5.4.16

Все на АМПИР (1790-1830)- Часть 1: прически,обувь,шляпки,одежда,аксессуары,крой.история.


Страница представляет собой

 альбом с картинками на эпоху ампир (начало 19 в) и немного исторических фактов... 

информация которых взята с простор интернета в дополнение к уже существующим одной из страниц моего блога+ на странице выложила отрывки из модных журналов разного периода эпохи ампир.

Надеюсь, мои раскопки по это теме помогут многим в реконструкции или стилизации платья и костюм на эту эпоху.

Хотя сама эпоха ампир считается с 1804 по 1814 годы, однако сейчас это период расширили и уже есть названия: ранний ампир и поздний . В итоге - годы стали с 1790 по 1830- ые...


Стиль ампир - Имперский стиль в моде и архитектуре.

Изменение характера и направлений развития искусства классицизма, в первую очередь, в его французском варианте, произошло после буржуазной революции, после провозглашения древнегреческого и древнеримского искусства её идеалом. 

Но теперь эстетические идеалы античности эпохи просвещения должны были прославлять вновь народившуюся империю и лично первого императора Франции Наполеона I и его воинские доблести. 

Это новое направление стиля классицизма начало развиваться в эпоху Директории (1795–1799 гг.), а затем при Консульстве (1799– 1804 гг.), и достигло расцвета в период между 1804 (год коронации Наполеона I) и 1813 гг., получив название ампир (от фр. empire – империя и лат. imperium – власть). 

Стиль ампир 

держался во Франции до 1815 г. вплоть до реставрации Бурбонов, но его влияние на формирование, в первую очередь, дворцовых парадных интерьеров сохранится еще почти двадцать лет.
-----------------------------------------

Выдержка из модного журнала за 1806 год:


"Парижския моды


Прекраснейшия опахала, носимыя теперь Дамами, суть de tulle, шитыя золотом и
серебром; рабочие же мешки и ридикюли последней Моды – тафтяные, вышитыя сталью.
Кашемир почти совершенно вышли из Моды, и место их заступили духи (Parfums). У
всякой Дамы увидишь сткляночку с духами, изписанную Арабскими, Персидскими и
Китайскими буквами.

Теперь надлежит к хорошему тону, изображать вензель свой на ливреях служителей,
на конских сбруях и экипажах. На пуговицах ставится шифр в маленьком щите; на сбруях изображается над шифром корона, а на экипажах сияет оный в возходящем солнце, или в искусно переплетенном банте.

Число шляпок, высоких и плоских, похожих на мужския шляпы, с самыми малыми
полями и большою спереди кокардою, умножается. Теперь начинают носить более
прежняго полосатыя шляпки из соломы и из лент, с флером и лентами, даже из шелковой
материи с соломою. Полосы на шляпах носят как прямыя, так и косыя.
Любимой модной цвет у прекраснаго пола есть всё еще розовой, однакож более
употребителен белой.

Под колосьями носят теперь маленькия розовыя гвоздички, или цветы белаго
горошка, или розовыя гортензии.
Щеголихи любят, чтобы все на них было в складках. Талия и рукавчики должны быть
непременно быть со складками. 

Живопись учинилась в Париже всеобщею модою. Всякой молодой щеголь покупает
для себя краски и кисти, и думает, что он уже Рафаэль, или Корреджио. Молодым
девушкам дают ныне ящички с тушью и карандашами, подобно как за 20 лет пред сим
давали им швейныя подушечки и рабочие мешки.
Одна Дама шла недавно мимо одного переулка в Париже, имея на себе шляпку с
чрезвычайно большими полями, которыя, к великому неудовольствию мущин, закрывают
прелести красавиц и которыя теперь находятся во всеобщем употреблении, как вдруг
вышел из него с поспешностию кузнец с длинною железною полосою на плече. 
Он ударил ею Даму, которая, по причине обширных полей своей шляпки, не могла ничего видеть в сторону и следовательно не в состоянии отскочить от него, так сильно в голову, что она упала за-мертво на мостовую, и легко случиться может, что заплатит и жизнию своею за сию новую Моду. "

Любопытным документом, опубликованным в «Вестнике Европы» за 1803 год, является следующее письмо из Парижа: 

«Вы уже знаете, что нас представили консулу в Тюильри… о чем скажу вам несколько слов…
 В середине зала стояли два ряда кресел, на которые садились иностранные дамы, приезжающие обыкновенно с женами послов своих. 
Все были отменно нарядны, а всех более русские и польки: в бархатных платьях фиолетового, темно-зеленого и лилового цветов с золотым широким шитьем… 
На девице Лористон и других придворных дамах были кисейные белые платья и богатые турецкие покрывала, это называется здесь утренним нарядом… »

 В дипломатическом и придворном мире очень строго придерживаются протокола об одежде парадной, приемной, для утренних приемов, вечерних приемов и балов. Представители каждой из стран одеваются соответственно. 

Вещественным подтверждением незыблемости монархической державы России и Польши был, по-видимому, женский персонал посольского корпуса в тяжелых бархатных платьях, хотя в самой России носили платья по моде «античной».





Один из видов кроя платья на самое начало 19 века и на поздний ампир:





Стиль ампир

Становление в костюме стиля ампир было безболезненным и компромиссным переходом от одной формы к другой: прочно установившиеся пропорции оставались незыблемыми, а сущность трактовки формы менялась.

Исчезли легкость ткани и легкость силуэта, текучесть формы и мягкий трен, так украшавший стройные фигуры; платья и весь силуэт приобрели сухую четкую геометричность.

Лиф делался жестким, высоко подымал грудь, затянутую в корсет.
На подоле юбки располагались аппликационные украшения («гарнировка») из гирлянд цветов, листьев, колосьев, веточек ландыша, уже не плоских, как в 1800—1802 годах, а объемных, наложенных сверху.





 Очень короткие рукава платьев заставили прибегать не только к помощи шалей и шарфов, но и к более существенным утеплителям.
 Из Англии модницы получили и название, и сам туалет — спенсер, по имени министра, кутавшегося в короткий с обрезанными полами фрак на вате.

 Это была коротенькая жакетка, повторявшая размер лифа платья и утепленная мехом и подкладкой, из бархата, сукна, шелка и шерсти; отделывалась она шнурами, пуговицами, бейками и тесьмой с большим вкусом и разнообразием.

ист. текста: сайт "Энциклопедия вещей"

Особо надо было уметь драпироваться в шаль, которая стала неизменным спутником легкого туалета, особенно в России: перекинуть шаль на одно плечо, на оба, через плечо и закинуть на грудь, закинуть на спину, грациозно закутаться и выполнить много других движений вплоть до танца «па де-шаль», о котором упоминается в «Войне и мире».

«Наряду с “греческой” модой начинает появляться “римская”, “турецкая”.

Роскошь и любовь к новому дошли до такой крайности, что женщина, одетая по-римски, стыдится принимать гостей своих в комнате, убранной во французском стиле; когда хозяйка одета гречанкою, тогда и мебель греческая, когда она в турецкой шали, тогда мягкие диваны покоят ее прелести и богатые восточные ковры лобызают ее ноги» («Московский меркурий», 1803 г.).

Глубокий вырез платья могли прикрывать шемизеткой — коротенькой манишкой .
Надевали и канзу — накидку из прозрачной ткани с воротником и длинными концами, скрепленными крест-накрест на талии. У мужчин позаимствовали редингот.



----------------
Выдержка из одного модного журнала за 1802 год:

"Париж. 9 декабря 1802 

(Как мы уже сказали в своем объявлении: По Российскому
счислению времени.)

В наряде всего более употребляют повязки (bandeau) и токи; повязки украшаются
бриллиантами; токи, весьма похожие на тюрбаны, надеваются очень назад, и спереди
имеют пять, или шесть, | широких складок en gueule de loup: такие токи бывают пунцоваго и померанцеваго цвета. Волосы завиты на лбу, и выше лба, широкими кольцами; чтобы выставить кольцы, откидывают покрывала назад, шляпку заворачивают спереди, а корнет отодвигают. 

Длинные волосы всегда убирают косичками (nattes). Вышла новая стрижка
вместо называемой à la Titus: оставляют длинные волосы на верхушке головы вершка на
два, или на два с половиною; остальны за ушами и над затылком стригут почти до корня.
Выходит из того на верхушке головы очень приметной хохол или грива. Цветных перьев
еще не перестали носить. 

С некотораго времени употребляют для шляп атлас жонкильнаго
цвета с черным бархатом. Ныне очень много шляп совсем черных, с высокою плоскою
тульею, почти без полей. Верхняя часть гребня имеет вид диадимы. Короткия туники à la
juive (по Жидовски) | весьма в употреблении.

 Недавно вышли палатины, на которых
волосы, будучи длиннее около середины, составляют круглой ворот. Шали Турецкия с
разводами, оставлены; а вместо того давно уже употребляют шали одноцветныя из тонкой шерстяной ткани. Мущины носят жилеты полосатые, с одним рядом пуговиц: полосы из лебяжьяго пуха. Вместо сапогов. люди разчетливые употребляют иногда стиблеты из ткани."
/Извлечение из Моднаго Парижскаго Журнала от 14 Декабря 1802/
-------------------------
 Основной костюм с 1800 по 1810 года состоял из гладкого короткого лифа с узкой спинкой, низким вырезом на вечерних платьях или заполненным шемизеткой, или закрытым для дневных нарядов. 

Рукава были гладкими
 или с буфами, юбка присборенная сзади ближе к середине, а спереди лишь слегка, но могла вообще не собираться, падала прямо до подъема ступни или до земли .

Вечерние туалеты имели шлейф.

Некоторые модели были снабжены туниками(второй юбкой сверху разной длины из полупрозрачных тканей) или накидками.








-------------------------------

В 1811 году

 появились на платьях украшения зубцами и елизаветинские круглые жесткие воротники, 

а так же оброки и другие виды отделки по кромке платья,и на всем подоле юбки, которое стало короче и шире.
Так же усложнился фасон рукавов рядом пуфов, идущими от плеча к запястью, коротким пуфом над длинным узким рукавом или вздутым сверху рукавом(фонарик),сужающимся постепенно к запястью.

 Короткие рукава с пуфами были особенностью вечерних нарядов, однако с 1810 по 20 года парадное вечернее платье часто имело длинные рукава.


С 1808 по 14 года наблюдалась тенденция удлинения линии талии,но к 1815 году,линия талии вновь стала выше.Но с 1820 годов лифы стали понижаться и к концу 1825-30 годов линия талии опять пришла на свое место.

С 1820 по 1830 года лифы(верх платья ) кроили более прилегающими, стали входить в обиход вытачки.

Тенденция перехода женской одежды к викторианскому стилю появилась с 1830-х годов.




 1810 год:

 

Подлинники платьев начала XIX века









------------------

Крой на ампир начало 19 века



 


-------------------------------------------------

 Тюрбан:

 в 19 веке ни пожилая дама, ни барышня, ни ребенок без шляпы не выходили из дома.

Тюрбан пришел в наряды светских дам (его носили только на балах, украшая пером и драгоценностями) из театрального костюма.

На подмостках сцены тюрбан служил штрихом, подчеркивающим колорит Востока, потому что он имел сходство с чалмой

 ...ист: статья "Золотой век шляп"

Тюрбан — головной убор из большого куска ткани, задрапированный согласно особым правилам, если речь идет о национальном головном уборе народов, населяющих мусульманский Восток (цвет ткани, характер драпировки, количество складок имеют свои региональные особенности).

Тюрбан в России известен еще под названием «чалма».
Тюрбаны вошли в моду в самом конце XVIII века наряду с другими вещами восточного происхождения — кашмирскими шалями например. В театре этот головной убор стал известен намного раньше.

Уже в XVII столетии при помощи тюрбана показывали восточное происхождение героев. Распространению тюрбанов в качестве модного головного убора способствовала французская писательница Жермена де Сталь (1766 — 1817).

Ей пришлось бежать из Франции от правительственных преследований, она посетила многие страны, в том числе и Россию. Пребывание знаменитой француженки в нашей стране нашло свое отражение у Пушкина в «Рославлеве» (1831).

Костюм де Сталь всюду находил подражательниц. Известно, что писательница предпочитала всем головным уборам тюрбан. Вот что пишет об этом Смирнова-Россет: „...Гейне ее возненавидел и назвал «La Sultanne de la pensée" (султанша мысли), та всегда носила красный тюрбан»[61].


По портретам первой половины XIX века может создаться впечатление, что тюрбан носили во всех случаях жизни.
Однако это не так, потому что его надевали только для больших выездов: на балы, званые вечера, в театр.

Вот что советовали светским дамам журналы: «Тюрбаны и токи, приготовляемые в модных лавках, надевают только в театр и в обыкновенные выезды. Но головной убор (тюрбаны, цветы, перья и проч.), когда едут на бал или в концерт, должны быть расположены артистом, убирателем головы при самом туалете».

Форма тюрбанов менялась постоянно, чуть ли не каждый сезон.
В 30-х годах, как сообщали газеты, тюрбаны имели следующую форму: «Носят также береты и тюрбаны. Последние изменились по своей форме: прежде главная ширина их была по обеим сторонам головы, а ныне с боков тюрбаны узки, но зато весьма широки в передней и задней частях».

Манера носить тюрбан диктовалась возрастом дамы.
Вот что писали о тюрбане под названием «моабит»: «Тюрбаны Moabyt более приличны для молодых дам, коих лета позволяют носить волосы приглаженными на лбу: оригинальность сей уборки необходимо предполагает сии условия.
Тюрбаны сии почти всегда белые, с золотом и серебром».


Увлечение тюрбанами в начале XX века связано с успехами русского балета в Париже. Костюмы, выполненные по эскизам Л.Бакста, породили увлечение Востоком.

Вошли в моду ткани с восточным рисунком, темная пудра, бытовой грим «под Восток» и, конечно, тюрбаны.
«Франциск» — шляпа, напоминающая по форме головные уборы времен французского короля из династии Валуа Франциска I (1494 — 1547).

Они вошли в моду в 20-е годы ХIХ века: «Для прогулок в карете и на вечере надевают шляпки Франциск I, у которого поля широкие, спереди согнутые и длинное перо».
 Увлечение деталями исторического костюма проявилось в ХIХ веке довольно рано, задолго до возникновения каких-либо теорий историзма, оказавших влияние на развитие культуры несколько десятилетий спустя.
/ист: Кирсанова "Сценический костюм"/
 ------------------------------------------------------------------------------



Именно Жозефина и ее интимный кружок оказали серьезное покровительство талантливому портному Леруа, который стал одевать весь императорский двор и считался творцом новой моды в стиле ампир.
Однако ампирные туалеты были, при всей их привлекательной легкости и прозрачности еще и очень холодными. Под низ прозрачных платьев надевалось нижнее вязанное белье телесного цвета.

А климат Париж все-таки отличался от климата Древней Греции.
Врачи умоляли запретить эту моду, предлагая дамам отправиться на кладбище Пер-Лашез и посмотреть, сколько хорошеньких ветрениц умерло из-за нее от простуды.

Однако женщины, не желавшие расставаться с обольстительными нарядами, предпочли решить проблему проще и стали греться с помощью новинки – теплых шалей.
А под прозрачными платьями надевали трикотажные комбинезоны нательного цвета.

К тому же, на платьях с кружевами, бантами и фижмами, шаль бы просто потерялась и прикрыла бы его пышное великолепие.

А вот простое светлое платье эпохи ампира оказалось будто созданным для того, чтобы оттенить его строгость яркой шалью.
Они нашли друг друга – платье, напоминающие об античных временах, и накидка, напоминающая о них же.

Авторитетный журнал для дам не менее авторитетно заявлял: "Едва ли нам известен лучший способ проверить вкус настоящей леди, чем посмотреть на её выбор шали и на манеру носить её".

Один конец шали обертывали вокруг руки, а другой спускался до самой земли. Чтобы шаль удерживалась в нужном положении, сохраняла красивую драпировку, в ее углы вшивали маленькие металлические шарики, иногда такие шарики вплетали в кисти.
shawl_05



----------------------------------------------------------------

В начале 19 века чепцы носили только пожилые женщины и слуги,а молодые – редко.Вечером молодежь украшала волосы лентами или цветами.

 С 1820 года чепцы из кружев вновь вошли в широкую моду.

К верхним костюмам полагался так же тюрбан,например «мамелюк» (1804 г) из белого атласа,"мадрас» с 1819 года и проч..

С 1820 по 1835 года в свет надевали так же чепцы с плоскими ,похожими на венец, тульями,названными беретами,обычно сшитые из бархата и обильно украшенные.




 
-----------------

Крой лифа на эпоху ампир - начало XIX века


-----------------------------

 1805 год
 1808 год
 1811-14 год

Прически эпохи ампир - начале 19 века













лиф-корсет 1810-1820 годы:

--------------------------------------------------------------



Приблизительно до 1825 года рисунок на тканях состоял из мелких цветов или лиственных мотивов,но затем начали появляться более крупные узоры,такие ка узор "Пейсли"(огурцы) на шалях.

Полосатый шелк и х/б ткани ,а так же шерстяная шотландка были очень популярны с 1820-х годов.





-----------------------------------------------------------

Сорочка нижняя 1800-1810 гг:



------------------------------------------

Шемизетка — 


французского chemisette — манишка, блузка, производного от chemise — некогда это была деталь женского туалета — рубашка, вставка, манишка или изящная накидка, украшающая платье и закрывающая область декольте.

Эта деталь туалета вошла в моду в XVIII веке.

В более ранние времена то же название носила мужская просторная куртка из тафты, которую надевали поверх рубашки.

Подлинники:


 ШЕМИЗЕТКА, шемизетки, жен. (франц. chemisette) (устар.). 1. Женская кофта, блузка. «Накинула… кисейную прозрачную шемизетку с фестонами, вышитыми золотом.» Гоголь. 2. Вставка на груди женских блузок, платьев, манишка./ Толковый словарь Ушакова./

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------









В 19 веке женскую одежду начали моделировать для определенных целей:вечернее летнее платье,прогулочное или платье для поездок в экипаже, платье для званного обеда и т.п






Для бедняков моды как таковой не было,но люди ос скромными средствами старались следовать ей как могли, изучая модные журналы и применяя более дешевые ткани.

 Есстественно,существовал временный зазор в распространении модной тенденции в одежде среди такого населения.









Бальные туфли на плоской подошве или с очень низким каблуком с острым (1800-1810) ,круглыми (1810-30гг)или узким и квадратным (1830-50) мысками.

Туфли шили из шелка, сукна или лайки на день,и и шелк аи атласа для вечеров.


 До середины 1820 годов они были нейтрального цвета или гармонирующего с туалетом дамы, а затем черными или белыми. Отделка ,если таковая была , состояла из банта на низком вырезе переда или лент,пересекающихся на подъемах.
Полусапожки ,едва закрывающиеся щиколотку, на низком каблуке, которые вначале зашнуровывались спереди,а затем с внутренней стороны ноги, носили на прогулках. Их шили из разных материалов6 кожи, сукна, шелка.
Чулки носили из шелка, некоторые с х/б верхом, и каждодневные чулки из шерсти и хлопка были обычно белыми, позже стали бледно-розового цвета.


















1817 год:









СПЕНСЕР - (1790-1820 года) короткий жакет , достигавший модного в те времена уровня талии, обычно контрастный по цвету к платью, возродился вновь уже после 1839 года...


 Ранее декоративный вариант спенсера без рукавов носили впомещении на вечерних приемах. Он назывался "канезу".


Ротонда (1800-1810 ) была длиной три четверти,с рукавами или без.

Позже она достигла щиколотки ,имела рукава,иногда была снабжена одной или двумя пелеринами и облегала фигуру.

Ротонда -роба  - дневное платье (1817-50),завязывающееся спереди ленточными бантами или застегивающаяся скрытыми крючками и петлями,после 1848 года стала называться рединготом.

Лифы начала 19 века










Спенсеры начала 19 века














 прически начала 19 века - стиль ампир








































Длинные меховые боа,узкие шарфы и широкие шали были в моде с 1800 по 1830 года.
В 1820 годах стали производить тонкие шерстяные шали с вытканным рисунком в восточном стиле.







 лиф 1820 г:


 спенсер 1800-1805 г



..................................................................................................................................







------------------------

"Париж, 14 Марта 1803 г.

Шесть дней хорошей погоды произвели в одежде и уборах
некоторую перемену. Вместо атласных дульетов, многия надели короткия платья вместо
спенсеров, опушенных лебедем, начали употребляться каньзу (canezous: род короткой
кофточки), обшитыя кружевом. 
Опять появились покрывала (voiles et ombrelles). Видели
уже несколько остриженных голов: волосы на затылки и за ушами обрезаны почти до
корня; только на верхушке длинны, и подняты пирамидою, или опущены на лоб. Вчера и
третьяго дня было более шляпок, нежели тюрбанов. 
Шляпки с тульями круглымизаворачиваются спереди; а с тульями продолговатыми имеют форму верши (nasse), иубираются дымкою. 
Любимые цветы: розовой, лиловой, васильковой, жонкилевой.
Появляются соломенныя шляпки: белыя с опущенными полями, убранныя розовыми
лентами, и желтыя | с весьма узкими полями, убрнныя белыми лентами. Носят цветные
кушаки (ceinture), лежащие на спине двойным крестом. Рукава белых коленкоровых
платьев длинны и широки, однакож не пышны".
/модный журнал за 1803 год/
------------------------------------------------------------------------------------------



------------

платье 1824-28 гг:


----------------------------------------




















----








Начало века характеризуется господством моды во всех областях жизни — не только в костюме, но и в привязанностях, вкусах, обстановке, украшениях, литературе и театре. Приведем для примера модную страничку из «Вестника Европы»:

«О костюме: …косынки на груди перевязывают крест-накрест и употребительнейшие из них суть маленькие турецкие, кисейные или шелковые, с турецкими же каймами или бахромой; главные цвета лиловый, амарантовый, вишневый.

Украшения и аксессуары в эпоху ампира

Вышивки. На зимних платьях вышивают разными шелками пятнышки или цветы или же по этрусскому рисунку.

Ткани. Гладкие материи вообще посвящены утреннему туалету и употребляются для неглиже, когда не надевают вышитого платья.
Отделки. С некоторого времени вошли в моду стальные вещи. Шпажные эфесы, граненые перлы, часовые цепочки, банты на шляпах, пуговицы и пряжки по большей части делаются из стали…

Даже платья вышиваются серебром и сталью. Эта новая мода всем очень понравилась… и сталь с некоторого времени заняла место серебра и золота во многих купеческих лавках…


Музыкальные инструменты.
Нынешние щеголихи полюбили старину, начиная от табуретов и даже музыкальных инструментов.
 Модница, которая на чем-нибудь играет, всячески старается остерегаться иметь у себя гитару, клавесин, пиано, арфу — все это слишком ново; надобно непременно, чтобы арфа была похожа на лиру, а вместо гитары стараются достать лютню…


Коляски. Мода произвела страшную революцию в одноколках и колясках: первые делаются чрезмерно высокими, а последние чрезмерно низкие».



даже среди рьяных последователей моды всегда были приверженцы той или иной ее крайности, приверженцы собственных проявлений фантазии и, наконец, люди пожилого возраста, стареющие вместе с костюмами, свидетелями их славы, красоты и молодости.

Особенно это бросалось в глаза в многолюдных собраниях, на гуляньях и на балах, где бальные и парадные туалеты воплощали в себе как бы несколько исторических эпох. «Старики — отставные сановники екатерининского времени князья Юсупов, Куракин, Лобанов, Долгоруков, Лунин и другие — являлись в жабо, камзолах, чулках и башмаках, а которые и с красными каблуками как неоспоримой привилегией дворянства в XVIII веке. Княгиня Прасковья Михайловна Долгорукова одевалась до старости (ум. в 1844) как при Екатерине II» .

Помните, у Грибоедова: «…все девушкой, Минервой? Все фрейлиной Екатерины Первой?»
«…Второе поколение придерживалось моды начала столетия. Наконец, молодежь одевалась по последней парижской картинке…» (Журнал «Старые годы», 1908 г.).

Несомненно, эта историческая справка как нельзя лучше может иллюстрировать сцены бала у Лариных, у Фамусова, сцену бала в «Пиковой даме», в «Войне и мире».

Соседство старого, среднего и молодого поколения всегда выглядит как наглядная иллюстрация бренности и недолговечности вкусов, увлечений и моды.


 Поздний ампир:тафта Англия 1820 год платье:













------------------------------------------------------------------













 ------------------------------------------------------------------------------------------------

  ДЕТСКАЯ МОДА начала 19 в.


В начале 19 века ,как и в течении предыдущих 20-ти лет,дети носили свободную одежду,которая не сковывала движений.

Но вскоре девочек вновь заставили одеть платья ,скопированные со взрослых моделей.Хотя юбки были короче,за исключением самого начала 19 века.
Мальчикам повезло больше,т.е. к тому времени одежда мужчин была более удобной и свободной.
--------------------------------------------

детские платья 1810-25 год:

детское платье 1825-35 гг

-------------------------------------------------------------------------------

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:

----------------------------------------
С 1806 по 1809 год во Франции женщины света особенно злоупотребляли драгоценностями
Они носили кольца на всех пальцах, по нескольку часов с пестрыми эмалевыми крышками, обматывая их длинные цепочки несколько раз вокруг шеи. 
Тяжелые подвески массивных серег оттягивали уши, а масса браслетов различной формы охватывала руки. Но так же, как и весь костюм, ювелирные украшения видоизменялись в зависимости от моды, и манера их употребления согласовывалась с назначением костюма. В XIX веке драгоценности надевались главным образом к бальным или торжественным туалетам.

Их количество и форма всегда отчетливо видны на портретах, ибо драгоценности являлись сословной, фамильной и личной гордостью богатых людей и предметом тщательного воспроизведения художниками.
/Источник: Захаржевская "История костюма"/
-------------------

Стиль классицизм: лёгкость и игривость заменяется отсылкой к античности

Классицизм (англ. Classicism — Neoclassicism) пришёл второй половине 18 века как спокойная уравновешенность форм, гармоничность пропорций, сдержанность и упорядоченность декора (словом, никакого буйства, даже симметричного).
 Киногид по стилю — «Гордость и предубеждение»1995г. Применительно к ювелирному искусству, эпохой классицизма считается период примерно с 1760 по 1830 гг.

Причины появления этого стиля — усталость от придворной роскоши и мотовства, количественный рост представителей класса буржуазии, а также вполне конкретный импульс — раскопки в 1750-1760 гг. Геркуланума и Помпеи, погубленных Везувием.

Черты классицизма в декоре — это греческий меандр, листья аканта и лавра или дуба, геометрически выверенные розетки и пальметты, медальоны и другие античные мотивы.
 

Классицизм в украшениях своего времени

(не путать с современными ювелирными изделиями в «классическом стиле»)
В эпоху расцвета классицизма с женщин схлынуло обилие драгоценностей, но иные виды украшений весьма ценились. Скажем, круглые и овальные броши — ими закалывали модные кашемировые шали (носимые поверх тончайших одежд).

 В золотые оправы брошей вставляли античные камеи (резной камень или раковина; брошь из такого камня или раковины), или эмалевые портретные миниатюры (в окружении мелких бриллиантов или жемчужин).

Очень большую роль в украшениях того времени сыграла наполеоновская война — после нее появился отдельный вид «траурных» украшений, например медальоны с вплетенными волосами умерших родственников, либо эмалевые медальоны и кольца с мотивами скорби и памяти.

Большой ажиотаж вызывали старинные геммы (драгоценные камни с углублённой или выпуклой резьбой) из археологических раскопок того времени. Находки вставляли в броши, в кольца, серьги, пряжки, пояса и даже в ожерелья и диадемы. Кольца носили помногу, а на светских раутах порою на всех пальцах рук. Нагие руки украшали множеством золотых обручей, часто с меандром.

Голову украшали золотыми обручами, часто с гравированным меандром. В особых случаях надевали роскошные диадемы с бриллиантами и жемчугом.

  Диадема (в то время — доминанта парюры) задавала тон декору всех украшений комплекта.

В начале XIX века в Европе и России, возродилась техника ажурной филиграни. Из скани составляли ожерелья, плели сетки для волос, собирали на филигрань детали браслетов и колье. Популярны были золотые и серебряные сканые серьги с грушевидной подвеской.

Стиль ампир – «имперский» классицизм

Ампир называют завершающей фазой классицизма (первое десятилетие 19 века). Название происходит от французского empire — империя; это стиль империи Наполеона Бонапарта ( в этом факте смутно угадывается причина появления этого стиля). Стиль ампир — это практически калька с декоративных элементов Римской Империи. Если рокайль уходил от помпезности барокко, то ампир пренебрегал сдержанностью классицизма.

Черты ампира — рельефные детали в виде четко прорисованных пальметт, львиных масок, грифонов, сфинксов, египетских мотивов или разнообразных эмблем военной тематики (спирали, щиты, дуги, орлы).

Из флористики — гирлянды, лавровые и дубовые листья, колосья и снопы. Стиль уверенного величия в рамках художественной гармонии. Не случайно ампир многократно (и почти повсеместно) подхватывался самыми разными правителями.

-------------------------------------------------------------

Ювелирные изделия в эпоху ампира

Как и всегда, ювелирные изделия — очень наглядный знак величия. Ныне основные владельцы драгоценностей в стиле ампир -царствующие фамилии. Коронационный обруч Наполеона имел вид античного венца.

Придворный ювелир Наполеона Этьен Нито (основатель известной и теперь фирмы «Шоме») — автор парюр для императрицы Марии-Луизы. Эти парюры поражали роскошью и совершенством.

Во времена расцвета ампира очень ценились диадемы, как драгоценные, так и более скромные — в виде золотых лавровых венков либо венков из колосьев или дубовых листьев. По-прежнему большое значение имели камеи (не только античные, но и более позднего времени).

Волосы, уши, шея, руки, пальцы светской дамы и — всё,что было можно, украшалось драгоценностями. Ожерелья и браслеты, драгоценные кольца, тяжелые серьги с подвесками..
В волосах — эгреты в виде двух симметричных перьев, скрепленных дорогим камнем, или гребень, убранный камнями либо камеями. Грудь подчеркивал драгоценный пояс, модные шали скрепляли брошью.
Ампир ушёл вместе с империей Наполеона, уступив место романтизму.

Автор: Эльвира Свиридова, специально для ЮВЕЛИРУМ









----------------------------------------------------
Спенсеры и дополнительные аксессуары 




-----------------------


----------------------------------------------------

Отделка лифов - верха женского платья начала 19 века:


=============================

Читайте так же:

Ампир в одежде-Часть 2. Мода периода реставрации 18-19 в. Подлинники,история,крой

10 комментариев:

  1. Спасибо, с удовольствие полюбовалась на платья.

    ОтветитьУдалить
  2. Огромное спасибо Вам за блог, для меня это важно! Я коллекционирую антик-кружева,держала в руках настоящие шедевры. Брюссельское, Шантильи, Блонды, Брабант.. Испытываю информационный голод по качественной информации, пытаюсь освоить ручные швы-шью для антикварных кукол.Благодарю!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. И Вам,Галина, спасибо,что заглянули. Заходите еще! Блог постоянно пополняется новой информацией как на новых,так и на прежних страницах.
      И удачи в творчестве!

      С уважением,
      Светлана.

      Удалить
  3. Елена Гусарова22 мая 2016 г., 14:58

    Светлана, пожалуйста, только не надо темку про ампир удалять, да и никакую другую. Я же сюда читать хожу как в библиотеку за энциклопедией. Столько информации, да чтобы и в одном месте, да еще чтобы и хозяйка душевная, где еще найдешь.

    ОтветитьУдалить
  4. Светлана, доброго времени суток! Как Вам можно написать в личку? Очень волнует один вопрос...
    на всякий случай мои контакты - elis78@yandex.ru

    Меня нет на гугле, поэтому подпишусь как аноним

    С уважением, Юлия

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юля ,добрый день!Мои контакты есть на странице этого блога под названием:"Отзывы". Повторюсь: мой имейл: VetaG2009@ya.ru
      Пишите.Отвечаю всем.

      С уважением,
      СветЛана.

      Удалить
  5. Добрый день, Светлана!
    Я не очень разбираюсь в стиле ампир и возник вопрос.
    Есть модели платьев, где на юбке посередине разрез от талии вниз, из-под которого видна вышивка по нижней юбке. Иногда две полочки верхнего платья находятся на значительном расстоянии или юбка сильно короче. Хотелось бы понять, это верхнее платье отдельно одевается и из-под него выглядывает сорочка? Или эта верхняя одежда одевается на самостоятельное платье? Или это одно платье шьётся с двойной юбкой (и, видимо, лифом тоже)? Помогите, пожалуйста! С уважением, Ольга.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день,Ольга!
      Эти платья называю: верхние или накидки. Они бывают разной длины и фасона.Одеваются поверх нижнего платья.

      С уважением,
      СветЛана.

      Удалить