26.2.20

Одежда бояр и царей Руси XVI-XVII вв.

Информация из соц.сетей...

Старинную одежду именно для знати до 18 века можно рассматривать как вид народной одежды. 

Покрой практически был одинаков Различие было в тканях, некоторых дополнительных элементах одежды и украшении одежды. Особенно были дорогими пуговицы - из золота и серебра.

Все мы знаем.что после Указа Петра 1 знати пришлось одеваться на Еропейский манер в одежду Франции, Англии и других стран. 

"... Императоръ Петръ І-й, возвратясь, въ 1698 году, изъ перваго своего путешествія за границу, отменилъ придворную пышность, а въ 1700 году и самую одежду народа заменилъ новою, Европейскою.
                                                                                                                   Первоначально было введено платье Венгерское; но оно оставалось недолго, и не более, какъ черезъ годъ, уступило Немецкому и Французскому. Въ это самое время последовало учрежденіе Регулярной Арміи, и съ той поры въ Россіи одежда гражданская уже совершенно отделилась отъ воинской ..."
---------


Книга:

«Историческое описанiе одежды и вооруженiя россiйскихъ войскъ», 1899, т. 1, с. 7 - 25.

съ 862 по 1700 годъ.

От туда:

"...въ XI столетіи въ Россіи употреблялись сорочки (по - Словянски срачицы), съ разрезнымъ напереди воротомъ, длинныя до коленъ и подпоясывавшіяся;

исподницы и остроносые сапоги, изъ цветнаго сафьяна, у которыхъ голенища делались или круглыми, или срезанными напереди острымъ угломъ.

Одни носили на голове густые волосы и отращивали длинную бороду, а другіе оставляли только усы и волосы имели короткіе, въ кружокъ, высокоподстриженные, подобно тому, какъ простолюдины носятъ и въ наше время (12) (Рис. № 3). Государи, князья, вельможи и вообще люди знатные и избыточные, следуя примеру Грековъ, одевались, какъ уже сказано, богато.                                                                                                                   Наилучшее понятіе о ихъ одежде даетъ Изборникъ или Сборникъ, писанный въ 1073 году, для Черниговскаго Князя Святослава Ярославича, внука Владиміра I, и до ныне сохранившійся (13).                                                                                Тамъ, на одной изъ картинъ, изображенъ сей Князь, одетымъ въ зеленоватое платье, въ роде подризника, съ красною, по подолу, обшивкою, съ длинными рукавами и съ золотыми зарукавьями.                                                                                                                              Сверху накинутъ плащъ синяго цвета, застегнутый на правомъ плече золотыми петлицами и красною застежкою или запономъ, имеющій красную подкладку и обшитый золотымъ гасомъ. 



Этотъ родъ верхней одежды, упоминаемый летописцами подъ именемъ Корзно, также Ночь или Коцъ (14), сохранялся въ Россіи весьма долгое время.
 Впоследствіи, когда Русскіе, подражая Татарамъ, безъ коня почти не делали шагу изъ дому, Корзно, по длине своей, сделавшись неудобнымъ для всадника, было укорочено и, вместе съ покроемъ, утративъ свое первоначальное названіе, обратилось въ короткій плащъ или Приволоку.                                                                              Последняя была принадлежностью Государей, князей, бояръ, дворянъ, и существовала почти до временъ Петра Великаго (15).                                                                                                                                            На той же картине, у Святоглава, показаны длинные усы и небольшая борода. Голова его прикрыта низкою шапкою, коей верхъ или тулья золотая, а околышъ и поднятыя къ верху уши, какъ надобно полагать, меховые.                                                                                                                                                      На ногахъ остроносые зеленые сапоги (Рис. № 4). Вместе съ Княземъ представлены его сыновья, въ высокихъ шапкахъ съ меховыми же околышами и ушами.                                                                                                                                                                             Обувь ихъ—остроносые сапоги краснаго цвета, который въ то время у Грековъ былъ принадлежностью Государей (16), а одежда на нихъ—родъ подризника, малиноваго цвета, съ отложнымъ воротникомъ изъ золотой матеріи, съ золотыми отъ шеи до пояса, петлицами и съ золотою же по подолу нашивкою.                                                                                        

Платье это подпоясано золотымъ поясомъ, у коего напереди висятъ таковые же четыре конца (Рис. № 5), и разрезано только отъ воротника до пояса, следовательно надевалось черезъ голову....
  Воротникъ или ожерелье, воротъ и края рукавовъ или зарукавья, смотря по состоянію каждаго, узорочно вышивались красными нитками, разноцветнымъ шелкомъ, серебромъ и золотомъ, а у людей знатныхъ и богатыхъ унизывались жемчугомъ и каменьями.

Ожерелья бывали въ ширину или вышину отъ двухъ до трехъ пальцевъ, и иногда делались особо отъ рубахи, пристегиваясь къ ней небольшими пуговками и петлями, съ крючками.                                                                                                                            Для застегиванія ворота также пришивалась шелковая или металлическая пуговка, нередко со вставленнымъ въ нее крупнымъ жемчугомъ или дорогимъ камнемъ.

Кафтанъ, узкій, почти въ обтяжку, съ узкими же, но длинными, сбористыми рукавами, былъ принадлежностью всехъ классовъ народа, кроме самаго низшаго сословія. 

Онъ простирался до коленъ и назади имелъ высокій стоячій воротникъ, который закрывалъ весь затылокъ и назывался Козырь.

На кафтаны, по большой части обшивавшіеся золотымъ и серебрянымъ галуномъ, или цветною тесьмою, что въ старину называлось кружевомъ,—употребляли тонкія, легкія матеріи, предпочтительно шелковыя; сукно употреблялось редко.

Козырь составлялъ одинъ изъ первыхъ предметовъ щегольства, и потому его наружную сторону, обыкновенно атласную, бархатную или парчевую, вышивали серебромъ и золотомъ, нередко же украшали жемчугомъ и драгоценными каменьями.

—Кафтанъ, какъ и все почти старинныя Русскія платья, застегивался, напереди, пуговицами и петлицами, по большей части длинными, съ кисточками; а рукава, у запястій рукъ, стягивались тесмяными, ременными и металлическими зарукавьями, для украшенія которыхъ также употребляли жемчугъ и каменья

Становой кафтанъ, подобный кафтану Турскому, только съ широкими и не столь длинными рукавами, надевался Государями сверхъ зипуна.


 Для легкости, его делали предпочтительно изъ шелковыхъ матерій, иногда даже безъ подкладки (39) (Рис. № 18).

Платно надевалось на становой кафтанъ, и въ покрое много сходствовало съ ферезью, отличаясь отъ нея темъ, что застегивалось не длинными, а короткими петлями и имело не столь длинные рукава.

Какъ исключительная принадлежность Государей, оно делалось изъ бархата и парчи и все кругомъ обшивалось кружевомъ изъ жемчуга и дорогихъ камней (40) (Рис. № 19).

Опашень походилъ на платно, только вместо длинныхъ, узкихъ рукавовъ имелъ ихъ короче и весьма широкіе (41) (Рис. № 20).

Кожухъ—тотъ же опашень, только подбитый мехомъ (42).

Последнія четыре одежды употреблялись одними Государями и Особами ихъ Дома.
Платно принадлежало къ меньшому, опашень—къ большому Царскому платью.
Независимо отъ исчисленныхъ здесь главнейшихъ и наиболее употребительныхъ родовъ одежды, встречаются еще и другія названія, какъ-то: Бугай, Портище, Тентеня, Чюга Ормячокъ и пр.; но покрой ихъ неизвестенъ (43).

Въ печальныхъ случаяхъ носили смирное, т. е. траурное, платье, которому были присвоены цвета: черный, вишневый, гвоздичный и багровый
При Царе Алексее Михайловиче начали появляться шапки, во всемъ подобныя вышеописаннымъ, только съ весьма мягкою, придавленною къ голове тульею, отъ чего оне и казались низкими и плоскими (59) (Рис. № 9).

 Шляпъ, прежде ХVIII столетія, въ народномъ употребленіи решительно не было (60).
Вторымъ, какъ кажется, высшимъ разрядомъ шапокъ была шапка Мурмолка, высокая, съ плоскою тульею, къ голове несколько расширявшеюся.

Такія шапки делались изъ бархата и изъ парчи и, вместо обыкновеннаго, меховаго околыша, имели меховую лоласть, въ виде отворотовъ, которые напереди, у тульи, въ двухъ местахъ пристегивались петлями и пуговицами

Еще высшаго разряда, нежели мурмолки, были шапки горлатныя, такъ называвшіяся потому, что на нихъ преимущественно употребляли мехъ отъ горлъ или душекъ. Оне делались вышиною въ локоть, къ голове уже, нежели къ верху, и обшивались мехами: лисьимъ, куньимъ и собольимъ; мехъ черной лисицы предпочитался всемъ прочимъ (62) (Рис. № 13 и 14).

Верхъ шапокъ былъ бархатный или парчевый, съ шелковою, серебряною, золотою или жемчужною кистью. Вообще ихъ носили только Государи и люди Думные, т. е. присутствовавшіе въ Государственной Думе, а въ торжественныхъ случаяхъ, какъ-то при большихъ аудіенціяхъ. въ нихъ являлись къ Двору Стряпчіе, Дворяне, Дьяки и даже Гости.

При Царе Михаиле Феодоровиче горлатныхъ шапокъ не снимали съ головы даже въ Царскомъ присутствіи, ни при пріемахъ пословъ, ни въ Думныхъ заседаніяхъ (63); но въ царствованiе Его Преемника присутствовали уже безъ шапокъ, держа ихъ только въ руке (64).

Бывало, что, вместо горлъ, на шапки употребляли черевину, т. е. часть зверинаго меха, противоположную хребту, и тогда оне принимали названіе шапокъ черевьихъ (65).

  Шапки Мурмолки, шапки Горлатныя и шапки Черевьи иногда украшались запоною, изъ драгоценнаго камня или изъ крупнаго жемчуга, съ прикрепленнымъ къ ней султанчикомъ изъ дорогихъ белыхъ перьевъ или изъ жемчужныхъ зеренъ...                                                                                       
 ... Императоръ Петръ І-й, возвратясь, въ 1698 году, изъ перваго своего путешествія за границу, отменилъ придворную пышность, а въ 1700 году и самую одежду народа заменилъ новою, Европейскою. 

                                                                                                                Первоначально было введено платье Венгерское; но оно оставалось недолго, и не более, какъ черезъ годъ, уступило Немецкому и Французскому. Въ это самое время последовало учрежденіе Регулярной Арміи, и съ той поры въ Россіи одежда гражданская уже совершенно отделилась отъ воинской ..."

------------------------------


Одежда бояр 16-17в.:


Вообще надо сказать, что покрой одежды был одинаков, как у самых богатых, так и у самых бедных. Разница была в качестве ткани и отделке.

Например, праздничная рубаха  должна была быть красивого – красного, цвета.
Конечно, на выпуск – широкая, не до­ходившая до колен.

Те, кто побогаче, щеголяли в рубахах, края и грудь у которых были вышиты золотыми и шелковыми нитями.

Пу­говицы на косом вороте были золотыми. Ну, или серебряными.
А у людей попроще вышивки не было и пуговицы на красной рубахе были медными.

Плащи, судя по письменным источникам, давно известны на Руси, но в XV—XVII вв. в них появлялись лишь иностранцы.

А в конце XVIII в.— это наиболее популярная выходная одежда, особенно в ненастную погоду.
Плащи русских князей представляли собою короткие накидки, застегивающиеся на плече.

Их называли корзнами, коцами, позднее — шатами, мятелями. Слова довольно редкие, до наших дней не дошли.
В старой Руси широко была распространена плащевидная одежда, служившая защитой от дождя и пыли. Ее носили все и почти повсеместно.

Накидку без рукавов для седоков в санях называли епанчой.

 Накидку на меху именовали епанечкой. Очень часто слово это употреблялось и в XVIII в., но затем вытесняется названием плащ.
Мужская дорожная одежда из толстого сукна, предназначенная для ненастной погоды, называлась кебеняк или кепеняк. Ее носили люди, имеющие духовные звания, или представители знати.

Шуба — долгополая меховая одежда, чаще мужская. У знати были шубы специального назначения и различного покроя: столовые, санные, лунские (то есть лондонские).

Носили их иногда сразу по две: первую — укороченную до щиколоток, покрытую тканью, и вторую — длинную, из голой овчины.

Знатные и богатые люди имели шубы на собольем, лисьем, бобровом или горностаевом меху.

Шубы покрывались сукном, тафтой, атласом, бархатом, обья­рью или простой крашениной, украшались жемчугом, нашивками и застегивались пуговицами с петлями или длинными шнурками с кистями, на конце.

«Русские» шубы имели отложной меховой воротник.

«Поль­ские» шубы шились с узеньким воротом, с меховыми обшлагами и застегивались у шеи только запоною (двойной металлической пу­говкой).

В зимние холода руки согревали меховыми рукавицами, которые покрывались простой кожей, сафьяном, сукном, атласом, бархатом. «Холодные» рукавицы вязались из шерсти или шелка. Запястья у нарядных рукавиц вышивались шелком, золотом, уни­зывались жемчугом и драгоценными камнями.

В XVII в. появляется тюркское по происхождению название емурлук — от татарского ягмур 'дождь'. Емурлук — тип кафтана для защиты от дождя. Емурлуки не прижились в русском гардеробе.

Со второй половины XVII столетия в текстах упоминается бурка — войлочный плащ без рукавов, эту одежду носили лишь южнорусы.

Главной же одеждой в период Московской Руси были кафтан и зипун. В парадном и церемониальном гардеробе знати сохранялись архаичные терлики, кабаты и чуги, а простой народ и служилое дворянство уже шьют армяки и азямы, камзолы и доломаны.

Охабни, как и опашни, ферязи, свиты, сукни, однорядки, относились к верхней длиннополой одежде, которую охотно носили лишь до второй половины XVII в.

Если говорить более конкретно, то охабень (от охабити — 'обнять, охватить') — это легкая верхняя распашная, длинная, до каблуков, одежда, с прорехами под рукавами, с четвероугольным откидным или стоячим воротником. Застегивалась на пуговицы. Носили ее поверх кафтанов.

Вторая верхняя одежда прямого покроя, широкая и долгополая, с висячими рукавами, с пуговицами от верха и до низа называлась опашень, опашни носили мужчины и женщины дома. В них ходили и летом.

Носили в старое время и приволоки. Это — богатая одежда, широкая и длинная, подбитая мехом, с широким воротником.

По летописям приволока известна как княжеский плащ, который надевался поверх воинского доспеха, а в старорусский период его носили служилые люди. Во второй половине XVII в. приволока упоминается все реже, затем вовсе выходит из употребления.

Наряд боярынь 17-19 в



Одна из распространенных долгополых одежд простого люда имела название однорядка — по фасону.

Это было общесословное платье для мужчин и женщин. Без ворота, в отличие от охабня, с пуговицами или завязками.

Под длинными рукавами были прорехи для рук. Надевалась поверх зипуна или кафтана.

Однорядка - одежда, сшитая из одного ряда ткани, т. е. не имевшую подкладки. Однорядка играла роль плаща. Шили ее из хлопчатобумажных тканей или шерсти.

Удобная одежда, но царь и в ней усмотрел «социальный» изъян. В указе 1679 г. он повелевал в Московском государстве в охабнях и в однорядках не ходить. С этого времени однорядки остаются только у простолюдинов, а в национальный период постепенно переходят в разряд крестьянского платья.

Слово ферязь (1556) заимствовано из тюркских языков. Оно обозначало богатую и нарядную одежду, без перехвата в поясе и без воротника, с длинными, суживающимися к запястью рукавами. Застегивались ферязи пуговицами или завязывались. Носили их летом и зимой. Зимние делали на меху.

Ферязь была преимущественно парадной одеждой. Ферези носили повсеместно. К середине XVII в. покрой их несколько меняется. Они превращаются в придворную одежду и именуются ферезеями, которые иногда шили с учетом западной моды, короткополые. Царский указ 1679 г. определил ферези как церемониальную одежду особо знатных лиц. В XVIII в. ферези — нарядный крестьянский сарафан, тип платья у простолюдинок.

Свита появилось в праславянскую эпоху, поэтому привычно для многих славянских языков.

В русской письменности употребляется с XI в. как наименование верхней одежды.

Свиткой (не свитой) называли широкое длинное одеяние, которое носили монастырские работники и сами монахи.

За роскошью в выборе ткани не гнались, довольствовались лишь сермяжным грубым сукном. В то же время в Подвинье и Зауралье свитками именуют женскую нарядную одежду.

В национальный период, то есть после XVII в., все круто меняется: свитки для работы надевают мужчины. Ну а потом как-то само по себе так стали называть всю поношенную одежду.


Кафтаны шили из различных тканей: в народе - из холста, сермяги; бояре — из шелка, топкого сукна, бархата и парчи.
Участь всей длиннополой одежды «была решена» в XVII в. до Петра. Простой же народ не знал никаких запретов: носил то, что было удобно.

Считался лишь со временем года и погодой.


Самой дорогой и модной вещью в костюме допетровского времени была пуговица.
На Руси изготовили самые крупные пуговицы размером с куриное яйцо.

В то время популярны были пуговицы-кляпыши в виде удлиненных палочек из серебра с золочением или обвитые шелками или драгоценной проволокой. Все кляпыши имели шарообразную форму. Пуговицы украшали эмалью, чеканкой и сканью.
Для торжественных случаев использовали пуговицы из крупных просверленных драгоценных камней.

Пуговицы делали из золота, серебра, жемчуга, хрусталя, металлические и плетеные из канители. В старину они так ценились, что каждая пуговица имела свое название. Подчас пуговицы стоили дороже самого платья.

--------------------------------------------------------------------------------

Одежда бояр и царей на Руси 16-17 вв - картинки


















-----------------------------------------

Читайте так же:

ВОРОТНИК. Часть 1: фреза,брыжи,раффы, оплечье и др. МК, подлинники

Комментариев нет:

Отправить комментарий