14.2.24

Шали XIX - XX вв. Часть 3: Проза и поэзия о шалях. Подлинники.

 Гляжу как безумный на черную шаль, 
И хладную душу терзает печаль...

/А.С.Пушкин, 1820 г/

Да-да, продолжаем говорить о шалях ( больших платках) - дамском аксессуаре к костюму, который не забыт и по сей день...

Помните, на сайте уже есть статьи:

Шали XIX - XX веков (Часть 1). Подлинники,история.

Шали XIX - XX вв. Часть 2: История-кратко. Подлинники.

Эта статья, думаю, завершит мое повествование о шалях, хотя... 😉😊

Статья будет посвящена описаниями как носить шаль, и упоминании этого аксессуара женского костюма в поэзии разных эпох.

"Шаль лучше всего идет к женским плечам. Из всех современных одежд, она своим длинным и величественными складками более всего соответствует греческой тунике. Следует, однако, отличать шаль из материи от кружевной шали; пока, мы рассматриваем первую.


Подобно древнему пеплуму, шаль есть длинный четвероугольник, драпирующийся на тысячи ладов, и это свойство всегда удержит за нею превосходство над всеми модными верхними одеждами.


Женщина со вкусом кладет личный отпечаток в способ драпировки свой шали. Высокая и несколько худощавая женщина может закидывать один угол за левое плечо, образуя на высоте груди поперечные складки, в контраст со складками юбки. Полная, маленькая женщина должна зашпиливать шаль как можно выше, предоставляя её складкам спускаться непринужденно на платье  с треном.


Лучшие шали из индийского кашемира, как по достоинству ткани, так и по колориту. Складки её широки и мягки, красиво облегают фигуру, это одежда современной матроны в расцвете её красоты.
При выборе такой шали необходимо обращать внимание на то, чтобы рисунок и тон её подходил к данной фигуре. Считаем излишним повторять уже сказанное выше о рисунках, увеличивающих и уменьшающих рост на взгляде.


Шаль из китайского крепа, вследствие тяжеловесности, ложится несколько изломанными, сухими складками, и падает вертикальными линиями вниз от затылка.
Она годится преимущественно пожилым женщинам, начинающим чрезмерно полнеть, или еще молодым, но уже слишком дородным.

Креповая шаль относится к числу очень дорогих и не художественных вещей, в особенности рискованно надевать их в виду их ярких цветов, редко гармонирующих с остальным туалетом. Кружевная шаль, матовая и прозрачная, наоборот, придает полноту худощавым фигурам.

-----

ПОДЛИННИКИ. СТИХИ о шалях.




Темно-вишнёвая шаль

Я о прошлом теперь не мечтаю,
И мне прошлого больше не жаль.
Только много и много напомнит
Эта тёмно-вишнёвая шаль.

В этой шали я с ним повстречалась,
И любимой меня он назвал.
Я стыдливо лицо прикрывала,
А он нежно меня целовал!

Говорил мне: «Прощай, дорогая,
Расставаться с тобою мне жаль.
Как к лицу тебе, слышишь, родная,
Эта тёмно-вишнёвая шаль!»

/Русский старинный романс/



Китайский вышитый платок-шаль 19 в.




***

У Посада, у Посада 
Вьётся синяя река,
Нет на всём на белом свете,
Краше нашего платка.

Все цвета вобрал красавец:
С голубых небес до звёзд,
Кроны дуба, кроны ели,
Милой Родины, берёз.

Кинь на плечи, кинь на куд,
Загляни-ка в зеркала,
Зацветёшь и улыбнёшься,
До чего ты в нём мила.

Ты без слов приносишь 
счастье
Целой армии подруг,
Золотых деяний рук.

И в театре, и на свадьбе
Сеешь щедро красоту,
Загораешься дубравой,
Белой чайкой на лету.

Нет на свете уголка,
Где б не видели платка
Из Посада, из Посада,
Там, где синяя река.

Прямо чудо, прямо чудо,
Сотворили на века,
Рукодельницы Посада,
Рукотворницы платка.

/Олег Чухонцев/



Вышитая шаль 19 в


***

Шаль цветастая.

Подарил мне шаль цветастую
С шелковистой бахромой.
И была недолго счастлива
Я  с тобой, любимый мой.

Плечи я  в неё закутала,
А слова забыла вдруг.
На гитаре струны спутала,
Виноват был ты, мой друг.

И под этой цветастою шалью
Говорил невозможное мне.
Как мы жарко с тобою дышали
И сгорали в любовном огне.


Забылся ты, забылась шаль,
Но мне не жаль, не жаль, не жаль.
Я исчезла тенью прошлого
С первым утренним лучом.
Замерзала я, хороший мой,
Хоть и было горячо.

Не ищи меня напрасно ты,
На гитаре струн не рви.
Не согреет шаль цветастая, 
Если в сердце нет любви!

/Лариса Рубальская/

****

Вышитая шаль. Китай 19 в


Шелковая шаль, вышивка, 19 в.

****

Шаль шаловливая...

Шаль шаловливая, 
Шалые, милые позы,
Взоры счастливые,
Метаморфозы...

Плеч одиноких убранство,
Жаркая лава,
Красок шаманство
Золотоглаво!


Ткань на тебе горяча,
Гордая зрелость.
Это скольженье с плеча,
Оторопелость...

Пышный цветной лабиринт -
Глазу угроза.
Шали рукой не бери -
Колется роза!


Сцены усталость,
Выдох беззвучного хора.
Все, что осталось -
Занавес без актера.

Все, что осталось от жизни,
Смелой и жгучей...
Шаль шаловливая, брызни
Ливнем из тучи!

/Александр Крестинский/

***



***

Женщина в шали

Я шали люблю
носить на плечах....
Они так красивы
в сквозных кружевах!

В них сердцу тепло,
и душе в них светло,
их русские женщины
носят давно...

Закутавшись в шаль,
внимали гитаре,
не прячась в вуаль,
когда очи сияли.

И в шалях по росам
на свиданья спешили,
где сердечно им розы
мужчины дарили...

Как красива божественно
женщина в шали!
Они несомненно
её украшали...

 /Зарина Морская/

****



***
ШАЛЬ

Нежный пух свой козы дали,
Руки женщин нити спряли.
Замелькали бойко спицы —
Шали вяжут мастерицы.
Вяжут с самых давних пор,
У снежинок взят узор.

Шаль воздушно-кружевная,
Белоснежная, резная,
Сквозь колечко струйкой льётся —
Не застрянет, не порвётся!

Знает Запад и Восток
Оренбургский наш платок.

Надевай платок скорее,
Он украсит и согреет,
Словно маменька родная,
Мягко, нежно приласкает.

Так обновка хороша,
В ней вся русская душа!

/Инесса Агеева/
***


Шаль шерсть Индия для Европы 19 век.









Китайская шаль 19 в. вышита для Европы.



----------------------------------

Читайте так же:


Комментариев нет:

Отправить комментарий