31.5.12

АМПИР в одежде- Часть 2: Мода периода Реставрации конец 18-нач 19в. Подлинники.Реконструкция.Крой.

Информация взята с простор интернета...


Стиль ампир в 19 веке.

Можно сказать, что история европейского костюма XIX века начинается с революционных событий во Франции конца XVIII века. Принципы, по которым формировался костюм XIX
столетия, были заложены именно в то время.

 Французская буржуазная революция, свергнув феодализм, проложила дорогу для развития капитализма.

Новая эпоха была характерна бурным развитием общества, подъёмом экономики, рядом научных открытий, новым темпом жизни и резкими социальными противоречиями.



Французская буржуазная революция формально уничтожила классовое неравенство и в одежде. 
Моды, диктуемые двором, уступили место модам буржуазным, основным элементом которых явилось внешнее единообразие. 
----------------------------

Мужской костюм XIX века в принципе костюм деловой. 

Если в прежние века при помощи костюма подчёркивалось безделье, праздность, то теперь костюм выражает энергию, деловитость человека нового времени. 

Классовое положение теперь определяется наличием модных туалетов, их количеством, украшениями и той изысканностью, элегантностью кроя, которая отличает линии костюма, сшитого лучшими портными.
...источник

В 1805 году, согласно требованиям моды, фигура мужчины должна была иметь своеобразную форму, что достигалось разными подкладками, накладками, толщинками, покроем платья и т. п. 
Парижская газета пишет: 
«Мужчина, одетый по моде, должен иметь круглую спину и квадратное лицо, короткие руки и длинные ноги и быть близоруким. Кто не обладает всем этим от природы, должен обратиться к сведущим мастерам; это их дело; в два дня они сделают из вас образец моды».
 (28 ноября 1805 г.).



Западноевропейский мужской костюм 19 века.


XIX век отличался обилием и разнообразием верхних вещей. В этом отношении необходимо прежде всего упомянуть о РЕДИНГОТе (СЮРТУК-короткий вид редингота), сохранившемся со времен революции; затем следует «капот» и, наконец, «каррик» с несколькими пелеринами.


В 1805 году в моду вошло чрезвычайно оригинальное верхнее платье - спенсер, получившее свое название от имени лорда Спенсера. Спенсером называлась короткая светлая курточка, доходившая только до талии, с очень короткими рукавами, отделанными внизу брыжами.


Курточка эта надевалась поверх фрака и до известной степени предохраняла от холода грудь и спину. Спенсер был в моде недолго, всего несколько лет, и появился опять на короткое время в 1849 году женщины пользовались им значительно дольше, превратив его в короткую жакет

В XIX веке ведущая роль в модах перешла к женскому костюму.

Мужской костюм мог отличаться только качеством ткани, белизной белья. Выделяться яркостью одежды или обилием украшений считалось для мужчин дурным тоном.

Мужской повседневной одеждой  вначале 19 века 

становится темный (коричневый, черный, синий) шерстяной фрак с высоким воротником-стойкой.
 Чаще всего его носили со светлыми панталонами и светлым жилетом. Верхней одеждой был двубортный редингот, или сюртук, который постепенно стал основным в деловой мужской одежде. Зимой и осенью мужчины носили редингот с несколькими воротниками или пелериной.
Прически в основном короткие, головные уборы — высокие шляпы с небольшими, загнутыми с боков полями.
Распространенными видами обуви были сапоги и туфли.
/дополнительно о мужской моде см. тут: 

мужская мода 1800-50 гг по рисункам и гравюрам того времени.Франт.Денди. /

--------------------------------------------------------

Женщина же XIX столетия 

постепенно становится как бы рекламой — выставкой благосостояния и положения в обществе своего мужа, символом процветания его дел.

И если мужской костюм на протяжении века будет изменяться лишь в деталях, то женский будет откликаться на все новые направления в искусстве и подчиняться им.
Официально уравненные перед законом, все слои городского населения могли одеваться одинаково.

 Поэтому важны стали в костюме различия профессиональные. В силу трудовых и бытовых условий костюм трудящегося отличался от костюма крупного буржуа, костюм художника — от костюма рабочего и т. д. Но основным различием в одежде теперь стало различие между костюмом городского и сельского населения.


Подлинник платья 1800-10 годы.шитье батист и др.






... Мужской костюм периода Реставрации.


Мужской костюм состоял из белой рубашки со стоячим крахмальным воротничком и короткого, обычно пестрого жилета (причем иногда носили одновременно несколько жилетов).


ГАЛСТУК имел вид шарфа, обвязанного вокруг шеи. 
Спереди он завязывался различными способами — то в виде большого банта, то узлом; концы его прятались за ЖИЛЕТ.



Мужчины носили длинные, до сапог, панталоны, которые удлинились до щиколотки и окончательно были признаны модой около 1818 года. Панталоны держались на подтяжках, которые также были модным новшеством; внизу они были на штрипках.


Излюбленная одежда этого времени — ФРАК; талия слегка завышена, рукав у плеча расширен, а внизу — воронкообразный манжет.

Воротник обычно обтягивался бархатом иного цвета, чем ткань фрака. Фраки шили различных цветов, чаще из однотонной ткани, но они могли быть и из узорных тканей — в полоску, «в мушку» и т. д.

Пуговицы к фраку были серебряными, фарфоровыми, иногда даже драгоценными.

Панталоны и верхняя одежда могли быть разных цветов, но панталоны всегда были светлее.

Костюмом для верховой езды у мужчин

служил по-прежнему редингот, который в несколько измененном виде превратился в каждодневную одежду — сюртук. Первоначально сюртук надевали сверх фрака, мундира.
Он заменял современное пальто.

«На нем треугольная шляпа и серый походный сюртук...» — читаем мы у Лермонтова в стихотворении «Воздушный корабль». Но постепенно сюртук начинают носить не сверх фрака, а вместо него.

Сюртук шили в талию, полы его доходили до колен, а форма рукавов была такая же, как и у фрака.
  Уличной одеждой сюртук сделался к 20-м годам.
Волосы стригли и завивали в тугие локоны, лицо брили, но на щеках от виска оставляли узкие полоски волос, называемые фаворитом.


Любимым головным убором была высокая английская шляпа с узкими полями, вытеснившая из моды французскую треуголку.
Обувью служили высокие черные сапоги с желтыми отворотами и открытые бальные туфли.
В костюме XIX века становятся очевидны возрастные градации.

Так, старики еще долго носили поколенные кюлоты, иногда даже жабо и пудреные волосы.





Женский костюм периода Реставрации.

После 1810 года юбка приобрела вид неширокого колокола с пышно украшенным подолом.
В первые годы XIX века носили предпочтительно платья белого цвета, позже стали носить платья различных цветов, но сшитые из однотонной ткани.

Парадные платья богато расшивали античным орнаментом.


Характер платья зависел от его назначения: летние платья шили из светлых, легких тканей - кисеи, батиста, шелка и т. д.; парадные — из атласа, тафты, бархата; визитные и уличные — из легкой шерсти, независимо от времени года.

Именно в этот период сложилась во Франции поговорка: «Чтобы быть красивой, можно и пострадать».

Верхних одежд было немного: курточка-спенсер и редингот. Зато в женском гардеробе было много различных накидок. Чаще всего надевали накидку из легкой ткани с длинными концами, которые завязывали крест-накрест на талии.




Модницы закутывались в кашмирские шали, вывезенные из Индии во время военной экспедиции Наполеона. Шали стоили огромных денег и стали считаться основой дамского гардероба. Особенно ценилось искусство драпировки шали.

О женщинах этого времени чаще говорили, что они «хорошо задрапированы», чем «они хорошо одеты». В эти годы дамский гардероб пополняют и русские шубки.

Домашней одеждой служил кружевной пеньюар.

В течение дня туалет сменяли по нескольку раз, так что при общей «демократичности» мода все же носила явно классовый характер. Так, например, считалось, что модная дама должна иметь 385 шляпок и столько же пар обуви, зато всего 12 рубашек.

Прически менялись так же часто, как и детали одежды. Носили и греческий узел, и прически из различных комбинаций локонов, и др. Фасоны головных уборов менялись тоже часто, но основным был фасон кибитка. В период 1812—1814 годов носили шляпы, напоминавшие военный кивер; на балы надевали тюрбаны из кисеи.
Обувь была легкой, без каблука, с узким носком и лентами, которыми крест-накрест обвязывали ногу. Дополнением к туалету служили длинные перчатки, небольшой веер, сумочка типа кисета, маленький зонтик.

Ткани — муслин, шелк, кисея, лен, кружева и бареж (смесь шерсти и шёлка).

В первые годы XIX века (1805—1810) женский костюм дополнялся огромным количеством драгоценностей.

Кольца носили на всех пальцах, золотые часовые цепочки обвивали вокруг шеи. Браслеты, жемчужные нити, диадемы, шпильки для волос, колье, пряжки дополняли парадный туалет.


Такое изобилие украшений превращало модниц как бы в витрину ювелирного магазина. Особенно модными были камеи, имитирующие античные образцы.

После 1810 года драгоценные украшения временно выходят из моды, и их заменяют цветами, перьями, лентами, гирляндами.
Одежды простолюдинок были скромнее по отделке, однако модный силуэт был общим для костюмов всех слоев городского населения.

В России «высшее» общество, особенно столичное, беспрекословно следовало французским и английским модам, зачастую выписывая туалеты из Парижа и Лондона, Провинциальное дворянство подражало в модах столичному.

Однако одежда провинциалок, обычно изготовленная домашними портными и портнихами, напоминала «смесь французского с нижегородским».

Русское мещанство и купечество пока еще в основном сохраняло прежние традиционные формы костюма, хотя в него проникали отдельные детали западноевропейской моды.
......................................................................


Стиль Ампир в одежде.

Времена Наполеона в моде.
Пришел этот стиль из Франции. Отсюда и его название: ампир – от франц. Империя.

Основой для Ампира послужила античная культура.
Жозефина, возлюбленная Наполеона Бонапарта, была большой поклонницей этого стиля: на картинах ее можно увидеть в платьях с завышенной линией талии и расширяющейся к низу юбке.

Стиль ампир отличался от классицизма большей статичностью, пышностью, блеском и помпезностью.

Силуэт костюма ампир стремится к цилиндрическим очертаниям высокой и стройной колонны.
Плотные блестящие ткани украшают однотонной рельефной вышивкой или симметричной декоративной отделкой. Композиция костюма статична, декоративное решение преобладает над конструктивным.


В нем появляется все больше декоративных элементов: рюшей, кружев, вышивки, оборок. Платье делают из плотного шелка или тонких прозрачных тканей, но на плотной шелковой подкладке, и вышивают однотонной белой гладью с золотой и серебряной нитью, блестящими пайетками.
Оно часто имеет шлейф, низкое декольте, короткий рукав-фонарик на широком манжете.

Далее женский костюм становится более тяжелым, увеличивается количество поперечной отделки по низу. Юбку украшают оборками, кружевами, фестонами.
Расширяется линия плеча.

 Линия груди остается завышенной, линия талии опускается ближе к естественной. Линия низа расширенной юбки укорачивается (до щиколоток).

Характерное для стиля ампир увлечение вертикальными композиционными линиями уступает место членениям по горизонтали. Фигура делается менее высокой и стройной.

 
Интерес к природе, обычай совершать пешие прогулки приводят к значительному расширению ассортимента верхней женской одежды: появляются короткие спенсеры, однобортные рединготы из шерстяных или хлопчатобумажных тканей, отделанные бархатом, атласом (зимой — стеганные на вате или подбитые мехом).

Верхняя одежда повторяет силуэт, покрой и форму деталей платья.




 
Костюм дополнялся капорами всевозможных фасонов, иногда с вуалью, а затем шляпой типа ток, длинными лайковыми перчатками, часто без пальцев (митенями).

Туфли — открытые, плоские, кожаные на низком каблуке.

Стиль ампир ...

Популярность стиля ампир трудно переоценить. Ведь, несмотря на то, что ему около 200 лет, благодаря его изысканности и удобству, он до сих пор актуален, особенно в свадебной и вечерней моде.



Считается, что своим появлением ампир отчасти обязан Жозефине, жене Наполеона, которая была главной законодательницей мод в 19 веке.

Женские наряды в стиле ампир отличались особой женственностью и утонченностью, были легкими и свободными, так как не предполагали никаких тугих корсетов и тяжелых, пышных кринолинов.

 Отличительная черта платьев в стиле ампир – это завышенная линия талии, которая проходила прямо под грудью, оформлялась поясами и бантами.

Именно завышенная талия, красиво подчеркивающая грудь, стала главной изюминкой нарядов 19 века и позволяет им оставаться популярными до сих пор.
женская сорочка 1800-1810 гг                                                                                                           
Также платья в стиле ампир имели длинный, узкий подол, ниспадающий свободными складками и переходящий в шлейф, пышные рукава-фонарики и глубокий вырез.                                                                                                             Такие платья шили из батиста, муслина и шелка.



 В отделке использовали различные орнаменты, преимущественно античные, вышитые золотой или серебряной нитью.

 При этом одежда в стиле ампир также были подвержены моде – длинный шлейф платья со временем исчез, а подол юбки постепенно становился все более коротким, открывая щиколотки (и не надолго! ИМХО). В отделке появились рюши и кружева.




Женщины носили одежду в стиле ампир с обувью на низком каблуке, длинными лайковыми перчатками без пальцев, жемчужными украшениями, диадемами, шляпами, чепцами, капорами и египетскими кашемировыми шалями, моду на которые также ввела Жозефина.
(Татьяна Клабукова для сайта kostum4you.ru)
.......................


Мода при Наполеоне начала 19 века.



Так называемый «наполеоновский ампир», от латинского empire-империя. Платья стали дешевле по пошиву из-за меньшего отреза ткани дешевые и  носили их с множеством дорогих украшений, особенно модны были камеи. Эти платья назывались шемиз, от французского сhemise, «рубашка».

Cначала это и была нижняя рубашка, надевавшаяся под платье, потом это стало платьем с глубоким декольте, с короткими рукавами. Платья были свободно спадающими с плеч, подпоясанные под грудью или на талии.А затем позже - это опять слали рубашки под платья.

Женщины в быту старались уже меньше носить корсеты, как в 18 веке. Это был период отказа от корсетов и затянутости - период революции не только во Франции,но и в женской моде. Женщина все больше старалась быть свободной в своих взглядах,но религия и общество еще не позволяли этого.


Платье-шемиз появилось в конце 18-го века, силуэт его был создан по мотивам античных греческих хитонов. Поясок под грудью и ниспадающая мягкими складками юбка создавали элегантный силуэт, на портрете мадам Рекамье Франсуа Жерара прекрасно видно, как выглядела модница того времени.

К платьицу-шемиз носили туфельки на низком каблуке типа сегодняшних балеток, шляпки-капоры, похожие на мужские цилиндры.
Само платья и вид его должен был напоминать Афродиту - богиню, вышедшую из воды и несущую за собой шлейф пенны волн морской. Это было время расцвета морских походов и самого флота по всему миру.
---------------------------------------------

Мадам Рекамье. Франсуа Жерар.

Разумеется, светская дама не могла себе позволить игнорировать моду, но не все были готовы выставлять себя напоказ практически обнаженными, стеснительные носили под прозрачным платьем трико типа балетного.
Cамые смелые смачивали платья водой, чтобы они прилегали к телу, подчеркивая стройность силуэта, однако, и это делали не все и не часто,так как нравственные порядки этого не приветствовали.
Платье-шемиз было почти невесомым, весило всего-то 200-300 граммов! Шемиз украшали орнаментом, греческим, этрусским или египетским.
-------------------------
подлинник более позднего ампира 1820-35 гг




Женщина была изысканно раздета, так щеголяла вся Европа, хорошо еще, если модница была богата и ездила в карете, но и те, кто карет не имел, модничали в ущерб здоровью, кутаясь в палантины и плащи, простужаясь, порой до смерти.
Болезнью женщин-модниц стала чахотка…

Этой моде следовала и возлюбленная Наполеона Жозефина, и его младшая сестра Паолетта Бонапарт (на портрете кисти Роббера Лефевра вверху очерка).
В записях того времени было сказано,что кладбища Франции и Европы были усеяны могилами знатных дам умерших в расцвете лет из-за болезней.



Эта мода была предметом постоянных споров в обществе, модницы были объектом насмешек и недовольства, впрочем как и всегда до начала 21 века... Эстетам и церкви  не нравилось чрезмерное увлечение драгоценностями.

Закончилось это нездоровое увлечение, собрав обильный урожай женских жизней!
Историческая байка, за достоверность которой не ручаюсь, приписывает Наполеону завершение эпохи ампира его имени.

Якобы на одном из балов он громко сказал молодой даме: «Мадам, Вы совершенно раздеты! Оденьтесь!» Ведь под тонким шемизом была надето трико нательного цвета,что создавало эффект голого тела...
------------------------
Шемизтки,манишки или косынки, заправлялись в платье вместо воротников:
нач. 19 в:

19 век:



...................................................


Крой ампир одного из платьев того времени:









--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

МОИ РАБОТЫ : Реконструкция и стилизация на нач. 19 века:

P.S. Все работы по реконструкции выполнены на 90% ручным способом(т.е. вручную,без использования машинного шва).

Кюлоты для балов и офицеров

-------
    доломан-сепнсер женский на начало 19 в(ручная работа 80%)


Комплект на начало 19 века .Эпоха ампир.Стилизация.
Фрак для балов


Сюртуки французский и русский :
 
Пальто мужское на начало 19 века Редингот:

----------


Крой костюма для верховой езды начала 19 в.
Пошив - мой.
Нижняя рубашка к платью ампир на начало 19 в. Стилизация(моя работа)

 Шемизетки:


Шьем своими руками комплект на ампир-начало 19 в.Часть 1.
Женские шляпки своими руками.Крой.
Шьем сами на ампир.Часть2.Шемизетка,нижняя рубашка.
Шьем вместе на ампир.Часть 3.МК юбка-сарафан.

 Нижняя платье-рубашка на начало 19 века(ампир) с шемизеткой. Стилизация.




Платье штапель на подкладке на ампир - стилизация

Платье-накидка из шифона ,стилизация.Одевается на нижнее платье.
спенсер:
комплект: нижняя рубашка, шемизетка, платье шифон,стилизация
Спенсер
--------------------------------------------------------------------------------
Картинки подлинных платьев дополнительно можно посмотреть тут: Все на АМПИР.Альбом.
Например:


       

 



Спенсеры начала 19 века в стиле ампир эпохи Реставрации:


1810 год:

1810-20 гг-подлинные платья и аксессуары на начало 19 века-ампир:












==========================================
Подлинники платьев в деталях 1800-1850 годы.
Женское нижнее нательное белье.История,подлинники крой 18-20 вв
Одежда и платье 1860-1920 г. Крой,Подлинники.реконструкция.
Выкройки моды 1660 г по 1860 г. Крой, Подлинники,Реконструкция
мужская мода 1800-50 гг по рисункам и гравюрам того времени.Франт.Денди.
Аксессуар к женскому костюму: МУФТА: История, шьем сами
1819 г "Правила учтивости и благопристойности"
ТКАНИ и цвет в одежде XVIII-XIX вв.Часть 1: История.Подлинники
Костюм в России XV-нач - XX в. Книга.Иллюстрации из неё.

11 комментариев:

  1. Здравствуйте.Хочу попробовать сшить один спенсер который предоставлен у вас вы не поможете с выкройкой?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте,Ирина.
      Все выкройки даны тут же в блоге.Смотрите дополнительные темы на эпоху ампир.Ссылки на доп.темы даны на этой странице в самом начале.Особенно на странице блога"Все на АМПИР.Альбом."
      Или смотрите по СОДЕРЖАНИЮ.
      Крой в те времена был ЕДИН для всего.

      С уважением,
      СветЛана.

      Удалить
  2. Здравствуйте. Не подскажите, где можно найти лекала женских головных уборов середины 19 века в России?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте.
      Смотря какие головные уборы Вам нужны.
      Капоры шьются очень просто. А подлинники можно посмотреть и в поисковиках интернета.
      Попробовала забить в поисковик:"головной убор середины 19 века выкройка.Вышло много картинок...
      Удачи!

      С уважением,
      Светлана.

      Удалить
  3. Если кого интересует как делать шляпки на разные эпохи, вот ссылочка .Там и картинки и крой дан и МК: https://ru.pinterest.com/pin/298293175306183506/

    ОтветитьУдалить
  4. Здравствуйте! Не подскажите, можно ли найти выкройку платья в стиле ампир (образ Наташи Ростовой) на девочку?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день.
      Можно не только найти,но и построить самому.
      Для этого нужно изменить немного любую выкройку основы на нужный фасон(моделирование подняв линию талии под грудь...,а юбка кроится из двух полотен.
      Главное - соблюсти внешний вид и сделать соответствующую отделку.
      мало того, такая выкройка была как-то дана в одном из журналов мод "Бурда"(не помню за какой номер, нужно искать мне...)

      Удалить
  5. Добрый день!
    Меня чрезвычайно заинтересовал Ваш блог. Хорошие подборки и грамотно предложенный материал.
    Скажите, могли бы Вы пошить мужской ампирный костюм?

    буду дать ответ на почте, vitaliksergeev@yandex.ru
    с уважением,Виталий!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Виталий,добрый день!
      Не смогла ответить раньше,была в оптпуске.Только вернулась...

      Есди буду Вам нужна, пишите мне на почту: VetaG2009@ya.ru
      так же все мои контакты указаны на странице блога "Отзывы".

      С уважением,
      СветЛана.

      Удалить
  6. Добрый день. Подскажите пожалуйста из каких книг у вас даны выкройки? (описание платьев и выкройки на бумаге в клетку на английском)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день,Мария.
      Вся информация на странице взята из соц.сетей. Так что книгу назвать сейчас не смогу. Она взята с англоязычных сайтов.

      Удалить