Translate

В дополнение к этому блогу создан сайт "МАЛЕНЬКИЕ ХИТРОСТИ ПОРТНЯЖНОГО РЕМЕСЛА".

воскресенье, 15 мая 2016 г.

Старинное кружево,шитье,вышивка.История. Подлинники.



Моя мама меня учила по-старинке: женщина должна уметь все: вышивать,шить,вязать,готовить, убираться, на стол накрывать, гостей принимать, дом вести, выхаживать больных, и т.д...
Все это уходит глубоко корнями в прошлое, когда наши пра-прабабушки воспитывали и своих девочек так же...
На Руси всегда женщина умела шить и украшать одежду.
К сожалению, в наше быстротечное время лишь единицы занимаются чисто женскими ремеслами: шитье, вышивка, рукоделие,вязание...
Предлагаю на этой странице полюбоваться красотой таких видов рукоделия как кружево и шитье разными способами, в том числе и вышивкой.
Так же ознакомиться с историей этих ремесел как в нашей стране,так и за рубежом.



Например, уж со второй половины 19 века шитье лентами и вышивка уже начала производиться не только на руках,но и  на швейных машинках.И именно тогда наиболее полно такая одежда вошла во всеобщей моду того времени....
Подлинное кружево прошлых веков:
<старинное кружево
Отделка в высокой моде

Искусное шитье и отделка, выполненная мастером, оценивались как показатели статуса, особенно в эпоху викторианской моды, когда человек должен был выглядеть так, чтобы другие могли сразу понять, что он принадлежит к высшему обществу того времени.

Это было время как раз перед изобретением швейной машины, следовательно, все эти украшения к одежде выполнялись вручную. Суть этого метода заключался в том, что людям приходилось платить по часам за работу швеи, чтобы закончить вовремя все заказы. Шитье и отделка для каждого предмета одежды "вставали" заказчику в очень крупную сумму денег. Результат этого экономического эффекта состоял в том, что платье с большим количеством добавленных украшений стало символом особого статуса в обществе, так как оно представляло человека, имеющего финансовые средства, позволявшие ему иметь такую одежду.
<старинное кружево


Вышивка 18 век:

старинное кружево




старинное кружево

старинная вышивка

старинное кружево

старинное кружево

старинное кружево 19 в

Ирландское кружево ручной работы 19 век на платках и деталях для одежды:
старинное кружево
<

элемент кружева 19 в

старинное кружево




ирландское кружево


Из истории ирландского кружева


Предысторию возникновения ирландского кружева можно со всей уверенностью назвать трагической. В средине XIX века на Ирландию обрушился разрушительный голод. Известный исторический факт, который поглотил миллионы человеческих жизней, – Ирландский картофельный голод, пришелся на 1845-1849 годы. Картофель являлся основным сельскохозяйственным продуктом для Ирландии, особенно для малоземельной части ее жителей. И появление картофельного грибка, который являлся возбудителем фитофтороза, привел страну к катастрофе. Значительно вырос процент эмиграции населения в США, что по сей день является постоянной исторической особенностью развития страны. В итоге в 1851 году население Ирландии уменьшилось на 30%, и страна оказалась на грани выживания.

Ирландское кружево в одежде 1890-1915 год:
 

старинное ирландское кружево

Для того чтобы выжить, людям был необходим дополнительный заработок. И этим заработком стало производство кружев. Торговля кружевами была выгодной. Однако производство кружев традиционными способами, плетением на коклюшках и шитьем иглой, было долгими и трудоемким процессом. А люди нуждались в средствах, и чем больших, тем лучше. В итоге мастера Ирландии изобрели новый вид кружев: имитацию популярного кружева «Розалина», которое когда-то являлось модификацией Венецианских кружев. Новый вид кружева выполнялся плетением крючком.

старинное кружево

 Изобретательницей способа плетения кружев крючком стала мадемуазель Риего де Бланкардье, отцом которой был франко-испанский дворянин, а мать – ирландка. Мадемуазель де Бланкардье придумала способ вязания кружев, напоминающих Венецианские кружева. Их можно было выполнить крючком, тем самым значительно сократить время производства. Например, на производство иглой некоторого отрезка кружева уходило порядка 200 часов, тогда как такой же отрезок кружева, но при помощи крючка, можно было создать всего лишь за 20 часов работы. В 1846 году была издана первая книга образцов ирландских кружев, выполненных крючком, и подробного описания к ним под авторством Риего де Бланкардье.


Новая технология производства кружев была относительно проста в исполнении и быстро популяризовалась среди населения. Порой плетением ирландских кружев занимались целые семьи. Отличительной чертой ирландского кружева является то, что оно не плетется единым полотном. Крючком вывязываются отдельные мотивы (цветы, розетки, листья, завитки и т. д.), которые затем соединяются в едином узоре на сетке.



Такой способ производства позволил разделить труд, в соответствии со способностями. Так, каждому вязальщику отводилась своя работа: кто-то вывязывал листики разной формы, кто-то занимался цветами и розетками, у кого-то прекрасно получались завитки или другие элементы узора. А кому-то в конечном итоге нужно было создать неповторимый общий рисунок узора. Изготовление кружев было под силу любому члену семьи. Новую работу с удовольствием осваивали не только женщины, но и мужчины, дети, а также старшее поколение.

<
 

В бедных крестьянских избах идеальной чистоты никогда не было. Кружева часто пачкались, а перед продажей их неоднократно простирывали. Кто мог, тот незаконченную работу заворачивал в кусок чистого холста и убирал под кровать. Это способствовало появлению почти профессионального термина «положить работу спать».
Уже на заре производства ирландского кружева каждая семья имела свои неповторимые приемы и особенности создания узоров. Традиции мастерства ревностно охранялись членами семьи. И если кто-то чужой захаживал в гости, работу немедленно прятали, чтобы гость не видел будущее кружево - жесткие законы конкуренции!

В крестьянских семьях редко присутствовало умение собирать из отдельных мотивов готовые вещи. Поэтому вывязав определенное количество разных мотивов, семьи отправляли их в города, где в кружевных центрах работали мастера с большим опытом и талантом. Там, в мастерских, из умелых рук талантливых мастеров выходили готовые манжеты и воротники, платья, пальто и пляжные зонтики под заказ.
Изделия из ирландского кружева пользовались большой популярностью в ряде стран Европы и Америке. Дублин, Лондон, Рим, Париж, Нью-Йорк и Сан-Франциско были центрами торговли ирландским кружевом. На популярность кружева влияла мода, но спрос на него никогда не падал. Ирландское кружево пользовалось невероятной популярностью, вплоть до Второй мировой войны. А после нее предметы роскоши, в том числе и ирландское кружево, перестали пользоваться широким спросом.


изделия из кружева



В настоящее время растет интерес к рукоделию, и в частности, к производству ирландского кружева. Стимулом к действию стали не только новые дизайнерские разработки модельеров, но и красота старинных узоров. Даже невеста Крон-принца Дании на бракосочетании в 2004 году была облачена в платье нежного цвета слоновой кости, вуаль которого выполнена из ирландских кружев 100-летней давности!
>

Если во всем мире ирландское кружево считается элементом роскоши, то у себя на родине ирландцы называют его «кружевом помощи», поскольку благодаря производству кружева многие семьи смогли выжить. Именно под таким названием ирландское кружево вписано в историю государства.
Основная ценность ирландских кружев в том, что они остаются уникальной ручной работой. В мире давно существуют машины, которые вяжут трикотажное полотно, ткут ковры и вышивают гобелены. Но чтобы вязаное кружево увидело свет, нужен крючок и умелые руки мастера.

Источник текста: http://kulturoznanie.ru/interesno/158-iz-istorii-irlandskogo-kruzheva.html
-------------------------------------------------------
1850 год платочек и сам набор:
старинное кружево
>


--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Очень популярны  во времена правления Наполеона III  и его жены императрицы Евгении становятся небольшие шали из французского кружева «шантильи».

кружевная шаль конец 19 в:





кружевная шаль
 ---------------------
Знамениты были так же  бельгийские шали  из игольного кружева. 
шаль- платок 1860 год:
кружевная шаль


кружевные воротники 19 в:

старинное кружево



Ирландское кружево и вышивка.Юбка и блуза конец 19 в:


------------------------
Кружевное шитье – это особая декоративная тесьма, в которой есть участки с вышитыми ажурными узорами и прорезанными отверстиями. Появился этот вид декора очень давно, и был завезен в Россию из Западной Европы вместе с кружевом еще в 17 столетии. До этого шитьё активно использовалось в разных европейских государствах, где с его помощью украшали как одежду и аксессуары, так и предметы быта. Зародился такой декор еще в эпоху Возрождения, хотя прообразы шитья и кружев можно было найти еще в Древнем Египте – ажурные сеточки и ленты, которые украшали наряды фараонов, сохранились до сих пор.
Распространению шитья способствовала мода на европейский костюм, которая зародилась в России с легкой руки Петра I, и уже в его эпоху законодательницей мод на этот вид декора стала именно Российская империя. Если ранее шитье изготавливали только в Европе (в 17 столетии декоративную тесьму активно делали в Италии, Фландрии, Германии и Франции, откуда она и завозилась в Российскую империю), то позднее – в конце 17 – начале 18 столетий – оно начало активно производиться и в России.
Изначально тесьму делали вручную, однако в 20 столетии появились также машинные кружева, которые активно используются до настоящего времени и считаются идеальным способом украшения любых вещей.

ист: : http://irma-krugeva.ru/category/shite/


Кружевная юбка 1900 год:





Юбка расшитая вышивкой 1902-5 гг:



1900 год расшивка шнуром и вышивка на куртке(жакете)




платье 1902 год:





кружевная накидка 1905-10 года .Ирландское вязание.



Платья второй половины 19 века с элементами кружева:



--------------------------------------------
Материал из Википедии — свободной энциклопедии


Вышивальшица, художник Франц Ксавер Зимм
Вышива́ние (вы́шивка) — общеизвестное и распространенное рукодельное искусство украшать самыми различными узорами всевозможные ткани и материалы, от самых грубых и плотных, как, например: полотно, холст, кожа, до тончайших материй — батиста, кисеи, газа, тюля и пр. Инструменты и материалы для вышивания: иглы, нитки, пяльца, ножницы.
--------------------------------------------------------------- 
Расшивка платья"Жозефина" стеклярусом и бусинами 1890-1910 гг:





накидка с кружевои расшитая тесьмой конец 19 в. Лондон.


-----------------------

Шитье из тесьмы

Самый простой способ получить узор — выложить его из готовой тесьмы. В западной литературе этот вид работ называют «ленточным» кружевом и включают в раздел игольного кружева. Таким узором можно отделать воротник, манжеты, вставку, рукав, безрукавку, салфетку. Иногда пользуются плоской шелковой тесьмой с маленькими петельками по краям, «сороконожка». Петельки по краям «сороконожки» удобно захватывать иголкой и соединять между собой.

Выбор тесьмы зависит от вида и материала украшаемого изделия или, если изделие самостоятельное, от его назначения. Узор наносят на кальку. По линии узора выкладывают тесьму и приметывают ее к кальке швом «вперед иголку», то есть самым обычным наметочным швом. В местах пересечения тесьму скрепляют вручную короткими незаметными стежками швом «назад иголку». Большие просветы заполняют бридами. Наносят украшающие швы.

В качестве материала для украшения одежды в древности использовались самые неожиданные предметы, особенно у южных народов: цветные блестящие жучки, цветные перья, когти, зубы, мех и даже змеиная кожа. Также популярным было применение различных бусин из самоцветов и жемчуга, металлизированных нитей и мелких монеток.
---------------------------------------------------------------------------------- 
Юбка и жакет начало 20 века:


Платье 1905 год. Вышивка кусочками бархата, блестками и синелью:


  
 Кружевные платочки вторая половина 19 в:














Шитье волан конец 19 в:



Шитье-кружевные скатерти конец 18,начало 19 вв:






Брюссель 19 век:





 

 Вышитая пара туфель вторая половина 19 в:


Туфельки расшитые бисером конец 19 в:



Вышитые подтяжки вторая половина 19 века:


Индийский хлопок на шали вышитой серебряной нитью и пайетками конец 19 в:


свадебное платье и фата для невесты начало 20 в:



 Начало 20 века в платьях с мантиями с шитьем и вышивкой:


такую вышивку еще можно назвать: вышивка на сетке шнуром или тюль...




вышивка стеклярусом и бисером по бархату



--------------------------------------------
Золотое шитьё – вышивка золотой и серебряной нитью – очень древний вид рукоделия. Самые первые сведения о золотом шитье относятся ко II веку до н. э., когда в Пергамском царстве (северо-запад Малой Азии) правил Атталу. Согласно преданию, именно оттуда и пришла к римлянам атталинская вышивка – так тогда называлось шитьё золотой нитью.
Выделывали металлическую нить особым способом – волочением, получали тончайшую проволоку, которую называли волочёное золото (или серебро). Обвивая вручную этой проволокой льняную нить, получали спряденную нить, которую так и называли пряденой. Позже стали изготавливать пряденую нить из волочёного золота, серебра и золочёного серебра с шёлком. Такая нить получила название скань. Четвёртой разновидностью металлической нити была бить (названная так по способу получения), которая представляла собой очень тонкую и узкую полоску. Из битья путем скручивания этой тонкой полоски в спираль получали витушку, называемую также канителью. Разумеется, из-за дороговизны материала и трудоёмкости изготовления из него разных нитей весьма велика была и цена самих нитей.
На Руси упоминания о золотошвейном искусстве встречаются в летописях, старинных документах, а также в отзывах иностранных путешественников, начиная с XI века, но особенно много описаний и даже изделий сохранилось с XV века. Изделия, относящиеся к этому времени, представляют собой различные церковные принадлежности (покровцы и покрова, пелены, плащаницы, завесы и пр.), а также иконы, шитые иконостасы, хоругви, знамёна. Выполняли вышивку на дорогих плотных тканях: тафте, атласе, парче, бархате, а также на замше и коже. Металлическая нить не только дорогая, но ещё и очень непрочная – хрупкая, ею нельзя шить, как простой льняной или шёлковой нитью. Её укладывали по узору на ткани и прикрепляли шёлковой нитью в цвет металла или очень ярких контрастных цветов, создавая одноцветные и многокрасочные узоры.
вышивка, вышивание, история рукоделия, вышивание картин, Лена рукоделие №11 2008
Начиная с XVII века всё шире стали вводить в золотошвейную работу различные заменители натуральных дорогих металлов. Так, золотые и серебряные нити заменили позолоченными и посеребренными медными и бронзовыми, дорогостоящие камни и натуральный жемчуг – искусственными и стеклянными бусинами и пуговицами, вместо натурального шёлка стали применять искусственный, а позже и синтетический. В XX веке широко начали заменять металл искусственной пленкой. Так появился люрекс, а затем и нити с добавлением синтетического блестящего волокна, придающего металлический блеск шёлковой и хлопчатобумажной нити. Изобилие новых материалов, называемых золотными, имитирующих металлические и металлизированные нити, позволило заняться золотным шитьем большему числу специальных мастерских и индивидуальных вышивальщиц. Однако новые материалы остаются хрупкими и непрочными, что требует навыка в работе с ними и знания особых приёмов шитья. В следующем номере журнала мы познакомим вас с правилами, швами и приёмами золотного шитья.
---------------------------------- 
вышивка гладью золотом по бархату на пальто конец 19,начало 20 вв:


--------------------------------------------------------
в Испанию,  через манильский пор т (Манила – столица Филиппин), из Китая прибывали шёлковые шали, прозванные "манильскими" – им предстояло стать частью костюма испанских цыганок. 


Вышитая шелком шаль нач.20 века:





Вышивка на пальто гладью по тюли начало 20 века:



вышивка по льну



Кружево и вышивка гладью начала 20 в(1910 год):




 платье 1905 год с кружевом:









Жакет вышитый 1908 год:





 Кружево и плетение в накидке 1910 год:



Китайские вышитые гладью шали(платки) с цветами и ручной плетенной бахромой нач.20 в.










китайсике шали конец 19 в:


















Ирландское кружево и вышивка нач 20 века:




вышитые блузы начала 20 в.




вышитые шторы в греческом стиле с мережкой по краям начало 20 века:


вышитый мулине врчную текстиль с плетением макраме нач. 20 в:



Вышитое гладью панно 19 век с драконами:





платья из хлопоковго батиста с вышивкой и кружевом .Америка. 1917-1920 годы:




вышивка + бисером Святой Петр. Америка 1880-1900 годы:


кружевные легкие платья 1920 годы.Европа.



кружева вторая половина 19 века:



кружева шерсть 1900-1920 г:




Платье 1920 год расшивка бисером:




--------------------------------------------------------------
основной источник картинок: https://www.augusta-auction.com/

----------------------------
Платья начала 20 века (1905-20 гг):
















 -----------------------------------------


2 комментария:

  1. Светлана, большое спасибо за красоту. Прекрасные образцы. Сочетание ирландского кружева с вышивкой по гипюру, смотрится сказочно. По этим работам стало понятнее, что ирландское вязание выглядит кружевом, только когда оно связано тончайшей нитью. Современные изделия в этой технике выглядят грубо и вульгарно. Да и советские фильмы, например, по рассказам Чехова, где дамы щеголяли в псевдо-ирландских кружевах, только дискредитировали это искусство. А где мы еще раньше могли увидеть образцы рукоделия, кроме кино. Извините я многословна, но я больна этим кружевом, а повторить не могу, глаза и руки уже не смогут, жаль.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна, согласна с Вами. Многое из рукоделий сейчас утрачено. А кино..ну что их винить...Я,например, не могу смотреть сегодняшние сериалы в историческом ключе.Ужас...а не костюмы. Женщины еще куда ни шло, а вот мужчины...((
      насчет многословности: пишите сколько хотите! мне всегда приятно читать мнения Мастеров.
      И...заходите потом еще на эту старничку.Она будет продолжаться.Просто сейчас у меня мало времени на блог.Работа в реале зашкаливает.
      Кстати, эту страничку открыла еще и для Вас. Мне самой давно хотелось что-то опубликовать в этом ключе,да все никак...А сайт, с которого качаю картинки тоже не вечен.Как и изделия там. Это же аукцион.Хочется мне оставить для потомков что-то в памяти.

      С уважением и благодарностью,
      Светлана.

      Удалить