24.1.22

Обзор книг: Правила светского общества 18-20 вв. Часть 2: 1825-1875 гг.

"Общество есть род торговли, в которую каждый, желающий быть участником, необходимо должен положить некоторое число денег, дабы не учиниться в тягость. Если вы не хотите почитаться бесполезными в обществе членами, то должны напрягать все ваши силы для приобретения искусства и дарований... К достижению же в том успеха (который не вдруг, но через время оказывается) стоит только иметь охоту и добрую волю.

Ради этого привыкайте в разговорах ваших употреблять пристойные выражения, старайтесь изъясняться в кратких словах. Разговоры красноречивых людей и чтение хороших книг послужат вам великим к тому примером..." - из "Наставления девицам", 1784 год.

Продолжаю обзор книг по правилам светского общества XIX века. К середине этого столетия книг по различным наставлениям становилось все больше, и они становились более разнообразны по своей тематике и назначению, например наряду с книгами о танцах стали выпускаться наставления о рукоделиях, модному костюму, как обустраивать дом, как быть экономной хозяйкой и т.п... Что-то в этикете оставалось неизменным с XVIII века, а что-то уже менялось в корне из-за изменения жизни общества.

 Для исследователя эти книги помогут составить (или закончить) образ людей того времени, его развитие, последовательность изменения...

С каждым годом класс промышленников становился многочисленнее, наука и техника развивалась полным темпом, обучающие учреждения открывались с каждым годом все чаще, рос класс студентов, ученых и др. В добавок балам и маскарадам приходил спорт и другие увлечения: литературой, искусством и т.д., где женщины начали выступать постепенно наравне с мужчинами. Высший свет со временем вынужден был делить свое первенство с новым капиталистическим классом и средним слоем населения...

-----------------------------

Книга

ПРАВИЛА ДЛЯ БЛАГОРОДНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ТАНЦОВ

Харьков, 1825 год.

От автора:

"Многие писатели, рассуждая о науках и изящных искусствах, упоминали в творениях своих и о танцевальном искусстве, не рассматривая впрочем его аналитически. В наше время, когда не только искусства, но и рукоделия получают правила, - танцы, составляющие наружное образование юношества, направляемое к согласию с внутренним, не имеют еще никаких, можно сказать, основательных правил. Будучи преподаваемым по разным методам, более или менее отстают они от тех неизменных начал, в коих хранится зародыш всего изящного. Я не принял бы на себя говорить таким образом об искусстве, в котором некоторые не имеют уже, чего желать; если бы не обращал на предмет сей постоянного внимания...

Мое намерение не есть учить людей, занятых должностями. Имея малый досуг, они не нуждаются в правилах, коими следовать иногда не позволяют лета, и вместо коих может служить собственная охота к веселостям. Не пишу так же и для самоучек, которые выдумывают свои правила, и от незнания и обманчивой доверенности к самим себе, готовы самым упорным образом защищать свои мнения. Оставляю пользоваться приобретенными знаниями и тех, которые уже выучились и почтут за излишнее менять себя...

...желание мое состоит в том, что бы танцевальное искусство посредством основательных правил получило свойственное ему эстетическое достоинство и сделалось полезным для молодых людей, чувствительных к прелести веселья и способствующих удовольствию общества...

Чтобы дать танцам пиитическое начало, надлежало бы искать его на Пинде и Парнасе и призывать вдохновение пляшущей Терпсихоры; но оставляя творцам стихов отыскивать таковые права их, и будучи только учителем танцевания, а не пиитом, я намерен здесь показать ход танцев, на естественном порядке вещей основанный..."


В заключении автор пишет, обращаясь к молодежи 1825 года:

"Вы же, любезные юноши! Надежда родителей, наставников и отечества! Веселитесь чистосердечно, не отступая от духа танцев, облагораживающего каждый ваш шаг, каждое ваше движение. Пусть старшие, смотря на вас, сделаются на время счастливыми и забудут о неприятностях, случающихся в жизни человека. Может быть Всевышний, одарив нас всеобщим миром, позволит и нам повеселиться с вами и до того сделает нас счастливыми, что при вас сделаемся помоложе, и  настанут опять дни золотого века, о которых то лишь известно, что когда-то они были!"


-------------------------

---------------------------------------------------------

Книга

ПРАВИЛА СВЕТСКОГО ОБХОЖДЕНИЯ о ВЕЖЛИВОСТИ.

Перевод с французского, 1829 год.

От автора:

"Совершенному познанию обыкновений и правилам светского обхождения, из одной книги нельзя научиться; совсем тем, сочинение, в котором одаренный природными дарованиями и воспитанием, но робкой стыдливости не пользующийся драгоценными своими преимуществами, найдет собрание понятий, необходимых для представления себя в общество; сочинение такое будет иметь цель действительной пользы.

Центр просвещения, общежительности, удовольствий, развязанности, развлечения, успехов, Париж, Пале-Рояль Франции, делается день ото дня нужнее. Каждый, не зная даже сам о том, старается подчинить себя верховному сему судилищу вкуса; откуда почерпаются приятные те оттенки вежливости, ловкости, обхождения, которые ныне, как некогда язык наш, обыкновения, поваренное искусство, моды, сделались Европейскими.

"Хорошее общество, похоже на рассеянную республику, -говорит Дюклос, - оно состоит из членов всех сословий, независимо от состояний и чинов, состоит оно из мыслящих и из чувствующих, из тех, которые имеют верные понятия и благородные чувства." К рассеянным членам этим относится книга наша, равномерно и к желающим приобщиться к ним...

Вежливость познается по наружным знакам: с способностью к рассуждению, научатся из правил наших светского обхождения, вникать в тайны утонченных тех теорий, которые до этого времени известны только были познавшим оные долговременною опытностью.

Так как приятная обходительность, изображение или подражание общежительных добродетелей, то ловкость в обращении и знание светского обхождения, зависят преимущественно от наблюдательного ума и привычки: с помощью одного, внимательны мы к познанию обыкновений; другая приучает нас к оным: следовательно, прежде всего надобно стараться войти в круг хорошего общества...

Воспитание и нравы знатных и народа, имеют впрочем слишком много сходных отношений, чтобы найти в них свойства хорошего общества. Люди низкого состояния живут в невежестве, от недостатка способов к просвящению; знатные же не дорожат науками. Недостаток вкуса происходит у одних от невежества и нужды, у других последствием он расчета и средства к достижению успехов.

Человек отличного воспитания рассуждает о обязанностях, которые необходимы для него в светском обхождении; он старается выполнить их с приятностью; учтивость его ни кого не тяготит, любезность не жеманна, правила благопристойности сохраняет он строго, благосклонен рассудительно, остр уместно, скромен, снисходителен, великодушен, первенствует от некоторым образом нравственностью...

Хорошее воспитание не доставляет качеств, которых требует общество; однако же он обнаруживают оное и относится к нему. Молодой человек, при вступлении своем в свет, должен стараться приобрести их; он достигнет до того легко, когда одарен правильным суждением, когда возьмет себе в пример человека, славящегося ловкостью в обхождении. Нужно однако же для него, чтобы подражание прикрылось оригинальностью, и чтобы приобретенные им качества считали врожденными его дарованиями..."





и т.д...

ЧИТАТЬ, СКАЧАТЬ ТУТ

-----------------------------------------------------

Книга

ВСТУПЛЕНИЕ МОЛОДОЙ ДЕВИЦЫ В СВЕТЕ

Перевод с немецкого, Санкт-Петрбург, 1853 год.

От автора:

"...Я решилась издать эту книжку в переводе на отечественный язык, в полной уверенности, что она не бесполезна будет для внимающих добрым советам молодых девиц, которым сочинительница в немецком подлиннике объясняет пользу предлагаемых здесь наставлений в предисловии своем, так: 

"Встречая так много изданных руководств для молодых людей при вступлении их в свете, с ловкостью и приличием, странно видеть, что не написано об этом предмете ни одного основательного руководства собственно для молодых особ женского пола...

...Внимательное прочтение этой небольшой книжки, доставить им наставительные правила и вразумения, собранные по указанию долговременного опыта и продолжительной жизни, постоянно проведенной в высших кругах общества. Они найдут здесь все, что необходимо знать молодой девице при вступлении в большой свет, и наверное не раскаются в том, что удостоят своим вниманием это небольшое сочинение..."



ЧИТАТЬ, СКАЧАТЬ ТУТ

------------------------------------------------------

Книга

СЕКРЕТЫ ДАМСКОГО ТУАЛЕТА и ТАЙНЫ ЖЕНСКОГО СЕРДЦА

Сочинение Викторины Л., Москва, 1855 год

От автора:

"По наружности нас встречают, по уму провожают - эта пословица справедлива вообще. В мужчине ум и платье, сделанное по моде, заменяют красоту. От женщины требуют более: женщина должна обладать красотой, молодостью, умом, любезностью и быть со вкусом одетой, чтоб заслужить внимание и одобрение. Все это, взятое вместе, называется красотой истинною.

В моей книжке я изложила правила, как достигать всех вышесказанных условий истинной красоты, и , как женщина, надеюсь, не ошиблась говоря о средствах, сохраняющих красоту. Помогать природе, заниматься ею, украшать ее - вот сущность секретов дамского туалета."



ЧИТАТЬ, СКАЧАТЬ ТУТ

----------------------------------------------------

Книга:

СВЕТСКИЙ ЧЕЛОВЕК или РУКОВОДСТВО к познанию правил общежития.

Составленное Соколовым Д.Н., Санкт-Петербург, 1855 г.

От автора:

"Проводя всю жизнь нашу в кругу людей, не излишним бы было изучить их требования. Человек рожден для общества; все его способности, все его наслаждения и удовольствия направлены к общественной жизни; он имеет нужду в обществе, так же как и общество нуждается в нем, как в своем члене...

Если принять за несомненную истину, что познание всех необходимых приличий приобретается постоянным навыком и усваивается нечувствительно от долговременного, нередко с малолетства, обобщения с людьми образованными, то нельзя не согласится и в том, как трудно и неудобно, вступающему в свет, уловить без наставника все тонкости светской жизни, весь тот разнообразный этикет, который составляет необходимую принадлежность людей хорошего тона. Предлагаемая книга может заменить собою наставника и служить руководством для молодых людей, вступающих в общество среднего круга. Аристократ, взросший в кругу утонченных приличий, без сомнения, не имеет в ней надобности..."






ЧИТАТЬ, СКАЧАТЬ ТУТ

------------------------------------------------------

Книга

МУЖЧИНА И ЖЕНШИНА
Часть 2. 
Гигиенические тайны человеческой красоты.

Санкт-Петербург, 1865 год

Из Заключения:

"Действие соответствующего физического воспитания не ограничивается только телом, но и отражается на умственных способностях; она даже распространяется на последующие поколения, потому что , качества родителей, дурные и хорошие, переходят от родителей к детям. Здоровые люди произрождают здоровых детей. Слабые или хворые - потомств с подобными же недостатками. Мы уверены, что если б родители следовали гигиеническим правилам, изложенным в этом сочинении, и заставляли и своих детей исполнять их, то следствием этого было бы важное усовершенствование физической организации новейшего поколения Болезни наследственные мало по малу исчезли б, а приобретенные встречались бы реже и вследствие этого все человечество было бы сильнее, прекраснее и быть может лучшей нравственности."



ЧИТАТЬ, СКАЧАТЬ ТУТ

-----------------------------------------------

----------------------------------------------------

Книга

ХОЗЯЙКА, ЭКОНОМКА, ОГОРОДНИЦА, САДОВНИЦА и МАСТЕРИЦА

Луиза Ортолан, С.-Петербург, 1871 год

Вступление:

" В порядочном хозяйстве все должно идти по однажды заведенной системе; отступления не должны быть допускаемы. Поэтому хорошая хозяйка должна прежде всего уметь распределить употребление своего годового прихода. Сделать это однажды, ей уже не следует ни в каком случае изменять заведенного порядка.

Первым долгом ей следует составить верный итог своему ежегодному приходу, затем определить нужную сумму на главные расходы, например: на квартиру, мебель, дрова, свечи, слуг, экипаж, одежду, стол и наконец, на разные непредвиденные случаи. Не мешает так же, ради предупреждения всяких столкновений, назначить отдельно известную сумму на каждое лицо: на мужа, жену, детей...И на другие расходы..."


ЧИТАТЬ, СКАЧАТЬ ТУТ

-------------------------------------------------------------------

Книга

ПРАВИЛА СВЕТСКОГО ЭТИКЕТА для ДАМ

Перевод с английского, С.-Петербург, 1873 г.

От переводчицы:

" Людям, вступающим  в свете, т.е. в общество людей благовоспитанных, приходится долго присматриваться к нему, подмечая те обычаи и формы внешней вежливости и приличия, которыми обуславливаются, здесь взаимоотношения и общительность, подчиняясь условным правилам, усвоенным в светском кругу под именем этикета. И долго приходится впадать в более или менее неприятные промахи и неловкости, прежде чем удастся приобрести знание этого своеобразного кодекса.

Вот почему многие, особенно молодые люди, относятся с робостью к тому, что называется "светом", и к собственной невыгоде чуждаются его, не обладая тою непринужденностью, уверенностью в себе, которая облегчает успех, помогая человеку ориентироваться в данном положении и свободно раскрыть лучшие свои стороны. Но она может быть до известной степени приобретена предварительным, так сказать теоретическим знакомством с этой сферой. Поэтому мы думаем, что предлагаемые краткие наставления относительно светского этикета будут нелишними в особенности для юношества и вообще для тех, кто вступает в светский круг без опытных руководителей..."


ЧИТАТЬ, СКАЧАТЬ ТУТ

--------------------------------------------------

Книга

ПРАВИЛА СВЕТСКОГО ЭТИКЕТА ДЛЯ МУЖЧИН

Перевод с английского, С.-Петербург, 1873 год

Предисловие:

"Этикет, так же как все другие общественные и нравственные законы, есть собрание результатов наблюдений и опыта многих поколений. Кодекс законов этикета обязателен для всякого порядочного человека. Цель этой книги - сообщить читателю этот кодекс в возможно краткой, приятной и ясной форме..."



и т.д...

ЧИТАТЬ, СКАЧАТЬ ТУТ

---------------------------------------------------------

Книга

ОСНОВНЫЕ НАЧАЛА физического и нравственного ВОСПИТАНИЯ ЖЕНЩИН.

Вильна, 1875 год.

От автора:

"...Я очень хорошо знаю, что Германия богата превосходными сочинениями по предмету воспитания, тем не менее настоящая книга показалась мне не излишней, во-первых, потому, что она заключает в себе краткое обозрение всего относящегося к воспитанию, как физическому, так и нравственному, и, во-вторых, потому, что последнее изображается в ней не вообще, а в специальном применении к женщине, чего мне не случалось встречать ни в одном знакомом мне сочинении.

Притом же мне казалось, что Англия и английское воспитание заслуживают особенного внимания, ибо невозможно отрицать, что эта страна, по распространенным в ней высокой женственности, семейным добродетелям, уважению к женщине и брачному союзу, занимает видное место между остальными народами, причину чего следует , без сомнения, искать главным образом в воспитании английских женщин.

Да послужит некоторой рекомендацией настоящему сочинению и то, что оно написано двумя врачами и потому физическое воспитание обработано в нем с особенной внимательностью...
В заключение я прошу не забывать, что на настоящее сочинение нужно смотреть лишь как на план, эскиз, как на простое указание важнейших предметов в воспитании женщин, а не как на их обстоятельное развитие, чего уже следует искать в подробных сочинениях о воспитании."




ЧИТАТЬ, СКАЧАТЬ ТУТ

---------------------------------------------------------

-----------------------------------------------------

Читайте так же:

Обзор книг: Правила светского общества 18-20 вв. Часть 1: 1765-1821 гг.




Комментариев нет:

Отправить комментарий