Translate

В дополнение к этому блогу создан сайт "МАЛЕНЬКИЕ ХИТРОСТИ ПОРТНЯЖНОГО РЕМЕСЛА".

среда, 10 декабря 2014 г.

Мужской халат. Или: Домашняя мужская одежда.История.Подлинники.Крой.

P/S. Информация из интернета...

«Жизнь наша к старости – изношенный халат.
И совестно носить его, и жаль оставить.
Мы с ним давно сжились, как с братом брат,
Нельзя нас починить и заново исправить…» П.А. Вяземский.


Рослин, Александр - Портрет Ивана Ивановича Бецкого в халате:

Баньяны XVIII века из музеев мира:

XIX век подарил миру первых денди, которые предпочитали появляться на людях в неброской монохронной одежде, а дома принимать друзей в эффектном турецком халате.

Рисунок из модного журнала XIX века. В.Тропинин, портрет Зубова П.Н. (1839 г.). П.Соколов, "Потрет неизвестного в кресле" (1846г.)

Причем, его надевали не на голое тело, а на сорочку, иногда, - на жилет, брюки – причиной тому было отсутствие центрального отопления. Именно поэтому не редкостью были и стеганые халаты, такие, как носит Каренин в экранизациях "Анны Карениной" с Вивьен Ли и Гретой Гарбо.
 Кадры из фильмов "Анна Каренина"

После Первой мировой войны мужчины стали придавать больше значения тому, во что они одеты дома. В середине 1930-х годов, стал очень популярен халат с воротником-шалькой. Также, особым шиком считалась монограмма, вышитая на нагрудном кармане.
 Мужские халаты 1930-1940-х гг.

Американские мужчины воспринимали английский стиль одежды как эталон. Поэтому, художники по костюмам Голливуда, дабы подчеркнуть статус и достаток главного героя, в домашних сценах одевали его в роскошный шелковый халат. Обратите внимание, что при этом сохранялся галстук. И дело тут уже не в отоплении, а в элегантном мужском стиле.
 Кадры из фильмов "Человек из высшего общества" (1931) и "Руки на стол" (1935)
Как вариант, днем под халат носили шелковый аскотский галстук.

Халат Daniel Hanson, Аллен Лич в Tom Ford, кадр из фильма "Великий Зигфельд" (1936)
Этот же халат надевался утром на пижаму.

Кадры из фильмов "Тонкий человек" (1939) и "После тонкого человека" (1936)
Такой простой вид одежды, как халат, способен многое рассказать о своем владельце. Вспомним халат с медалькой "Свежего кавалера" Федотова, рваный – Холмса в исполнении Дауни-младшего и леопардовый, гламурный халатик персонажа Кэри Гранта из фильма "Моя любимая жена".


"Свежий кавалер", кадр из фильма "Шерлок Холмс", Кэри Грант в фильме "Моя любимая жена"
источник
--------------------------------------------------------------------------------------
Халат и шапочка моей работы на 19 в. Стилизация.













.....................................................................................

Халат императорский старинный антикварный. Китай, конец 19 века. Экспертиза ГосНИИР. Шелк, золотное шитье. Халат богато расшит золотом и украшен изображениями пятикоготных драконов – носить их имел право только член императорской семьи. Тем не менее, мы не можем считать этот халат императорским. Есть мнение, что он мог принадлежать одному из вождей тайпинского восстания, называвших себя императорами и носивших императорские регалии.
.....................................................................................................................

К началу XIX столетия каким было неглиже молодого человека в те годы? Это мог быть прежде всего архалук. Архалук, ахалук — в России XIX века мужской кафтан без пуговиц, не имеющий плечевых швов, то есть сшитый не из раскроенных кусков ткани, а из сложенного вдвое материала, в котором первоначальная ширина полотнища и определяет, как будут вшиты рукава.

Архалуки делали из плотной шелковой или хлопчатобумажной ткани, как правило, с орнаментом в виде разноцветных полос. Элементы восточного костюма вошли в дворянский быт довольно широко уже в конце 10-х годов ХIХ века. Архалук поначалу использовался только как домашняя одежда, с сохранением всех особенностей кроя и орнаментации ткани, принятой на Востоке. Малоизвестный, к сожалению, ныне широкому кругу читателей поэт А.И.Полежаев писал: «Ахалук мой, ахалук, ахалук демикотонный, ты — работа нежных рук азиатки благосклонной». Самый знаменитый литературный обладатель архалука — Ноздрев из «Мертвых душ» Гоголя — «чернявый просто в полосатом архалуке».
Полосатые ткани на восточный лад были известны в России с XVI века и получили название «дороги». В ХIX столетии их производили в большом количестве не только для внутреннего рынка, но и на экспорт.

В середине ХIX века название «архалук» обозначало уже всякий полосатый халат, а не только одежду определенного покроя. В иллюстрациях А.А.Агина к «Мертвым душам», созданных художником в 1846 — 1847 годах, архалук Ноздрева скорее европейского покроя, нежели восточного. Широко известен портрет Пушкина работы К.Мазера (1839), на котором поэт изображен в архалуке, описанном В.А.Нащокиной: «Я помещалась обыкновенно посредине, а по обеим сторонам мой муж и Пушкин в своем красном архалуке с зелеными клеточками».


Хотя покрой заметно изменился, но название сохранялось в литературе довольно долго. Со временем архалуком стали называть не только домашнюю одежду, но и предназначенную для улицы. Вот отрывок из повести Д.В.Григоровича «Антон-Горемыка»: «На нем был серый нанковый однобортный архалук, подбитый мерлушками». Описанный костюм более соответствует понятию «бекеша», так как речь идет о плотно застегивающейся одежде из одноцветной ткани, подбитой мехом (см. «Кафтан»). Возможно, что писатель имел в виду какую-нибудь иную одежду, так как писал о серой нанке — ткани, которая до середины ХIX века производилась только различных оттенков желтого цвета.

Самой дорогой тканью для домашней мужской одежды была термолама, или тармалама, часто упоминаемая в литературных произведениях. Вот пример из повести Н.А.Некрасова «Три страны света»: «Если вы только не заняты, я вас попрошу сшить мне халат... из тармаламы; я, знаете, люблю хорошие вещи».
Термолама, тармалама — очень плотная шелковая ткань, нити которой скручены из нескольких прядей, то есть много толще других шелковых тканей. Кроме того, термоламу ткали из шелка-сырца, поэтому она была характерного золотистого цвета. Долгое время термолама ввозилась в Россию из Ирана.


Покрой такого халата описан в романе Гончарова «Обломов»: «На нем был халат из персидской материи, настоящий восточный халат, без малейшего намека на Европу, без кистей, без бархата, без талии, весьма поместительный, так что Обломов мог дважды завернуться в него. Рукава, по неизменной азиатской моде, шли от пальцев к плечу все шире и шире»...
источник
..................................................................................................................

Мужской халат: возвращаемся к истокам                 

Оскар Уайльд однажды сказал: «Надо быть либо произведением искусства, или носить произведение искусства». Поскольку большинство из нас немного не дотягивают до того, чтобы стать экспонатами в музее, лучшее, что можно сделать, это следовать второй части совета Уайльда

Многие так и делают, но далеко не все одеваются стильно у себя дома. Чаще всего мужчины списывают в домашний гардероб то, что на улицу носить уже стыдно. Так и ходят по комнатам в пижаме или спортивных штанах. Тогда как лучше всего было бы приобрести для дома стильный мужской халат. И не нужно говорить, что это – чисто женская деталь гардероба. Мужчины испокон веков носили халаты. Более того, этот предмет одежды появился на свет раньше, чем мужские брюки. Но об этом подробнее.

История халата

Первые упоминания о мужских халатах датируются 17-м веком. Эту одежду носили исключительно дома и называли «индийским» или «персидским платьем» в связи с ее восточным происхождением и внешним сходством с кимоно. Изначально мужские халаты делали из хлопка, а затем расширили ассортимент, начав выпускать домашнюю одежду из шелка, парчи и бархата. Так же, как и сегодня, у халатов не было ни кнопок, ни пуговиц и завязывались они тканевым поясом.

В 19 веке, халаты были распространены в качестве утреннего и вечернего гардероба для джентльмена. Большое распространение получили специальные курительные халаты. Год за годом дизайн популярной домашней одежды изменялся и к1860-му году халат приобрел современный вид: широкий шалевый воротник до талии, небольшой запах и трикотажный пояс в тон изделия.


В начале двадцатого века центральное отопление было еще предметом роскоши и, следовательно, большинство предметов одежды предназначалось в первую очередь для того, чтобы согреться. Поэтому совсем неудивительно, что халаты в то время были длинными и шились из толстой шерсти и хлопка (часто стеганого).

Кстати, небезызвестный Шерлок Холмс очень любил носить дома именно халаты и даже собрал небольшую коллекцию этого вида одежды. Кстати, домашняя одежда простолюдин и аристократов очень отличались между собой. Зажиточные мужчины носили более нарядные одеяния, тогда как простым людям приходилось ограничиваться халатами из грубого хлопка. После Первой мировой войны, мода на домашнюю одежду настолько распространилась, что к середине двадцатых годов мужчина выбирал халат так же тщательно, как и выходной костюм.

В 1920-е и 1930-е годы халаты были довольно длинными и, как правило, достигали почти до лодыжки. Производители начали бороться за внимание клиента и предлагать всевозможные варианты домашней одежды. К примеру, Нью-Йоркская фирма A.Sulka & Company предлагала халаты из легкой французской фланели с широким атласным поясом. Также популярными были халаты, изготовленные из тяжелого шелка или парчи с абстрактным рисунком.

В те годы американские мужчины носили халаты, расцветка которых часто напоминала традиционные японские или персидские мотивы. На ткани изображали все, что угодно: от испанского боя быков, до танцоров или гибких азиатских драконов. Что касается цвета халатов, то здесь тоже была полная свобода, но чаще всего использовались оттенки золотого, зеленого, бордового, фиолетового или синего.

Очень часто халаты продавались вместе с тапочками. Причем ценовая категория была очень широкой и непредсказуемой. Покупатели платили от $ 2 за простую модель до $ 90 за роскошные халаты из викуньи. Самые дорогие халаты впоследствии отдавали портным, чтобы те нашили монограмму на нагрудном кармане. Кстати, эту традицию многие поддерживают до сих пор, нашивая инициалы на халатах и сорочках.

Халаты сегодня

В настоящее время лишь очень немногие мужчины носят домашний халат, что довольно грустно. В связи с отсутствием спроса осталось всего несколько производителей, которые шьют первоклассные халаты. Чаще всего это модели из хлопка, шерсти или кашемира довольно простого покроя. Иногда воротник и рукава отделываются бархатом. И совсем редко мужские халаты шьются из тонкого шелка. Считается, что эта ткань наиболее применительна для женских моделей.
>

Большинство производителей халатов сегодня находятся в Великобритании. Отдельного внимания заслуживает компания Daniel A. Hanson из Ноттингема. Дэниэл Хэнсон, приемный сын англиканского епископа, столкнулся с необходимостью носить халаты в очень раннем возрасте. После учебы юноша начал придумывать дизайн одежды, а в 1989 году начал свой бизнес по производству качественных халатов. Он использует в производстве только лучшие материалы (например, мерсеризированный хлопок из Техаса) и украшает многие халаты ручной вышивкой. На пошив одного изделия уходит до 150 часов, что приводит к повышению розничной цены до £ 4500.
истоник
.........................................................................................................
 Для хазар же были характерны, по описаниям тех же путешествующих арабов, "длинные архалуки", да и археологические находки подтверждают прежде всего "кафтанно-халатные" одеяния, характерные для кочевых тюрок вообще, от Волги до Енисея:

источник
...............................................................................................................

Халат

«Какой у вас хорошенький халат; чаю, теперь этакие халаты носят в Петербурге».— «Не знаю, право. Кто как хочет».— «Очень хороший фасон. Я попрошу у вас для выкройки. По делам службы изволили, вероятно, к нам приехать».
В.А.Соллогуб. Аптекарша. 1841.
Халат — домашняя одежда удобного покроя; основной элемент национального костюма многих народов Востока. Название заимствовано через другие языки из арабского hil'at — почетное платье. Халат как чужеземная одежда был известен на Руси задолго до того, как вошел в русский быт.

Правильнее сказать, что речь идет о проникновении названий, так как халат восточного покроя был известен в русском быту как архалук. Халат долгое время соседствовал с шлафором и выполнял те же функции — с 18 до сер. 19 вв. служил «парадным неглиже», в котором можно было принимать гостей. Этот обычай проник в Россию вместе с европейским костюмом. В допетровское время даже домашний костюм должен был соответствовать освященным обычаем правилам, нарушение которых могло быть чревато тяжелыми последствиями. Любопытно свидетельство Антонио Поссевино, посетившего Россию в 16 в.: «По достоверным сведениям, сын Ивана был убит великим князем московским в крепости Александровская слобода. Те, кто разузнавал правду (а при нем в это время находился один из оставленных мною переводчиков), передают как наиболее достоверную причину смерти следующее: все знатные и богатые женщины по здешнему обычаю должны быть одеты в три платья, плотные или легкие в зависимости от времени года. Если же надевают одно, о них идет дурная слава. Третья жена сына Ивана как-то лежала на скамье, одетая в нижнее платье, так как была беременна и не думала, что к ней кто-нибудь войдет. Неожиданно ее посетил великий князь московский. Она тотчас поднялась ему навстречу, но его уже невозможно было успокоить. Князь ударил ее по лицу, а затем так избил своим посохом, бывшим при нем, что на следующую ночь она выкинула мальчика. В это время к отцу вбежал сын Иван и стал просить не избивать супруги, но этим только обратил на себя гнев и удары отца. Он был очень тяжело ранен в голову, почти в висок, этим же самым посохом» (Поссевино А., Исторические сочинения о России XVI в., М., 1983, с. 50).

>
 В петровское время дамы и щеголеватые молодые люди с легкостью переняли обычаи французского двора устраивать утренние приемы в неглиже. Этот обычай получил столь широкое распространение, что не только титулованные, но и мелкопоместные дворяне начали принимать гостей в халате «Атласного платья, что с малиновыми полосками, не надевайте на меня: мертвой уже не нужно платье. На что оно ей? А вам оно пригодится: из него сошьете себе парадный халат на случай, когда приедут гости, то чтобы можно было вам прилично показаться и принять их» (Н. В. Гоголь, Старосветские помещики, 1835). Если архалук, шлафор и капот отличались свободным покроем, то халат в большей степени зависел от моды. «Халат его, сшитый в виде длинного сюртука с бархатными отворотами, свидетельствовал о щеголеватости его привычек...» (В.А.Соллогуб, Аптекарша, 1841). Со 2-й пол. 19 в. халат уже становится сугубо домашней интимной одеждой, в которой не принято появляться перед посторонним. Но термин «халат» начинают употреблять более широко по отношению ко всякой одежде, приспособленной к условиям работы в той или иной профессии, например, белый докторский халат и т. д. Халат в значении «восточная одежда» относится обычно к одежде характерного покроя — без воротника, с узкими или широкими рукавами, без сквозных застежек, из полосатых или узорчатых тканей.

Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре 18 — первой половины 20 вв. (Опыт энциклопедии), Москва, Большая Российская энциклопедия, 1995.
>

...............................................................................................................................
Архалук

(от тюрк. арка, арха - спина, хребет) - старинная русская верхняя одежда, разновидность короткого кафтана, или полукафтана; домашний чекмень или поддевка, чаще всего несуконный (например, из нанки, подбитой мерлушкой). Носили в XVI-XIX вв.
Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)
* * *
(тюрк.) - традиционная мужская и женская распашная одежда у народов Кавказа: приталенная, с глубоким вырезом на груди, у мужчин - длиннополая, у женщин - короткая. На Руси - одежда, похожая на поддевку из цветной шерсти или шелковой ткани, чаще полосатой, застегивалась на крючки; стеганка, род домашнего чекменя.

(Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)
Энциклопедия моды и одежды 2011
(тат.). Род кафтана, застегивающегося спереди крючками, употребляется на Востоке.
(Источник: "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)
короткий татарский кафтан, застегивающейся на крючки.
(Источник: "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Павленков Ф., 1907)
род короткого кафтана, употреб. у татар.
(Источник: "Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке". Попов М., 1907)
тат. Род кафтана, застегивающегося спереди крючками.
(Источник: "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их к...

...............................................................................................................................

ДОМАШНЯЯ МУЖСКАЯ ОДЕЖДА СЕРЕДИНЫ XIX ВЕКА.

   На протяжении всего 17 столетия в мужской моде царила роскошная одежда, сделанная из дорогих тканей разных цветов, оттенков и фактур: шелка, парчи, бархата, кружева. Она была обильно декорирована вышивкой, тесьмой и драгоценными камнями. В XIX веке все становится сдержаннее - костюмы и пальто шьются, как правило, из темной шерсти, сорочки - из белого хлопка. Возможности для использования фактур и цвета стали ограниченными, последними оплотами роскоши оставались галстуки, жилеты и домашние халаты.
Waldmuller Emanuel Ritter von Neuwall 1841

С XVIII по XIX век мужчины в Европе носили халаты только как сугубо домашнюю одежду, не для посторонних глаз. Хотя баньяны или la robe de chambre en indienne, сшитые из восточных тканей, были порой очень дороги и красивы
баньяны
Первые денди XIX века призывали к "заметной незаметности" - не шить аляповатые кафтаны, не носить сложные парики, а одеваться скромно, сдержанно, элегантно и больше внимания уделять личной гигиене. Денди ценили крой и качественный пошив, а не яркость и дороговизну материала.
Но это не значит, что мужчины в одежде стали аскетами. Напротив, сдержанный образ на публике компенсировался утонченно - изысканным дома.
В начале 19 века, в ту пору, которую писатели и художники назвали "романтизмом", вошло в моду принимать у себя друзей - мужчин в неформальной, вальяжной обстановке, одетым в роскошный восточный халат.
1820 - 1830 гг. шелк


Дома хозяин с удовольствием демонстрировал свой вкус и положение в обществе.
Князь Василий Фёдорович Гагарин 1810
Сибарит, денди, артистическая натура, разочаровавшийся в жизни - мужчины сами придумывали себе образ.

Халаты шили из разных тканей - шелка, фланели или бархата.
Тропинин Василий Андреевич. Портрет молодого человека в зеленом халате. 1839 г.

Они часто имели стеганую подкладку для дополнительного тепла.
1869 г.
Особенно были популярны "турецкие" халаты.
Amos Lawrence. about 1845. By Chester Harding
 
Полный комплект домашней одежды респектабельного мужчины выглядел так:

И кроме халата, включал в себя "курительную шапочку" и вышитые домашние туфли.
Такая шапочка не только стилистическая часть костюма, она защищала волосы от табачного дыма.

PORTRAIT OF GENT WITH FEZ

 Но часто шапочку носили просто для тепла.

П.А. Федотов. Завтрак аристократа. 1849-1850
Такие шапочки с удовольствием шили и вышивали в подарок любящие женщины.
В качестве "курительных шапочек" достаточно часто выступала феска.
Constantin Hansen Et selskab af danske kunstnere i Rom. 1837 г.

Ну, а завершали костюм вышитые туфли, часто без задников (мули).

В Европу любовь на этот "турецкий стиль" (Turguerie) пришла в конце 18 века. В немалой степени этому способствовал лорд Байрон, посетивший Турцию.
Увлечение европейцев восточной роскошью повлекло за собой повальную любовь к табаку и курительным трубкам.

1841 г.
1837 г.
Россия не осталась в стороне от европейской моды:

"К окну поспешно он садится,
 Надев персидский архалук;
 В устах его едва дымится
 Узорный бисерный чубук" (М. Лермонтов)
Как пишет Р. М. Кирсанова в своей книге "Костюм - вещь и образ в русской литературе XIX  века": "Архалук - в России XIX в. мужской кафтан без пуговиц и не имеющий плечевых швов, т.е. сшитый не из раскроенных кусков ткани, а из сложенного вдвое материала, в котором первоначальная ширина полотнища и определяет, как будут вшиты рукава. Архалуки шили из плотной шелковой или хлопчатобумажной ткани, как правило, с орнаментом в виде разноцветных полос.
>

О. Кипренский. Автопортрет

… В середине XIX в. название архалук обозначало уже всякий полосатый халат, а не только одежду определенного покроя". Потом из него ушли не только крой, но и полоски, а название осталось. В таком архалуке изображен А.С. Пушкин на своем известном портрете.

Позже, уже в конце XIX века, благодаря английскому премьер-министру Бенджамину Дизраэли повсюду вошел в обиход еще один вид мужской домашней одежды "пиджак для курения".
к

Б. Дизраэли

Название "смокинг" в том смысле, в котором мы его понимаем сегодня - черный формальный пиджак с атласными отворотами - на самом деле называется "пиджак для вечера" или словом "tuxedo", но как-то зацепился у нас названием "smoking". Настоящий "smoking jacket" выглядит так:


После обеда джентльмен  шел в курительную комнату, снимал "пиджак для вечера" и надевал специальный "курительный пиджак".
 Функция такого жакета состояла в том, чтобы избавить вечерний пиджак от табачного запаха, и не прожечь пеплом.
1870 - 1880 гг.

 Шили его из персидского шелка, бархата, шерсти рисунка "пейсли", кашемира.
1860–70 гг.

 Лацканы часто обшивали стеганым атласом - с него пепел соскальзывал, не оставляя следов. Также популярны были на таких пиджаках отделка шнурами.


1860 - е

1860 - е

После курения джентльмен снова надевал вечерний пиджак и возвращался к дамам.

Ссылки:
Про мужские корсеты XIX века  http://la-gatta-ciara.livejournal.com/23 650.html
Текст взят:
Р. М. Кирсанова "Розовая ксандрейка и драдедамовый платок" 1989 г.
Б. Рётцель "Джентльмен"
про баньяны я писала http://la-gatta-ciara.livejournal.com/25 868.html
курительные шапочки:
http://www.victoriana.com/Mens-Clothing/m ens-smokingcap.htm
http://collections.vam.ac.uk/item/O78781/s moking-cap/
http://thefrenchsampler.blogspot.com/201 1/01/for-gentleman-who-has-everything.ht ml
смокинг:
http://en.wikipedia.org/wiki/Smoking_jac ket
http://megaskop.ru/смокинг-от-халата-до-в ечернего-костюма
http://www.vintagetextile.com/new_page_4 72.htm
турецкое влияние:
http://www.liveinternet.ru/users/gold-a/p ost119963139/
............................................................................................................
Халаты в России 19 в:
источник
...Зеленый (а точнее – бутылочно-зеленый) мундир с красным воротником и обшлагами – это цвета московского дворянства и его ополчения. Поэтому каждый дворянин, записанный в родословную книгу Московской губернии, мог при желании носить такой мундир. Но это совсем не то – здесь нет памяти о прошлой службе, этот мундир сам по себе ничего не выражает. Другое дело, когда цвета наполняются знаковым смыслом, как в костюме богатого помещика генерала Н., описанного в воспоминаниях М.Н. Макарова. На генерале «богатый гродетуровый зеленого цвета халат, украшенный знаками отличия», зеленый картуз с красными опушками и отороченный галунами, белый колпак под картузом. В этом костюме каждая деталь – «говорящая»: и дороговизна ткани и галунов, и цвета (зеленый с красным), и знаки отличия, украшающие не мундир, а халат и колпак, и даже «малиновый Ост-Индийский носовой платок», который генерал держит в руке.

Халат и колпак – приметы еще одного образа помещика, распространенные даже более, чем мундир. Халат XVIII–XIX века – деталь гардероба (пришедшая к нам с Востока) из того же ряда, что мундир, сюртук или фрак: при том, что остальные детали костюма более-менее постоянны, именно замена мундира на фрак или сюртука на халат означала перемену места и формы жизни. Генерал-майор в отставке граф М.А. Дмитриев-Мамонов, которому не долго пришлось служить, любил выходить к своим крестьянам в «парадном мундире с брильянтовым эполетом и всеми имевшимися у него регалиями». Это был человек со странностями, побывавший в сумасшедшем доме, но и он красовался в парадном мундире только иногда по праздникам. Потому что неудобно в домашней обстановке ходить с брильянтовым эполетом. Халат был естественной формой домашней одежды дворянина. В нем занимались хозяйственными делами. М. Вильмот, описывая деревенский наряд Е.Р. Дашковой (подруги Екатерины II и в прошлом президента Российской Академии) выделяет две детали: нечто вроде халата и мужской ночной колпак на голове.

Халат оттенял, подчеркивал домашность жизни, ее частный, внеслужебный характер. И одновременно с этим халат противопоставлялся сюртуку, а позднее фраку как деталям светского, городского костюма. В городе, выходя на улицу, дворянин должен был, в ту эпоху, надеть или цветной фрак шерстяного сукна с синими панталонами, или длинный сюртук с отложным воротником и панталонами в обтяжку, имея на ногах сапоги до середины икр, а на шее – несколько платков, завязанных бантом. А вот помещик Евтих Сафонов у себя в Крестово и дома, и на улице ходил в «телесного цвета халате и туфлях», поскольку это было его село и его дом.

Халат подчеркивал достоинство частной жизни и ее домашний характер в самых разнообразных ситуациях. Например, один из старейших и самых уважаемых помещиков в округе, Ф.Н. Тютчев, созвал 50 гостей на званый обед и председательствовал за столом в халате и ночном колпаке, подчеркивая тем самым свое особое, величественное положение, по отношению к гостям, которые, конечно должны были приезжать к нему в дом в сюртуках и фраках. Колпак был столь же важной деталью домашнего костюма, как и халат – он позволял не делать прическу, то есть вольно себя чувствовать в деревне. Колпак всегда в паре с халатом, он всегда белый, но при этом может быть шерстяным, «бумажным» (из хлопка) или даже из «пряжи козьего пуха», в зависимости от времени года, возраста и привычек помещика.


Некоторые помещики, не желая в своей деревенской жизни носить мундир, отвергали и халат, как признак лени и беззаботности. В этом случае им приходилось придумывать себе костюм, который был бы удобен для дела (например, для частных поездок), выглядел бы достаточно официально, и в то же время не терял своего домашнего характера. Лавр Львович Демидов носил в деревне серый фрак, узкие панталоны и сапоги с «английскими раструбами», дополняя этот костюм курткой серого сукна и круглой шляпой для верховой езды. Граф Д.П. Бутурлин и летом, и зимой ходил в «длиннополом широком сюртуке толстого белого пике с такими же пуговицами», а суконный сюртук надевал только для поездок в город. И в том, и в другом случае деревенский костюм получался путем снижения образа официального светского костюма: серый цвет одежды вместо цветного, толстый дешевый и тоже однотонный материал вместо дорогих тканей...
...................................................................................................................................
ПОДЛИННИКИ:
домашняя обувь, шапочки для курения, халаты 19 в:

>


>





комплект 1870 год:

 Восточные халаты 16 в:
Татарский халат 17 в:

-------------------------------------------

 ........................................................................................................

Халат мужской  своими руками:

Выкройка мужского халата. Пошаговое построение:

МК по шитью халата своими руками:
 -------------------------------------- 

7 комментариев:

  1. Очень интересная подборка.Спасибо. А курительную шапочку себе захотелось, очень уж хорошенькая.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо,Татьяна.
      Заходите к нам еще.)))

      Удалить
  2. отлично.
    возьмёте меня в подмастерья?

    ОтветитьУдалить
  3. что отлично и в какие подмастерья?
    Мне кажется в блоге моя персона и так много чего пишет интересного,по чему учиться можно...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Светлана. А у Вас халат купить можно? И феску в тон?

      Удалить
  4. Здравствуйте, Светлана, а у Вас купить халат можно? И феску в тон - ?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте,Юлия.
      Являюсь портнихой. Изделия вот так,просто, не продаю.

      С уважением,
      Светлана.

      Удалить