Translate

В дополнение к этому блогу создан сайт "МАЛЕНЬКИЕ ХИТРОСТИ ПОРТНЯЖНОГО РЕМЕСЛА".

пятница, 27 ноября 2015 г.

История меха и шуб. Мои работы.

информация из разных источников...
Сопутствующая тема: Русская народная теплая одежда.Книги по народному костюму.

шуба боярская XVI век

Мех – прошел, пожалуй, самый длинный путь в истории одежды, от простых шкур согревающих первобытных людей до собственных модных меховых тенденций и веяний. Первоначально мех служил исключительно для защиты человека от холода, дождя и снега. Шкуры меховых животных были популярны, особенно у северных народов Евразии и Северной Америки, проживавших в условиях сурового климата. Именно климатические условия и повлияли на тип одежды.

Но проходили годы, столетия; формирование новых наций, народов, государств и культур было неизбежно. Особенно сильные перемены происходили в Европе. Бурный рост политической и торговой активности в средние века, в эпоху Возрождения, привели к тому, что культуры народов Европы стали оказывать взаимное влияние друг на друга. Мех стал активно проникать в Южную Европу, где его использовали как украшение или атрибут одежды, а «детский мех» горностая-приобрел особую популярность.


Меха всегда были неотъемлемой частью Российской истории. Россия издавна считалась страной мехов, продажа которых помимо славы приносила ей и немалые доходы. О том, что на Руси все ходят в мехах, Европа знала со времен первых контактов с русскими, то есть примерно с Вещего Олега. Когда эти контакты вошли в стадию устойчивого товарообмена, русские меха начали поступать в Европу и стали таким же символом богатства и знатности, как и драгоценности.


В истории страны пушнина, или, как ее еще называли «мягкая рухлядь», всегда играла важную роль. Издревле на Руси меха были важным элементом. Еще в ананьинскую эпоху раннего железа (VIII-III вв.до н.э.) охота у населения Прикамья имела не только потребительское, но и товарное значение: в обмен на пушнину от племен Юга и Востока в край поступали металлы, оружие, украшения. В X-XI вв. меха постепенно становятся важным товаром. Их продавали как на внутреннем рынке - на «торгах» и на «торговищах», так и вывозили в соседние страны. Торговлей занимались не только купцы, так называемые «гости», но и бояре, а также князья.

В России пушных зверей начали разводить еще в XVIII веке. Молодых особей отлавливали и выращивали в неволе. Это называлось «избяное» звероводство. Существовало еще и «островное» звероводство: в Сибири и на Дальнем Востоке зверей выпускали на острова, где они размножались и их легко было потом отловить. Впервые это сделал русский мореплаватель Адриян Толстых. В 60-х годах восемнадцатого столетия он привез на острова Алеутской гряды голубых песцов, отловленных на островах Северного Ледовитого океана.
Клеточное звероводство началось с середины XIX века. Именно тогда А.В.Марграф основал «Российское общество хозяйственного разведения промысловых животных и представителей дичи» и написал первую книгу о звероводстве. Первые зверофермы появились в Московской, Санкт-Петербургской и Томольской губерниях. Там разводили серебристо-черных лисиц, голубых песцов, соболей, норок.
В промышленных масштабах пушным звероводством начали заниматься в 20-30-е годы ХХ века, с развитием пушных хозяйств и улучшением условий жизни в европейских городах ценность меха уже не сильно зависела от его согревающих функций. Теперь появилась возможность диктовать моду на тот или иной вид меха, поскольку «производство» меха стало регулируемым явлением. Фирмы-производители мехов взяли в свои руки определение моды на мех.
Те страны, которые раньше занимали ведущие места в торговле пушниной теперь столкнулись с жесткой конкуренцией, с которой не всегда могли справиться. Среди них оказалась и Россия, которая совершенно не была готова к появлению на мировом рынке большого количества более дешевых мехов промышленного производства. Первые пушные хозяйства в России стали появляться еще до войны. Потом не многие из них смогли пережить кризис середины прошлого века, а также кризис 1990-х годов. Сейчас наблюдаются попытки возрождения зверохозяйств в России.источник
На арабском языке шуба - это "джуба", оно и пришло к нам оттуда. Там так называется теплая национальная одежда, сшитая из шкурок соболя, горностая и куниц, которые в большом количестве закупались у нас в России.



Во всем мире исторически сложилось, что шубы это традиционно русская одежда для холодных зим, но их также носили в древнем Китае. Правда те были сшиты из шкур обезьян и собак и их могли носить только обеспеченные китайцы. Самой шикарной в Китае тогда считалась шуба, сшитая из каракуля.
Восточные славяне в то время носили зимой кожухи, сейчас такая одежда называется дубленкой. На пошив такого кожуха уходило до девяти выдубленных овечьих шкур. Они не имели размеров и обычно носились всей семьей по очереди. Простые люди носили кожухи-шубы из заячьих шкурок. Зажиточные бояре носили такую одежду поголовно, чем богаче история шубы, тем богаче боярин. Зачастую, они надевали на себя по несколько
одновременно, чтобы показать свою значимость. Их в то время носили мехом внутрь, мехом наружу носить стали относительно недавно, а в прошлых веках мехом наружу носили только извозчики и конюхи.

Шубы на Руси:
Шуба у восточных славян была самой популярной одеждой. Шили кожухи - шубы из 8-9 дубленых овчин длиной до пят со стоячим или отложным воротником. Как правило, кожух был один на всю семью. Самыми дорогими считались белые.
Русские бояре и цари повсюду ходили в шубах. Они надевали на себя сразу много одежды и несколько шуб. Шубы делали на меху и на вате, длинные, двубортные, крытые черным кастором или сукном. Иногда лицевая сторона шубы была цвета маренго (черного с белым) или темно-синей.
Сзади на шубе обычно имелся разрез. Воротники шуб были шалевые, отложные, с меховыми отворотами и лацканами. Чаще всего на воротники ставили черный каракуль, выдру под котик, енота, бобра. Иногда меховые манжеты из того же меха, что и воротник
Меховые шубы застегивались на петли из шкурки, пришитые под борт. Пуговицы ставили большие круглые или в виде палочек, обшитых шнурком.
У людей разного возраста были почитаемы те или иные виды шуб. Шубы на кенгуру и котике пользовались спросом у людей среднего возраста и молодежи. Лису, хорька и енота носили пожилые.
Доха шилась из жеребячьих или телячьих шкур мехом наружу.
Внутри такую шубу делали на вате или на меху Дохи были очень длинными, поэтому их надевали поверх другой верхней одежды. Их не застегивали, а запахивали. На Сибири, Урале, Дальнем Востоке доху шили из волчьего, собачьего и медвежьего меха. В конце XIX века стали делать дохи из телячьих или жеребячьих шкур на меховой или ватной подкладке.
Романовская шуба изготавливалась из шкур овец романовской породы с очень густой и не слишком волнистой шерстью.

Их делали нагольными, то есть не покрывали сверху материалом. Мездру дубили особым способом (она становилась очень мягкой) и окрашивали в черный или коричневый цвет. Шуба была отрезной по талии, внизу на сборках. Застежку делали как на левую, так и на правую сторону, на крючках. Обычно такая шуба имела отложной воротник, но иногда воротник-стойку.
По борту, манжетам, краям карманов нашивали полосы из меха того же цвета и качества, что и на воротнике. Но главное - шубы имели тиснение по борту, краям карманов и по обшлагу. По тисненому рисунку вышивали еще и шерстью. Романовские шубы носили в основном в провинции. Столичные жители их надевали, отправляясь зимой на охоту. Во время первой мировой войны эта одежда получила большое распространение.
Тулуп - просторная, обычно очень длинная верхняя одежда мехом внутрь с большим меховым воротником, чаще всего не крытая. Его надевали поверх другой верхней одежды - армяка. Крестьянские тулупы окрашивались редко. В XX веке тулупом стали называть меховую приталенную одежду, тоже нагольную, длиной лишь до колен.


Поддевка - любимая одежда провинциальных купцов. Она имела оторочку по краям рукава, по борту и карманам, сзади у нее были складки. Нередко ее делали отрезной и присборенной по талии, с застежкой на крючках и надевали под верхний кафтан.
Во время Великой Отечественной войны о поддевках вспомнили - их стали носить полковники и генералы Советской Армии.

Человек носил мех с древнейших времен. Еще в I веке нашей эры знаменосцы римских легионов покрывали свои шлемы шкурами львов и медведей. Считалось, что со шкурами этих зверей легионерам передавалась часть мистической мощи богов. Во все времена одежда из меха служила не только для украшения, но прежде всего для защиты от холодов и непогоды. Возможно, именно меху человек обязан жизнью – кто знает, как сложилась бы история, если бы не теплый мех? Поэтому не стоит удивляться, что шубы по-прежнему остаются важным элементом модной эстетики, а одежда из меха и кожи является неотъемлемой частью нашей культуры.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------







для чтения:


для чтения:


для чтения:

для чтения:

для чтения:


для чтения:

для чтения:

для чтения:
img border="0" height="548" src="https://2.bp.blogspot.com/-1bwydPMZcYM/Vl2r_xZN2bI/AAAAAAAAROA/ovf1_WnrLvA/s640/IMGP0019.JPG" width="640" />

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

В ХХ веке отношение к меху изменилось. После появления скандального романа Леопольда фон Захера-Мазоха за мехом прочно закрепился эпитет «сексуальный». В первой половине ХХ века шубы шили по щиколотку, крой был прямой, талию, в отличие от плеч, не подчеркивали. Особой популярностью среди представителей высшего общества обоего пола пользовались шубы из серебристого меха шиншилл, но шубы из норки и лисицы также были в моде.
В годы войны появились более дешевые каракулевые и цигейковые шубы с манжетами на металлических пуговицах, подпоясанные широкими ремнями. В послевоенное время, в 1950-е годы, особым спросом стали пользоваться рыжие и белоснежные меха: белка, лиса, песец... Во второй половине ХХ века в моду вошли длинношерстные меха – традиционная лиса, а вместе с ней появились и новые – горный козел, медведь, енот и волк.


Задолго до того, как в шубы и накидки из лисы и норки нарядились голливудские старлетки, одежда из мех считалась признаком высокого статуса. Меховая изнанка и отделка – характерная особенность королевских мантий, символа королевского величия. Обычно для пошива мантий использовался белоснежный с черными вкраплениями мех горностая. Почему? Существует мнение, что мех горностая (белый зимой) символизирует королевское достоинство, чистоту и непорочность, и ассоциируется с правосудием. Даже сегодня члены британской королевской семьи носят только этот мех? Исключительность меха, связанные с ним представления о роскоши, немало способствовали повышению его стоимости.

источник: http://www.womenclub.ru/fashonhistory/4332.htm


-----------------------------------------------------------------------------------------

Мои работы

 Съемный воротник из искусственного меха.
Ручная работа.

Каракулевый полушубок.
 Полный перешив из старой каракулевой шубы.



Горжетка из меха чернобурки.
перешив из старого капюшона.


Жилет из исскуственного меха с кожаными вставками.

Полная реставрация берета женского из меха норки.

Горжетка из меха чернобурки.
полный перешив из меховой шапки-ушанки.


Полушубок из меха норки.
Полный перешив из старой норковой шубы.

Меховая горжетка из меха лисы-полевки на шелковой подкладке с оборкой из кружев. Ручная работа.
---------------------------------------------------

Комментариев нет:

Отправить комментарий