"...А бал был прекрасный. Бальные речи шумели шумным говором. Женщины, украшенные цветами, сверкавшие очами и брильянтами, наклонялись на кавалеров и кружились с ними в упоительном вальсе...
Леонину все это стало противно. На роскошь праздника он взгляда не бросил и ко всем окружавшим он почувствовал неодолимое отвращение.
В эту минуту в большую залу вошла графиня. Парчевый тюрбан увивался около ее головы; темно бархатное платье чудно выказывало удивительную белизну ее плеч. В зале сделалось невольное движение..." - В.А. Соллогуб "Сочинения графа Соллогуба", 1855 г.
Тюрбан (чалма по русски) -
название происходит из персидского языка и означает материал из вуали, который персы повязывали голову, затем тюрбан заимствовали арабы и другие восточные народы. В Европу от впервые проник в период крестовых походов. В период франко-бургундской моды (14-15 вв) тюрбан носят придворные дамы и господа. Зендельбиндер - европейский вид тюрбана. Бальцо эпохи Ренессанса (15-16 вв) - жесткая разновидность тюрбана, который не повязывается.
Тюрбаны снова стали в моде во время похода Наполеона в Египет и оставались до начала ХХ века изменяясь по своему виду и назначению. К концу ХХ века чаще всего головной убор наподобие тюрбана в России называют - чалма.
Если посмотреть на всплеск моды на этот вид головных уборов, употребляемых разными народами Азии и Африки и вошедшими в моду из Франции в другие страны Европы и в Россию, то выявляется связь с событиями на мировой политической арене. Это можно проследить как по России, так и по другим странам.
Подтверждение этой параллели можно прочесть в различных публикациях, как газетных, словарях, так и литературных того времени (что мною и приводится в доказательство при исследовании истории этого вида головного убора).
Например: При Наполеоне в эпоху ампир - когда Франция пошла на Восток - в Египет 1798-1801. Или: Русско-Турецкие войны: 1806-1812; 1828-1829; 1853-1856; 1877-1878 года...и т.д..
Однако, давайте все по порядку...
С развитием товарообмена и событий на политической и экономической карте мира Европейские государства, Россия и Америка перенимали моду на костюм с Востока и Азии: Индии, Персии и т.д.
Вот что пояснял один из купцов об этом головном уборе в 1789 году:
"...Это называется турбан, то есть скомканный комок флеру или дымки, или батисту, или подобного ему; тут еще употребляется разных лент множество, и сила вся состоит в том, как бы побольше напутлявить так и того и другого...турбаны так легки, что нет ни одного весом в полфунта..."
Сначала носили шляпки в виде тюрбана до XVII века, а затем и сама форма тюрбана в восточном стиле стали надевать как в торжественных случаях, так и в повседневной жизни с 1760-х до начала XIX века, когда он стал только частью вечернего туалета дамы.
Тюрбаны вошли в моду в самом конце XVIII века наряду с другими вещами восточного происхождения — кашмирскими шалями, например. В театре этот головной убор стал известен намного раньше.
Уже в XVII столетии при помощи тюрбана показывали восточное происхождение героев. Например, считается, что распространению тюрбанов в качестве модного головного убора способствовала французская писательница Жермена де Сталь (1766 — 1817).
Ей пришлось бежать из Франции от правительственных преследований, она посетила многие страны, в том числе и Россию. Пребывание знаменитой француженки в нашей стране нашло свое отражение у Пушкина в «Рославлеве» (1831).
Костюм де Сталь всюду находил подражательниц. Известно, что писательница предпочитала всем головным уборам тюрбан. Вот что пишет об этом Смирнова-Россет: „...Гейне ее возненавидел и назвал «La Sultanne de la pensée" (султанша мысли), та всегда носила красный тюрбан».
И именно в XIX столетии тюрбаны надолго захватили общество в модной индустрии головных уборах у дам и были более разнообразных видов. От просто обертывания платком вокруг головы, до специальных шляпок в основе которых лежала форма тюрбана. Были разные манеры носить, назначения уборов, виды, расцветки, с украшениями и без...
В 1803-1805 годах на придворные и другие балы надевались усыпанные драгоценностями тюрбаны из муслина, киссеи или легкого шелка с перьями...
Тюрбан "мамелбк", например полагался в 1804 году к вечернему костюму и был из белого атласа, перед завернут вверх, как поле шляпы поверх куполообразной тульи, отделанный страусовыми перьями; и "мадрас" (1819), сделанный из голубых и оранжевых индийских платков.
Так же носили шляпы "Фантази", которые имели форму тюрбана или чепца и отделывались главным образом перьями.
Форма тюрбанов менялась постоянно, чуть ли не каждый сезон.
Они вошли в моду в 20-е годы ХIХ века:
В 1830-х тюрбан сворачивали из кружевных и газовых шарфов. Так же на балы на голову надевался чепец вроде тюрбана из узкой индийской шали, украшенный высоким поперечным султаном, причем отделанные бахромой концы шали спускались спереди до самого живота.
В 30-х годах 19 в., как сообщали газеты, тюрбаны имели следующую форму: «Носят также береты и тюрбаны. Последние изменились по своей форме: прежде главная ширина их была по обеим сторонам головы, а ныне с боков тюрбаны узки, но зато весьма широки в передней и задней частях».
Манера носить тюрбан диктовалась возрастом дамы, её вкусом и благосостоятельностью.
Тюрбан а ла арменьен - "Тюрбан по-французски" - делались из белого газа, называемого одноименным с самим головным убором, украшались тюлевыми шарфами.
Наиболее популярны с 1825 по 1835 года были в России тюрбаны а ла Моабит (a la Moabite). Вот что про них писали современники в модных журналах и газетах того времени:
"... Тюрбаны a la Moabite , которые носились дамами, щеголяющими своим туалетом; красивейшие из тюрбанов те, которые из белой ткани с серебряными вокруг шефами, или из белой шалевой материи с пунцовую вокруг шалевою же матерью..." ..." Тюрбаны a la Moabite употребляются только теми дамами, которые слишком прихотливы в наряде..." (1829 г)
"...Тюрбаны a la Moabite употребляются особенно дамами, имеющими красивый оклад лица и которым лета их позволяют еще иметь волос на лбу; убор сей должно надевать таким образом, чтобы отличаться. Тюрбаны сии все почти с полосками, вышитыми золотом или серебром..." ... "...Тюрбаны a la Moabite приняты общею модою, а особенно молодыми и хорошенькими особами; волосы при них иногда завивают, но чаще гладкие. Тюрбаны сии большею частию делаются цвета белого с тоненькими золотыми или серебряными клеточками..." (1832)
"...Тюрбаны a la Moabite в большой моде. Сии тюрбаны, белые газовые, затканные золотом или серебром или только с серебряными или золотыми перехватами, суть самые модные.."(1833)К 1840-ым тюрбаны остались, но острая мода на этот головной дамский убор началась опять в 1850-х -начале 60-х, с измененным видом.
"...Тюрбан "Сесиль" темнофиолетовый бархат, который соединяется и свивается с золотым кружевом, бахромой и позументом, - так же произведение вполне художественное, чудесное! "Жидовка", наколка из золотой парчи, убранная изумрудным бархатом, перемешанным с белым газом, затканным золотыми и шелковыми разводами ярких, пестрых цветов; петли, розетки, и длинные спущенные по сторонам концы, все составлено из соединения этих трех разнородных материй и производят эффект очаровательный!" --- - писал один из современников в 1846 году
"...Сама мистрисс Ньюком осталась бы совершенно довольна отзывами Гонимэна о её гостях и о ней самой. Чарльз Гонимэн так отзывался о большей части этих господ, как буд-то они стояли у него за спиной..."Эта леди в красном тюрбане, с прелестными дочерьми, - вдова знаменитого судьи Бюджа - все удивлялись, что он не был сделан министром юстиции и пэром - единственным препятствием ( как я слышал по секрету) было нежелание короля сделать пэром какого-то Бюджа. Леди происходит из скромного, простого звания, но в настоящее время сделалась знатною..." --- - "Записки весьма почтенного семейства" соч. Т.В.Теккерея, 1855 г.
"...- Троекуров, взгляни, как эффектна сегодня madam Rantzof! проговорил в эту минуту ему на ухо проходивший мимо адьютант.
Он, как бы нехотя, лениво обернул голову наложу первого яруса с левой стороны, где в пунцовой, расшитой золотом мантилье, накинутой на великолепные плечи, венчанная головным убором из пунцового же бархата, перевитого жемчугом, и сияя двумя огромными шатонами, продетыми в маленькие розовые ушки, сидела молодая черноглазая женщина, весьма, действительно , "эффектная" своею яркою, вызывающей красотою..." ----- так описывает своих литературных героев романа в театре конца 1850-х годов М.Б.Маркевич.
Спасибо. ознакомилась с интересом. Мне нравятся тюрбаны и чалмы
ОтветитьУдалитьРада, что заглянули на огонек..Мне тоже очень нравятся эти головные уборы Частенько ношу дома, делая чалму из палантинов.
Удалить