В России искусство плетения кружева - кружевоплетение появилось в 1724 году, когда Петр I выписал несколько "брабантских сирот, выученных в монастырях" для обучения населения Хотьковского девичьего монастыря прядильному делу, золотому шитью и плетению кружев.
Хотя на Руси был уже такой вид рукоделия - кружева, но техника его была иной, что мы сейчас имеем ввиду под этим словом.
Наиболее древним рукоделием было кружево из металлических нитей.
Металлические нити для изготовления кружева были разными.
- чисто металлическими разного сечения: волоченка, грань, бить, канитель.
- нити , состоящие из двух или более нитей разного материала.
Например: пряденое золото, состоящее из металлической полоски и нити из текстиля.
В XVII-XVIII вв. серебряная полоска из металла навивалась на основу белого шелка, а золотая - на основу желтого или оранжевого шелка, что скрывало визуально саму основу. Со временем нить из чистого золота используется все реже.
Шелковая основа с середины 18 века стала заменяться на х/б, а само ручное прядение с развитием науки и техники становится механическим.
Кружева делали так же из льняных нитей, шелковых, шерстяных, х/б...
В народном кружеве мастерицы сочетали разные материалы, к которым добавлялась еще и металлическая нить, которая использовалась в виде скани, обозначая собой рельефный контур узора.
Скань могла быть выделена не только с помощью иной фактуры нити, но и с помощью цвета, например: синего и красного, либо кружево традиционных цветов с красным или синим рельефом.
Золотое кружево на Руси:
На Руси кружево из металлических нитей было известно с XIII столетия.
Оно упоминается в Ипатьевской летописи под 1252 годом как украшение одежд князя Данииила Галицкого:
" кожюх же оловира Греецького и кружевы златыми полосками ошит"...
Существует придание, что происхождение названия "кружево" связано со словом "круг", поскольку оно служило для окружения, окаймления оплечья, подола, бортов и обшлагов царской великокняжеской одежды.
Золотое кружево на Руси различали кованое, цепковое, плетеное и проч...
Низанное кружево было на особом положении и исключительно в царском кругу. От других видов кружева отличали наличие жемчуга, различных блесток, бляшек и прочий декоративных включений при плетении.
Кружево дополнялось и мелкими дробницами - серебряными золочеными бляхами с мелкими чеканными или резными сюжетами...
Новгород, XVII в.
Бархат, холст, трунцал, золотные и серебряные нити, жемчуг, драгоценные камни, стекла, серебро, литье, резьба, золочение.
Лопасти от убруса, орнамент.
XVII в.
Атлас, шелковые, золотные и серебряные нити, канитель, трунцал, блестки, кружево, камни, жемчуг, стекла, серебро.
Ярославский художественный музей-заповедник.
Само низанье представляло собой нанизывание жемчуга на нитку в виде сквозной сетки.
Самих техник низанья было более 12-ти.
При низанье употребляли как сам жемчуг и его остатки, так и самоцветы: рубины(яхонты), сапфиры(яхонты лазоревые) и проч.
Низаным кружевом украшались особо ценные вещи церемониального значения и царские одежды.
Предметы , украшенные низанием иллюстрируют исключительно парадную сторону жизни царской семьи и её ближайшего круга.
До настоящего времени сохранилось не так много образцов низаного золото-серебряного кружева.
XVII век стал "золотым" веком металлического кружева и в европейской, и в отечественной дворцовой культуре.
Кружево этого времени уникально по своему качеству и внешнему виду.
К концу столетия начинается процесс замещения золото-серебряного кружева другими металлическими нитями и отделкой: галунами, шитьем, басоном.
В начале XVIII века металлическое кружево появилось в гардеробе обывателей "средней руки" и становится принадлежностью крестьянского костюма.
Спад на золото-серебряное кружево начинается с середины 18 века. В это время одежда аристократии декорировалась по новой французской моде: галуном и шитьем из металлических нитей.
В придворной культуре металлическое кружево ушло на второй план, постепенно перемещаясь из столицы в провинцию, а из дворцового - в городской обиход.
/ист: Б. Шапиро "История кружева"/
Середина 19 века 1860- 1890 гг - русские головные уборы
--------------------------------------------------------------------
Кружевоплетение на Руси
Сохранились данные о кружевной школе, открытой еще Петром 1 в Новгороде в начале 18 века.
Первоначально мастерицы работали на "западный манер".
Ориентация на западный образец ослабла где-то с 1875-78 годов, что было обусловлено модой на русское кружево.
После привоза первых учителей на русскую землю Петром 1 искусство кружевоплетения быстро распространялось по всей России, особенно когда стало налажено производство крестьянского плетенного кружева несложных форм.
В процессе распространения кружевного плетения и перемещаясь с места на место по Руси плетение принимало новый вид и формы.
Самое распространенное было - это цветочные орнаменты, обрамленные разными геометрическими линиями: ромбами, волнами и проч.
Быстрому развитию кружевного промысла так же способствовала мода того времени, у которой отделка кружевом была наиболее желанной и любимой у дамского платья и белья.
Со второй половины 19 века кружевоплетение из домашнего ремесла переросло в растущий промысел, которым занимались десятки тысяч кружевниц в Вологодской, Орловской, Тульской, Вятской, Тверской, Московской и многих других губерниях.
*
Все области и виды кружев просто нет возможности показать на одной странице.
поэтому предлагаю рассмотреть только Вологодское, Елецкое и Рязанское цветное
*
Вологодское кружево -
тяжелое, строгое, с крупным узором.
Фон выплетался "вологодским манером" из звездочек-насновок.
В вологодском сцепном кружеве узор четко отделен от фона, крупные формы орнамента очерчены ровной белой линией на фоне ажурной решетки из сквозных кругов, квадратов и шестиугольников.
Сам узор выкладывался пухлой белой бумагой, что придавало большую рельефность и красоту рисунку.
Вологодское кружево редко бывает цветным. При его изготовлении главное внимание уделяли изяществу узора и мастерству исполнения.
Фрагмент подзора свадебной простыни конец XVIII века
Подзор 18 век. - Вологда.
Фрагмент подзора свадебной простыни.
Конец XVIII в. Вологодская губ. // Шангина И. И. Русские девушки . – СПб., 2007. – С. 312
Вологодское кружево конец 19 в.
Елецкое кружево
- более воздушно, менее заметен в нем переход от рисунка к фону.
В городе Михайлове Рязанской области
издавна плетут цветное кружево.
Рязанское кружево - одно из самых ярких явлений в русском кружевоплетении.
Наиболее самобытным из всех видов рязанского кружева было кружево города Михайлова и Михайловского уезда.
Отличительной особенностью этого вида является как архаический узор, в котором никогда не присутствуют новомодные узнаваемые цветочные и растительные мотивы, так и его колорит, состоящий преимущественно из красных тонов с черным, коричневым, синими, темно-зелеными, охристыми, белыми и золото-серебряными акцентами.
Оригинальна и техника исполнения, согласно которой кружево выполняется из пухлой нити и для дополнительного объема украшается вышивкой, которая располагается поверх плетения.
Плетение выполняется в наиболее архаичной численной многопарной манере.
Русское кружево отличается многообразием местных особенностей, неповторимостью изделий каждого центра.
Лучшие образцы русского кружева ручной работы отличаются богатством колорита, совершенством технических приемов и оригинальностью узоров.
Рисунки мастериц напоминают морозные узоры, а концы кружевных шалецй- крылья сказочных птиц...
"Для более или менее торжественных случаев самым подходящим следует считать тонкие русские плетенные кружева, за которые за границей платят неслыханно высокие цены" - писал в 1915 году журнал "Модный свет".
С 1920-х годов в России уходит в небытие ручной труд мастериц кружевниц в его массовом применении. Для большинства населения на смену приходит машинное кружево...
-----------------------
*****
О кружеве много написано книг.
Подобные можно найти в интернет-библиотеках даже за 19 век.
Так же как по поисковику посмотреть множество картинок на эту тему...
Моя статья лишь капля о той создаваемой красоты,изящества и богатства в разнообразии женскими руками на Руси...
****
------------------------
Читайте так же:
Старинные: кружево,шитье, вышивка на аксессуарах: шалях, платочках и проч. Чать 2.
Старинные кружево и вышивка на домашнем текстиле. Часть 4.
Книга рукоделия с применением бисера.
Вышивка на одежде 1890-1915 гг. Книга. Подлинники.
Отделка платьев 19 века. Подлинники в деталях.
Вышивка для белья как вид домашнего рукоделия в 19-20 в. Книга.Картинки.Схемы.
Вышивка надкрыльями жуков в 19-20 вв.
Русская народная теплая одежда.Книги по народному костюму.
Женская народная нательная рубаха.
Традиционная русская народная одежда.Крой.
Русский народный костюм 16-19 веков.
Вышивка на одежде 1890-1915 гг. Книга. Подлинники.
Отделка платьев 19 века. Подлинники в деталях.
Вышивка для белья как вид домашнего рукоделия в 19-20 в. Книга.Картинки.Схемы.
Вышивка надкрыльями жуков в 19-20 вв.
Русская народная теплая одежда.Книги по народному костюму.
Женская народная нательная рубаха.
Традиционная русская народная одежда.Крой.
Русский народный костюм 16-19 веков.
Комментариев нет:
Отправить комментарий