Translate

В дополнение к этому блогу создан сайт "МАЛЕНЬКИЕ ХИТРОСТИ ПОРТНЯЖНОГО РЕМЕСЛА".

пятница, 12 июня 2015 г.

Плащи с пелериной, пальто с пелериной и др. 17-19 вв. История. Крой. Реконструкция.

На этой страничке выкладываю информацию по мужским плащам с пелериной, пальто с пелериной, шинели с пелериной на 18-19 века.
Информация частично из интернета, а основная часть из моего ЛИЧНОГО АРХИВА.
По-этому, прошу, копировать с указанием ссылки на мой БЛОГ.

Плащ с пелериной.

ПЛАЩ - в Древней Руси широкая распашная одежда без рукавов, надеваемая внакидку. В 18 в. появляется плащ-пелерина. В 20 в. плащом стали называть макинтош, а позже любую подобную верхнюю одежду из легкого плотного материала с водоотталкивающими свойствами, на застежке.


Исторически, плащ — это накидка свободного покроя, дающая дополнительное тепло, защиту от грязи или демонстрирующая статус. Но в современном мире под плащами подразумевают то, что англичане называют raincoat — «пальто от дождя». Именно эти прорезиненные изделия, изобретенные в девятнадцатом веке, вошли в наш обиход, как повседневная верхняя одежда, и правильно должны были называться макинтошами

История:
 Плащ – длинная одежда, которая представляет собой облегченную разновидность пальто. Чаще всего плащ сшит из габардина, прорезиненной ткани, или современных синтетических материалов. Пояс является одним из характерных элементов любого плаща.
Откуда же появился плащ, кто его придумал и создал?

История плаща насчитывает тысячи столетий. В древние века, откуда ведет свое начало история верхней одежды, мужчины вообще использовали исключительно плащ – первую модель верхней одежды в истории человечества.
Итак, прообраз первой верхней мужской одежды появился на заре развития человечества: сто тысяч лет назад специальные плащи из шкуры диких животных служили первобытному человеку защитой от холода. Во время верхнего палеолита плащ, как основной элемент верхней одежды, изготавливался уже из более плотного и прочного материала – из кожи.
Впервые в Бронзовом веке появился плащ, который плели мастера из травяных волокон. Такие плащи носили пастухи в Альпах вплоть до наших дней.
Основная верхняя одежда распространилась по странам. Она стала незаменимой верхней одеждой мужчин одновременно у нескольких народов: в Вавилоне и Ассирии плащи носили как воины, так и местная знать. Главным и важнейшим атрибутом гардероба мужчины-правителя был пурпурный плащ, ярко декорированный вышивкой и бахромой.
Плащ из необработанной, и потому грубой шерстяной ткани простого покроя служил основным видом одежды у древних евреев.
В эпоху раннего Средневековья кожаные и меховые плащи носили для защиты от морозов, и мужчины, и женщины. Однако первый плащ, тот, который мы привыкли видеть сегодня, проложил свой триумфальный путь к мировому подиуму моды только в 19 веке, – всё благодаря стараниям химика Макинтоша. Совершенно случайно Макинтош испачкал свой пиджак каучуком, что и привело его к отличной идее, создать вид одежды, который бы защищал от дождя и ветра. Через некоторое время, плащи под названием Макинтош выпустила созданная химиком фабрика.
В процессе разработки военной одежды появились плащи из габардина. Всё стремление было направлено на то, чтобы сделать плащ наиболее легким и прочным.
В 17 столетии на смену уже широко распространенному плащу пришел другой вид верхней одежды – пальто.

ист: http://fashion-fine.ru/muzhskoj-plashh/
---------------------------------------------------------------------
Женский плащ с пелериной конца 19 в:

................................................................................................................

Начало 19 века: пальто с пелериной:

---------------------------------------------------------------------------------
Какие существовали плащ и накидки?
Например, на 13-17 века:

1)плащь полусолнце
2)плащь полусолнце 3/4
3)плащь полное солнце 'круг"
4)худ
5)шапперон
и т.п. и т.д...

Из книги: Анна Блейз:" История в костюмах - от фараона до денди".
 




Плащ-накидка конца 18 века .Тонкая шерсть, подкладка стеганная ватином



   Статуя Роджера Конета.



Deacon Samuel Chapin, (also known as The Puritan). This small version in the Metropolitan Museum of Art is based on the large-scale monument completed by Augustus Saint-Gaudens in Springfield, Massachusetts in 1887.

ист: http://forum.manor.ru/viewtopic.php?f=367&t=24842

Немного из истории костюма:
"...Однако истинному щеголю недостаточно иметь один или два отлично сшитых фрака или сюртука, нужно обзавестись одеждой на все случаи жизни. Журнал «Московский телеграф» в 1825 году наставительно рекомендовал: «1. Полные пары платья: французскую, большого туалета, бальную, для малых вечеров, для верховой езды, неглиже, без карманов, для выезда на охоту. 2. Сюртуки: утренний с одним рядом пуговиц, для верховой езды, с пелериной, для простых прогулок, белый Английский с перламутровыми пуговицами, Прусский с круглым воротником, с шалью и меховой опушкою, гусарский с бранден- бургами и снурком. 3.   Плащи : бальный, с шиншиллой, для прогулки... Но вот что еще не решено: сколько должно иметь галстухов? У одного щеголя насчитали только цветных 72; у другого цветных 154!»
Галстуки походили в ту пору на шейные платки. Кусок ткани сворачивали по диагонали, охватывали шею спереди и, скрестив сзади концы, завязывали узел под подбородком. К слову, женщины в наше время так иногда повязывают платочки под пальто или  плащ . А в начале XIX века эта мода делал а  мужские  галстуки такими пышными, что в них утопал подбородок и чуть ли не вся нижняя часть лица. Тогда же носили и неширокие галстуки, а в журналах за 1826 год сообщалось, что «высоких галстуков совсем не носят»...
...В 30-е годы произошли изменения в покрое фрака, его талия опустилась на положенное ей место и кроилась очень узкой. Пышный рукав у плеча демонстрировал, как бы между прочим, хорошо развитые плечи и широкую грудь, при этом кисти рук должны были быть изящными и тонкими.

Одежды надлежало не только сшить по моде, но и носить так, чтобы показать все достоинства тканей и украшений. Например, рединготы, напоминавшие сюртуки, такие же длинные, с такой же высокой застежкой, носили с шалями светло-серого цвета из зефирного сукна и с шелковыми того же цвета пуговицами. В 1833 году «Дамский журнал » советовал мужчинам, «имеющим репутацию знатоков щегольства», носить рединготы из «неразрезного бархата, подбитые плюшем, или астраханской объяриной матерьею».
 Плащи , чья  история  уходит в глубокое прошлое, любимы были, пожалуй, не меньше, чем когда-то епанчи. Молодые щеголи носили их широченными да такими, что находившись в фаэтоне, укрывали  плащом  весь экипаж. Такой  плащ  подбивался тогда очень модным синим бархатом цвета «элодин».
 Плащ  «альмавива» (широкая накидка без рукавов) получил свое название по имени графа Альмавивы — героя комедии Бомарше «Женитьба Фигаро», а еще такой  плащ  называли испанским. Ходил в нем и А. С. Пушкин, изящно закинув одну полу на плечо. Тогда же носили английский каррик — сюртук (популярны были коричневый и гороховый цвета) с маленькою пелеринкою или капюшоном. М. И. Пыляев рассказывал, что какое-то время в Петербурге очень модным портным считался господин Руч. Рекламируя эти два мужских одеяния — «альмавиву» и каррик, он «в виде живых вывесок пустил» ходить по Невскому молодых людей, двух братьев, в качестве, как бы мы сейчас сказали, моделей. «Для этих живых вывесок бралась ежедневно из манежа лошадь, на которой в означенные часы ехал шагом один из братьев, великолепно задрапированный ,в альмавиву, другой же в английском каррике шел рядом по тротуару...
Через полчаса опять встречали братьев, но их роли переменялись: верхом на лошади ехал уже другой брат, а первый выступал по тротуару, драпируясь в альмавиву. Братья где-нибудь под воротами менялись костюмами».

---------------------------------------------------------------------------------------------------

18-19 век. Крой. Реконструкция. Пошив плаща с пелериной своими руками.

 Вся дальнейшая информация - из моего личного АРХИВА.

Плащ на начало 19 века с пелериной:


Плащ французских карабинеров с пелериной на конец 18-начало 19 вв.


Плащ-накидка (крой) на середину 18-го,нач.19 вв.


Плащ с воротником и пелериной на 1770-1790 гг.
Вид подлинника. крой.



Шинель с пелериной на начало 19 в.
вид.




Шинель с пелериной на 1830-ые годы.


Пальто с пелериной городского типа на 18 в.
Реплика иностранная+крой основы.


НО!! свою реконструкторскую работу по этому чертежу делала с учетом изменения фигуры за 200 лет. И вот вид моего воротника:

А это само пальто.Шилось мною на мужчину, но на поле одела его супруга...Сукно, лен, ручная работа 80%.
Сразу оговорюсь, что при изготовлении пелерины мне пришлось применять ВТО.


 Пальто РЕДИНГОТ с ПЕЛЕРИНАМИ. Подлинник.

...............................
А сейчас рассмотрим более подробно ПЛАЩ с ПЕЛЕРИНОЙ на военную реконструкцию на период начала 19 века.

Мои работы:
сукно, шелк, ручная работа 80%:

Офицер пехоты Наполеона:

Детский плащ с пелериной на шелковой подкладке.

Именно его рассмотрим поподробнее:




>

Сзади разрез посередине у плаща ниже талии на 5-7 см
Обрабатывается как у французских сюртуков:

Оба французских плащей-накидок с пелеринами (как и многие другие моего пошива) кроила по крою на конец 19 века. Считаю этот крой самым удачным и приемлемым для реконструкции такого вида мужской одежды на конец 18-начала 19 века.
Он прост в работе, превосходно садится по человеку в готовом изделии.

Вот этот крой:


Построить его своими руками очень просто!
Для этого вам потребуется или калька для чертежей, или большой лист бумаги(можно склеить из частей). Если нет бумаги, то можно склеить между собой газеты. Размер приблизительный 1,5 метра на 1,5 метра.
Фломастер, или что-то чтобы чертило на этой бумаге(карандаш,ручка,мелок и д.п.).
Линейка, ножницы.
Мерки с себя.
1-ая - длина плаща в готовом виде.
Измеряется от 7-го шейного позвонка вниз. (7-ой шейный позвонок находится у человека со стороны спины и характеризуется самой выступающей косточкой позвоночника на шее).
Как правило у взрослого человека ,в зависимости от его роста, длина получается от 112 см до 135 см.
2-ая - обхват шеи.
Саниметром (если нет такового,то веревочкой(не давите,плииззз... сильно, а то потом некому будет носить изделие))))),затем приложите к любой линейке. У мужчин, как правило найдется в инструментах металлический выдвижной метр(или как там его называют...) измеряете обхват шеи + 5-7 см на свободное прилегание.
Получается,  в среднем от 45 до 55 см.
По этой мерке будете сверять длину полученной горловины на выкройке.
3- я мерка- это длина пелерины. 
В среднем, она равняется или 1/4 длины плаща,или 1/3 части. Как кому больше понравится. 
4-ая мерка - ширина(длина) плеча.
Как правило, у мужчин она варьируется от 15 до 17 см,в зависимости от комплекции.

Построение кроя.
Если вы не разобрались КАК построить по выше приведенному чертежу, то делаем все "на глазок".
Для этого нужно взять или любой крой плечевого изделия(пальто,мундира, пиджака и т.п.).
Или, если такового нет, можно воспользоваться двумя мужскими рубашками.
именно этот вариант и будем рассматривать ниже...
Одну рубашку сложим так, чтобы передняя часть была более четко видна(полочка).
Т.е. убираем вниз воротник, и все осташиеся :перед и спинку.
А вторую складываем посередине спинки и убираем внутрь аккуратно воротник и перед.
Рубашки располагаем на своем листе бумаги(у меня для наглядности все лежит на ковре).
так, чтобы получился прямой угол ,если мысленно провести прямую от середины спинки до середины края переда(где застежка) и соединив швы плеча в точке вшивания рукава.
Затем, учитывая,что рубашка - это все-таки нательное белье, а плащ - верхняя одежда, отодвигаем аккуратно друг от дружки точки собприкосновения плеч на 2-3 см.
И достариваем по внешнем увиду кроя на чертеже свой крой на бумаге.
В моем случае я все достроила мылом по ковру.
Где биссектриса(линия делящая наш прямой угол и проходящая в центре низа плечевой вытачки, которую мы нарисовали) будет являться в процессе пошива - боковыми швами плаща,если длина плаща не войдет в ширину материала.
Выстраиваем плавную линию "вытачки"-плечевого шва.
Отступление.
Плащ может иметь или один центральный шов посередине спины, или два шва боковых.
Т.е. его основа должна состоять или из 2-х частей(как показано у меня на примере детского плаща) или из 3-х (для мужчин выше 165 см).
А вот пелерина состоит всегда из 2-х частей(ну, в своем большинстве, если Вы правильно все раскроили на ткани). Т.е. долевая нить ткани будет проходить по борту пелерины.

>


Основное в вашем построении кроя на основу плаща должно быть то, что расстояние от средней линии спины до пересечения угла построения должно быть меньше, чем от середины точки горловины переда до этой же точки(эта точка там,где сходятся все самые длинные прямые линии).
Затем достраиваем к середине переда, как показано на чертеже из книги(см.выше ) борт на свободное облегание.
Сверяем сантиметром длину горловины.
если она большая, то уменьшаем её, нарисовав линию немного выше.
Проверяем длину плеча.
Откладываем от середины верхней точки спины длину в готовм виде(ту,что мерили от 7-го шейного позвонка)
И проводим нижнюю дугу как показано на чертеже из книги.
Пелерину строим так же...
затем вырезаете все на бумаге.
А вот на ткани помните: что езще нужно дать припуски на швы.
Если с боковыми,то по 1-1,5 см, на вытачках по 1 см и сходите плавно на "нет", по горловине тоже 1 см.
 В идеале нужно горловину продублировать клеевой лентой шириной в 1 см. рассекая на полукругах.
Если таковой нет,то, пока горловина не растянулась на ткани, соберите её прямыми сметочными стежками на суровую нитку.
Плащ может кроится как с подкладкой, но для военных чаще БЕЗ оной, но с подбортами(подбоем), шириной от 10 до 20 см.
Подборта ставятся как на пелерину, так и на основу плаща.
Разрез,если нет центрального шва делается по спинке высотой наа 5-7 см ниже талии и обрабатывается см. картинки выше.

Построение, обработка и соединение воротника с горловиной.
Один из способов.

Мы часто говорим об основе того или иного изделия и редко о мелочах оного.
Например о..воротниках.
Казалось бы: ну что тут говорить? Вметал, вшил и все дела!)
Но не тут-то было. Хорошо вшить воротник нужно тоже уметь. Немного подтянули, перекосили и …горловина изделия уже дает о себе знать или своей растянутостью, или перекосом(а может и тем и другим одновременно). Результат порой виден будет не сразу, а уж исправлять его придется ох как не просто…Ведь втачивание (вшивание в ручную) воротника – это промежуточная операция.
Да и сам воротник надо уметь правильно собрать. Особенно в изделиях из сукна.
Правильно разутюжить или заутюжить швы горловины, правильно соединить углы и проч…

В восстановлении исторической одежды(реконструкции) на 18-19 вв. все гораздо сложнее, чем в современной. Потому что методы технологии втачивания и сборки воротника очень отличаются от методов ручной сборки. С одной стороны они легче, с другой – сложнее. Потому что нужен навык ручной работы, а он, как правило, в реконструкции одежды напрочь отсутствует у многих.
Современный процесс втачивания воротника отдаленно очень напоминает тот, старомодный ручной. Поэтому, в обработке и втачивании этой маленькой детали мне приходится порой применять сразу все виды технологии: ручной(старинной) , индивидуального пошива(ателье) и поточного метода(фабричный). Мало того, приходится порой применять все методы индивидуального пошива сразу, ведь их много вариаций.
Например: кто-то из мастеров сначала собирает воротник, а потом его вшивает, кто-то сначала вшивает нижний, а потом верхний,к то-то….в общем, перечислять не буду, ведь главное в портняцком деле- «чтобы костюмчик сидел».))

Предлагаю рассмотреть обработку и втачивание сложного ,на мой взгляд, воротника в плаще с пелериной ( сам плащ показан ТУТ ).
Прикрепленное изображение

В старину многочисленных названий для воротников практически не было. На чертежах старинных воротник просто называется ВОРОТНИКОМ. Хотя сами виды рисунков там бывают очень отличительные между собой, но главное, что кроились они или из двух половинок (со швом посередине) или цельнокроеными.
Поэтому прежде чем раскроить воротник(построить его чертеж и выкроить) всегда помню: ЧТО именно мне нужно добиться от вида и эксплуатации в дальнейшем изделия.
В заказе на плащ с пелериной клиент захотел, чтобы:
воротник был широким; закрывал горло немного; мог быть приподнят, чтобы защитить от ветра, при этом чтобы не заминался и голова была прикрыта; не отходил чтобы от исторического кроя, т.е. построение должно быть не «замороченное»,типа отрезной стойки; внешний вид соответствовал полковой расцветке, а именно с выпушкой по краю; чтобы вшит был исторически достоверно.
Мой вывод:
Это должен быть высокий отложной воротник с небольшой стойкой отстающий от шеи с концами на 45 градусов цельнокроеный, т.е. долевая идет посередине, может допускаться в нижнем воротнике шов посередине из-за экономии материала. При всем этом этот воротник будет обработан без сложных ВТО, не так как у пальто Редингот.
Что в дальнейшем и изобразила на чертеже:
Прикрепленное изображение
Высоту воротника на чертеже по середине и краю не написала,т.к. это зависит от желания каждого из вас. Одно могу сказать, что высота воротника посередине может быть на 1-2 см меньше чем по краю.
Лично у меня так и было. Высота воротника посередине была 10 см,а по краю 12 см,обхват шеи клиента был 30 см(плащ шился на ребенка 7-8 лет)

Обработка

Построив крой, мне пришлось задуматься над обработкой воротника.
Верхний воротник дожжен быть с выпушкой,нижний с подворотом на отлетных швах,т.к. сукно тонкое и осыпается.
Сам воротник должен быть мягким,но форму держать.
По технологии воротники из толстых тканей кроятся так: верхний должен быть больше нижнего.А при соединении в углах верхний воротник припосаживается слегка,чтобы загиб готового воротника был в сторону нижнего.Потом все приутюживается.
Но это при машинной обработке,а мне нужно было все собрать вручную. И технология явно не подошла*.

*(ВНИМАНИЕ! Вот одно из практических доказательств того, о чем писала не раз в темах про реконструкцию: ручная технология обработки ОТЛИЧАЕТСЯ от современной на машинке!).

Потому что верхний воротник уже будет с выпушкой, а это значит, что припосадить его на углах НЕЛЬЗЯ, т.к. может ухудшиться внешний вид изделия.
В итоге взяла за основу нижний воротник.
Раскроила его с припусками на швы по всему периметру,продублировала. Нижний шов втачала, припуски на обработку краев подвернула и прошила в точку ручным стежком, пришив так, чтобы концы подворотов на шов огибали швы притачивания воротника по горловине.
Затем аккуратно все приутюжив и заутюжив шов втачивания наверх, наложила черновой продублированный крой верхнего воротника на нижний так, как будто бы он уже пришит ,т.е. вывернув концы будущего воротника на руке в сторону основы. Закрепила иголочками и обрезала края :верхние точно по нижнему воротнику, а на низ оставив 1 см на шов закрытия шва притачивания нижнего(как диктовала старинная технология обработки изделий: как можно меньше толщины на швах).
Обработала верхний воротник выпушкой.
Затем наложила на нижний и пришила со стороны отлетных краев потайными стежками по нижнему воротнику, низ просто закрыв шов втачивания нижнего воротника вручную швом «через край».

Результат: воротник обработан и вшит БЕЗ трудоемкого ВТО,но в то же время за счет огибания верхним воротником нижнего создается и держится сама форма.

Источник: http://club.season.ru/index.php?s=&showtopic=37620&view=findpost&p=796580

Прикрепленное изображение Прикрепленное изображение Прикрепленное изображение Прикрепленное изображение Прикрепленное изображение Прикрепленное изображение   
Моя основная тема на Сезоне
........................................................
Подлинник 19 в:
>
>


.................................................................
ВОПРОСЫ ко мне по плащу с пелериной:

- Свет, разъясни, пожалуйста- на первой схеме морская накидка с капюшоном. На второй- написано "рисование капюшона", но самого капюшона там вроде бы нет? Или я еще не проснулась и не разглядела. А пелерина где тогда? Чистологически должна быть на 2-й схеме.
Сжемы я рассматриваю, чтобы понять- как правильно расчитывать линию низа- перед как правило чуть длиннее, и бок тоже длиннее должен быть, из-за плеча. Вот как это расчитать правильно?

ОТВЕТ МОЙ:

- не нужно читать,что написано,а лучше просто рассмотреть  схему из книги.
Раньше эту пелерину и называли капюшоном.
Таких накидок пошила далеко не одну. Причем все из тонкого сукна. А оно  по косой вытягивается очень здоровско. И в тот же момент сразу на нем видно где дуга круга идет не так как надо.Особенно на человеке это заметно.
Вид кроя поставила не просто так.Считаю,что это один из самых ЛУЧШИХ вариантов накидки. Сидит идеально.
Основа получается с плечевой вытачкой,а вот сама пелерина(капюшон) уже БЕЗ вытачки.И тоже сидит ровненько. Ведь задняя часть кроится выше,чем перед за счет выреза горла.Так? и если ты раскроишь по этой схеме все правильно, то в результате у тебя все ляжет ровно по низу,ведь в идеале низ должен быть ровненький.Если посмотреть внимательно.то пелерина,раскроенная просто по кругу,на плечах как бы завышена,а вот на основе ВСЕ РОВНЕНЬКО по низу получается из-за вытачек.
Только одна серьезная загвоздочка с шелком: он ОЧЕНЬ отвисает по косой.Ну очень сильно.И собирать шелк с верхом надо очень тщательно и аккуратно.
Если брать саму обработку,то естественно ,сукно по низу ,бортам продублировано клеевой,впрочем как и воротник.
Теперь: КАК построить так,чтобы низ был ровненький при посадке на человека.
Смотрим внимательно схему: там видна точка начала угла от которго и "пляшет" вся длина плаща.А вот головина переда дальше от этой точки,чем точка высоты горловины задней части.
присмотрись,плииизззз.
Я не просто для себя поставила все эти чертежи в тему.Знала,что инфа пригодиться может многим)).

И последнее: тут на основе просто плечевая вытачка,т.к. плащ на ребенка и длиной всего 103 см по спинке. С одним швом на спинке.
Для "больших дядей" надо по боку делать шов,переходящий в вытачку на плече. Т.к. не "влезает" лекало в ширину ткани как правило см на 15-30(в зависимости от роста и размера).

ист: http://club.season.ru/index.php?showtopic=30023&st=980&p=795960&#entry795960

......................................

Если у кого будут вопросы, задавайте.
Помните, что написав сообщение, оно сначала проходит проверку модератора, а потом уже может появиться в блоге у всех на виду.)
-----------------------------------------------------------------------------------------------
Плащ с пелериной в армии Наполеона

Французские конные войска нач 19 в:

 Бивак русской армии Кутузова на начало 19 в. Шинель с пелериной
Подлинники:

>




>

----------------------------------------
Построение женского МАНТО (та же накидка,плащ)





-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

2 комментария:

  1. Отлично! Как раз сегодня пересматривал в сети, кто делает Boat Cloak (Watch Cloak). Вопросов нет...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Сергей, спаибо, что написали отзыв. Надеюсь,что это одобрение оной странички моего блога.)

      Удалить