2.6.20

О старинном русском платье XVII века - из записок иностранцев о России XV-XVII вв.(книга)


   
Мемуары, записки иностранцев о России XV – XVII веков очень разнообразны и по содержанию – фактология, направленность, – и по жанру – форма, методика подачи материала. Но в этом разнообразии предметного описания и плюрализма мнений их значение и ценность.

Восполняя, дополняя, а подчас даже оспаривая друг друга, записки дают возможность увидеть тот образ России XV – XVII веков, который складывается у иностранцев, очевидцев происходящего.

Однако нужно разборчиво и осторожно пользоваться известиями иностранцев о Московском государстве: за немногими исключениями, они писали наугад, а порой просто по слухам, делали общие выводы по исключительным, случайным явлениям, да к тому же были далеко чужды от русского характера и традиций.


Эльзевир (Elzevier, Elsevir) Исаак, Эльзевир из Лейдена(1596–1651),


 нидерландский естествоиспытатель и географ,
член знаменитой голландской семьи типографов и издателей (1581–1712 гг.). С 1620 г. типограф и первый собственник типографии Лейденского университета.

Автор книги никогда в России не был и составил свое описание по рассказам купцов, ведущих торговлю с «Московией» в начале XVII века и в 1630 году в Голландии был издан его труд 

«Топографическое и политическое иллюстрированное описание России и Московии, а также Тартарии»


 (или коротко «Россия и Московия»): 
 Russia seu Moskovia itemque Tartaria commentаrio topographico atque politico illustratae.

Книга является одной из тридцати пяти выпусков, которые Бонавентура и Абрагам Эльзевиры издали в 1625-1649 годах.

Издание рассчитано на путешественников из Европы в Московию 17 века. Однако и в последующие столетия труд этот был так же популярен среди научного сообщества и представителей как зарубежных стран, посещающих и изучающих Россию, так и самих русских исследователей истории.

Иллюстрации из книги 

Московия и Тартария 

-----------------------------


О старинном русском платье XVII века.

Статья из книги К. Я.Тромонина (умер в 1847 году) "Достопримечательности Москвы" по книге Эльзевира из Лейдена "Россия и Московия"


Старинное русское платье, как свидетельствует автор топографии России на латинском языке а Лейдене в книге за 1630 год, было похоже с греческой одеждой, или татарской того периода, но с отличием по сословию.

Знатные люди, именуемые бояре, брили брили головы в кружок, а бороды не только брить, но даже стричь боялись.
На голове брить волосы не смели те, на которых государь или начальник имел гнев за какое-нибудь важное преступление. Длинные у тех людей волосы закрывали почти все лицо, и они не могли их зачесать назад, с трудом смотрели на окружающих людей, которые порицали их учиненными ими погрешностями.
И как гнев на таковых продолжался несколько лет подряд, то и удивляться нечему, что они имели такие большие волосы.

На голове носили они гасиком выложенные, или драгоценными камнями украшенные скуфьи*, сверх которых надевали круглые шапки соболями или куницами, или чернобурыми лисицами по опушке.
Ожерелья** имели бархатные, унизанные жемчугами, или дорогими камнями.

Сорочка их делалась из полотна или шелковых материй, коих  ворот обшивался или кладывался золотым пазументом или шелковою тесьмою.
Сорочки непременно подпоясывались узкими шелковыми поясками, которых, и спать ложась, снимать не смели, почитая это за грех.


Сначала на сорочку надевали полукафтан, который называли жупан, из парчи или из какой либо шелковой материи, которое и дома они вместо шлафроков*** нашивали. А выходя из дома, сверх жупана надевали кафтан из тонкого сукна или из плотной шелковой материи, длинною оба до пят, по которому подпоясывались персидским кушаком, к которому привязывали ножик, вилки и ложку серебряную.

На кафтан надевали еще широкую одежду, именуемую ферязь из парчи или богатой шелковой материи.
 Сверх всего еще одно, с коротким рукавами вздевалось платье тонкого сукна с шитым золотом воротником, называемая Алкобын**** , длинною так же до самых пят.
И когда шли в церковь или в какое другое место или в другое какое знатное место, то сверх всего еще надевали епанчу, покроем такую же как Алкабыном, но без воротника и которая называется - гоноратка*****, или почтенная одежда.


Сапоги обыкновенно носили сафьяновые красного или желтого цвета, которые одевали только при верховой езде, а ходя пешком носили туфли из той же кожи, имея на ногах сшитые из шелковой материи чулки, именуемые ичиги******, обвитые золотыми шнурками оборки от них называемые.

Дворянское платье было почти такое же, как и боярское, исключая, что оно было не так богато и великолепно.

Что до одежды, которую носили приказные люди и купцы, то она состояла в большей части из фуфайки; шелкового жупана и суконного цветного кафтана, с пестрелиную или кумачевую рубашкою, и шапки, сшитые корабликом и с желтой опушкой или белою лисицей, а летом черною мелкою овчиною или черным бархатом, и черных козловых ,а иногда и желтых сафьяновых сапогах.
У людей этого рода платье было кроем покороче, чем у бояр и более знатных чинов.



Зимою бояре одевались в собольи шубы, куньи и лисьи, покрытые сукном или шелковой материю наподобие нынешних татарских шуб, которые знатнейшим из них, особенно придворным, статским и военным людям были подарены от государя в знак особенной к ним милости за оказанные услуги.

Купцы не имели права носить шуб с широкими опушками, так же и не смели покрывать их шелковыми метериями, кроем как сукном или хлопчатобумажною материю. Равным образом и в желтых и красных сафьяновых сапогах ходить им запрещалось, исключая знатных купцов, которые назывались именитыми гостями. Последним дозволялись носить летом и шелковые армяки.

А что касается крестьян, то они и теперь почти в таком же платье ходят, какое носили их предки, т.е. летом смурой*"* кафтан, а зимою нагольная овчинная шуба высокая, наподобие каравая, или конуса с опушкой из овчины, суконная шапка, внутри которой кладут они для глубокости и за неимением в кафтане карманов, носовой платок и , обернув ноги семи аршинными онучами иные в котах,а другие в лаптях щеголяют, имея на руках с шерстяными варежками кожаные голицы***".


Теперь следует рассказать о женском головном уборе.



Знатные боярыни носили на голове шелковые покрывала по большой части красного цвета; на лбу имели образань*""* или убрусник,*""* сплетенный из белого шелка, и сверх этого надевали парчовый подкапок, называемой иначе - треух, или шапку с опушкой соболем, либо куницею. Под косой висел подзатыльник жемчугом и дорогими каменьями унизанный.

Ожерелье на шее так же драгоценное с золотым или серебряным крестом и с одноглазою в сорочке запонкою.

Сорочка подпоясывалась узеньким ленточным поясом, и  надевали сначала мытник***"", у которого рукава до локтя продолжались, сшитые из шелковой или бумажной материи, под которые иногда надевали они так называемые женские ферязи, длиною до самых пят.

 Сверх всего одевались в великую ризу, именуемую опашень****"", у которой рукава касались земли.
Края подола и рукавов ризы этой обыкновенно были вышиты золотом или унизаны жемчугом и драгоценными камнями, а воротник сзади по большой части соболий, закрывал почти все плечи.

В ушах носили серьги золотые, жемчугом или дорогими камнями осыпанные; подобные же на руках кольца и перстни.

Башмаки из белой, желтой и серой кожи жемчугом унизанной носили, имея на ногах чулки сшитые из полотна или шелка, обернутые на подобие оборок золотыми шнурками или тесемками, иногда же разноцветными лентами.


----------------------------------------

Увы... на этом все....

Однако и это интересно показывает костюм мужчин разных сословий на Руси в 16-17 веке и боярынь  глазами иностранцев, путешествующих по Московии и Тартарии в те времена.
Будет время, эту тему продолжу, потому что лично мне интереснее читать более ранние работы по истории, чем современные переписи одних и тех же историков и их книг в наше время...


МОИ ПОЯСНЕНИЯ К ТЕКСТУ (ИМХО):


*
Скуфьи (от греч. - шапка) носили в 16-17 веке в России православное духовенство и монахи.
А вот русские князья, цари и бояре носили тафью - почти точную копию скуфьи.
Знаменитая шапка Мономаха представляет собой скуфью украшенную драгоценными металлом и камнями с меховой отторочкой и увенчанную крестом. 



**
Ожерелье - нарядный воротник в древнерусской одежде из расшитого жемчугом или камнями атласа, бархата, парчи. Может быть пристегнутым к кафтану, шубе и т.п.
Воротник стоячий или отложной.
Слово ожерелье происходит от - жерло, горло.

***

Шлаврок (шлафор) - в Европе до XVIII века домашняя просторная одежда - халат
С XVIII столетия появился и в России как модный вид одежды.

****

В статье написано : Акабынь . Но такой одежды не было на Руси.
 Скорее всего автор первоисточника -Эльзевир имел ввиду охабень.
Охабень - старинная русская верхняя одежда, аналог зипуна и жупана на западе Руси.
Охабень был широко распространен среди знати в XV и XVI вв.: у русских князей и воевод, так же цариц и бояр, в качестве убора был отложной воротник.
В конце 1670-х г. охабень вышел из употребления у знати и стал одеждой простолюдинов.

*****
Гоноратка - почтенная одежда ...
Не нашла я что это такое. Тут надо читать в самом первоисточнике на иностранном языке. Можно предположить только ,что Элзевир имел ввиду праздничную одежду.

******

Ичиги - вид легкой обуви, имеющие форму сапог, с мягким носком и внутренним жестким задником. Распространенные у татар. 
Скорее всего Эльзевир имеет ввиду онучи - куски легкой ткани которая навертывалась на ногу под короткие сапоги из мягкой кожи или туфли - поршни, а может быть и чоботы(чёботы)...

*"*
СмУрый, смурА, смУро - темно-серый, темно-бурый цвет.

***"
...с шерстяными варежками кожаные голицы... - стоит рассказать подробнее.
Названий для нынешних варежек в XV-XVII в. было очень много: шубницы, мохнатки, вынучи, рукавки, кожанки, деленки, верхоньки.
Верхоньками на Руси называли верхние кожаные рукавицы, в которые вкладываются варежки, а вернее - вареги, как их тогда называли.
Кожанки - это кожаные рукавицы, которые надевали поверх варег, их еще называли - накожник.
Деленки - это также название рукавиц или варежек.

*""*
Образань  - не нашла такого названия в головных старинных женских уборах. Не могу сказать что имел в виду Эльзавир...
Убрусник , а скорее всего: убрус - головной убор замужних женщин, из шелковой ткани, чаще - тафты. Концы убруса (застенки), висевшие по сторонам головы, вышивались золотом и бывали унизаны жемчугами и маленькими дробницами (золотые дощечки).

***""

Мытник - не нашла.
Подразумеваю вид сарафана, т.к. именно сарафан надевался на рубаху и один из ранних видов был в виде платья с небольшими рукавами и одевался через голову - туникообразный. Был как косоклинным, так и  просто с боков завязывался.
Или может быть вторая рубашка у богатых женщин - верхница, шилась из шелка.
Или летник - одежда эта надевалась через голову и была колокообразной формы с рукавами...Летник шили из дорогих шелковых тканей:тафты, шелка или камки...

****""

Опашень женский - с частыми пуговицами, украшенный по краям шелковым или золотым шитьем.                                                                               Пуговицы золотые или серебряные; могли быть величиной с грецкий орех - у знати, у середняков - бронзовые .                                                                                  Сзади пришивался подбитый мехом капюшон, который свисал до середины спины.                                                                                 Женщины с опашнем носили круглое накладное ожерелье из собольего или бобрового меха.

-----------------------------------

Картинки костюмов на Руси в XVI-XVII  вв:




Славянские народные головные уборы







-------------------------

Фотографии русского старинного костюма, 

автор - Александр Божко:


Пояса ручного ткачества и плетения, бытовавшие на севере и с сохранением старинного плетения Руси. Начало XX века. Москва. Из собрания А. Н. Панина.



Женский головной убор крестьянки Сапожковского уезда Рязанской губернии (повойнике вышитым налобником и ситцевый платок).
XIX век. Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник.



Девичий костюм города Мезени (сарафан-юбка из шелкового штофа, кисейная рубашка,
душегрея (телогрея), парчовая повязка «почелка с обнизью»).
Вторая половина XIX века. Мезень .



Праздничный костюм молодой крестьянки Острогожского уезда Воронежской губернии (холщовая рубашка, понева, холщовый запан и тканый цветной пояс. Головной убор — кичка с позатыльником). 
Конец XIX — начало XX века. Загорский государственный историко-художественный музей-заповедник.


Шитый золотом белый плат и кичка — самый торжественный головной убор молодой женщины Каргопольского края в XIX веке. Москва. Из собрания А. Н. Панина.


--------------------------------------------

Для очень любопытных выставляю

Подлинник этой статьи из книги К.Тромонина 

"Достопамятности Москвы, изданныя Корнилием Тромониным".

Издана в 1843-45 гг. 
Содержит 128 с, 66 л.ил. цв.


Корнелий Яковлевич Тромонин (?-1847)-

русский художник, писатель, литограф и издатель.
Основоположник многоцветной печати в России. Создание этого вида печати приписывают парижанину Годфруа Энгельману, получившему патент на хромолитографию в 1837 г. и премию в 2000 франков в 1838 г.
Однако К. Я. Тромонин уже в 1832 году отпечатал многоцветные иллюстрации к книге о князе Святославе тиражом в 600 экземпляров...

.......

но это уже другая история...

----------------------------------------------------------------------

Читайте так же:

Комментариев нет:

Отправить комментарий