Стиль ампир в XIX веке.
Пришел этот стиль из Франции. Отсюда и его название: ампир – от франц. Империя.
Можно сказать, что история европейского костюма XIX века начинается с революционных событий во Франции конца XVIII века. Принципы, по которым формировался костюм XIXстолетия, были заложены именно в то время.
Французская буржуазная революция, свергнув феодализм, проложила дорогу для развития капитализма.
Новая эпоха была характерна бурным развитием общества, подъёмом экономики, рядом научных открытий, новым темпом жизни и резкими социальными противоречиями.
Стиль ампир – «имперский» классицизм
Ампир называют завершающей фазой классицизма (первое десятилетие 19 века). Название происходит от французского empire — империя; это стиль империи Наполеона Бонапарта ( в этом факте смутно угадывается причина появления этого стиля). Стиль ампир — это практически калька с декоративных элементов Римской Империи. Если рокайль уходил от помпезности барокко, то ампир пренебрегал сдержанностью классицизма.Черты ампира — рельефные детали в виде четко прорисованных пальметт, львиных масок, грифонов, сфинксов, египетских мотивов или разнообразных эмблем военной тематики (спирали, щиты, дуги, орлы).
Из флористики — гирлянды, лавровые и дубовые листья, колосья и снопы. Стиль уверенного величия в рамках художественной гармонии. Не случайно ампир многократно (и почти повсеместно) подхватывался самыми разными правителями.
Французская буржуазная революция формально уничтожила классовое неравенство и в одежде. Моды, диктуемые двором, уступили место модам буржуазным, основным элементом которых явилось внешнее единообразие.
----------------------------
Мужской костюм XIX века в принципе костюм деловой.
Если в прежние века при помощи костюма подчёркивалось безделье, праздность, то теперь костюм начинает потихонечку выражать энергию, деловитость человека нового времени.
Классовое положение, как и прежде, определяется наличием модных туалетов, их количеством, украшениями и той изысканностью, элегантностью кроя, которая отличает линии костюма, сшитого лучшими портными.
В 1805 году, согласно требованиям моды, фигура мужчины должна была иметь своеобразную форму, что достигалось разными подкладками, накладками, толщинками, покроем платья и т. п.
Парижская газета пишет:
«Мужчина, одетый по моде, должен иметь круглую спину и квадратное лицо, короткие руки и длинные ноги и быть близоруким. Кто не обладает всем этим от природы, должен обратиться к сведущим мастерам; это их дело; в два дня они сделают из вас образец моды».
(28 ноября 1805 г.).
Западноевропейский мужской костюм 19 века.
XIX век отличался обилием и разнообразием верхних вещей. В этом отношении необходимо прежде всего упомянуть о РЕДИНГОТе (СЮРТУК-короткий вид редингота), сохранившемся со времен революции; затем следует «капот» и, наконец, «каррик» с несколькими пелеринами.
В XIX веке ведущая роль в модах перешла к женскому костюму.
Мужской костюм мог отличаться только качеством ткани, белизной белья. Выделяться яркостью одежды или обилием украшений считалось для мужчин дурным тоном.
Мужской повседневной одеждой вначале 19 века
становится темный (коричневый, черный, синий) шерстяной фрак с высоким воротником-стойкой.
Чаще всего его носили со светлыми панталонами и светлым жилетом. Верхней одеждой был двубортный редингот, или сюртук, который постепенно стал основным в деловой мужской одежде. Зимой и осенью мужчины носили редингот с несколькими воротниками или пелериной.
Прически в основном короткие, головные уборы — высокие шляпы с небольшими, загнутыми с боков полями.
Распространенными видами обуви были сапоги и туфли.
... Мужской костюм периода Реставрации.
Мужской костюм состоял из белой рубашки со стоячим крахмальным воротничком и короткого, обычно пестрого жилета (причем иногда носили одновременно несколько жилетов).
ГАЛСТУК имел вид шарфа, обвязанного вокруг шеи.
Спереди он завязывался различными способами — то в виде большого банта, то узлом; концы его прятались за ЖИЛЕТ.
Мужчины носили длинные, до сапог, панталоны, которые удлинились до щиколотки и окончательно были признаны модой около 1818 года. Панталоны держались на подтяжках, которые также были модным новшеством; внизу они были на штрипках.
Воротник обычно обтягивался бархатом иного цвета, чем ткань фрака. Фраки шили различных цветов, чаще из однотонной ткани, но они могли быть и из узорных тканей — в полоску, «в мушку» и т. д.
Пуговицы к фраку были серебряными, фарфоровыми, иногда даже драгоценными.
Панталоны и верхняя одежда могли быть разных цветов, но панталоны всегда были светлее.
Костюмом для верховой езды у мужчин
служил по-прежнему редингот, который в несколько измененном виде превратился в каждодневную одежду — сюртук. Первоначально сюртук надевали сверх фрака, мундира.Он заменял современное пальто.
«На нем треугольная шляпа и серый походный сюртук...» — читаем мы у Лермонтова в стихотворении «Воздушный корабль». Но постепенно сюртук начинают носить не сверх фрака, а вместо него.
Сюртук шили в талию, полы его доходили до колен, а форма рукавов была такая же, как и у фрака.
Уличной одеждой сюртук сделался к 20-м годам.
Волосы стригли и завивали в тугие локоны, лицо брили, но на щеках от виска оставляли узкие полоски волос, называемые фаворитом.
Обувью служили высокие черные сапоги с желтыми отворотами и открытые бальные туфли.
В костюме XIX века становятся очевидны возрастные градации.
Так, старики еще долго носили поколенные кюлоты, иногда даже жабо и пудреные волосы.
мужская мода 1800-50 гг по рисункам и гравюрам того времени.Франт.Денди. /
--------------------------------------------------------Женщина же XIX столетия
постепенно становится как бы рекламой — выставкой благосостояния и положения в обществе своего мужа, символом процветания его дел.И если мужской костюм на протяжении века будет изменяться лишь в деталях, то женский будет откликаться на все новые направления в искусстве и подчиняться им.
Официально уравненные перед законом, все слои городского населения могли одеваться одинаково.
Поэтому важны стали в костюме различия профессиональные. В силу трудовых и бытовых условий костюм трудящегося отличался от костюма крупного буржуа, костюм художника — от костюма рабочего и т. д. Но основным различием в одежде теперь стало различие между костюмом городского и сельского населения.
Подлинник платья 1800-10 годы.шитье батист и др.
Женский костюм периода Реставрации.
В первые годы XIX века носили предпочтительно платья белого цвета, позже стали носить платья различных цветов, но сшитые из однотонной ткани.
Парадные платья богато расшивали античным орнаментом.
Характер платья зависел от его назначения: летние платья шили из светлых, легких тканей - кисеи, батиста, шелка и т. д.; парадные — из атласа, тафты, бархата; визитные и уличные — из легкой шерсти, независимо от времени года.
Именно в этот период сложилась во Франции поговорка: «Чтобы быть красивой, можно и пострадать».
Верхних одежд было немного: курточка-спенсер и редингот. Зато в женском гардеробе было много различных накидок. Чаще всего надевали накидку из легкой ткани с длинными концами, которые завязывали крест-накрест на талии.
О женщинах этого времени чаще говорили, что они «хорошо задрапированы», чем «они хорошо одеты». В эти годы дамский гардероб пополняют и русские шубки.
Домашней одеждой служил кружевной пеньюар.
В течение дня туалет сменяли по нескольку раз, так что при общей «демократичности» мода все же носила явно классовый характер. Так, например, считалось, что модная дама должна иметь 385 шляпок и столько же пар обуви, зато всего 12 рубашек.
В период 1812—1814 годов носили шляпы, напоминавшие военный кивер; на балы надевали тюрбаны из кисеи.
Ткани — муслин, шелк, кисея, лен, кружева и бареж (смесь шерсти и шёлка).
В первые годы XIX века (1805—1810) женский костюм дополнялся огромным количеством драгоценностей.
Кольца носили на всех пальцах, золотые часовые цепочки обвивали вокруг шеи. Браслеты, жемчужные нити, диадемы, шпильки для волос, колье, пряжки дополняли парадный туалет.
После 1810 года драгоценные украшения временно выходят из моды, и их заменяют цветами, перьями, лентами, гирляндами.
-----------------------------------------------------------------------
В России «высшее» общество, особенно столичное, беспрекословно следовало французским и английским модам, зачастую выписывая туалеты из Парижа и Лондона, Провинциальное дворянство подражало в модах столичному.
Русское мещанство и купечество пока еще в основном сохраняло прежние традиционные формы костюма, хотя в него проникали отдельные детали западноевропейской моды.
------------------------
Шемизтки,манишки или косынки, заправлялись в платье вместо воротников:
...................................................
Крой ампир одного из платьев того времени:
МОИ РАБОТЫ : Реконструкция и стилизация на нач. 19 века:
P.S. Все работы по реконструкции выполнены на 90% ручным способом(т.е. вручную,без использования машинного шва).
Кюлоты для балов и офицеров
-------
Сюртуки французский и русский :
Пальто мужское на начало 19 века Редингот:
Крой костюма для верховой езды начала 19 в.
Пошив - мой.
Нижняя рубашка к платью ампир на начало 19 в. Стилизация(моя работа)
Шемизетки:
Шьем своими руками комплект на ампир-начало 19 в.Часть 1.
Женские шляпки своими руками.Крой.
Шьем сами на ампир.Часть2.Шемизетка,нижняя рубашка.
Шьем вместе на ампир.Часть 3.МК юбка-сарафан.
Нижняя платье-рубашка на начало 19 века(ампир) с шемизеткой. Стилизация.
Платье штапель на подкладке на ампир - стилизация
Платье-накидка из шифона ,стилизация.Одевается на нижнее платье.
спенсер:
комплект: нижняя рубашка, шемизетка, платье шифон,стилизация
Спенсер
---------
==========================================
Читайте так же:
а так же:
Подлинники платьев в деталях 1800-1850 годы.Все на АМПИР (1790-1830)-Часть1:прически,шляпки,аксессуары,крой,история и т.д...
Женское нижнее нательное белье.История,подлинники крой 18-20 вв
Выкройки моды 1660 г по 1860 г. Крой, Подлинники,Реконструкция
мужская мода 1800-50 гг по рисункам и гравюрам того времени.Франт.Денди.
1819 г "Правила учтивости и благопристойности"
ТКАНИ и цвет в одежде XVIII-XIX вв.Часть 1: История.Подлинники
Костюм в России XV-нач - XX в. Книга.Иллюстрации из неё.
Здравствуйте,Ирина.
ОтветитьУдалитьВсе выкройки даны тут же в блоге.Смотрите дополнительные темы на эпоху ампир.Ссылки на доп.темы даны на этой странице в самом начале.Особенно на странице блога"Все на АМПИР.Альбом."
Или смотрите по СОДЕРЖАНИЮ.
Крой в те времена был ЕДИН для всего.
С уважением,
СветЛана.
Здравствуйте. Не подскажите, где можно найти лекала женских головных уборов середины 19 века в России?
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте.
УдалитьСмотря какие головные уборы Вам нужны.
Капоры шьются очень просто. А подлинники можно посмотреть и в поисковиках интернета.
Попробовала забить в поисковик:"головной убор середины 19 века выкройка.Вышло много картинок...
Удачи!
С уважением,
Светлана.
Если кого интересует как делать шляпки на разные эпохи, вот ссылочка .Там и картинки и крой дан и МК: https://ru.pinterest.com/pin/298293175306183506/
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте! Не подскажите, можно ли найти выкройку платья в стиле ампир (образ Наташи Ростовой) на девочку?
ОтветитьУдалитьДобрый день.
УдалитьМожно не только найти,но и построить самому.
Для этого нужно изменить немного любую выкройку основы на нужный фасон(моделирование подняв линию талии под грудь...,а юбка кроится из двух полотен.
Главное - соблюсти внешний вид и сделать соответствующую отделку.
мало того, такая выкройка была как-то дана в одном из журналов мод "Бурда"(не помню за какой номер, нужно искать мне...)
Добрый день!
ОтветитьУдалитьМеня чрезвычайно заинтересовал Ваш блог. Хорошие подборки и грамотно предложенный материал.
Скажите, могли бы Вы пошить мужской ампирный костюм?
буду дать ответ на почте, vitaliksergeev@yandex.ru
с уважением,Виталий!
Виталий,добрый день!
УдалитьНе смогла ответить раньше,была в оптпуске.Только вернулась...
Есди буду Вам нужна, пишите мне на почту: VetaG2009@ya.ru
так же все мои контакты указаны на странице блога "Отзывы".
С уважением,
СветЛана.
Добрый день. Подскажите пожалуйста из каких книг у вас даны выкройки? (описание платьев и выкройки на бумаге в клетку на английском)
ОтветитьУдалитьДобрый день,Мария.
УдалитьВся информация на странице взята из соц.сетей. Так что книгу назвать сейчас не смогу. Она взята с англоязычных сайтов.