25.12.20

Шали XIX - XX вв. Часть 2: Шали в России - история. Подлинники из коллекции Русского музея.

"- Это шаль моей жены! - говорил Мановский, проходя по гостиной и видя лежавший на диване платок Анны Павловны".
 - А.Писемский, роман "Боярщина",1846 г.

Продолжим тему о шалях с небольшой добавочной информацией по истории и с показом подлинников. Согласны?
Сегодня мы затронем тему именно российских шалей.

Начало тут:

Шали XIX - XX веков (Часть 1). Подлинники,история.

О шали, как одном из видов части женского костюма можно говорить и тем более смотреть без конца,т.к. к началу 21 века видов этого изделия и и х производителей - множество.

Слово "шаль" известно с IV века до н. э.
Особо популярными большие узорчатые платки — именно так переводится слово "шаль" с персидского — стали в XV веке. В России это слово появилось в 1790 г, означающее большой узорный платок.

 Многообразие русского языка позволяет нам сейчас объединить старинные и современные значения многих слов, тем более относящиеся к женским головным уборам - платкам.

В России в народе носили УБРУС - цветной платок , сложенный треугольником и застегнутый под подбородком. 
Шали же - это уже название большого платка или палантина(по-современному) сначала вошли в моду для городского состоятельного населения.

В конечном итоге сейчас само название большого платка - "шаль" - осталось в русском языке, что означает платок или полуплаток размером больше 100 см..
 А вот само слово "платок" применим для изделий до размера  90 - 100 см по краям. Длинную прямоугольную шаль мы уже называем - "палантин".
Так же треугольный платок размером по 2-м коротким (катетам) сторонам менее 70 см мы называем "косынка". 


МОДА НА ШАЛИ В РОССИИ 19-20 вв.


Сначала кашемировые шали были предметом мужского гардероба. Климат той же Индии( край Кашмир) , например, диктовал такое решение: днём её можно повязать на поясницу или перекинуть через плечо, а во время ночной прохлады закутаться. Это хорошо можно увидеть на картинках тех же махараджей, например. Так же шалью могли украшать и слонов.


Затем постепенно большие платки-шали перешли в женский костюм.

А уже из Индии в конце 18 века те же кашемировые шали перебрались и в Европу.
Стоимость одной кашемировой шали были просто баснословная -5 000 рублей. В 1805 году такая цена была сопоставима с годовым доходом от небольшого имения. Такая стоимость шали была не только из-за её уникального состава пряжи- шерсти молодых козочек, но и самой технологии изготовления (конкретно об этом мы в другой раз поговорим).


Наполеон привез кашемировую шаль в подарок своей Жозефине, что и сделало этот вид платков в последствии таким популярным. Из Франции мода распространилась на шали по всей Европе...

Длинные меховые боа, узкие шарфы и широкие шали стали в особой моде у европейских женщин с 1800 по 1830 года. В 1820 годах стали производить тонкие шерстяные шали с вытканным рисунком в восточном стиле.

"Шали Турецкия с разводами, оставлены; а вместо того давно уже употребляют шали одноцветныя из тонкой шерстяной ткани... "
/Отрывок статьи с описанием мод  из Моднаго Парижскаго Журнала от 14 Декабря 1802 г/


Модный журнал для дам начала 19 в. авторитетно заявлял:
 "Едва ли нам известен лучший способ проверить вкус настоящей леди, чем посмотреть на её выбор шали и на манеру носить её".

Особо надо было уметь драпироваться в шаль, которая стала неизменным спутником легкого туалета, особенно в России: перекинуть шаль на одно плечо, на оба, через плечо и закинуть на грудь, закинуть на спину, грациозно закутаться и выполнить много других движений вплоть до танца «па де-шаль», о котором упоминается в «Войне и мире».


Чтобы шаль удерживалась в нужном положении, сохраняла красивую драпировку, в ее углы вшивали маленькие металлические шарики, иногда такие шарики вплетали в кисти.

С развитием новых технологий и производств появлялись новые виды этого дополнения к женскому костюму. Шали-платки в разных странах вязали, плели на коклюшках, ткали, украшали вышивкой, кружевом, набивным рисунком, различно бахромой и т.д. ...


Мода на ношение в Европе, России* и Америке шалей (больших платков или полуплатков) не угасла и к концу 19 века.

*Основное название женского убора в старое время – плат. В некоторых говорах слово сохраняется до наших дней. Название платок появляется в 17 веке. Платки, входившие в комнатный или летний наряд женщины, называли убрусами.
Сами же платки появились на Руси в ХVI — XVII веках и назывались «канаватки». Это были довольно большие платы из тонкого шелка с разноцветными полосами. 
Канаватками торговали восточные купцы, их привозили издалека, и для русской женщины они были бережно хранимой драгоценностью.
***

 Например, в России с середины 19 в цветные яркие шали ассоциируются нами с тем же купечеством, т.к. именно купцы владели фабриками по изготовлению платков разных расцветок и размеров.


В печатных источниках 19 столетия упоминаются ситцевые платки фабрик Москвы, Петербурга и Владимирской губернии, которые к концу XIX века постепенно заменили у крестьянок старинные кички и сороки. Ситцы владимирских купцов Барановых славились кумачовым цветом.


Также упоминаются «колокольцовские» шали — так обобщённо сегодня называют изделия крепостных мастериц начала XIX века. 
(Мною уже были коротко упомянуты эти шали в Части 1)

Изящный узор колокольцевских платков-шалей стал возможен благодаря использованию тончайшего пуха. Двустороннее ткачество означает, что лицевая и изнаночная стороны шали одинаковы.


Первой мануфактурой, занимавшейся кашемиром в России, считается основанное в 1800 году на нижегородчине (д. Скородумовка) предприятие с крепостными Надежды Аполлоновны Мерлиной, урождённой Колокольцoвой (ум. в 1843). С 1800 по 1834 гг. мануфактура находилась в ее имении в Нижегородской губернии, с 1835 года - в имении в Рязанской губернии в село Подрядниково. 
Два её брата, Григорий и Дмитрий Колокольцовы, тоже занимались производством в своих имениях в Саратовской и Пензенской губерниях. Поэтому шали называют также колокольцовскими.


Князь Долгорукий отзывался о кашемировых российских шалях так:
"Не знаю, весело ли тем, кои вырабатывают шали и платки, но знаю, что любо смотреть на их труды. Какое мягкое полотно! Какие живые краски! Какие замысловатые узоры: всё в совершенстве. И после скажут в Париже, что мы дики, необразованы, а в Лондоне, что у нас нет ума изобретательного, нет искусства!
Оставьте нас как мы есть, господа иностранцы! Мы, право, вам ни в чем не уступим: у нас руки гибкие, земля богатая, народ покорный: чего с этим не выдумаешь? Было бы кому налаживать добрую волю
".


Русские газеты и журналы рекламировали шали в течение нескольких десятилетий 19 столетия:
"Кашмирские шали, квадратные или шарфообразные в большой моде. Цвет последних белый или пёстрый; но края всегда бывают превосходной работы. Такая шаль видом похожа на шёлковую, но легче и делается из драгоценной шерсти тибетских коз"...


Или взять те же русские Павло-Посадские** платки...

**Павлопосадские набивные платки и павловопосадские шали — шерстяные и полушерстяные изделия, украшенные традиционным красочным орнаментом, возникшим в старинном городе Павловский Посад во второй половине 19 века.
Павловский Посад (территория бывшего Богородского уезда) — старейший российский текстильный центр.
В 18 веке — начале 19 века богородские шали и платки отличались особой красотой вытканного золоченой нитью орнамента.
***


Начали ткать первые платки в 1795 году, когда крестьянин Иван Лабзин основал мануфактуру по производству шалей в селе Павлово (ныне город Павловский Посад Московской области). Продолжили дело Яков Лабзин (правнук основателя) и Василий Грязнов. При них начался выпуск шерстяных шалей и платков с набивным рисунком. Первые образцы появились в 60-х годах XIX столетия.

Павло-Пасадский музей

Пика производство достигло в советское время, когда предприятие в месяц выпускало столько, сколько сейчас за год, рассказывает журналу РБК гендиректор мануфактуры Александр Карташов. С распадом СССР объемы производства упали в несколько раз, а в середине 1990-х фабрика едва не закрылась...


Изумительной тонкость работы, богатством орнамента и цветовых решений славились елисеевские шали и платки из Воронежской губернии. Самым крупным производителем ситцев и набивных платков был Владимир.

Воронежская помещица Вера Елисеева пять лет потратила на эксперимент по производству русской шали. Чтобы понять секрет рисунка, помещица разрезала купленную ею шаль из заграницы. Но на этом она не остановилась. Понимая. как дорого стоят кашмировские шали, помещица задумала изготовить их как можно более дешевыми. Для этого она задействовала пряжу из российской шерсти. В степях Западной Сибири тогда водились вигони и сайгаки, которые давали не менее качественный пух.


Для ткачества опять же нанимались молодые крестьянки, которым запрещено было заниматься тяжелым трудом, чтобы чувствительность пальцев рук не пропала под мозолями. За год изготавливалось всего 1 шаль без рисунка, с рисунком - чуть более 2-х лет...

Шалевого производство В.А. Елисеева основала в 1813 году в Воронежской губернии. Потом оно перешло к ее сестре Н.А. Шишкиной.


Расцвет шалевого производства в царской России пришелся на 20-30-е годы XIX века.
В 1829 году в Петербурге открылась первая выставка промышленных изделий, на которой было представлено уже пять шалевых фабрик. 

Шаль. Конец XIX — начало ХХ века.
Россия, неизвестное производство.
Шерсть, шелк, ручная набойка.

Дальше - больше. На выставке в Пензе. Пензенская помещица Анна Печерина и мокшанская помещица Полякова выставили шали козьего пуха с цветными каймами. Генерал-майорша Надежда Панютина представила такую же шаль, а кроме нее цветную кайму к платку и такую же к шарфу.
Дело в том, что шаль могла состоять из нескольких кусков - центрального и каймы...

Шарф. 1830-е. Шерсть, двустороннее ткачество. 257 х 62,5. Деталь. ГРМ.

К концу XIX века уже создавались массовые производства шалей, где ручной труд ткачества или отсутствовал, или применялся как дополнительный виде вышивки, соединений частей или вязание каймы.


В наше время на антикварных рынках русские шали ценятся больше французских — из-за высокого качества шерсти. В этом случае России сильно поспособствовала Сибирь и близость к Азии, где водились вигони и сайгаки, киргизские козы, чья горловая шерсть не уступала кашмирской, а по некоторым свойствам и превосходила ее. 
Этим преимуществом и пользовались русские помещики 19-нач. 20 в.


К концу 19-нач. 20 века в Царской России было уже достаточное разнообразие текстильных предприятий, выпускающих шали-платки. Это и  ведущие центры текстильного производства Москвы, Московской и Владимирской губерний. Набивные, тканые и вышитые платки и шали, выпускавшиеся русскими мануфактурами, представляют сейчас историческую и художественную ценность и хранятся во многих музеях нашей страны.


Ну, а сами музеи время от времени делают для нас показы-выставки этого вида женского костюма, чтобы мы и наши потомки могли полюбоваться этой красотой.

Например, собрание платков и шалей Русского музея – шелковых и парчовых, шерстяных и ситцевых набивных, вышитых, кружевных, вязаных - одно из лучших в России

В ХХ веке шали в том же СССР было принято так же вязать как на производствах и самим, а не только покупать уже готовые как российские, так и зарубежные...

Например, в Башкирии разводили специальные породы темных коз. Поэтому пух был темный или серый. Популярными были башкирские и оренбургские шали и платки. В годы СССР такая шаль практически была у каждой женщины.

Старшее поколение России помнит песню, которую исполняла знаменитая русская певица Л.Зыкина "Оренбургский пуховый платок":

В этот вьюжный неласковый вечер
Когда снежная мгла вдоль дорог
Ты накинь, дорогая, на плечи
Оренбургский пуховый платок
Я его вечерами вязала
Для тебя, моя добрая мать
Я готова тебе, дорогая
Не платок, даже сердце отдать...


Шалью, в СССР чаще всего называли просто - платок,  укутывали советских детей. Младенцев пеленали или укрывали. А ребятню, что мальчиков, что девочек в морозы поверх зимней одежды завязывали шалью-платком, чаще всего серого цвета. Шаль накидывали поверх шапки на голову, затем перекрещивали на груди и завязывали узлом на спине. 

Серый пуховый платок частенько повязывали при болях в спине. Он согревал позвоночник и человек быстро поправлялся. 
В у нас народе с давних времен был поверье, что платок должен быть именно синего или серого цвета, тогда и боль уйдет быстрее...

Ухаживать за вязанными шалями/платками было не просто: их стирали аккуратно вручную, затем слегка отжимали в полотенце, и потом натягивали по периметру или на раму или на что-то подходящее.
Например у меня мама натягивала большимииглами-булавками на разложенном диване...


В нашем современном обществе видов шалей (больших платков) уже множество, как и их производителей от крупных старинных предприятий до частных мастеров и домашних мастериц. И писать об этом виде дамского костюма можно бесконечное множество статей.

Например, мною не затронуты Торжские вышитые золотом платки-шали и палантины, а о других производствах написано лишь для ознакомления ...


Как правило сейчас мы называем шали : квадратный большой платок или его половину. А уже длинные полотна - палантинами...
Но это уже... другая история...
----------------------
ПОДЛИННИКИ из коллекции Русского музея:









Шали XIX - XX вв. Часть 3: Проза и поэзия о шалях. Подлинники.

---------------------------------------------------------------------

Читайте так же:

Комментариев нет:

Отправить комментарий