Общая информация по гусарам начала 19 века в России:
ГУСАРЫ начала 19 в. Часть 1: История, подлинники,реконструкция
----------------
Продолжаю показ и рассказ о создании/ пошиве реконструкции гусарского мундира Александрийского полка на период: начало 19 века.
На предыдущей странице по теме изготовления комплекта на гусар начала 19 века :
ГУСАРЫ русские нач. 19 в. Часть 2: Александрийские гусары: реконструкция - шьем вместе
Мною уже рассмотрен пошив чакчиры как плести шнур для комплекта, а так же все расчеты и информация по различным источникам.
Осталось рассмотреть: ментик и доломан...
Вы же помните: сам комплект - мундир по старинному, состоит из: рубахи, галстука, чакчир, ментика и доломана.
В начале заказчик все рассчитал с расшивкой и предоставил мне чертежи.
В процессе работы на этих листах мною уже были произведены записи от руки.
Так что вам, дорогие мои читатели, гораздо будет легче в работе с отделкой, чем мне...
Ну, для этого я и затеяла как эти страницы, так и сам блог...
Костюм гусара в 1812 году существенно отличался от костюмов прочих родов кавалерии по своему виду.
Хочу отметить, что гусарская форма русской армии была расшита намного скромнее, чем гусары других стран в это время.
Например, вот один из мундиров Прусской армии:
-----------------------
Для того, чтобы показать мои работы по доломану и ментику гусарским, предлагаю вспомнить, а для тех кто просто зашел конкретно по гусарскому мундиру только на эту страницу, и еще раз удостовериться, что и в начале 19 века при шитье мундира применяли специальные портновские ВТО, а не просто так кроили и тупо шили ( как это делают в 97% любителей шитья тех же мундиров в реконструкции на эпоху войны 1812 года, оправдывая свое нежелание учиться портновскому ремеслу словами "так шили в швальнях").
Очень хорошо поясняет по старинным воспоминаниям и документам начала 19 века в своей книге А.И.Бегунова, но одновременно, не умея сама шить вставляет от себя (вот лучше бы не писала, ведь в портновском ремесле,и особенно в пошиве мужской одежды, не разбирается!) , что " имея некоторую сноровку, сшить такой мундир было совсем нетрудно, так как его выкройка довольна примитивна и нужно всего пять швов, чтобы собрать куртку с воротником и рукавами..." Кстати это абзац явно расходится с текстом из документа, который она же чуть выше цитирует(!!)
Итак, привожу отрывок по тексту из книги Бегуновой "Повседневная жизнь гусара":
Выкройки начала XIX века никаких вытачек или дополнительных швов на мундирах не предусматривали. Зато сукно, слегка увлажнив, можно было вытягивать под усиленной утюжкой, а потом уже "сажать" на солдата, скалывая детали булавками прямо по фигуре. Один из современников оставил интересное описание этой портновской работы: "Когда я вдел ноги в рейтузы, то портные, ставши по обеим сторонам меня, взялись за бока рейтуз и начали потряхивать меня вверх. Когда они натянули рейтузы, то на сукне не осталось ни малейшей морщинки. Закройщик стал затягивать ремень в кольцо на талии и тянул сколь было сил.
Я до того был стянут, что едва мог дышать. Начали примерять мундир. Один портной стал спереди и начал оттягивать его вниз, а другой, став сзади, начал застегивать мне ворот на три крючка. Задний портной принялся обтягивать мундир и потом, что было сил, начал сдавливать его вперед, к пуговицам... Я чувствовал себя закупоренным в тиски, у меня не оставалось ни одного мускула, чтобы он был свободен. Я чувствовал онемение во всем теле..."
...
...
Изготовить доломан было труднее всего, и потому пошив форменной одежды для гусара начинали с него. Доломан должен был "сидеть" на человеке, как перчатка. Потом к нему подгоняли чакчиры и ментик, который по покрою являлся копией доломана, только немного увеличенной. Потому на доломан казна отпускала 1 аршин 9 вершков сукна по 84 копейки, а на ментик такого же сукна - 1 аршин и 10 вершков17.
Крой доломана и ментика состоял из следующих частей (см. рис.):
а) две одинаковые детали "перёд-боковина";
б) спинка;
в) два рукава, каждый из двух равных по ширине деталей;
г) воротник;
д) два обшлага.
Никаких вытачек на доломане не делали, и тем не менее он должен был без малейших складок или провисания ткани облегать плечи, грудь и спину гусара. Чтобы добиться этого, сукно, как уже говорилось выше, растягивали по фигуре, применяя увлажнение и утюжку. Кроме того, особую роль играли два спинных шва. Только правильно определив их соотношение и кривизну, можно было "посадить" мундир на человека. На полковых швальнях начала XIX века это делали просто: солдат надевал вчерне сметанную куртку на себя, а его товарищи, скалывая детали булавками, прибавляли или убирали ткань..."
---
Это дополнительно показывает нам о том, что уже в нынешнее время для пошива мужского исторического костюма лучше иметь навыки шитья именно мужской одежды, или, хотя бы стремиться к этому по книгам. К раскроенным деталям мундира ( фрака, сюртук а, и даже жилета) лучше в начале по всем правилам применить ВТО, а потом уже собрать, вес примерить на человеке, и уже после подгонки, еще раз произвести это ВТО.
-------------------------------
ДОЛОМАН гусарский - реконструкция.
Сукно толстое(драп), шнур шерстяной -косичка из 7-ми нитей, плетенный самим заказчиком, лен, пуговицы. Ручная работа 89%.
Раскладка шнура на доломане:
далее:
-построение выкройки,
- раскрой ( Подготовка ткани к раскрою, раскрой изделия.) ,
- ВТО верха (показано тут: Маленькие хитрости портняжного ремесла. )
- примерка.
- перекрой изделия.
- дублерин на полочки ( раньше называлось - клеенка, т.е. х/б ткань проклеивалась на перед),ВТО
- расшивка полочки/переда
- сборка верха (Приемы техники шитья)
- обработка рукава (Соединение подкладки с верхом рукава при индивидуальном пошиве.МК)
- соединение верха с подкладкой (Соединение подкладки с изделием в реконструкции одежды. Шов "вспушка"),
- втачивание рукавов ( Втачивание рукавов в пройму в верхней одежде
При построении кроя доломана и ментика, да и всей мужской одежды на начало 19 века помните:
1. горловина должна быть чуть больше стандартной. Мода того времени предусматривала галстуки-шарфы. А это значит ,что на шее создавался дополнительный объем.
2. ширина плеч или точная по человеку, или чуть меньше, что диктовала мода того времени.
Стандартная ошибка людей, шьющих на ту эпоху - не соблюдение длины плеча, а именно: делают как на современной одежде. Результат: вид не современный+неудобство в движении рук.
****
Крой на доломан так же можно взять из книги: Книга кроя мужского платья на конец 19,нач. 20 вв.:Сюртук, штаны, фрак,пальто и т.д...
А именно: берете основу от однобортного мундира, строите крой на бумаге на нужную фигуру, затем немного моделирования: удлиняете детали основы, немного "притупляете" угол рельефного шва на спинке на деталях переда, одновременно столько же прибавляете на вырез у спинки.
Все длины верха в те времена считали до пупка, а не до л.талии , как сегодня.
И уже от линии пупка вниз 7-9 см.
И доломан и ментик могут быть как до линии пупка, так и ниже на 7-9 см. Но никак не на лини талии(!!) как, например, показано в к/ф "Гусарская баллада! у поручика...
рукав так же моделируете с двух шовного на одношовный,
только учтите!!
1.у рукава шов начинается от линии стыковки рельефа на спинке, а заканчивается точно по боку руки-сзади.
2. Застежка на шнуры на передних половинках/полочках идут по -разному у мундира/доломана и ментика/курточки.
- если вы не раскроили дополнительно левую полочку для запаха мундира (сверху 0.5 см и в конце 3-4 см),то при расчете шнуров на застежку учтите, что правая полочка/перед должен заходить на левую на 1-1.5 см. Иначе будут прогалы/дыры при застегивании мундир аи видна рубаха. А этого не должно быть.
- у ментика меховая опушка заходит или одна на другую в итоге полностью, или на половину.
Смысл тот же: чтобы не было прорех между полами при застегивании изделия.
----------------
Подробнее о пошиве в картинках мундир гусара - доломан:
Сначала собирались рукава(на гусарских мундирах и ментиках они, в основном, одношовные и на локтях кожаные накладки):Рукава собираются, в основе своей, так же, как в середине 20 века собирались при индивидуальном пошиве изделия(см. соотв. книги этих годов по изготовлению мужской и женской верхней одежды)
Но перед сборкой рукава расшиваются(схему расшивки см. на отдельной странице)
застегиваются рукава внизу на крючки, которые прикрываются кусочками ткани сверху вручную швом "через край"
кожаная накладка нашивается на рукав ДО соединения его с подкладкой при уже стаченном ( Терминология ручных и машинных швов) шве на рукаве и разутюженном (Терминология ВТО. Практика) швом через край вручную.
Затем расшивалась и собиралась основа:
Сама основа, как пишут историки: ставилась на клеенку: ткань, с одной стороны имеющую слой клея.
Сейчас эту прокладку легко заменяют дублерины на х/б основе.
Затем соединялась подкладка с верхом изделия, где края-подборта накладываются и пришиваются через край вручную.
Все.
Доломан готов (сейчас еще его называют- гусарский мундир).
Доломан с низким воротником - на период с 1812 года и после...
комплект на заказчике:
ДОЛОМАН с высоким воротником, т. е более раннего периода до 1812 года - моя реконструкция
-----------------------------------------------------------------------------------------------
Ме́нтик гусарский -
(от венг. mente — плащ, накидка) — короткая одежда вроде куртки, обложенная мехом, с пуговицами в несколько рядов, со шнурками и петлями, надеваемая гусарами в зимнее время поверх доломана...Рассмотрим подлинники:
Ментик -
это верхняя курточка по крою того же мундира, только больше размером, т.е. шился более свободнее, расшит шнуром и отторочен мехом.Чаще всего - каракулем серым или белым. Одевалась на мундир(доломан),носилась с доломаном на плече.
В боях снималась, чтобы не покалечить всадника.
"В начале 19 века ментики рядовых оторачивались белой овчинной смушкой, а ментики унтер-офицеров — черной. Но с введением в ряде гусарских полков практичного черного меха вместо легко пачкавшегося белого это различие более не соблюдалось"
читаем у Бегуновой:
"
Ментик имел подкладку из некрашенной каразеи (2 аршина по 24 копейки каждый). В его рукава вшивали холст (2 аршина по 6 копеек каждый), на грудь и спину - клеенку (1 аршин по 7 копеек).
Для меховой отделки ментика использовали овчинные смушки (75 копеек за весь кусок).
У доломана подкладка была более простой, холстинной (4 аршина по 6 копеек каждый). "
Ментик Александрийских гусар на начало 19 века. Реконструкция.
ручная работа 90%. Сукно черное шинельное, красное приборное, лен, шнур ручной работы, мех- овчина стриженная.
Крой, что и дял доломана, только чуть побольше. С расчетом, что ментик будет одеваться сверху доломана.
Правда сейчас редко кто это делает из реконструкторов...
Шьется точно так же, как и доломан. С разницей: по периметру и воротнику пришивается сверху меховая опушка.
Подкладка - или шерстяная костюмная ткань, или тонкое сукно.
В горловину ментика вшивается крупный шнур, чтобы курточка держалась на одном плече при носке курточки. На шнур крапился деревянный штырек или пряжка, чтобы затягивать ирегулировать длину шнура при носке куртки на плече
Сначала
расчет выкладки шнура по ментику:
Немного подробностей пошива...
Обработка рукавов:
Застегиваются рукава так же - на крючки...
В частности: шов вспушка внутри и пришивание + сборка стежком "в рубец"("через край" - по современному)+обработка воротника внутри:
Мех нашивался сверху уже на готовом изделии, но еще без подкладки...
детально по расшивке гусарского доломана:
Не удержалась, померила на себя в застегнутом виде:
--------------------
Вот и закончился мой рассказ о пошиве/изготовлении гусарского комплекта.
Все мундиры на разные полки по технологии их изготовления шьются одинаково.
Различие только в цвете сукна.
В заключении темы, состоящей из 3-х частей, вставляю отзыв самого заказчика обо всем этом:
-------------------------------------------------------------------------
Читайте так же:
Все это конечно ЗАМЕЧАТЕЛЬНО, но при Александре I мерили вершками (пусть 45 мм), и эти 75 мм, 11 см ..ни к селу, ни к городу, как и заява Бегуновой ..воротник гусара с 1812 года ...чуть ниже. Чуть ниже это СКОЛЬКО вершков??? А сколько можно "примерно" проследить по портретам из Военной галереи Эрмитажа.
ОтветитьУдалитьПортреты не дают 100% точности, если Вы уже о точности заговорили. Высота воротника варьировалась от самого человека, особенно с 1811 года. Да и до того, хотя и были воротники выше, но так же , варьировались по высоте человеческой шеи. Чтобы эту простую истину понять, надо не считать по вершкам, а самому сшить по заказам от 20 мундиров и больше. Любой профи портной Вам скажет, что все измерения в среднестатистической таблице мерок являются ПРИБЛИЗИТЕЛЬНЫМИ. Остальное - дело техники. Да к тому же на поле боя никто эти см или вершки считать не будет. И даже если брать парады, где выходит строй солдат те же воротники должны выглядеть одинаково относительно фигуры человека, т.е,, например: до челюсти, или до ушей высота их доходит. А у людей все эти высоты РАЗНЫЕ и зависят от высоты шеи(!!).
УдалитьА чакчиры на ЗАКАЗЧИКЕ...как кальсоны на худющем солдате...а были в обтяжку!!!
ОтветитьУдалитьВы сами это видели? или по фильмам судите?
УдалитьНе и не правда - все мерилось СТРОГО по размеру вершка, а не "как швальник" настрочит. А Бегунова ..просто теоретик, заявление ее что воротник был 11 см, а потом чуть ниже...сколько ниже??? Смотрите портреты 332 героев в Военной галерее Эрмитажа. Все было строго....это честь гусара ..... или дуель.
ОтветитьУдалитьВСЕ "показанные" фото доломанов - новоделы. Это видно: по расшивке воротников (ни один не в кон гусаров) и по рукавам: щиты как реглан, а тогда были узкие ..к ладони и расширяющиеся потом - см. например портрет Н. Дуровой, хотя цвета полка даже музей в Елабуге НЕПРАВИЛЬНО раскрасил!!!
ОтветитьУдалитьРукава одношовные узкими просто не могут быть изначально. Немного зауженными - да... А на пртретах художники всегда рисовали более красивее и лучше. За это деньги они получали+ помните пословицу "художник так видит". Так что брать портреты за ЕДИНСТВЕННУЮ основу единственно непонятно какого художника за эталон - глупость всех новичков в реконструкции. За 34 года вас повидала эДаких немало...увы...
УдалитьВ музейных "мундирах".....не сочетается длина рукава с пропорцией тела человека - шиты значит " вчера"
ОтветитьУдалитьВы были в запасниках музеев и видели и мерили эти мундиры на человека? Я - да. Причем в запасниках ГИМа помогала несколько лет реставраторам в начале 90-х.
УдалитьЗдравствуйте, спасибо за проделанную работу и за сайт! Хотелось бы уточнить пару тонкостей, если возможно. Первый вопрос касательно воротников -- что следует использовать для добавления жесткости? Кажется, будто современный флизелин слишком мягок, но, возможно, нужно поискать получше... Второй вопрос касательно подкладки доломана. В книгах, описывающих более поздний мундир-Аттилу, иногда находится фраза "доломан подбивается (подкладочным) холстом" или что-то вроде. Вы, как я понимаю, взяли более мягкий "обычный" лен. Не очень понятно, что такое "подкладочный холст" в наше время, что бы Вы посоветовали как вариант? Спасибо.
ОтветитьУдалитьДобрый день. Спасибо, что загглянулти на огонек. На будущее: все новые статьи(а они обязательно будут) будут печататься в основном на ВК в моем сообществе: https://vk.com/club194026467 - "Воссоздание исторического костюма любой эпохи."
УдалитьКстати там же можете и вопросы задавать, т.к. там можно и картинки поставить и более тематику уточнить и ссылки дать, если что.
Теперь ответы на Ваши вопросы:
1. в те времена для жесткости проклеивали клеем. Я этого не делала никогда, но вот остальные реконструкторы - любители это практикуют. Сама подхожу к этому вопросу более практично: в те времена мужчин с детства учили носить жесткие воротники и держать голову прямо. Сейчас спину-то держать не могут, не то , чтобы голову...увы... Поэтому если воротник делать очень жестким,то клиенту он натирает кровавые мозоли в прямом смысле слова+фигура сильно изменилась у человека(есть такая статья у меня с доказательствами), а значит и сам крой немного поменялся. И наклон шеи другой. Поэтому предпочитаю дублерин ставить. И Вы правы, сейчас дублерин есть любой: от тонкого до плотного льняного, х/б и даже как пластик. К тому же я не только ставлю дублерин на основу самоговоротника-сукна внешнего воротника. но и на прокладку льняную-бортовку,а порой из-за слишком тонкого сукна на воротник (порой подобрать толстое сукно-драп на верхний или нижний воротник по цветовой гамме заказчику трудно), но и тонкий флизелин на подкладку-внутренний слой.
2. Подкладочный холст - это и есть современный лен плотностью 120-140 натурального цвета(серый). Посмотрите на подлинники. Как вариант, тем более бюджетный, можно ставить лен с хлопком например 50 на 50 % в составе. Но обязательно ткань должна быть со льном. Мужчины потеют сильно, и только лен их может спасти в этом случае.
Кстати, в народе в косоворотку делали потник именно изо льна...
Почему в фолиантах стоит "доломан подбивается (подкладочным" холстом"- потому что в гусарской форме может быть как вариант - шерсть. А слово "подкладочным" означает среднюю плотность холста, т.к. есть был и батистовый лен и грубый на шаровары и проч.