12.6.15

Плащи с пелериной-тальмы, пальто с пелериной и др. 17-19 вв. Часть 1: История.Крой.Реконструкция.Гравюры, подлинники...


На этой страничке выкладываю информацию по мужским 

плащам с пелериной, пальто с пелериной, шинели с пелериной на 18-19 века.


Т.к. плащи того времени заменяли верхнюю одежду, то носили их как мужчины,так и женщины.

Вот что пишут словари:

Плащ - 

верхняя широкая одежда, обычно без рукавов, надеваемая внакидку.

Широкий плащ, закрывающий почти все туловище, - альмавива (по имени героя комедии Бомарше "Севильский цирюльник" ).
 Просторный безрукавный плащ, носимый в России с давних времен - епанча.

Крылатка - разновидность мужского плаща с пелериной. Чаще всего мы видим ее на героях Чехова и Горького. Пожилые люди иронически называли это одеяние размахайкой или разлетайкой из-за его длинных, развевающихся по сторонам "крыльев".


Макинтош - прорезиненное пальто, появилось в России в 1830-х годах. Упоминается, например, в "Записках охотника" Тургенева.

Тальма - просторная плащ-накидка без рукавов.
Была как мужской, там и женской вида и верхней одежды вплоть до начала 20 века.
Затем осталась только как вид женской одежды, но у мужчин еще долго были в моде пальто и плащи с пелеринами.
Чаще всего появляются в тальмах чеховские героини - Нина Заречная в "Чайке", Маша в "Трех сестрах".

Шилась накидки-плащи из разных тканей: для мужчин, в основном - сукно,шерсть,шелк, для женщин разнообразие больше.

Плащи -накидки были с пелеринами и без, с подкладкой и без, утепленные (подбивались мехом и проч. тканями, в воротниками и просто застегивались, в древности застежкой служили броши или пряжки.
Плащи-накидки были как для гражданского населения,таки для военных, особенно до начала 19 века.

*
Информация частично из интернета, а основная часть из моего ЛИЧНОГО АРХИВА.
По-этому, прошу, копировать с указанием ссылки на мой БЛОГ.
*

Плащ с пелериной.


ПЛАЩ

в Древней Руси широкая распашная одежда без рукавов, надеваемая внакидку.

В 18 в. появляется плащ-пелерина,т.е. укороченный.

 В 20 в. плащом стали называть макинтош, а позже любую подобную верхнюю одежду из легкого плотного материала с водоотталкивающими свойствами, на застежке.

Исторически, плащ — это накидка свободного покроя, дающая дополнительное тепло, защиту от грязи или демонстрирующая статус.

Но в современном мире под плащами подразумевают то, что англичане называют raincoat — «пальто от дождя».

Именно эти прорезиненные изделия, изобретенные в девятнадцатом веке, вошли в наш обиход, как повседневная верхняя одежда, и правильно должны были называться макинтошами.

История: о плаще

 Плащ – длинная одежда, которая представляет собой облегченную разновидность пальто. Чаще всего плащ сшит из габардина, прорезиненной ткани, или современных синтетических материалов. Пояс является одним из характерных элементов любого плаща.

Откуда же появился плащ, кто его придумал и создал?

История плаща насчитывает тысячи столетий.
В древние века, откуда ведет свое начало история верхней одежды, мужчины вообще использовали исключительно плащ – первую модель верхней одежды в истории человечества.


Итак, прообраз первой верхней мужской одежды появился на заре развития человечества: сто тысяч лет назад специальные плащи из шкуры диких животных служили первобытному человеку защитой от холода.

  Статуя Роджера Конета в накидке - плаще


Во время верхнего палеолита плащ, как основной элемент верхней одежды, изготавливался уже из более плотного и прочного материала – из кожи.

Впервые в Бронзовом веке появился плащ, который плели мастера из травяных волокон.
 Такие плащи носили пастухи в Альпах вплоть до наших дней.

Основная верхняя одежда распространилась по странам.
Она стала незаменимой верхней одеждой мужчин одновременно у нескольких народов: в Вавилоне и Ассирии плащи носили как воины, так и местная знать.

Главным и важнейшим атрибутом гардероба мужчины-правителя в древности был пурпурный плащ, ярко декорированный вышивкой и бахромой.
Плащ из необработанной, и потому грубой шерстяной ткани простого покроя служил основным видом одежды у древних евреев.


В эпоху раннего Средневековья кожаные и меховые плащи носили для защиты от морозов, и мужчины, и женщины.
 Однако первый плащ, тот, который мы привыкли видеть сегодня, проложил свой триумфальный путь к мировому подиуму моды только в 19 веке, – всё благодаря стараниям химика Макинтоша.

Совершенно случайно Макинтош испачкал свой пиджак каучуком, что и привело его к отличной идее, создать вид одежды, который бы защищал от дождя и ветра.
Через некоторое время, плащи под названием Макинтош выпустила созданная химиком фабрика.

В процессе разработки военной одежды появились плащи из габардина. Всё стремление было направлено на то, чтобы сделать плащ наиболее легким и прочным.

В 17 столетии на смену уже широко распространенному плащу пришел другой вид верхней одежды – пальто, которое главным отличием от обычной одежды имело - широта и длина.
А именно: пальто должно было быть широким и длинным.

Укороченное пальто уже называлось - сюртук, который шился гораздо Уже по модному течению того или иного периода.


--------------------------------------------------------------------

Женский плащ-накидка с пелериной конца 19 в:


................................................................................................................

Начало 19 века: пальто мужское с пелериной по гравюрам того времени:


---------------------------------------------------------------------------------

Какие существовали плащ и накидки?

Например, на 13-17 века:

1)плащ полусолнце
2)плащ полусолнце 3/4
3)плащ полное солнце 'круг"
4)худ
5)шапперон
и т.п. и т.д...

-----------

Из книги: Анна Блейз:" История в костюмах - от фараона до денди".


 










-------

Немного из истории костюма о накидках-плащах:


...Однако истинному  щеголю недостаточно иметь один или два отлично сшитых фрака или сюртука, нужно обзавестись одеждой на все случаи жизни.

 Журнал «Московский телеграф» в 1825 году наставительно рекомендовал:

«1. Полные пары платья: французскую, большого туалета, бальную, для малых вечеров, для верховой езды, неглиже, без карманов, для выезда на охоту.

 2. Сюртуки: утренний с одним рядом пуговиц, для верховой езды, с пелериной, для простых прогулок, белый Английский с перламутровыми пуговицами, Прусский с круглым воротником, с шалью и меховой опушкою, гусарский с бранден- бургами и снурком. 

3.   Плащи : бальный, с шиншиллой, для прогулки... 
Но вот что еще не решено: сколько должно иметь галстухов? У одного щеголя насчитали только цветных 72; у другого цветных 154

Галстуки походили в ту пору на шейные платки. Кусок ткани сворачивали по диагонали, охватывали шею спереди и, скрестив сзади концы, завязывали узел под подбородком...
 К слову, женщины в наше время так иногда повязывают платочки под пальто или  плащ .
А в начале XIX века эта мода делала  мужские  галстуки такими пышными, что в них утопал подбородок и чуть ли не вся нижняя часть лица.
Тогда же носили и неширокие галстуки, а в журналах за 1826 год сообщалось, что «высоких галстуков совсем не носят...


...В 30-е годы произошли изменения в покрое фрака, его талия опустилась на положенное ей место и кроилась очень узкой.
 Пышный рукав у плеча демонстрировал, как бы между прочим, хорошо развитые плечи и широкую грудь, при этом кисти рук должны были быть изящными и тонкими.

Одежды надлежало не только сшить по моде, но и носить так, чтобы показать все достоинства тканей и украшений.

Например, рединготы, напоминавшие сюртуки, такие же длинные, с такой же высокой застежкой, носили с шалями светло-серого цвета из зефирного сукна и с шелковыми того же цвета пуговицами.

 В 1833 году «Дамский журнал » советовал мужчинам, «имеющим репутацию знатоков щегольства», носить рединготы из «неразрезного бархата, подбитые плюшем, или астраханской объяриной матерьею».

 Плащи , чья  история  уходит в глубокое прошлое, любимы были, пожалуй, не меньше, чем когда-то епанчи. Молодые щеголи носили их широченными да такими, что находившись в фаэтоне, укрывали  плащом  весь экипаж.
Такой  плащ  подбивался тогда очень модным синим бархатом цвета «элодин».

 Плащ  «альмавива»

(широкая накидка без рукавов) получил свое название по имени графа Альмавивы — героя комедии Бомарше «Женитьба Фигаро», а еще такой  плащ  называли испанским.

 Ходил в нем и А. С. Пушкин(1830-40), изящно закинув одну полу на плечо.
Тогда же носили английский каррик — сюртук (популярны были коричневый и гороховый цвета) с маленькою пелеринкою или капюшоном.


 М. И. Пыляев рассказывал, что какое-то время в Петербурге очень модным портным считался господин Руч. Рекламируя эти два мужских одеяния — «альмавиву» и каррик, он «в виде живых вывесок пустил» ходить по Невскому молодых людей, двух братьев, в качестве, как бы мы сейчас сказали, моделей.
«Для этих живых вывесок бралась ежедневно из манежа лошадь, на которой в означенные часы ехал шагом один из братьев, великолепно задрапированный ,в альмавиву, другой же в английском каррике шел рядом по тротуару...

Через полчаса опять встречали братьев, но их роли переменялись: верхом на лошади ехал уже другой брат, а первый выступал по тротуару, драпируясь в альмавиву. 
Братья где-нибудь под воротами менялись костюмами».
---------------------------------------------------------------------------------------------------

Верхняя мужская одежда для армии XVIII - XIX вв



-----

Шинель с пелериной на начало 19 в.

вид.


--------

Плащ французских карабинеров с пелериной на конец 18-начало 19 вв.



 для пошива тема:

Шинель с пелериной на 1830-ые годы.


-----

Пальто с пелериной городского типа на 18 в.

Реплика иностранная+крой основы.


*
НО!! свою реконструкторскую работу по этому чертежу делала с учетом изменения фигуры за 200 лет.
*

 И вот вид моего воротника:


А это само пальто - реконструкция
Шилось мною на мужчину, но на поле одела его супруга.
Сукно, лен, ручная работа 80%.
Сразу оговорюсь, что при изготовлении пелерины мне пришлось применять ВТО.


------

 Пальто РЕДИНГОТ с ПЕЛЕРИНАМИ-крой подлинный. 

Подлинник.

---------------------------------------------------------------

Подлинники - пальто с пелериной
1830 год                                                                                                         1862 год


пальто с пелериной 1812 год


...............................

Плащ наполеоновской армии нач. 19 в. - Гвардейская артиллерия.- реконструкция.


сшитый мною на ребенка. 
От взрослого отличается тем, что поставлена подкладка.
Внимание тем, кто захочет так сделать: по косому крою подкладка вытягивается и становится неравномерно видна из-под основы. 
По-этому советую применять метод пошива юбки-солнце


------------------------------

Французские конные войска нач 19 в:


 Бивак русской армии Кутузова на начало 19 в.
 Шинель с пелериной


Для чиновников России конца 19-начала 20 вв:


........................................................

Подлинники плащей-накидок 19 в и шинелей с пелеринами:


>


-------


----




-------

Модники 18-19 веков на гравюрах:


-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Читайте так же:

НАКИДКИ Часть 2: тальма,салоп,мантилья и др.История.Подлинники.
НАКИДКИ Часть 3 : женские подлинники 19 в. в подробностях
ПЛАЩ- накидка XVIII-XIX вв.Крой, пошив, МК
Шинель французская Армии Наполеона.История, реконструкция
Обзор книг по изготовлению одежды. Часть 1: 1880-1907 г.Фотографии.
Обзор книг по изготовлению одежды. Часть 2.:1911-1930 гг. Фото.
Мода второй половины 19 века(1850-1900 гг)
Сюртук русский офицерский на начало XIX в.история,реконструкция.
Книга кроя мужского платья на конец 19,нач. 20 вв.:Сюртук, штаны, фрак,пальто и т.д...


6 комментариев:

  1. Отлично! Как раз сегодня пересматривал в сети, кто делает Boat Cloak (Watch Cloak). Вопросов нет...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Сергей, спаибо, что написали отзыв. Надеюсь,что это одобрение оной странички моего блога.)

      Удалить
  2. Добрый день СветЛана.
    Ищу до военный крой мужских пиджаков 1900-30 годы. Есть ли ссылка на данный материал?
    Благодарю.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день,Валентин.
      Сразу оговорюсь: для того.чтобы правильно шить мужские пиджаки начиная с 1870-х годов и по наше время Вы должны иметь профессиональное образование мужского портного. Иначе все,что Вы сделаете,не имея навыков шитья и представления о тех же накладках и стежке изделия вручную или ВТО, будет слабая имитация той или иной вещи.
      Прошу прощения за такое откровение,но это ФАКТ.
      Портной по пошиву мужской одежды считался всегда Мастером ВЫСШЕЙ квалификации,тем более, если шить вещи 20 века.
      В блоге выложены три книги по крою мужской одежды на начало 20 века.
      Ссылки привожу ниже,скопируйте их и вставьте в поиск Вашего компьютера...
      Так же могу посоветовать хороший сайт ИПК "ЛАВАТЕРА" (их страница на ФБ: https://www.facebook.com/groups/1542000529445143/ )
      Это издательство,которое продает принты старинных книг на разные темы,в том числе и по контруированию и шитью.
      У них я купила прекрасное 2-х томное издание Ю.Э.Ошина - знаменитого портного Мастера начала 20 в. "Руководство кройки и шитья" как дамских ,так и мужских изделий за 1911 год.
      А так же еще одного Мастера- А.И.Катун книга "Портной"- альбом-учебник Шитья за 1907 год.В книге показано КАК шить мужские вещи,т.е. вся технология пошива.
      Страницы в этом блоге с книгами построений
      "Книга кроя брюк 1913 г.Мужская мода нач.20-го века." ( https://lebedinajpesnja1.blogspot.ru/2015/10/1913.html#more )
      "Книга кроя мужского платья на конец 19,начало 20 вв.:Сюртук, штаны, фрак,пальто и т.д..." ( https://lebedinajpesnja1.blogspot.ru/2015/02/19-20.html#more )
      "Беррисъ Карл.Школа кройки мужского и дамского платья 1906 год"( https://lebedinajpesnja1.blogspot.ru/2017/01/1908.html#more ) - кстати эту книг уможно скачать в интернете в хорошем разрешении и полностью.

      Удачной работы!
      с уважением.
      СветЛана.

      Удалить
  3. Здравствуйте, а Вы работаете, как художник по костюмам на проектах исторических фильмов? Интересует период 1850-80х. Если да и если у Вас хороший английский, напишите, пожалуйста мне на эту почту aleeey@mail.ru. Есть предложение. С уважением, Алина

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алина, добрый день.
      Я - портной - универсал. И занимаюсь в свободно евремя - исследованиями и реконструкцией исторического костюма на все времена.
      Если бы была художникам по костюмам, то не знала бы КАК шить вещи, и выставляла бы не швейные работы и все о шитье, а рисунки.

      Удалить