27.11.21

Золотное шитье в России. Часть 2: XVII век, подлинники

На Руси упоминания о золотошвейном искусстве встречаются в летописях, старинных документах, а также в отзывах иностранных путешественников, начиная с XI века, но особенно много описаний и даже изделий сохранилось с XV века (это время - время соединения разрозненных княжеств в единое Московское государство, названное Русским государством - Россией).

Изделия, относящиеся к этому времени, представляют собой различные церковные принадлежности (покровцы и покрова, пелены, плащаницы, завесы и пр.), а также иконы, шитые иконостасы, хоругви, знамёна.

Выполняли вышивку на дорогих плотных тканях: тафте, атласе, парче, бархате, а также на замше и коже. Металлическая нить не только дорогая, но ещё и очень непрочная – хрупкая, ею нельзя шить, как простой льняной или шёлковой нитью.
Её укладывали по узору на ткани и прикрепляли шёлковой нитью в цвет металла или очень ярких контрастных цветов, создавая одноцветные и многокрасочные узоры.


ШИТЬЕ ЗОЛОТОМ В РОССИИ в XVII веке


Основной эффект золотого шитья заключался в светотеневой игре металлических нитей, поэтому особую роль играла рельефность поверхности. Плоский рельеф шили простым наложением нити на ткань, то есть гладким швом. При желании создать более выпуклый орнамент подкладывали под узор бумагу, вату, бересту или делали настил из нитей. Этот прием, имеющий название "шитье по карте", был известен уже в XVII веке.


Прежде чем осознать всю изумительную картину искусства шитья на Руси, любому из нас придется долго идти путями мелкого, кропотливого исследования принципов стиля этого искусства, его красочной гаммы и художествннно-эстетическое соединение в единое целое.

В XVI веке мастерицы начинают употреблять золото в большем количестве и уже по другому принципу, чем сопоставление самостоятельных  разноцветных пятен, ... золото употребляется в смешении с шелком так, что шелк теряет свою красочную индивидуальность, а золото в свою очередь принимает оттенок того цвета, с которым оно смешано, так что художница явно рассчитывает на общее красочное впечатление от вещи, где ни один цвет не звучит самостоятельно, объединяясь ярким цветным фоном ткани.
Приемы шиться золотом коренным образом отличаются от шитья шелком. 

Золото не прошивается сквозь ткань, а натянутые продольными нитями поверх материи прикрепляется к ней шелком, стежки которого, располагаясь в известном порядке, и образуют узор шва. Такое шитье золотом носит название "шитье  в прикреп".


ист. картинок: STEGHOK.RU

Шитье золотом "в прикреп" продолжается и в XVII веке, но в это время план, золото и серебро получают главенствующую роль, но не со стороны колористического значения, а как блестящие поверхности, дающие впечатление пышности, богатства и яркости металла, и общий характер шитья XVII века с его золотом и серебром в чистом виде, драгоценными камнями и жемчугом, выдвигая на первый план не художественные задания, а чисто технические достижения, приближается уже к ювелирным произведениям, теряя общие черты с произведениями станковой и фресковой живописи, к которым оно наиболее близко подходило в XIV-XV веках.



Основные технические приемы шитья золотом в XVII остаются те же, но цвет прикрепы (шелка) часто выбирается подходящего к золоту тона (зеленоватый, желтый, песочный), чтобы не разбивать впечатления яркого блеска золота.
 Если же прикрепа выбирается цветная, то здесь совершенно ясно имеются в виду не колористические сочетания, а выявление технической выделки узора: прикрепа часто берется яркая, а иногда с удвоенным и утроенным стежком (главным образом, в Годуновском шитье), что подчеркивает узор и прибавляет к общему стилю пышности впечатление пестрой нарядности. 

Основные группы узоров ( из которых наиболее простые: ягодка, денежка, клопчик, городок, косой ряд - мы встречаем в XV, а южно-славянском шитье и в XIV в.), в XVI, а особенно в XVII веке усложнением основного узора (ягодка двойная, тройная и т.д.).


В зависимости от разных заданий брались различные сорта золота: "пряденное", т.е. - смешанное с шелком ( в золотую полую трубочку продевалась шелковая нить, от чего золотая нить была гибкой и мягкой); другой сорт золота, смешанного с шелком же, носил название крученного, или сканого, т.е. свитого с шелковой нитью. В этом случае видна была и золотая нить и цветная шелковая.


Чистое золото ( чаще золоченное серебро) без примеси шелка, вытянутое в тонкую проволочку, носило название золота волоченого. Вышивка таким золотом давала впечатление металла, что, несомненно, было определенным заданием, особенно в XVII в., как можно судить об этом по техническим терминам, встречающимся в старинных рукописях, напр., "Венцы шиты золотом в чекан".

Говоря об общем художественном значении памятников шитья, надо отметить и ту роль, которую в этом общем впечатлении играли драгоценные камни, как выполняющие специальные колористические задачи.


Эти разноцветные камни, то ярко зеленые (смарагды или изумруды), то красные ("яхонты красные"), лалы, венисы(гранаты-мое прим.), вареники(аметисты-мое прим.), то голубые и синие (бирюза, баусы, яхонт лазоревый), то желтые (тумпазы или яхонты желтые), - все они давали на ярком фоне ткани в сопоставлении с разноцветно-золотыми мотивами еще более броские, яркие, блестящие цветные пятна, и силой, глубиной и интенсивность. тона завершали колористическую декоративность шитой вещи.


Такое значение камням в общем декоративном стиле шитья видимо, придавали и современники, украшавшие памятники шитья, главным образом, разноцветными яркими камнями, и это была, как на это указывает Д.В.Айналов, "та самая разнообразная цветовая гамма, которая была присуща средневековью, византийскому и нашему древне-русскому стилю; появление же острых, не имеющих определенного цвета, блестящих бриллиантов совершенно изменило этот стиль".


И в старинных описях упоминание об алмазе, бриллианте, камне бесцветном и не имеющем себе соответственного тона в красочных пятнах шитья, встречается крайне редко.
Судя по сведениям, которые дают нам "Торговые книги" XVII века, главным достоинством драгоценного камня считался именно его интенсивный цвет и чистота воды. 
Так, яхонт красный стоит по цене выше лала и венисы (гранаты-мое прим.) из-за густоты тона: "А цена бледного перед красным в полы", говорит "Торговая книга", и далее : "Аберигися тово, чтобы венисы за лал не продали, а цвет у нее жидок", или: "А кой яхонт синь добре, тот купят в две цены".



Роль же жемчуга, столь часто применяемого в искусстве шитья, особенно в XVI и XVII веках, в общем красочном впечатлении была объединяющей и смягчающей и вместе с тем выявляющей отдельные красочные фразы картины. давая чистые белые, но переливчатые матовые тона, жемчуг разбелял и смягчал в общем впечатлении и некоторую пестроту золотно-шелкового шитья. 

Идя по контурам и окружая как бы рамкой - выпуклой нитью - золотно-разноцветное шитье картины, он объединял и вместе с тем выделял разнокрасочные мотивы на одноцветном сильном тоне ткани, опять-таки следуя принципам декоративного стиля шитья с его хоровым началом.

Возможно, что и в старину интуитивно понимали это значение жемчуга, как разбелки, дающей успокаивающую ноту среди резких для глаза впечатлений от сияния золота, сильного цвета блестящей ткани сверкания драгоценных камней и "шелков розных". В "Торговой книге читаем: "а купити жемчуг все белой, чистой, а желтой никак не купи. На Руси его никто не купит".



...Жемчужный контур особенно характерен для XVII века и типичен для Годуновской мастерской, являвшейся родоначальником вкуса и пышности, определившегося в полной мере в XVII веке.
Приемы построения композиции в искусстве шитья были те же, что и в большом искусстве соответствующих эпох.



Полная и частичная симметрия, ритм линии, равновесие масс и принцип свободного расположения элементов применялись и в шитье, иногда буквально повторяя иконные композиции, а иногда видоизменяя их построение в зависимости от формы заполняемого пространства, отличный от иконной.
В вопросах перспективы можно опять увидеть ту же "малую глубину", что и в иконе и фреске, применение повышенной и пониженной точки зрения.

...В Годуновских композициях нет любви к пышности и сложности, они еще не принимают в основу принципа свободного расположения фигур. Как характерную черту Годуновского шитья XVII  века нудно еще отметить тонкость и классичность рисунка, передачу внешних контуров жемчугов и трактовку одежд с очень редкой отметкой складок...


-----------

Начиная с XVII века всё шире стали вводить в золотошвейную работу различные заменители натуральных дорогих металлов. Так, золотые и серебряные нити заменили позолоченными и посеребренными медными и бронзовыми, дорогостоящие камни и натуральный жемчуг – искусственными и стеклянными бусинами и пуговицами, вместо натурального шёлка стали применять искусственный, а позже и синтетический.
 В XX веке широко начали заменять металл искусственной пленкой.

----------------








----------------------------
Источники:
Основной текст: Из книги
"Памятники старинного русского искусства Суздальского музея" ,В. Георгиевский., 1927г.
Картинки: из соцсетей в свободном доступе.

-------------------------------------

Продолжение следует...

------------------------------------------------

----------------------------------------------------

Читайте так же:


2 комментария:

  1. Вау, вышивка это мое!!! С удовольствием ознакомилась. Спасибо!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Очень рада, Любовь! заходите, будет у меня время - напишу продолжение.

      Удалить