1.11.21

Золотное (золотое) шитье в России. Часть 1: Вступление. Подлинники 16-19 вв.

Шитье золотом еще называют у нас в народе : 

ЗОЛОТНОЕ шитье 

(причем с ударением на последнюю букву "о") - техника ручной вышивки металлическими позолоченными и серебряными нитями. Ценность работы определяется тем, как на ней играет свет.

Конечно же об этом виде рукоделия полно информации в интернете.
 Однако мне захотелось написать и из своих исследований". 
Думаю, что никто не против еще раз побывать в этой очаровывающей рукодельной сказке, как 

 ШИТЬЕ ЗОЛОТОМ В РОССИИ.


Но прежде чем начну разговор на эту тему, предлагаю вспомнить историю России и понять каким образом могла у нашего народа зародиться такое красочное рукоделие - шитье золотом.

На Руси упоминания о золотошвейном искусстве встречаются в летописях, старинных документах, а также в отзывах иностранных путешественников, начиная с XI века, но особенно много описаний и даже изделий сохранилось с XV века (это время - время соединения разрозненных княжеств в единое Московское государство, названное Русским государством - Россией).


О культуре народа России


В конце XV века на восточной окраине Европы сложилось единое Московское государство. Два последующих столетия Московская Русь была вынуждена вести бесконечные войны, завершая объединения русских земель и защищаясь от внешних врагов. 
Жизнь людей была очень тяжелой. Основные силы русского народа уходили на то, чтобы просто выжить.

Бытовые предметы делались, как правило, для себя, и от того приобретали индивидуальность и функциональность. Через много столетий, в XIX веке, именно это качество средневековой материальной культуры стали восприниматься как носители красоты.



Стремление русского народа не утратить самобытность родной культуры в сложных исторических условиях привело к определенному консерватизму, выразившемуся в сохранении древних национальных традиций.

На Руси символичными считались на ряду с древесиной и драгоценные металлы: золото олицетворяло вечный свет, а серебро - целомудрие. Однако, если дерево бытовало с повсеместно, чему способствовало обилие лесов, то использование драгоценных металлов ограничивалось церковной сферой, а так же царскими и аристократическим бытом, насквозь пронизанным религиозностью и символикой.



Древнерусский жилой дом, закрытый для постороннего глаза, носил сугубо частный характер (помните пословицу:: нельзя выносить мусор из избы, т.е. нельзя рассказывать, что происходит в доме) .  Все общественно значимые события происходили вне его: в церкви, царском дворце, на городских площадях. 
Это явилось одной из главных причин того, что наиболее репрезентативными элементом предметного мира русского человека была одежда. Именно ее украшению уделялось особое внимание.

Платье представителей разных сословий имело одинаковый покрой, отличаясь качеством материала и характером аксессуаров. Иностранцы, побывавшие в Москве, отмечали живописность одеяний русской знати. Сшитые их ярких дорогих тканей - парчи, шелка, бархата, они дополнялись мехами и богатыми отделками шитьем как злотом, так и драгоценными камнями и жемчугом.


На протяжении многих лет мода оставалась практически неизменной, поэтому дорогая одежда и меха переходили по наследству детям и внукам.
Последнее десятилетие XVII века, явившиеся наивысшей точкой развития древнерусской культуры, стали преддверием новой эпохи. Преобразования, предпринятые царем Петром Великим на рубеже XVII-XVIII вв., начинались не на пустом месте. Воцарение Петра 1-го на русском престоле ознаменовало конец средневековья, а вместе с тем - конец господства церковного мировоззрения.


В это время русское искусство входит в русло общеевропейских стилей. Однако стремительный переход русской культуры , как художественной, так и бытовой на новые европейские рельсы коснулось лишь верхних слоев русского общества. И именно с этого времени можно говорить о параллельности двух культур в русском обществе, которые развивались хотя и одновременно, но часто взаимодействовали между собой, и не смотря на все столь сильно отличавшихся друг от друга.



С петровских времен в России появились два вида исторического костюма: народный и городской. В середине XIX века эти виды стали сильно перемешиваться между собой, ну а после отмены крепостного права даже крой одежды и некоторые его виды к городского костюма стали прочно входить в народный. Это и жилет, к концу XIX века, который стали считать частью народного костюма, ношение сапог, крой той же косоворотки стал заимствоваться из кроя мужской рубахи городского вида и т.д.

И, конечно же вышивка-шитье на городском костюме в старинной технике народного рукоделия была очень распространена. Тем более, что к концу XIX - началу XX вв. в зажиточном слое общества опять возвратились в моду домашние рукоделия и у городского населения. Этому так же способствовало и печатание книг по рукоделию, однако до 1880-х годов, чаще всего переведенные с иностранных языков, например, с французского.  


Важнейшая черта русского народного искусства - яркая декоративность, подчас пышность, казавшаяся проевропейски настроенным современникам "варварской", была не просто  данью традиции. Суровый быт и холодный климат с долгой , сумрачной зимой, тяжелый повседневный труд казались не такими тягостными, когда человека окружали нарядные, красивые предметы.

Стремление сделать жизнь более радостной и светлой объясняется яркая праздничная культура русского народа, которая нашла материальное выражение и в народных костюмах, богато украшенных , сшитых из дорогих тканей.
При том, что в целом характер народной культуры был традиционным, она отличалась большим разнообразием.



На протяжении XVIII и XIX веков сохраняя русские коренные традиции русское искусство перемешивалось с заподно-европейской стилистикой. И, конечно, же в народной культуре постепенно возникли черты светскости. 
Однако традиционная культура осталась в ней неизменна, и наоборот, укрепила свои корни к XX столетию.

Один из культурного вида наследия наших предков - это искусство шитья (вышивки).
Искусство шитья представляет собой отрасль одного большого искусства древней Руси. На ряду с иконой, фреской, эмалью, искусство шиться занимало видное место в декоративном убранстве в старину. 

"Если бы кто-нибудь в настоящее время мог сделать невероятные усилия фантазии, чтобы представить себе декоративную силу, разнообразие и поразительную художественность этого убранства, то он, конечно, решил бы задачу об искусстве древней Руси" - говорил Д.В.Айналов (русский и советский историк искусств 1862-1939).

Бесспорно, первая роль с точки зрения эффектности различного рода рукоделия, принадлежит вышиванию, исполненному золотыми или серебряными нитками и носящему обыкновенно название "шитья золотом".
Это рукоделие требовало не менее нескольких лет подготовки, чтобы достигнуть совершенства. И работы русских вышивальщиц прошлых веков подтверждают это и радуют нас своими произведениями искусства.

-------








Из собрания Русского музея:








---------------------



-------------------------------------------------

Читайте так же:

Комментариев нет:

Отправить комментарий