18.2.20

Костюм XVI в.: История и картинки по рукописи 1580 года.

Немного о истории костюма XVI века: общие черты.


Конец XV века и XVI век отмечен в истории культуры как время величайших открытий, расцвета искусства, пробуждения человеческой мысли и творчества, спавших под спудом суеверий Средних веков со дня гибели эллинов.

Стремление к освобождению из средневековых оков заметно и в костюме.

Итальянские изящные моды влияют на Францию, и здесь одеваются до наступления эпохи испанского влияния удобно и красиво.

В реформаторской Германии создается новая форма одежды: одежда германского Возрождения. Костюм отличался многочисленными разрезами.
 Их делали на одежде везде,где только можно.


Некоторое время почти весь цивилизованный мир следует немецкой моде, но вначале XVI века, с возвышением Испании, многие стали одеваться на испанский лад,а во второй половине XVI  века испанскую одежду уже носит вся Европа.
Придворные и знать носили её до первого столетия XVII века.
Французский двор при Франциске I (1515-1547) отличался почти легендарной пышностью.
Торжественные празднества отличаются великолепием, во всех мелочах замечается стремление к подражанию придворной жизни Италии.
Итальянцы и испанцы, нахлынувшие во Францию, имели большое влияние на моды, которые отличались разнообразием тканей, шились из разных материй с богатой отделкой шнуром и тесьмой.

В начале XVI века среди западноевропейских крестьян замечается прогрессивное движение, которое выражается во всем, начиная с активного стремления в социальной реформе и кончая преобразованиями в области моды.
 Крестьянская одежда обогащается некоторыми принадлежностями городского костюма, хотя рабочей одеждой по-прежнему остается скромная куртка, опоясанная простым кушаком. Но праздничное и воскресное платье становится наряднее.

Испанская мода стала господствующей, это признали все европейские государи и вельможи, подчинявшиеся ей самым рабским образом.
Зато Италия была по-прежнему в этой области довольно самостоятельной, что объяснялось облагораживающим влиянием искусств.

Совсем особняком стояли и немецкие ландскнехты, игнорировавшие стеснительные предписания испанской моды и носили по-прежнему необъятные шаровары и другие части своего просторного,хотя и несколько странного костюма.

Сначала испанский костюм был довольно удобным и элегантным, но с течением времени он приобрел чрезвычайно нелепый характер.

Начали прибегать к различным искусственным мерам в виде всяких прокладок и подкладок , если фигура не следовала модному силуэту.

Характерными особенностями были трико, брыжи, кринолинразличные воротники(брыжи и др).

Узкие, вязанные из шелка брюки, плотно облегающие формы ног, появляются впервые в 1540 году на английском короле Генрихе VIII.

Затем они быстро прививаются при всех остальных европейских дворах, где до сих пор употреблялись только сшивные панталоны в виде чулок.
Впоследствии трико распространилось повсюду благодаря появлению вязальной машины...
Наряду с воротниками стали распространяться и манжеты, становившиеся все наряднее и крупнее.

А затем появился кринолин.
Кто первый изобрел его таки не ясно, увы...
Мужчины носили подкладки из ваты, а дамы, не желая отставать от них, прибегали у же к китовом усы и проволоке.
Так и появился кринолин.
Благодаря ему каждая благородная испанка начиная от талии походил на расширяющийся конус....
В первые годы XV столетия испанский костюм был очень пестрым, однако со временем эта мода ушла .И костюм стал темнее и дошел до черного цвета.
Постепенно и во всех странах стало заметно одно и то же явление: везде протестанты предпочитали черные костюмы, а католики - яркие...
И только итальянки сумели воздержаться от всяких эксцентричностей. Подушки, кринолины и брыжи не пришлись им по вкусу. Нарядный итальянский костюм по-прежнему ниспадает красивыми складками и  производил художественное впечатление.
Близился XVII  век, который наступал, когда вся Европа была поглощена Тридцатилетней войной...

-------------------
*
В поисках хороших иллюстраций к истории костюма XVI  века наткнулась на одну книгу из баварской библиотеки.

Заинтересовала меня книга тем,что издана была, а вернее нарисована в 1580 -х годах.

Представляю и вам посмотреть на обычаи и костюмы того времени (16 век) непосредственно из первого источника.
*

Костюмы и жанровые картины XVI века из Западной и Восточной Европы, Востока, Америки и Африки

Эта рукопись, возможно, созданная в Аугсбурге около 1580 г., содержит более 400 иллюстраций платьев, манер и обычаев стран Европы и Востока (особенно Османской империи), а также Африки и Америки.


За исключением некоторых явно фантастических изображений (таких, как людей с лицами, расположенными на груди, с головами животных или только с одной ногой), все иллюстрации выглядят точными.

Среди изображенных тем:
 одежда и обычаи людей из различных социальных групп Скандинавии, Испании, Италии, Нидерландов, Чехии, Франции, Англии, Фландрии; греческого патриарха, "экзотических" народов Азии и Африки и индейцев Нового Света.

В книге также показаны игры, в которые играли народы ацтеков и ольмеков из Мезоамерики. 
Кроме этого, она иллюстрирует антураж члена семьи Фуггеров, наиболее известной семьи в Аугсбурге.

В книге около 150 рисунков с натуры. Именно этим она и интересна.

По рисункам видно на сколько разнообразен был костюм в XVI веке у разных народов, хотя общие линии и прослеживаются:
- одежды длинные и кроткие
- темные и яркие
-  с головными уборами
- в верхней одежде присутствует главным - плащ.
- крой после Средневековья становится намного сложнее
и т.д...

Название на языке оригинала:

Kostüme und Sittenbilder des 16.
Jahrhunderts aus West- und Osteuropa, Orient, der Neuen Welt und Afrika


- /Государственная библиотека Баварии./


Мужская одежда разных стран 16 века по рисункам 1580 года:








 Женская одежда разных стран 16 века по рисункам 1580 года













 





Всю книгу полностью  можно посмотреть и
скачать тут, в моей библиотеке.
-----------------------------------------------------

Читайте так же:

Книга К.Холкебоер:"Выкройки театральных костюмов..." : Часть 5: крой на XVI век.
Книга кроя женской одежды на XV-XIX вв  по системе Мюллер и сын.Подлинники
О старинном русском платье XVII века - из записок иностранцев о России XV-XVII вв.
Костюм XV-XVI в.Или:Платье Моны Лизы
ЭТО ИНТЕРЕСНО: Книга сокровищ герцогини Анны Баварской.
Старинное кружево,шитье,вышивка в одежде.Часть 1:История, подлинники.
Старинные кружево и вышивка на домашнем текстиле. Часть 4.
ЖЕНЩИНЫ - ВОИНЫ. Часть 2: XI - XVI вв.
Русский народный костюм 16-19 веков.
Крой мужского костюма 1600-1900 гг. Подлинники,гравюры,картинки
Мужская ОБУВЬ 13-19 вв.История.подлинники.Гравюры


Комментариев нет:

Отправка комментария