30.7.21

Ткани, цвет и его символика в русской народной одежде. Подлинники народного костюма 18-19 вв.

Как уже мною было несколько раз оговорено - я не занимаюсь вплотную народной одеждой. Однако знать истоки изготовления исторического костюма просто необходимо. Именно поэтому и ставлю на сайте общепринятые статьи об этом виде изделий.

--------

Формы и конструкции каждого костюма находятся в прямой зависимости от вида материала, его пластических свойств, рисунка, фактуры, цвета.

Принципы композиционного построения народного костюма, четкость форм, линия, продуманная конструкция, подчинение декора покрою, соответствие материала и формы назначению костюма для современного специалиста являются примером дизайнерского подхода к созданию современных образов.

Покрой народной одежды прост и экономичен. Создавая одежду, народные мастера старались использовать материал полностью, цельными полотнищами, не резать его.
В вопросе эстетического решения костюма народ исходил из красоты материала, из формы и конструкции вещи. 
Так народная одежда из холста или шерсти, сохраняя натуральный цвет волокон, являлась хорошим фоном для орнаментации.

Верхняя одежда из сукна (войлока) или овчины декорировалась в основном аппликациями из цветной кожи, сукна или нашивками из шерстяных шнуров, кистей.
 Одежда из тонких тканей украшались, как правило, вышивкой, которая располагалась по линиям швов, краям, соединяя отдельные части в единое целое, подчеркивая красоту формы костюма и тела человека. Нарядную одежду изготавливали также из цветных узорных тканей...

----------------------------------------------

ТКАНИ В НАРОДНОМ КОСТЮМЕ



Находки из слоев древнерусских городов, гробниц и сельских погребений рассказывают о всем многообразии тканей местного производства, из которых шили одежду.

 Это и шерстяные ткани, сотканные преимущественно из овечьей шерсти, и ткани из растительных волокон разной структуры (льна, конопли). Среди шерстяных и полушерстяных тканей встречаются ткани клетчатые и полосатые.

 Широкое распространение имело сукно и предметы войлока. Некоторые из тканей были сотканы из шерсти естественного коричневого, черного или иного цвета, другие – окрашены такими органическими красителями, как червец и "чернильные орешки".

Применяли в крашении и минеральные вещества – охру, красный железняк и др. Кроме того, для шитья одежды из стран Западной Европы привозили тонкое шерстяное сукно, а из стран Средиземноморья, Византии и Среднего Востока - шелковые и парчевые ткани, а также золототканые ленты.

Дорогие сукна, шелка и прочее шли, конечно, на одежду людей зажиточных, рядовые же горожане одевались преимущественно в ткани местного производства, но уже далеко не всегда в домотканину. Прядение и ткачество еще оставались как домашние занятия (в особенности в малых городах), но производство шерстяных и льняных материй стало уже делом специалистов-ремесленников.
Об этом говорят находки в Новгороде прекрасно вытканных ажурных шерстяных тканей и льняных материй особого плетения.
Беленый холст еще в древности очень широко использовался для летней одежды. Византийский император Иоанн Цимисхий, описывая внешность киевского князя Святослава Игоревича, не забыл сказать, что одежда на нем была "белая, ничем от других не отличающаяся, кроме чистоты”.

Известные замечания летописи о простоте быта этого князя позволяют предположить в данном случае белую холщовую одежду. Впрочем, преемники Святослава явно предпочитали более нарядное, цветное платье. Да и рядовые горожане в XIII-XV вв. носили по большей части одежду из крашеных тканей.

Из 337 обрывков тканей, взятых для анализа в Новгороде из слоев этого времени, оказалось 262 красных (202 – киноварного и 60 – карминного цвета), 40 черных, 20 желтых, 13 зеленых, 1 синий и только 1 белый, преобладание красного цвета различных оттенков (77% – более 3/4 общего количества) характерно в сочетании с белым для традиционной одежды восточных славян с глубокой древности.

Одежду шили мехом внутрь (в особенности простонародье — дешевый мех), причем первоначально сверху ничем не покрывали (отсюда и название — кожух). Бывали и очень дорогие кожухи, украшенные шитьем, каменьями и т. п.
Со временем меховые шубы и кафтаны в XVI-XVII и особенно в XVIII-XIX вв. стали крыть сверху материей.

Дорогие меха служили украшением одежды. Из них делали воротники, шапки, причем пришивали шкурку, конечно, мехом наружу. Достаточно сказать, что круглая шапка с собольей опушкой была атрибутом восточнославянского князя.
Меха: овчина, куница, белка, горностай, соболь, лисица, выдра, бобёр. При изготовлении одежды меха использовались для подшивки, или отделки.
источник

------------------------------------------------




Основные ткани для изготовления одежды


 Основные тканями были: посконные и льняные, сукно, шелковые и бархат.

 Киндяк — подкладочная ткань.

Одежда знати изготовлялась из дорогих привозных тканей: тафта, камка (куфтерь), парча (алтабас и аксамит), бархат (обычный, рытый, золотный), дороги, объярь (муар с золотым или серебряным узором), атлас, коноват, куршит, кутня (бухарская полушерстяная ткань).

Хлопчатобумажные ткани (китайка, миткаль), сатынь (позже сатин), кумач.

Пестрядь — ткань из разноцветных ниток (полушелковая или холстина).


Цвета одежды

Применялись ткани ярких цветов: зеленые, малиновые, лиловые, голубые, розовые и пестрые.
Чаще всего: белые, синие и красные.

Другие цвета, встречающиеся в описях Оружейной палаты:
алый, белый, белый виноградный, багровый, брусничный, васильковый, вишнёвый, гвоздичный, дымчатый, еребелевый, жаркий, жёлтый, травный, коричный, крапивный, красно-вишнёвый, кирпичный, лазоревый, лимонный, лимонный московской краски, маковый, осинный, огненный, песочный, празелен, рудо-жёлтый, сахарный, серый, соломенный, светло-зелёный, светло-кирпичный, светло-серый, серо-горячий, светло-ценинный, таусинный (тёмно-фиолетовый), тёмно-гвоздичный, тёмно-серый, червчатый, шафранный, ценниный, чубарый, тёмно-лимонный, тёмно-крапивный, тёмно-багровый.

Позже появились ткани чёрного цвета.
С конца 17 века чёрный цвет стал считаться траурным
-----------------




--------------------

Символика цвета в русском костюме.


Символика цвета в русском народном костюме носила двоякий характер : социальный (обозначение полово-возрастной, а в более ранние времена - и племенной принадлежности), и мистический (оберегиОберег - от слова "оберегать". То же самое, что "талисман", только по-русски., графические "заговоры").

Однако эти функции настолько тесно переплетались между собой, что проще говорить "такой-то цвет обозначал то-то (социальное значение) потому-то (мистическое обоснование)", чем пытаться их разделять.

Очевидно, что символические значения могли получить только те цвета, в которые крестьянин реально мог покрасить ткань в домашних условиях. Более того - не просто в домашних условиях, а еще и в глубокой древности, когда складывался символический язык. Поэтому вначале рассмотрим три древнейших (и основных в символическом языке одежды и вышивок) цвета : белый, красный и черный.


1) Белый (кремовый).
Этот цвет давали лен (беленый Лен очень светлого, практически белого тона. Для получения беленого льна нужно было, во-первых, использовать специальные сорта, а во-вторых, подвергать волокна дополнительной обработке. 

В разных областях России эта обработка была различной (поскольку применялась к разным сортам льна, к тому же выросших на разных почвах), но так или иначе процесс выбелки льна включал в себя вымачивание (отсюда второе название - моченый лен). или небеленый) и шерсть.

 Причем, поскольку отбелка льна требовала дополнительных затрат времени и сил, то беленую ткань могли себе позволить только зажиточные и знатные люди - и этот цвет сразу становился признаком высокого социального статуса носившего. Впрочем, символически "льняной" цвет тоже считался белым.

Белую одежду носили люди в любой переходный период жизни. Люди верили, что при переходе от одного этапа жизни к другому граница, отделяющая "тот" свет от "этого", истоньшается и начинает просвечивать - и на человека падает отсвет Ирия (Рая).
Таким образом, в белом (с минимумом украшений или вовсе без них) ходили дети до 7-8 лет, старики, невесты (правда, всего несколько дней, а иногда даже часов непосредственно перед венчанием) и рекруты 

Мужчины, которых призывали в царскую армию (до середины 18 века рекрутчина было пожизненной, затем срок уменьшили до 25 лет)..

Кроме того, белый цвет считался символом замужней женщины-матери, в противовес красному - девичьему (это связано с тем, что по народным представлениям здоровая замужняя женщина должна была рожать каждый год).

Нет, это не означает, что женщины не носили красного - носили, но существенно меньше, чем девушки, и уже больше в качестве отделки, а не основного цвета костюма.

Итак : белый цвет - свет Ирия, духовная (в более поздние времена - также и загробная вообще) реальность, зрелое женское начало.


Красный.
Красный был первым цветом, который начали использовать (еще в палеолите) люди для обрядовых целей. Он получался при обработке маренового корня Кустарниковые, полукустарниковые или травянистые растения семейства мареновых (Rubiaceae), из корней которых добываются яркие красящие вещества, червеца (кошенили)

Насекомое из отряда полужесткокрылых, из самок которых добывают вещество, используемое для получения красного красителя., красного железняка и некоторых сортов охры.

Красный с очевидностью осмысляется как кровь и огонь.
По ассоциации с током крови, он обозначает потоки силы (от человека к природе и от природы к человеку).

 Поэтому в обрядовой одежде возникают полосы-"струи" (как, например, в пожнивных рубахах.
Пожнивная - обрядоваю женская рубаха, которую полагалось надевать в первый день жатвы. - сила, стекающая в пашню
), а в ежедневном костюме - встречающийся по всей России "контурный оберег": красная ("огненная") оторочка по вороту-рукавам-подолу рубахи (как мужской, так и женской).

Еще следует не забывать, что в языческой религии славян боги Солнца и Огня - это мужчины.

Тем самым красный цвет становится связан с мужским, "ярым", плодоносящим началом, и при этом - с сугубо земными (плотскими) аспектами плодородия (КРАСивый - красота человека понималась как готовность к размножению, как выражение плотской мощи, как мужской, так и девичьей).
Естественным образом, в одежде девушек на выданьи и молодых женатых мужчин преобладал красный цвет.
Итак :
красный цвет - кровь (сила), огонь (защита), материальная реальность, зрелое мужское начало и готовое к реализации женское.

3) Черный (и другие темные цвета : темно-серый, коричневый).
Это естественные цвета шерсти, кроме того, такой окрас ткани можно получить, используя т.наз. "чернильные орешки"

Наросты (галлы), производимые на некоторых видах дуба мелким насекомым Cynips tinctoria и другими близкими видами из семейства орехотворокю
.

Одежду темных тонов носили в некоторых областях старые люди "второго" периода старости ("дряхлые" или "ветхие" - после 70 лет), а также "старые девы" и "чернички"Девушки, которые до наступления 25 лет объявляли о своем нежелании выходить замуж вообще. Такие девушки считались чем-то вроде монахинь в миру, и пользовались в деревне подчеркнутым уважением..

То есть, в сущности, это цвет отказа от мира вообще и от размножения в частности . Люди детородного возраста и положения старались избегать его в одежде. Однако, после раскола русской церкви, в среде старообрядцев этот цвет стал употребляться для женских сарафанов (и далеко не всегда только для "молельных").

Исключением является одежда Воронежской области, где черный присутствует даже в свадебных костюмах (а черные воронежские вышивки поражают богатством узора и благородством вида).
Итак:
черный цвет - физическая дряхлость, неспособность к размножению, отказ от мира.
Кроме этих основных цветов, русские люди до появления мануфактур (т.е. до второй половины 19го в.) использовали в своей одежде :

4) Желтый.
Некоторые сорта охры дают не только красный цвет, но и спектр от желто-золотистого до темно-коричневого.

5) Синий и 6) Зеленый.
Эти три цвета присутствуют в отделке одежды уже в 13 веке (согласно результатам раскопок в Новгороде), но в качестве основного цвета костюма возникают уже довольно поздно (18 век). Причем, в эти цвета в основном окрашены не домотканые, а привозные (из Китая и Ирана) ткани.

 В некоторых областях синие сарафаны носили женщины, находящиеся в браке более пяти лет, но еще не перешедшие в категорию "старух", а синие рубахи - мужчины первого периода старости ("престарелые", 50-70 лет), имеющие внуков. Видимо, этот цвет воспринимался в мифологическом сознании как "уже не красный, но еще не черный".

-----
источник: Сайт "Традиционный русский костюм"
литература:
  1. Колесницкая И.М., Телегина Л.М. " Фольклор и этнография. Связь фольклора с древними представлениями". Л., 1977
  2. Б.А.Рыбаков. "Язычество древних славян"
  3. А. М. Соколов «Кустарные ремесла. Крашение шерсти», СПБ. 1900 г. изд. Минист. Земл.,
  4. В. А. Щавинский. Очерки по истории техники живописи и технологии красок в древней Руси. М. — Л., 1935
  5. Бибиков С. Н. "Культовые женские изображения раннеземледельческих племен юго-восточной Европы." М., 1951
  6. Н.Соснина, И.Шангина "Русский традиционный костюм" (СПб, "Искусство", 1998)
  7. Справочник "Мужики и бабы (мужское и женское в русской традиционной культуре)" (СПб, "Искусство-СПб", 2005)
  8. Покровский Б.Дм., мемуары (рукопись).
  9. Соц.сети в свободном доступе.
------------------------

Подлинники народного костюма 18-19 вв.








--------------------------------------

Из книги ""Костюм в России XV-начала XX века" - Обзор книги. Часть 1: Вступление. Русский народный костюм. :





-----------------------------------------
Читайте так же:

Комментариев нет:

Отправить комментарий