"Невозможно познать конкретное общество, не желая узнать моды, царившей в нем. Костюм изобличает нравы, и ,для примера, наряды гражданок Тальен и Богарне помогают постичь сознание, сформированное Термидором" - Анатоль Франс.
Если в России, где законодательницей мод стала императрица Мария Федоровна Романова лишь в XIX веке, в Англии - была Елизавета I уже в XVI веке. Хотя само понятие "мода" появилось в Англии еще в XIII веке.
В словарях английского языка с 1300 г. существительное "мода" стало употребляться в значении "shape, manner, mode" (форма, поведение, образ действий, обычай) от древнего французского "facon" и от латинского "factionem" в значении "grоup of people acting together" (группа людей с общими интересами или действующие сообща).
В значении "prevailing custom" ( господствующий, распространенный обычай) понятие "fashion" употребляется с 1489 г, "stile of attire" (мода на одежду и украшение) - с 1529 г. Первые употребления глагола зафиксированы в 1413 году; "fashionable" в значении "stylish" ( модный, элегантный, стильный) появилось в речи с 1608 года.
Наиболее общепринятое в разговорной речи значение понятие "мода" в английском языке остается - "fashion" и до сих пор...
Во времена Шекспира (
16-17вв) английскому обществу пришлось с особенным усердием отвоевывать свою аутентичность в бурных водах всемогущей моды, но она выстояла. В те времена Англия торговала с целым миром и богатела, а главное, англичане свободно могли совершать путешествия и привозить домой все, что им нравилось. И особенно соблазнительна была Италия. В 16-17 в. Италия для всей Европы был то же самое, чем потом ( в следующем столетии) стала Франция и особенно французская столица. Из Италии во все концы шли книги и особенно моды. Здесь светская жизнь давно стала изящной, блестящей и очень привлекательной. В Италию отовсюду ездили за хорошим воспитанием и за разными модными изобретениями. Для англичанина в XVI-XVII вв. необходимо было съездить в эту страну, пожить в Венеции и особенно во Флоренции, научиться говорить остроты и любезности на итальянском язык, перенять итальянское светское обращение и , наконец,- одеваться по-итальянски.
На улицах Лондона в те времена можно было с легкостью встретить молодых людей - щеголей, в шелковом платье, с задумчивым и кислым выражением лица, с презрительной гримасой. Щеголь побывал за границей и вообразил, что он изведал всю жизнь до дна, дома ему казалось все грубым, презрительно он скучал в английском обществе. Именно эти "герои" Шекспиру и пригождались для его комедий...
В 1794 году вышел первый английский журнал о моде "Галерея моды" Эккермана. С 1868 по 1914 годы в Великобритании издавался еженедельный журнал "Ярмарка тщеславия", который известен карикатурами на модную одежду и модниц. В этом проявилось типичное для англичан ироническое отношение к безвкусице, аляповатости, отходу от практической и комфортной одежде. Английское общество негативно относилось к человеку, уделяющему слишком большое внимание к моде, явно демонстрирующему свой стиль. Именно это иронично выражалось в разговорной речи: "элегантно одетый, чересчур самоуверенный молодой человек: щеголь, франт"; "богатая, привлекательная молодая женщина, которая проводит большую часть времени за покупками, одеваясь по последней моде"; "модный арбитр, судья" и др.
Фрэнк Мосс Беннетт - британский художник
Главная черта английского общества во все времена - это стабильность, приверженность традициям, преемственность от поколения к поколению, наследование ценностей обеспечили формирование устойчивого представления о моде у англичан.
-------------------------------
XVI-XVIII века
XIX век
-------------------------
Англия стойко пронесла основные черты моды через всю историю до наших дней. Именно в Англии зародились такие понятия, как "английская леди", "джентльмен", которые вбирают в себя целый комплекс качеств, отличительных черт, известных во всем мире и связанных в том числе с манерой одеваться.
Английская леди - образ девушки, обладающей исключительным вкусом, безупречно одетой, в манере и внешнем виде которой нет ничего лишнего, и это не могло не оказать влияние на саму моду и отношение в ней к ней у английского общества.
В английской литературе сформировался образ "денди", который проник и в русскую литературу XIX века. Известными писателями-денди считались Д.Байрон, Ч.Диккенс, О.Уальд, У. Теккерей, Д. Браммель (законодатель моды в эпоху регенства). Последний вошел в историю как английский "премьер-министр элегантности", законодатель мод и автор книги "Мужской и женским костюм".
Олицетворением английской элегантности и моды также являлись Джейн Остин и её героини.
Изначально добротная и удобная одежда отличает Англию от других стран. Английский стиль в одежде характеризуется массивностью и квадратностью в пропорциях, преобладанием натуральных шерстяных тканей разной выработки.
Английский костюм предназначен для дождливой погоды по капризам погоды и остается британским вкладом в моду и ярким отражением классического стиля.
Основная аксиома английской моды - "скромно, не значит бедно и немодно".
Сами англичане называют свой стиль : классический английский стиль с налетом легкого снобизма и чопорности, присущий жителям туманного Альбиона (туманный Альбион - так называл Англию древнегреческий ученный Пталемей).
По мнению социологов и дизайнеров, англичане отдают предпочтение собственным национальным брендам. Существительные "Parisian" и "French" (парижский, французский) являются для них обозначением чрезмерного франтовства, погони за модными новинками.
Для современного человека достаточно вспомнить про викторианский стиль
(1837-1907). Это эпоха царствования королевы Виктории, когда промышленный рост и экономическая революция была на пике расцвета в Англии.
В это время появились и стали широко распространяться печатные модные журналы, позволяющие массовому потребителю следить за последними модными веяниями...
Так же знаменита эдвардианская эпоха первой декады ХХ века, вращающаяся вокруг королевского двора, где король Эдуард VII.
Это период роскоши и праздности, восхвалявшая модную стильную даму...
До сих пор Лондон уверенно занимает одну из ведущих позиций в списке столиц мира моды и достойный конкурент Парижа. В России прочно закрепились такие понятия: "английский костюм", "английский стиль" и даже малые дети знают что такое "английский воротник"...
В современной Англии восприятие моды определяется социальными факторами в значительно большей степени, чем в России. Английское общество имеет очень ярко выраженные классовые разделения в области вида костюма по доходам, культурным параметрам и проч.
Четкое различие проявляется в манере одеваться по социальным классам общества (богатые, средний класс, обслуживающий персонал, и т.п) , которое характеризуется особым отношением к моде, и имеет свои стили.
Например, представители высшего среднего класса носят экстравагантные вещи, но в целом более небрежно относится к своей внешности. Они считают, что слишком классные, чтобы заботится о своем внешнем виде. При этом недопустимы что-то блестящее на одежде ( стразы и проч.), мини юбки, и выражено стремление носить брендовые вещи.
Та часть общества, которая стремится повысить свое благосостояние, та к, кстати и называется в обществе - стремящиеся, стараются следовать (стремиться) к моде.
Люди с наиболее высоким достатком, представители элиты носят бредовую одежду от создателей известных марок "от -кутюр"...
-----------------------------------------------
Но вернемся в начало ХХ века - конец модерна в Англии на следующей странице...
Комментариев нет:
Отправить комментарий