4.5.20

Стиль ампир в костюме на полотнах художников.История костюма-кратко.

В изучении костюма, особенно до ХХ века, помогает живопись, которая еще ценна тем, что зачастую показывает человека в динамике.                                                                                                                                             👈Фредерик Морган (Англия, 1847/1856-1927) Эпоха Регентства, Свадебная сцена                                                                                                                                      Ампир — название стиля не только в костюме конца 18-начала 19 веков, но и в живописи, архитектуре и прикладном искусстве, являющимся завершающим этапом развития классицизма. 
Само название «Ампир» — empire, что переводится как «империя», дает понять, каков характер этого направления.

 Нарочито величественный, помпезный, монументальный ампир, обращенный к древнеримским и древнегреческим декоративным формам зародился во Франции в первой трети XIX века и распространился в Европе в период властвования Наполеона Бонапарта, в первую очередь в регионах, находящихся под его влиянием.
Сейчас считается, что сам стиль ампир это с 1790 по 1830 годы.

----------

Немного из истории  костюма конца 18-начала 19 вв...


Мастерская Элизабет Луизы Виже Лебрен. (Париж 1755-1842).
 Портрет Марии-Терезы-Луизы Савойской Кариньян (1749-1792)
---------------------------------------------------

К концу 18 века эволюционные изменения в костюме диктовались в основном Францией и Англией, хотя влияние экзотических стран, например Индией, Китаем, Турцией и др., проглядывалось очень хорошо.
Однако в последнее пятилетие перед Великой Французской революцией (1789-1799) влияние именно английские модные тенденции преобладали во Франции. 

Десятилетие накануне революции было годами окончательного распада самодержавного французского государства, что и отразилось и в костюме.

Как мужской, так и женский костюмы к 1780-ым годам стали упрощаться. У мужчин входил в моду английский фрак в разных вариациях, сама ткань от шелка и бархата менялась на сукно, цветовая гамма становилась более спокойнее, сами модели зауженными как в области груди, так и в рукавах.

Луи-Леопольд Буальи (1761-1845)
--------------------------------------------------

Луи Мерсье в своих очерках "Картины Парижа"(1781) описывает так женский костюм, указывая н ато, что все вычурное:
"...исчезло, за исключением несоразмерно высоких причесок, нелепость которых смягчается вкусом и изяществом. В общем женщины в настоящее время одеты лучше, чем когда-либо; из наряды соединяют в себе легкость, пристойность и грацию. Платья из легких материй обновляются чаще, чем те, на которых блестело серебро и золото; они подражают... оттенкам цветов различных времен года."(Т.1).

Но английские моды женщины все таки переделали на свой лад. В них было больше кокетливости и чувственности, так свойственные французскому стилю.
Одной из основных черт в женском костюме было подражание мужским модам. Они начинают носить редингот, пытаются на прическу надеть шляпу, и даже как-то приспособить для ношения фрак...

Мария Антуанетта в заточении - Эдвард Уорд (1816-1879)- 
Английский художник Викторианской эпохи, известный своими фресками в Вестминстерском дворце, изображающими эпизоды в истории Великобритании от Английской до Славной революции.
----------------------------------------------------------

К концу 1780-х годов платья становятся совсем простыми, а вместе с ними изменяется и прическа... Во второй половине 1780-х годов уже исчезают румяна, в моду входит томность и бледность...
Так постепенно почти все, что считалось красивым на протяжении XVIII века к концу 1780-х годов начинает отрицаться. 

Парижские моды распространялись по всей Европе с помощью только что появившихся журналов мод и, как прежде, специальных полностью одетых манекенов - кукол Большой и Малой Пандоры.

Работа художника Владимира Боровиковского, написанная им в 1797 году. Этот камерный портрет - один из самых популярных в творческом наследии художника. Боровиковский в период его создания был уже признанным мастером, известным как в Санкт-Петербурге, так и за пределами столицы. Портрет Марии Лопухиной
---------------------

У девушек аристократок появляются новые формы одежды - лиф, облегающий, но не затягивающий фигуру, поддерживающий грудь, свободная , не слишком широкая круглая юбка без каких-либо каркасов. Костюм имел сходство с модными платьями и самих дам, но отличался большей простотой силуэта.

Луи-Леопольд Буальи (1761-1845)

Горничные, портнихи и модистки старались так же следовать моде, что тот же Мерсье замечает "Вечером герцогиня и горничная выглядят одинаково одетыми".

Революционные события с 1789 года смели все феодальные учреждения, привилегии и обычаи. Идеи свободы, равенства и братства воодушевляли весь народ. И это, естественно, все отразится и на костюме. Одежда французов стала отражать все оттенки политической борьбы, которая началась задолго до самой революции.

«Портрет семьи художника»,автор- Жак Огюстен Катрин Пажу (1766-1828),
 около 1802 г.
-------------------------------------

После первых революционных событий эмигрировала значительная часть богатых аристократов из Франции. Уменьшилось производство дорогих костюмов и украшений, бытовавших при Людовиках, а революционно настроенные большинства заставили имущие слои населения одеваться как можно проще. Но до середины 1790-х старые, типично дворянские виды одежды еще встречались на улицах Парижа.

Лозунг "Свобода, равенство и братство" воспринимался женщинами как призыв к борьбе за их собственные гражданские права. Активность парижанок создала могучую волну женского революционного движения во всей Франции.

Триумф Марата - Луи Леопольд Буальи (1761 -1845)
-----------------------

Женский костюм, хотя в основе своей продолжал оставаться таким же, как в конце 1780-х, но в него были внесены значительные перемены. Прежде всего окончательно отказались от тех небольших подкладок "фо-кю", которые еще носили в 1789 году. 
Теперь юбка ниспадала прямыми складками, сзади их было больше, что сохраняло объем и сходство со старым силуэтом. Но лиф/верх платья стал более простым. Поверх лифа с узкими длинными рукавами надевали фишю, которое закрывало плечи. Такой вид был до 1796 года.

Постепенно пафос революции уходит к 1799 году, сменяясь новым представлением об эстетическом идеале, в основе которого - возврат к античности и введении античных декоративных элементов в быт.
Возникает новое понимание женской красоты - естественные, прекрасные формы тела становятся предметом поклонения. Француженки стремятся походить на статуи и богинь, воспроизводя в своем костюме ритмы драпировок и античных одежд...

С 1796 по 1800 год облегающее платье из самой легкой материи с тонким кушаком
под грудью, надетое на одну только батистовую сорочку, было общепринятым; «самые пышные прелести, — как говорит один хроникер, — выставлялись женщинами напоказ без всякого стеснения»; а в журнале мод за 1812 год было сказано:
«Ваши матери позволяли себе немножко больше, чем легкий намек на существование у них груди».

Приписывается сэру Уильяму Бичи, Р.А. (Берфорд, Оксфордшир, 1753–1839, Лондон)
"Портрет леди"
---------------------------------------------

Платье понемногу спускалось все ниже и ниже, а грудь открывалась все больше и больше; закрытое платье называлось "лицемерным", а те части тела, которые были прикрыты, считались некрасивыми; руки, закрытые до локтя, постепенно обнажались до плеча, в конце концов у некоторых дам рукава совершенно исчезли.

 Наконец, модницы нашли сорочки совершенно лишними и перестали их носить, считалось, что сорочка уродовала фигуру и сидела неуклюже, а облегающее платье теряло свою грацию благодаря нелепым складкам этой "древней одежды".

Франсуа Жозеф Кинсон 1770-1839 гг.
Фламандский художник. Кинсон учился в художественной школе в Брюгге и вскоре завоевал репутацию в Генте и Брюсселе. В 1799 году он выставил свой портрет в Париже. Поселившись в Париже с 1794 года, художник добивался благосклонности богатых и знаменитых людей того времени
-----------------------------------------

Нижнее белье было заменено трико телесного цвета и богатыми подвязками, а некоторые смелые женщины надевали туники на голое тело, которое просвечивало сквозь прозрачную, легкую ткань.Только англичанки, немки и некоторые француженки носили под туниками шелковую рубашку, короткие шелковые штаны телесного цвета и розовые чулки.

В последние годы XVIII века появилась мода на кашмирские шали.
К концу Директории платья все еще представляли тунику с короткими рукавами или изредка без них; если же рукава были длинны, то их украшали вышивкой из золота или шелка.

Прибытие будущей императрицы Марии-Луизы в Компьене 28 марта 1810 г
--------------------------------------------------------------------

 Дамы стали носить чепчики и наколки из крепа или тюля с рюшами, кружевом и искусственными цветами и шляпы из шелковой материи, более или менее закрытые.
Широкие шали, падавшие до самого пола, позволяли дамам надевать еще более легкие и прозрачные туалеты.

С появлением античных туник вошла в моду прическа с короткими и завитыми волосами a la Titus и всевозможные разновидности греческого узла и повязок.

Мужчины предпочитали накидки, добиваясь впечатления тяжеловесности и силы, благодаря чрезмерно высоким и широким воротникам и ватным плечам.

В период Империи костюм подвергся влиянию не только Древней Греции и Древнего Рима. Походы Наполеона повлекли за собой введение сначала египетских элементов, затем итальянских, русских, а также польских.
Турецкое влияние выразилось в появлении дамских панталон телесного цвета, надеваемых под прозрачную тунику, и тюрбанов, называемых «мамелюками».

Рене-Теодор Бертон (француз, 1776-1859), 
Портрет принцессы Полины Боргезе и баронессы де Матисс, ок. 1810 г.
---------------------------------------

Турецкое посольство в Париже повлияло на введение в моду тюрбанов (1802 г.). В 1809 году вошло в моду польское платье-пальто «витшура» на меху. Элементы русского костюма появились во французской моде после вступления русских войск в Париж в 1814 году.

Завоевательная политика наполеона в начале XIX века сопровождалась принудительным ввозом французских товаров в зависимые страны. В то же время континентальная блокада создавала стимул для развития промышленности в ряде областей государств - союзников Пруссии.
Изобретение Жаккардом ткацкого станка для цветных тканей и усовершенствование прядильного станка, привело к увеличению изготовления тканей и их удешевления...

Картина Гектора Виже, 1865. г. - в эпоху Наполеона III он увековечил эпизод из эпохи Наполеона I, туалет Жозефины перед коронацией. Императрица, соответственно, в центре. Сзади фрейлина поправляет роскошный шлейф. Рядом - дочь от первого брака, Гортензия, со своим сыном Шарлем Наполеоном
------------------------------------------------------------------------------

Первые 15 лет XIX века вся Европа напоминала военный лагерь. Это время было - настоящим царством мужчин. В развитии мужского костюма проявляются две основные тенденции. С одной стороны гражданский костюм еще больше упрощается, подвергаясь влиянию военного, с другой стороны, увеличивается значение форменной одежды.

Жозефина Ташер де ла Пажери, императрица Франции - барон Антуан Жан Гро около 1808 года. Холст, масло. Музей искусства и истории, Дворец Массена, Ницца, Франция.
-----------------------------------

В развитых странах, особенно во Франции, Германии, России, формируется бюрократический аппарат, для которого стало обязательным ношение мундиров - своеобразной униформы. Хотя начало этому было положено еще в прошлом веке. В государствах Европы определяются две основные силы - чиновничество и армия...

Богатство и роскошь к самому концу XVIII века стала возвращаться. Этому сопутствовали как развитие новых отраслей: банков, торговли, промышленности, так и становление новой прослойки населения - деловые люди, буржуа, внешний облик которых еще сохранял черты моды XVIII столетия: редингот, аби/камзол с короткими кюлотами, к которым были добавлены гетры. Но постепенно длинные штаны/панталоны становились основной повседневной одеждой мужчин. Кюлоты носили еще долго только на официальные приемы и балы. 

Анри-Франсуа Ризенер, Мужской портрет
------------------------------------
 
Костюм a la antique, предназначенный для южного климата, на севере не
обеспечивал достаточного тепла. Не принимались во внимание требования гигиены
и рациональности в одежде, а относящиеся к этому периоду выступления гигиенистов не имели еще влияния на становление моды.

Однако с приходом холодов даже в Европу в костюм как у мужчин, так и женщин все настойчивее стали вводиться более теплые вещи: тот же редингот, сюртук, различные накидки, затем уже и виды пальто (каррик, например). Все виды одежды соответствовали веяниям моды.

Филибер Ривьер - художник Жан Огюст Доминик Энгр (1780-1867)
---------------------------------------

В женском костюме влияние стиля ампир сказывается очень сильно. Во Франции оно было связано с появлением новой знати, укладом жизни императорского двора, для которого Наполеон сам выработал нормы этикета.

Женский костюм со временем становится более тяжелым, из-за более дорогих тканей, что сказалось на изменении пластического решения самого силуэта. В костюме появляются все больше и больше декоративных элементов.
Однако пропорции платья оставались практически неизменными до 1815 года.

1.Луиджи Бьянки (1827 - 1914) - итальянский художник, "Галантные сцены"
2.Автопортрет, написанный художником Жаком-Луи Давидом в 1794 году, когда он находился в тюрьме отеля ферм за поддержку робеспьеров
---------------------------------------

Силуэт одежды был един при большом разнообразии самих фасонов. И именно к нему старались как-то пристроить свою фигуру дамы. Из-за этого возникает постепенная необходимость в корсете, который смог бы придать фигуре вид стройной колонны. Так возникает новый вид корсета "а ля Нинон"...

Разнообразие фасонов платья достигается разными воротниками, пелеринками, отделкой воротника, закрывающими шею и грудь, а так же вырезом декольте. Но вплоть до начала 1820-х годов модными остаются открытая шея и грудь.

Кэролайн Бонапарт — Мюрат Джейн Остин

В это время были распространены у дам на платьях короткие рукава "фонарик" или широкие рукава, задрапированные у плеча и фиксированные чаще всего пряжкой, а так же английские рукава - до локтя с продольным разрезом, скрепленными тремя пуговицами, и наконец, рукава "а ля мамелюк"- свободные, длинные, перехваченные в пяти или шести местах лентами или полосками ткани, внутри эти отрезки связывались между собой веревочками из ткани...

Менялась расцветка тканей: сначала было в моде однотонное; затем в мелкий рисунок или отделку чем-то: вышивкой, бисером; затем пришла на повседневность и полоска, клетка и темные ткани...

Мадам де Сенонн - 
Французский художник Жан Огюст Доминик Энгр (1780-1867)
----------------------------------

Значительные сдвиги в социальной жизни, рост городов приводят к большим изменениям в характере костюма. В народном костюме постепенно к середине XIX века начинают проявляться признаки городской одежды. По костюму становится трудно определить сословную принадлежность человека. Так, например, фрак надевают и лакей, и его господин, формируется единый европейский костюм... 

Однако мода в истинном значении этого слова остается привилегией имущих классов до первой половины ХХ века...

-------------------------------------------

ЖИВОПИСЬ XIX века: 

1.Элизабет Стюарт (ум. 1867), леди Стюарт де Ротсей и ее дочери, Шарлотта (1817–1861) (позже графиня Каннинг) и Луиза (1818–1891) (позже маркиза Уотерфорд) Джорджа Хейтера (1792–1871) , 1830–1831
2.Художник Анри-Франсуа Ризенер 1767-1828 , "Сестры"
Французский живописец немецкого происхождения. Мастер парадного светского портрета. Характерный представитель неоклассицизма и раннего романтизма. Создатель портретов Наполеона и Александра I.


художник Анри Пьер Данлу

Жозеф-Антуан де Ножан - 1815 - 
 Французский художник Жан Огюст Доминик Энгр (1780-1867)

Художник Маркус Стоун (1840-1921)- английский художник, график, иллюстратор

Художник Эдмунт Блэр Лейтон(1853-1922)👆
👇

художник Эдмунд Блэр Лейтон 
"Дождливое воскресное утро

 "Элегантная дама"- 
Французский художник Charles Joseph Frederic Soulacroix, 1825 - 1897
Считается, что он создал в живописи специальный тип "субретки". Художник тщательно выписывал богатство структур в платьях, отлично передавал шелк и атлас, в которые одевал своих изящных героинь, а также изображал богато убранные интерьеры. В основном картины Сулакруа изображают жизнь состоятельных французских семей, флирт, игры с детьми и домашними животными.
👇


Художник Henry William Beechey 1753-1839

Джон Стэнифорт Паттесон (1782–1832), мэр Нориджа (1823)

Наполеон Бонапарт принимает королеву Луизу»,
 автор Николя Луи Франсуа Госс



Музей Прадо. Техео Диас, Рафаэль -Испанский художник-неоклассик, известный в первую очередь своими портретами, "Педро Бенитес и его дочь Мария де ла Крус",
1820 г, холст, масло. Рафаэль Техео Диас (1798 Мурсия - 1856 Мадрид)

Анри-Пьер Данлу (Париж 1753 – 1809). Портрет Жана-Луи Густаво д'Отфора и его сестры Марии-Терезы. 1802

Дэвид Зульцер (1784-1864) — "Три женщины Винтертура", 1822.
Швейцарский живописец портретного и бытового жанров, творчество которого близко немецко-австрийскому бидермайеру.

Луи-Леопольд Буальи (1761-1845) - "Шарп на бульваре" 1806 г.👆
Французский живописец, рисовальщик и литограф сентиментально-салонного направления периода правления Директории (1795–1799).
👇
Луи-Леопольд Буальи (1761-1845)


👆Фредерик Хендрик Кеммерер (23 октября 1839, Гаага – 4 апреля 1902, Париж) – голландский художник. Первоначально он писал в романтико-академическом стиле, позже в стиле импрессионизма.
👇
👇
👇

Бартоломео Джулиано (1825 - 1909),"Три девушки и молодой человек",
Итальянский художник.
Джулиано учился в Академии Альбертина в Турине и начал представлять произведения на исторические и литературные темы на местных выставках Promotrice в 1846 году.

"Послеобеденный чай на троих"- Художник  Фредерик Сулакруа

-------------------------------------
Читайте так же:

Наполеон Бонапарт в живописи.Семейство Бонапарт.Или: мода XVIII-XIX вв.
Мужская мода первой половины XIX века. Часть 1:Общий вид.
Мужская мода 1800-50 гг Часть 2: по рисункам и гравюрам тех лет.Франт.Денди.
Мужская мода 1780-1830 гг Часть 3: по гравюрам того времени.
Все о ФРАКАХ 18-20 в.история, крой,реконструкция,подлинники
Нательная мужская РУБАХА Часть 2:18-нач. 19 вв.Подлинники,крой, реконструкция,книги.
Плащи с пелериной, пальто с пелериной и др, Часть1: история,крой, реконструкция
ПЛАЩ- накидка XVIII-XIX вв.Крой, пошив, МК
Подлинники мужской одежды 18-20 века в деталях. Часть 1.
Женская мода 1820-1830 гг. Часть 1: История, подлинники.

Комментариев нет:

Отправить комментарий