментария:

  1. Светлана! огромное спасибо за проделанную вами работу! Это огромная подборка информации, и вы потратили кучу времени чтоб это собрать и выложить. Это очень-очень нужно.
    Наши ребята вдруг кучно решили шить фраки и ваша статья нам сильно помогла.
    Еще раз спасибо от омской студии старинного танца Виджи.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день!
      Очень рада,что мои скромные страницы блога помогли всем вам!
      Удачи в пошиве!

      С уважением,
      СветЛана.

      Удалить