23.12.15

Балы 19 века.История.Правила.Подлинники.

бал
"С небольшим было 20 лет Пронскому, когда он приехал в Москву на короткое время для свидание со старою бабушкою, матерью его отца. В Москве было у него много родных; при том же, молодой, богатый человек, в гусарском мундире, охотно и ловко танцующий, везде и всегда хорошо бывает принят. Беспрестанно приглашали его на балы. В одном доме Пронский встретил девушку, которая чрезвычайно ему понравилась. Несколько раз танцевал он с нею; она знала несколько пошлых фраз, недурно изъяснялась по -французски и в обыкновенном разговоре, на бале весьма легко было показаться ему милою и умною..."
- писал Бегичев Д.М. о своем герое, рассказывая в книге нравы из жизни дворян в 1832 году

Бал - в переводе с немецкого означает мяч. В старину в Германии существовал обычай: на Пасху сельские девушки с песнями обходили дома своих подруг, которые за минувший год вышли замуж. Каждой из них дарили по мячику, набитому шерстью или пухом. В ответ молодая дама обязывалась устроить для деревенской молодежи угощение и танцы.

О балах в России:

Первый бал в России Первый бал на Руси состоялся на свадьбе Лжедмитрия и Марины  Мнишек. Потом о них забыли. В России до конца XVII  века ничего похожего на балы не существовало. Возобновил их Петр I, они стали любимы и почитаемы.
Балы-ассамблеи, введенные в России Петром I, представляли собой собрания-балы в домах российской знати.

Их стали проводить в Петербурге и Москве в 1717 году. Ассамблеи служили средством увеселения и местом "для рассуждения и разговоров дружеских".

Бал – настоящая находка
Для юных франтов и для дам;
Его с восторгом ждет красотка,
Он праздник пасмурным отцам.
Чтоб дочка куколкой оделась,
Хлопочет опытная мать,
А чтоб она не засиделась,
Везет ее потанцевать. (Ф.Кони)

Последний бал в России 13 февраля 1903 года состоялся как костюмированный бал. Это был последний бал императорской России.  Несколько костюмов, в которые были одеты участники этих празднеств, сохранились в фондах Государственного Эрмитажа. 

бал

Бал-

это торжественное мероприятие, которое, подобно обряду, имеет свой церемониал и правила поведения, что делает его таким величественным и роскошным.


бал

На бал люди приходили одетыми парадно.


 Кавалеры - во фраке, смокинге или костюме (в зависимости от десятилетия), белой рубашке и обязательно в белых перчатках.

мужчины 19 в


 Причем в руководствах дама имеет право отказать кавалеру без перчаток, и для кавалера лучше прийти на бал в черных перчатках, чем без перчаток вообще. К лацкану фрака прикреплялась бутоньерка. Военные приходили в мундирах.
 бал

 Костюмы кавалеров мало зависели от моды и их рекомендовалось шить в классических формах, чтобы одеяния прослужили дольше. На бал кавалеры приходили в ботинках, и только военные могли позволить себе сапоги, но без шпор.



 "...Черный костюм графа, который тогда еще не был в обычае, ибо мы, мужчины, носили обыкновенно на вечерах и на балах разноцветные фраки и разнопестрые жилеты, не смея надевать черного цвета, который, как предзнаменование смерти, никогда не надевался иначе как на траур..." - так пояснял о моде самого начала XIX века Свербеев Д.Н. в своих "Записках.." 1799- 1826 гг.

Основными украшениями мужского костюма первой половины XIX века служили запонки и пуговицы из золота, серебра или драгоценных камней на парадных бальных костюмах, золотые пряжки на кюлотах.
 У И. С. Тургенева, о котором известно, что он всегда одевался с большим вкусом, был визитный синий фрак с золотыми пуговицами в виде львиных голов. В таком костюме его видел в 1843 и 1844 годах И. И. Панаев.

 В 1830-х годах для вечернего фрака изобретают не завязывающийся галстук, скрепленный драгоценными булавками, которыми в начале века закалывали рубашку. Часы носили либо на короткой цепочке с брелоками, висящей из жилетного кармана, либо на длинной цепочке, которую надевали через голову. 

Цепочки заменялись иногда бисерными и шелковыми шнурками, шнурками, сплетенными из волос, черными или цветными ленточками. С сороковых годов пестрота в мужской одежде считается признаком дурного вкуса, и все многоцветье отдается дамским нарядам.


****
Не для тебя, так для кого же
Наряды новые и свежие цветы,
Желанье нравиться и быть пригоже,
И сборы бальные и бальные мечты...
  - писала в одном из своих стихотворений Ростопчина Е.П. в 1840 годах...

 Дамы и девушки одевались в платья по последнему писку моды, каждое из которых создавалось на 1-2 бала. 

Дамы могли выбирать любой цвет для платья (если он не был оговорен особо - например, в 24 января 1888 г. в С.-Петербурге проводился изумрудный бал, на котором все присутствующие были одеты в соответствующий цвет), для девушек платья шились белого цвета или пастельных тонов - голубого, розового, айвори.




К платью подбирались перчатки в тон платья или белые (надевать кольца поверх перчаток считалось безвкусным). 
Дамы могли украсить себя головным убором - например, беретом. 
Девушкам рекомендовалась скромная прическа. В любом случае, шея должна была быть открыта. 

Украшения дам могли быть любыми - главное, чтобы они были подобраны со вкусом. Девушкам следовало появляться на балах с минимальным количеством украшений - подвеска на шее, скромный браслетик.
Покрой бальных платьев зависел от моды, но одно оставалось в нем неизменным - открытые шея и плечи.

бальные платья середины 19 в: 



 

ист


(с)



ист

"...- Я не знаю никакой девушки из наших знакомых, которая стоила бы быть твоею невестою! Я вчера всех перебирала на бале: решительно ни одной нет. Амалия Лобердорф точно деревянная; Понизовы старшие кокетки, а меньшая выходит замуж; Фонтарева тоже; Клюквина какая-то пискунья; Дарова глупа; Струйкова совершенная деревенщина; об Спицыных и говорить нечего; Маронина ветреница; Любушкина вдова - ну да бы ничего что она вдова, это совсем не порок, это ничего не значит, но она стара, ей лет тридцать есть; а больше никого нет, вес дети остались."...
    - описывает разговор героя и его матери Классен Е.И. в своем романе "Провинциальная жизнь" в 1843 году.



(с)




При таком покрое платья ни дама, ни девушка не могли появиться в свете без ювелирных украшений по шее - цепочки с кулоном, колье - что-либо было надето обязательно. Феликс Юсупов в своих воспоминаниях описывает такой случай: его родители, граф Сумароков-Эльстон и княгиня Юсупова, пошли на представление в Мариинский театр. 

В антракте в их ложу зашла фрейлина императрицы Марии Федоровны и попросила княгиню снять фамильный бриллиант, висевший на шее Зинаиды Юсуповой, т. к. императрица в тот день не украсила себя бриллиантом такой величины. 
Княгиня немедленно исполнила это, но, т. к. другого украшения на шею у нее не было, супружеская пара вынуждена была покинуть театр.


бал

---------

Общие правила поведения на балу

Приняв приглашение приехать на бал, и молодой человек, и девушка берут на себя тем самым обязательство танцевать. Если на балу наблюдается недостаток в дамах или в кавалерах, каждый приехавший на бал обязан восполнить этот недостаток.

Отказываться от участия в танцах, а также выказывать недовольство или дать понять партнеру, что танцуешь с ним лишь по необходимости, считается признаком дурного тона.
 И наоборот, признаком хорошего воспитания на балу считается танцевать с удовольствием и без принуждения вне зависимости от партнера и его талантов.

На балу, более чем на любом другом светском мероприятии, уместно веселое и любезное выражение лица. Показывать на балу, что Вы не в духе или чем-то недовольны, неуместно и невежливо по отношению к веселящимся.

бал

В случае опоздания первым делом нужно поприветствовать хозяев бала. Заводить разговоры со знакомыми, прежде чем отдать дань уважения хозяевам, считается неприличным.
В то же время, не поприветствовать знакомых (хотя бы кивком головы) также неприемлемо. На балах действует особая культура приглашения на танец.

Допускается приглашение на танец заранее, как до самого бала, так и на балу. При этом считается неучтивым, если дама прибывает на бал, пообещав заранее больше трех первых танцев.

бал

В бальной зале за порядком и танцами следит распорядитель бала. Его указания должны исполняться беспрекословно, споры и скандалы с распорядителем бала приравниваются к неуважению по отношению к хозяевам.

Помимо контроля за ходом танцевальной части бала, распорядителю полагается отвечать за порядок на паркете и в танцевальном зале.
Во время бала кавалеры должны следить за комфортом и удобством дам: приносить напитки, предлагать помощь. Кавалер должен следить за тем, чтобы его дама не скучала.


бал

Разговоры на балу, несомненно, допустимы. При этом не рекомендуется затрагивать сложные и серьезные темы, а также собирать вокруг себя большую компанию. На балах не уместно шутовство.
Даже кавалерам, имеющим слишком веселый нрав, рекомендуется вести себя на балу с достоинством.

Ссоры и размолвки между кавалерами крайне не приветствуются во время бала, но если разногласия возникли, то разрешать их рекомендуется за пределами танцевального зала. Дамы являются главным украшением любого бала.

 Посему им подобает вести себя приветливо и мило. Громкий смех, злословие, дурной юмор могут вызвать неодобрение приличного общества.
Поведение дам на балу должно отличаться скромностью, выражение крайней симпатии какому-либо кавалеру может породить осуждение.

бал

Более всего неуместны на балу любые проявления ревности как со стороны дам, так и со стороны кавалеров.
С другой стороны, нескромные взгляды и вызывающее поведение, провоцирующее других участников бала, также недопустимо.


бал ампир

В целом, на балу должно господствовать сочетание скромности, доброжелательности и грации. Следует заранее уделить внимание танцевальной подготовке.
 Но даже при отсутствии склонности к танцам жеманство, излишнее кокетство и грубость на балу вызовут осуждение, осмеяние и жалость.

/Ист: Форум "Три Мушкетера: Тайны Французского Двора"/

бал

----

Бал в России в XIX веке — 

это не просто наряды, танцы и общение, как современная дискотека.
Для многих балы были обязанностью, тяжелой повинностью. Не посещая балы (а особенно «нужные» балы), человек как бы «выпадал из обоймы».

Его (или ее) осуждали за то, что «пренебрегает обществом»,  переставали приглашать, у мужчин возникали проблемы с карьерным ростом…


Конечно, в отсутствие телевидения и интернета, балы были самым главным развлечением, ярмаркой тщеславия, кроме того — фактически единственным местом, где дамы и кавалеры могли свободно общаться.
 Ради бала шили самые модные наряды, приглашали самых известных музыкантов, бодрствовали ночью и спали днем.

платье

Умение хорошо танцевать и правильно вести себя в обществе могло способствовать карьере молодого человека: если его заметили на балу, и к тому же он понравился высокопоставленному лицу или его жене – он мог ожидать продвижения по служебной лестнице.

на балу

Писатель и историк В. Михневич в середине XIX века писал о балах в России:
«Сделавшись своего рода культом, бальные танцы становятся как бы обязательной повинностью для каждого вступающего в свет члена общества. 
Не танцевать светскому человеку,  а тем более даме времен александровских было немыслимо…. Умение танцевать было ценным достоинством и составляло успех не только на паркете, но иногда и на поприще служебной карьеры».


Женщины на балах выполняли точно такую же светскую повинность, отказ от которой мог повлечь за собой разные неприятности, вплоть до «отлучения от света».
Бал, конечно, был  развлечением, но отнюдь не отдыхом.

Светская дама писала своей подруге:
«Балы мне положительно в тягость… Приятно потанцевать раз в две недели, но так часто вертеться – невыносимо».

бал

Кроме того, танцевальные вечера нередко были просто опасны для здоровья, а иногда и жизни участников.
От участия в танцах не освобождались даже беременные женщины.

Известно, что Наталья Николаевна Пушкина потеряла ребенка после одного из масленичных балов – по приезде домой у нее случился выкидыш.

бал

Иногда переохлаждение разгоряченного организма после танцев (особенно женского декольтированного организма) приводило к простудам или воспалению легких. А уровень медицины в середине XIX века был таков, что после лечения выживали только самые крепкие и здоровые люди.

К тому же, кроме физической, танцующие испытывали еще большую эмоциональную нагрузку. На балу требовалось безукоризненно выглядеть, контролировать каждое движение и слово и при этом казаться естественным, приветливым и веселым.  

Бальная наука требовала долгих лет обучения, поэтому детей начинали учить танцам и светскому этикету с раннего возраста.

бал

Однако все эти трудности и неудобства с лихвой окупались популярностью и положением, которых можно было достичь, регулярно появляясь в свете на  танцевальных вечерах.
(с)

-------------------------------------


Чтобы реконструировать балы того времени интересно воссоздавать и само поведение на балах.

Бальный этикет XIX века



Бал – 

торжественное общественное или светское мероприятие, главной составляющей которого является танцевальная программа.

 В России балы появились в XVIII веке, во времена правления Петра I, но получили своё широкое распространение в XIX столетии.
Балы давались круглый год, но сезон начинался с поздней осени – времени наибольшей концентрации представителей высшего света в городской среде – и продолжался весь зимний период, за исключением периодов, когда следовало поститься.

Часто в один вечер приходилось бывать на двух-трёх балах, что требовало от танцоров немалых сил, к тому же многие балы заканчивались под утро, а на следующий день необходимо было отдавать визиты и готовиться к грядущим увеселениям.

Порой подобная напряжённая жизнь пагубно сказывалась на здоровье дам – схваченная простуда на балах иногда приводила к летальному исходу.


Бальный этикет включает в себя не только бальные костюмы, культуру поведения на балу, правильное исполнение танцев, но также и оформление бальных помещений (залов, курительной, буфета, игровой комнаты).

Балы и балы-маскарады разделялись по сословным, профессиональным, возрастным категориям, приурочивались к особым торжествам, и бывали придворными, общественными, частными, купеческими, свадебными, детскими…

Популярны в своё время были балы Дворянского собрания, балы художников и балы, проводимые иностранными посольствами.
Приведённый здесь этикет относится, главным образом, к столице Российской Империи и к балам, проводимым для высшего света: рассматриваются особенности бального внешнего вида, светские правила поведения на балу и основные моменты танцевальной программы.


Приглашения на бал рассылались не менее чем за семь-десять дней до его начала – главным образом для того, чтобы у дам была возможность подготовить соответствующий наряд: на бал необходимо было являться непременно в новом и модном платье.

Для тематических балов (например, монохромный – т.е. определённого цвета, костюмированный, бал цветов и т.п.) указывалось, какого типа наряд следовало подготовить.

Получив приглашение, в течение двух дней отвечали письменно о своём согласии принять участие на предстоящем балу, или же выражали сожаление о невозможности посетить мероприятие – но для отказа требовалась веская причина.
На балу не появлялись в период глубокого траура, но допускалось бывать, нося траур по кузине, в половине траура после дяди и в конце более глубокого траура.

Бальный внешний вид строго регламентировался. Платья дам всегда были открытыми, дополнялись бутоном живых или искусственных цветов.


Для девиц рекомендовались платья светлых тонов, незамысловатая причёска, простые украшения. 
Замужние дамы имели более богатый выбор в расцветке, фасоне платьев и ношении ювелирных изделий. 

Бальная обувь представляла собой мягкие туфли, чаще без каблука. Использование косметики сводилось к минимуму, не возбранялось пользоваться лишь пудрой, и то в умеренном количестве.

--------------------

Прически середины 19 века:




Для кавалеров существовали свои каноны бального костюма: фрачная пара, белый жилет, белый (1830-е годы) или чёрный (вторая половина XIX века) галстук. Фраки были разных цветов, лишь к концу 30-х годов утвердилась мода на чёрный цвет. Во времена правления Николая I на придворные балы гражданские служащие надевали мундир, полагающийся их должности.

Военные являлись в соответствующем их полкам торжественном обмундировании, и все в бальных башмаках, лишь уланам дозволялось бывать в сапогах. Наличие шпор не одобрялось, но некоторые нарушали это правило ради щегольства.

Важнейшим атрибутом было наличие безукоризненно чистых и белоснежных перчаток. У дам они часто были выше локтя, шёлковые или лайковые. Кавалеры в штатском носили лайковые, а военные – замшевые перчатки.
Перчатки никогда не снимались, даже если они лопнули – в этом случае рекомендовалось иметь с собой запасную пару.

платье


 Важной составляющей дамского бального костюма являлся веер( см. аксесуары ниже-мое прим.), служивший не только для создания свежего дуновения, но и в качестве языка общения, ныне почти утраченного.


Приезжающие гости должны были засвидетельствовать своё почтение, в виде приветствия, прежде всего перед хозяевами.
Замужняя дама приезжала на бал с мужем, в его отсутствие допускалось являться с подругой и мужем этой подруги.


Девицы на балу:

Девицы появлялись на балу исключительно в сопровождении матери или пожилой особы, которая зорко следила за своей подопечной, при необходимости давала ей советы и, как было в пушкинское время, искала ей кавалеров для танцев, если на то была необходимость.

Девушка могла явиться на бал и в сопровождении отца, который представлял её своим знакомым, а ему представлялись кавалеры, желающие танцевать с его дочерью. Как правило, хозяин или хозяйка дома просили знакомых кавалеров приглашать на танцы дам, вынужденных, чаще всего из-за внешней непривлекательности, сидеть в сторонке.

 В любом случае не полагалось внешне проявлять душевные страдания, разочарование или же плохое настроение – на балу должно приятно улыбаться и непринуждённо поддерживать светский разговор.


Дама, отправляясь на бал, брала с собой бальную книжечку – карне или агенд – куда, напротив списка танцев, вписывала имена кавалеров, желающих танцевать с ней тот или иной танец. Иногда вместо агенда могла использоваться обратная сторона веера. 

Бальные книжечки прикреплялись к поясу платья и служили подспорьем для памяти – дать обещание двум кавалерам на один танец не только считалось дурным тоном, но могло привести и к дуэли между претендентами, поэтому, оказавшись в ситуации подобной неосмотрительности, даме рекомендовалось пропустить танец. 

В случае поступления приглашения на танец одновременно от двух кавалеров, дама могла сделать выбор в пользу одного из них. Считалось излишним кокетством хвастаться своим заполненным агендом, особенно перед теми дамами, которые бывали мало приглашены.


Перед балом или в его продолжении кавалер мог ангажировать даму на танец заранее, и если в начале XIX века кавалер, узнав, что ближайшие два-три танца уже обещаны другим, уходил ни с чем, то в конце XIX века кавалер спрашивал, на какие из свободных танцев он может претендовать. У дам, пользующихся популярностью, агенд был расписан в первые минуты начала бала. 

В правилах светских приличий 1880-х годов есть указание, что дама не должна давать согласие более чем на три кадрили, и тут же сказано, что кавалер, приглашая, продолжал перечислять все имеющиеся в программе кадрили, пока дама сама не скажет, какая у неё свободна.

Согласно правилам, кавалер начинал приглашения на танцы с хозяйки дома, далее шли все её родственницы, а уж потом наступала очередь танцевать со своими знакомыми дамами.


В начале XIX века бал открывался полонезом, где в первой паре шёл хозяин с наиболее почётной гостьей, во второй паре – хозяйка с наипочетнейшим гостем. В конце столетия бал начинался вальсом, но придворные, детские и купеческие балы открывались величественным полонезом.

В 30-е годы XIX века дама могла танцевать с любым кавалером – считалось, что факт его присутствия на балу уже является гарантией благонадёжности и даме нет надобности опасаться за свою репутацию. Во второй половине XIX века кавалер, желающий танцевать с незнакомой ему дамой, сначала представлялся ей через общих знакомых.

Бальные платья начала 19 в:





 

На протяжении XIX столетия изменялось количество танцев, которые кавалер мог танцевать с одной дамой на протяжении бала – для представителей 1830-х годов это число равнялось одному, а уже в 1880-х дозволялось два-три танца, не следующих друг за другом подряд. Более трёх танцев могли танцевать только жених и невеста. 

Если кавалер настаивал на большем, чем положено, количестве танцев – дама отказывала, не желая себя компрометировать. На частном балу полагалось, чтобы хозяин дома и его сыновья протанцевали как минимум по одному разу со всеми приглашёнными дамами.
На кадриль приглашали заранее.

В обязанности кавалера входило до начала танца заручиться визави, при этом в его роли если и был родственник дамы, то только с её на то согласия.

Желая пригласить даму на танец, кавалер подходил к ней, кланялся и произносил учтивую фразу, наподобие: «Позвольте мне иметь честь пригласить вас на польку (мазурку, вальс и т.п.)» или «Могу ли я надеяться, что вы удостоите меня танцевать с вами вальс (галоп, кадриль и т.п.)». Дама, принимая приглашение, отвечала реверансом.

 Кавалер подавал даме свою правую руку, дама подавала кавалеру левую руку, и пара отправлялась участвовать в танце.



Не принять приглашения танцевать было возможно по причине усталости или же если танец был обещан другому. Отказаться, сославшись на усталость, и тут же соглашаться танцевать с другим, считалось крайней невоспитанностью.

Если на балу присутствовал император, то его приглашение принималось всегда, независимо от того, давала ли дама согласие на танец кому-то другому.

Получив отказ от одной дамы, представитель 1880-х годов обращался с приглашением к её соседке, в то время как в 1830-х данное действо считалось оскорбительным для дамы.
Поклоны кавалеров на протяжении XIX века менялись мало, а реверансы дам претерпевали заметные изменения.


---------------

Во время танца 

кавалер развлекал даму лёгким светским разговором, дама же отвечала скромно и не смела смотреть в глаза танцору слишком часто. 
В обязанности кавалера также входило предотвращать столкновения с другими парами и не допускать падения своей дамы – если такое происходило, кавалер помогал даме подняться, провожал её до места, приносил свои извинения и спрашивал, не нуждается ли она в какой-либо помощи.

Вставать в танец, не зная фигур, вести себя с дамой фамильярно (слишком прижимать к себе во время танца, просить её веер, платок или цветы), забыть отыскать приглашённую даму перед началом танца, наступать на шлейфы платьев – всё это характеризовало танцора не с лучшей стороны.

Умение ловко и красиво танцевать, в сочетании с хорошими манерами и знанием света могло способствовать карьере молодых людей.



По окончании танца


По окончании танца кавалер осведомлялся у дамы, куда отвести её: в буфет или же к месту, откуда он её взял. Обменявшись взаимными поклонами, кавалер либо удалялся, либо мог остаться рядом с дамой и некоторое время продолжать разговор (по поводу данной условности указания в книгах противоречивы: в начале, середине и конце XIX века удерживать после танца кавалера не рекомендовалось, в то время как есть упоминания, что в 1830-х и 1880 годах не возбранялся светский разговор, с условием, что кавалер не мешал другим танцорам приглашать даму, с которой он ведёт диалог).


В 1880-х годах паре разрешено было прогуливаться по бальной зале – под ручку, при этом дама едва дотрагивалась до руки кавалера. Кавалер вёл к ужину ту даму, с которой танцевал последний перед ужином танец, и эту же даму сопровождал обратно в бальную залу после трапезы.

В первой половине XIX века дама могла подходить к буфету только в сопровождении своей попечительницы и кавалера, либо кавалер приносил даме из буфета то, что она пожелает. В конце XIX столетия правила упростились и дама могла идти в буфет в компании одного лишь кавалера.


На такие танцы, как мазурка или котильон, кавалер приглашал, как правило, хорошо знакомую ему даму. Часто продолжительный танец служил возможностью признаться в своих чувствах. Котильоном или греческим танцем заканчивался бал, но во второй половине XIX века завершал программу бала, как правило, вальс.

Гости могли уезжать когда им угодно, не акцентируя внимания на своём уходе – но в течение последующих нескольких дней приглашённый наносил хозяевам благодарственный визит.
(с)


Тюрбан/чалма в женском костюме XVIII-XXI вв. История, изображения.
Интриги и забавы женщин в мужской одежде до 19 века.
1819 г "Правила учтивости и благопристойности"
Буржуазный этикет 19 в.светская жизни в России 19 в
Свадебные платья.История,подлинники
Обзор книг по изготовлению одежды. Часть 1: 1880-1907 г.Фотографии.
Все о ФРАКАХ 18-20 в.история, крой,реконструкция,подлинники

Шьем сами мужской жилет на начало 19 в.
Кюлоты для балов 18-19 в.подлинники,реконструкция.
Фрак на начало 19 века.Реконструкция.

8 комментариев:

  1. Ответы
    1. Рада, что понравилось!
      заглядывайте почаще!

      С уважением.
      Светлана.

      Удалить
  2. Восхитительно, спасибо!

    ОтветитьУдалить
  3. Анонимный10 мая 2017 г., 18:59

    ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ -БОЛЬШОЕ СПАСИБО ЗА ВАШУ РАБОТУ ПО ЕГО
    СБОРУ И ОБРАБОТКЕ.

    ОтветитьУдалить
  4. Прекрасно, искала материал для зарисовок, а нашла целую статью, да еще и с такой подборкой фото и картин!

    ОтветитьУдалить