26.2.20

Одежда бояр и царей Руси XI-XVII вв.

Информация из соц.сетей...

Старинную одежду именно для знати до 18 века можно рассматривать как вид народной одежды. 

Покрой практически был одинаков Различие было в тканях, некоторых дополнительных элементах одежды и украшении одежды. Особенно были дорогими пуговицы - из золота и серебра.

Все мы знаем.что после Указа Петра 1 знати пришлось одеваться на Еропейский манер в одежду Франции, Англии и других стран. 

"... Императоръ Петръ І-й, возвратясь, въ 1698 году, изъ перваго своего путешествія за границу, отменилъ придворную пышность, а въ 1700 году и самую одежду народа заменилъ новою, Европейскою.
                                                                                                                   Первоначально было введено платье Венгерское; но оно оставалось недолго, и не более, какъ черезъ годъ, уступило Немецкому и Французскому. Въ это самое время последовало учрежденіе Регулярной Арміи, и съ той поры въ Россіи одежда гражданская уже совершенно отделилась отъ воинской ..."
---------


Книга:

«Историческое описанiе одежды и вооруженiя россiйскихъ войскъ», 1899, т. 1, с. 7 - 25.

с 862 по 1700 год.

От туда:

"...в XI столетіи в России 

употреблялись сорочки (по - Словянски срачицы), с разрезным напереди воротом, длинною до колен и подпоясывавшіяся;

исподницы и остроносые сапоги, из цветного сафьяна, у которых голенища делались или круглыми, или срезанными напереди острым углом.

Одни носили на голове густые волосы и отращивали длинную бороду, а другие оставляли только усы и волосы имели короткие, в кружок, высокоподстриженные, подобно тому, как простолюдины носят и в наше время  (Рис. № 3). Государи, князья, вельможи и вообще люди знатные и избыточные, следуя примеру Греков, одевались, как уже сказано, богато.                                                                                                                   Наилучшее понятие о их одежде дает Изборник или Сборник, писанный в 1073 году, для Черниговскаго Князя Святослава Ярославича, внука Владимира I, и до ныне сохранившийся.                                                                                Там, на одной из картин, изображен сей Князь, одетым в зеленоватое платье, в роде подризника, с красною, по подолу, обшивкою, с длинными рукавами и с золотыми зарукавьями.                                                                                                                              Сверху накинутъ плащ синяго цвета, застегнутый на правом плече золотыми петлицами и красною застежкою или запоном, имеющий красную подкладку и обшитый золотым гасом. 



Этот род верхней одежды, упоминаемый летописцами под именем Корзно, также Ночь или Коц , сохранялся в России весьма долгое время.
 Впоследствии, когда Русские, подражая Татарам, без коня почти не делали шагу из дому, Корзно, по длине своей, сделавшись неудобным для всадника, было укорочено и, вместе с покроем, утратив свое первоначальное название, обратилось в короткий плащ или Приволоку.                                                                              Последняя была принадлежностью Государей, князей, бояр, дворян, и существовала почти до времен Петра Великаго .                                                                                                                                            На той же картине, у Святоглава, показаны длинные усы и небольшая борода. Голова его прикрыта низкою шапкою, коей верх или тулья золотая, а околыш и поднятыя к верху уши, как надобно полагать, меховые.                                                                                                                                                      На ногах остроносые зеленые сапоги (Рис. № 4). Вместе с Князем представлены его сыновья, в высоких шапках с меховыми же околышами и ушами.                                                                                                                                                                             Обувь их—остроносые сапоги красного цвета, который в то время у Греков был принадлежностью Государей , а одежда на них—род подризника, малиноваго цвета, с отложнымъ воротникомъ из золотой матеріи, с золотыми от шеи до пояса, петлицами и с золотою же по подолу нашивкою.                                                                                      
Платье это подпоясано золотым поясом, у коего напереди висят таковые же четыре конца (Рис. № 5), и разрезано только от воротника до пояса, следовательно надевалось через голову....

  Воротник или ожерелье, ворот и края рукавов или зарукавья, смотря по состоянию каждаго, узорочно вышивались красными нитками, разноцветнымъ шелкомъ, серебром и золотом, а у людей знатных и богатыхъ унизывались жемчугом и каменьями.

Ожерелья бывали въ ширину или вышину от двух до трех пальцев, и иногда делались особо от рубахи, пристегиваясь к ней небольшими пуговками и петлями, с крючками.                                                                                                                            Для застегивания ворота также пришивалась шелковая или металлическая пуговка, нередко со вставленным в нее крупным жемчугом или дорогим камнем.
Кафтан, узкий, почти в обтяжку, с узкими же, но длинными, сбористыми рукавами, был принадлежностью всех классов народа, кроме самаго низшаго сословя. 

Он простирался до колен и назади имел высокий стоячий воротник, который закрывал весь затылок и назывался Козырь.

На кафтаны, по большой части обшивавшіеся золотым и серебряным галуномъ, или цветною тесьмою, что в старину называлось кружевом,—употребляли тонкія, легкія матеріи, предпочтительно шелковыя; сукно употреблялось редко.

Козырь составлял один из первых предметов щегольства, и потому его наружную сторону, обыкновенно атласную, бархатную или парчевую, вышивали серебром и золотом, нередко же украшали жемчугом и драгоценными каменьями.

—Кафтан, как и все почти старинныя Русскія платья, застегивался, напереди, пуговицами и петлицами, по большей части длинными, с кисточками; а рукава, у запястий рук, стягивались тесмяными, ременными и металлическими зарукавьями, для украшения которых также употребляли жемчуг и каменья

Становой кафтан, подобный кафтану Турскому, только с широкими и не столь длинными рукавами, надевался Государями сверх зипуна.


 Для легкости, его делали предпочтительно из шелковых материй, иногда даже без подкладки  (Рис. № 18).

Платно надевалось на становой кафтан, и в покрое много сходствовало с ферезью, отличаясь от нея тем, что застегивалось не длинными, а короткими петлями и имело не столь длинные рукава.

Как исключительная принадлежность Государей, оно делалось из бархата и парчи и все кругом обшивалос кружевом из жемчуга и дорогих камней  (Рис. № 19).

Опашень походил на платно, только вместо длинных, узких рукавов имел их короче и весьма широкие  (Рис. № 20).

Кожух—тот же опашен, только подбитый мехом.

Последнія четыре одежды употреблялись одними Государями и Особами их Дома.
Платно принадлежало къ меньшому, опашень—к большому Царскому платью.
Независимо от исчисленных здесь главнейших и наиболее употребительныхъ родов одежды, встречаются еще и другія названия, как-то: Бугай, Портище, Тентеня, Чюга Ормячок и пр.; но покрой их неизвестенъ.

Въ печальныхъ случаяхъ носили смирное, т. е. траурное, платье, которому были присвоены цвета: черный, вишневый, гвоздичный и багровый
При Царе Алексее Михайловиче начали появляться шапки, во всемъ подобныя вышеописанным, только с весьма мягкою, придавленною к голове тульею, от чего они и казались низкими и плоскими (Рис. № 9).

 Шляп, прежде ХVIII столетия, в народном употреблении решительно не было.
Вторымъ, какъ кажется, высшим разрядом шапок была шапка Мурмолка, высокая, с плоскою тульею, к голове несколько расширявшеюся.

Такія шапки делались из бархата и из парчи и, вместо обыкновеннаго, меховаго околыша, имели меховую лоласть, в виде отворотов, которые напереди, у тульи, в двух местах пристегивались петлями и пуговицами

Еще высшаго разряда, нежели мурмолки, были шапки горлатныя, так называвшіяся потому, что на них преимущественно употребляли мех от горл или душек. Они делались вышиною в локоть, к голове уже, нежели к верху, и обшивались мехами: лисьим, куньим и собольим; мех черной лисицы предпочитался всем прочим (Рис. № 13 и 14).

Верх шапок был бархатный или парчевый, с шелковою, серебряною, золотою или жемчужною кистью. Вообще их носили только Государи и люди Думные, т. е. присутствовавшие в Государственной Думе, а в торжественных случаях, как-то при больших аудіенціях. В них являлись к Двору Стряпчие, Дворяне, Дьяки и даже Гости.

При Царе Михаиле Феодоровиче (нач. 17 в.-мое прим.) горлатных шапок не снимали с головы даже в Царском присутствии, ни при приемах послов, ни в Думных заседаніях; но в царствование Его Преемника (сына Александра Михайловича -середина 17 в-мое прим.) присутствовали уже без шапок, держа их только в руке.

Бывало, что, вместо горл, на шапки употребляли черевину, т. е. часть зверинаго меха, противоположную хребту, и тогда оне принимали названіе шапок черевьих .

  Шапки Мурмолки, шапки Горлатныя и шапки Черевьи иногда украшались запоною, из драгоценнаго камня или из крупнаго жемчуга, с прикрепленнымъ к ней султанчиком из дорогих белых перьев или изъ жемчужных зерен...

-------------                                                                                     

 ... Императоръ Петръ І-й, возвратясь, въ 1698 году,

 из первого своего путешествия за границу, отменил придворную пышность, а в 1700 году и самую одежду народа заменил новою, Европейскою. 

                                                                                                                Первоначально было введено платье Венгерское; но оно оставалось недолго, и не более, как через год, уступило Немецкому и Французскому. В это самое время последовало учреждение Регулярной Армии, и с той поры в России одежда гражданская (городская и знати, крестьян сия реформа миновала - мое прим.) уже совершенно отделилась от воинской ..."

------------------------------


Одежда бояр 16-17в.:


Вообще надо сказать, что покрой одежды был одинаков, как у самых богатых, так и у самых бедных. Разница была в качестве ткани и отделке.

Например, праздничная рубаха  должна была быть красивого – красного, цвета.
Конечно, на выпуск – широкая, не до­ходившая до колен.

Те, кто побогаче, щеголяли в рубахах, края и грудь у которых были вышиты золотыми и шелковыми нитями.

Пуговицы на косом вороте были золотыми. Ну, или серебряными.
А у людей попроще вышивки не было и пуговицы на красной рубахе были медными.

Плащи, судя по письменным источникам, давно известны на Руси, но в XV—XVII вв. в них появлялись лишь иностранцы.

А в конце XVIII в.— это наиболее популярная выходная одежда, особенно в ненастную погоду.
Плащи русских князей представляли собою короткие накидки, застегивающиеся на плече.

Их называли корзнами, коцами, позднее — шатами, мятелями. Слова довольно редкие, до наших дней не дошли.
В старой Руси широко была распространена плащевидная одежда, служившая защитой от дождя и пыли. Ее носили все и почти повсеместно.

Накидку без рукавов для седоков в санях называли епанчой.

 Накидку на меху именовали епанечкой. Очень часто слово это употреблялось и в XVIII в., но затем вытесняется названием плащ.
Мужская дорожная одежда из толстого сукна, предназначенная для ненастной погоды, называлась кебеняк или кепеняк.
Ее носили люди, имеющие духовные звания, или представители знати.

Шуба — долгополая меховая одежда, чаще мужская. У знати были шубы специального назначения и различного покроя: столовые, санные, лунские (то есть лондонские).

Носили их иногда сразу по две: первую — укороченную до щиколоток, покрытую тканью, и вторую — длинную, из голой овчины.

Знатные и богатые люди имели шубы на собольем, лисьем, бобровом или горностаевом меху.

Шубы покрывались сукном, тафтой, атласом, бархатом, обья­рью или простой крашениной, украшались жемчугом, нашивками и застегивались пуговицами с петлями или длинными шнурками с кистями, на конце.

"Русские" шубы имели отложной меховой воротник.

«Поль­ские» шубы шились с узеньким воротом, с меховыми обшлагами и застегивались у шеи только запоною (двойной металлической пу­говкой).

В зимние холода руки согревали меховыми рукавицами, которые покрывались простой кожей, сафьяном, сукном, атласом, бархатом. «Холодные» рукавицы вязались из шерсти или шелка. Запястья у нарядных рукавиц вышивались шелком, золотом, уни­зывались жемчугом и драгоценными камнями.

В XVII в. появляется тюркское по происхождению название емурлук — от татарского ягмур 'дождь'. Емурлук — тип кафтана для защиты от дождя.
Емурлуки не прижились в русском гардеробе.

Со второй половины XVII столетия в текстах упоминается бурка — войлочный плащ без рукавов, эту одежду носили лишь южнорусы.

Главной же одеждой в период Московской Руси были кафтан и зипун. В парадном и церемониальном гардеробе знати сохранялись архаичные терлики, кабаты и чуги, а простой народ и служилое дворянство уже шьют армяки и азямы, камзолы и доломаны.

Охабни, как и опашни, ферязи, свиты, сукни, однорядки, относились к верхней длиннополой одежде, которую охотно носили лишь до второй половины XVII в.

Если говорить более конкретно, то охабень (от охабити — 'обнять, охватить') — это легкая верхняя распашная, длинная, до каблуков, одежда, с прорехами под рукавами, с четвероугольным откидным или стоячим воротником. Застегивалась на пуговицы. Носили ее поверх кафтанов.

Вторая верхняя одежда прямого покроя, широкая и долгополая, с висячими рукавами, с пуговицами от верха и до низа называлась опашень, опашни носили мужчины и женщины дома. В них ходили и летом.

Носили в старое время и приволоки. Это — богатая одежда, широкая и длинная, подбитая мехом, с широким воротником.

По летописям приволока известна как княжеский плащ, который надевался поверх воинского доспеха, а в старорусский период его носили служилые люди. Во второй половине XVII в. приволока упоминается все реже, затем вовсе выходит из употребления.


Наряд боярынь 17-19 в


Одна из распространенных долгополых одежд простого люда имела название однорядка — по фасону.

Это было общесословное платье для мужчин и женщин. Без ворота, в отличие от охабня, с пуговицами или завязками.

Под длинными рукавами были прорехи для рук. Надевалась поверх зипуна или кафтана.

Однорядка - одежда, сшитая из одного ряда ткани, т. е. не имевшую подкладки. Однорядка играла роль плаща. Шили ее из хлопчатобумажных тканей или шерсти.

Удобная одежда, но царь и в ней усмотрел «социальный» изъян. В указе 1679 г. он повелевал в Московском государстве в охабнях и в однорядках не ходить. С этого времени однорядки остаются только у простолюдинов, а в национальный период постепенно переходят в разряд крестьянского платья.

Слово ферязь (1556) заимствовано из тюркских языков. Оно обозначало богатую и нарядную одежду, без перехвата в поясе и без воротника, с длинными, суживающимися к запястью рукавами. Застегивались ферязи пуговицами или завязывались. Носили их летом и зимой. Зимние делали на меху.

Ферязь была преимущественно парадной одеждой. Ферези носили повсеместно. К середине XVII в. покрой их несколько меняется. Они превращаются в придворную одежду и именуются ферезеями, которые иногда шили с учетом западной моды, короткополые. Царский указ 1679 г. определил ферези как церемониальную одежду особо знатных лиц. В XVIII в. ферези — нарядный крестьянский сарафан, тип платья у простолюдинок.

Свита появилось в праславянскую эпоху, поэтому привычно для многих славянских языков.

В русской письменности употребляется с XI в. как наименование верхней одежды.

Свиткой (не свитой) называли широкое длинное одеяние, которое носили монастырские работники и сами монахи.

За роскошью в выборе ткани не гнались, довольствовались лишь сермяжным грубым сукном. В то же время в Подвинье и Зауралье свитками именуют женскую нарядную одежду.

В национальный период, то есть после XVII в., все круто меняется: свитки для работы надевают мужчины. Ну а потом как-то само по себе так стали называть всю поношенную одежду.

Кафтаны шили из различных тканей: в народе - из холста, сермяги; бояре — из шелка, топкого сукна, бархата и парчи.
Участь всей длиннополой одежды «была решена» в XVII в. до Петра. Простой же народ не знал никаких запретов: носил то, что было удобно.

Считался лишь со временем года и погодой.


Самой дорогой и модной вещью в костюме допетровского времени была пуговица.
На Руси изготовили самые крупные пуговицы размером с куриное яйцо.

В то время популярны были пуговицы-кляпыши в виде удлиненных палочек из серебра с золочением или обвитые шелками или драгоценной проволокой. Все кляпыши имели шарообразную форму.
Пуговицы украшали эмалью, чеканкой и сканью.
Для торжественных случаев использовали пуговицы из крупных просверленных драгоценных камней.

Пуговицы делали из золота, серебра, жемчуга, хрусталя, металлические и плетеные из канители. В старину они так ценились, что каждая пуговица имела свое название. Подчас пуговицы стоили дороже самого платья.

(с)

--------------------------------------------------------------------------------

Одежда бояр и царей на Руси 16-17 вв - картинки


















-----------------------------------------

Читайте так же:

История моды России XVI-XVIII в.Статьи,источники,интересное
ВОРОТНИК. Часть 1: фреза,брыжи,раффы, оплечье и др. МК, подлинники
О старинном русском платье XVII века - из записок иностранцев о России XV-XVII вв.

Комментариев нет:

Отправка комментария