3.10.21

Книга «Век женской моды, 1794 - 1894 гг.», 1896 г. Часть 1: 1794-1815 гг.

«Древняя мода остается диковинкой, мода, только что ушедшая, становится абсурдом; господствующая мода, в которой кипит жизнь, кажется нам самым олицетворением благодати»
Октав Узанн
--------

К концу XVIII века модное направление в костюме задавали Испания, Англия и Франция. К середине XIX века остались Англия и Франция, где последняя одерживала верх со своими смелыми фантазиями и французской гибкостью в предпринимательском деле на первое место, где занимала его до начала века XX-го. Но уже на конец XIX столетия Франции приходилось первенство в модной индустрии удерживать с трудом, т.к наряду с Англией уже стала соперничать в этом виде гонок и Америка.

От того наиболее интересно читать именно французские издания о истории модной одежды, к тому же сейчас уже сами программы дают каждому из нас возможность не только рассматривать картинки с фолиантов, выставленных на бескрайние просторы электронных ресурсов, но и переводить их тексты с помощью того же Гугл, например.

И я, как истинный исследователь пользуясь этой возможностью выставляю ( и в дальнейшем собираюсь это делать) переведенную с французского языка найденной на сайте Internet Archive (некоммерческая библиотека миллионов бесплатных книг, фильмов, программного обеспечения, музыки, веб-сайтов и др.) книгу «Век женской моды, 1794 - 1894 гг.».

Эта книга замечательная еще тем, что женская мода показана в картинках-гравюрах по годам, что помогает наглядно видеть любому желающему постепенное её изменение в течение ста лет от периода, который мы сейчас называем ампир - до начала эпохи модерна. И это очень интересно, поверьте! 

Картинки-гравюры будут при показе немного озвучены текстом из этой же книги и текста по книге 1899 года "Дамские моды XIX века", изданной уже на русском языке по одним и тем же документам (все модные тенденции в книгах и журналах до начала ХХ века в России были переводами с иностранной литературы).

----------------


Книга: 

«Век женской моды, 1794 - 1894 гг.»


Париж, Г. ЧАРПЕНТЬЕ И Э. ФАСКЕЛЬ, редакторы, 11, rue de Grenelle, 11, выпуск 1896 г.

Двадцать страниц текста и примерно 192 цветных изображения, показывающих французскую моду с 1794 по 1894 год.
Изображения также рассказывают жизнь той эпохи, начиная примерно с 1833 года, когда фигуры людей показаны стоя на коленях в церкви, посещая зоопарк, сцены свадьбы, детей, пожилых женщин, интерьеры и т. д.
Четыреста туалетов воспроизведены в цвете по подлинным документам.

От создателей сборника.


Мода - это вечный перезапуск.
По сей день книги о моде издаются в роскошных изданиях по очень высокой цене; библиофилы предпочитали и предпочитают сохранять их, часто даже не разрезая, и большинство интересующихся ими могут с ними ознакомиться.

С особой точки зрения книжного магазина, это настоящая революция и колоссальный практический опыт - собрать воедино книгу размера обычного размера. Он объединяет женскую моду прошлого века, достоверно воспроизводимую из года в год и аккуратно запечатленную в печати в сборник.

Мы нашли эту книгу в доме помощника Charaire, который выполнил фотографии и печать для этого Jivre.
Благодарим всех людей, которые предоставили необходимые документы для Un Siecle dc Modes, а также nolainmont М. Абеля Гёбода, директора Fashion Monitor, и М. Тьери, директора Journal des young ladies.

Чтобы показать читателю несколько проблесков моды в течение столетия, мы черпали вдохновение в прекрасных работах Луи Октава Узанна(1851-1931), опубликованных в книжных магазинах Ramies и озаглавленных «Француженка века», «Женщины и мода», «Метаморфозы парижского с 1792 по 1892 год».
Из этой замечательной документальной книги мы извлекли всю литературную информацию, которая в совокупности образует интересное, хотя и очень краткое изложение.

Речь пойдет о спокойных и тревожных временах, через которые проходит женщина, влияющие на нее, и мода, которую она создает, являясь лишь отражением ее серьезных или развращенных манер, проявляется в различных аспектах, суровых или распутных
.

Старинный дизайн, старые ткани, старые кружева и гипюр издавна были в почете. Мы живем прошлым, ищем гравюры прошлых лет, мы вдохновляемся ими и несколькими непохожими туалетами, кононами с интервалом в двадцать лет, создаем оригинальный костюмный гарнитур с очаровательным вкусом.

Вот почему мы подумали, что настал момент собрать в одном томе весь спектр этих преобразований, сделанных еще более живыми за счет цвета, передающего точные нюансы используемых тканей. Поэтому это и интересная книга для чтения, и неоспоримая документальная ценность, которую мы предлагаем публике сегодня
.

-------------------------------------------

Женская мода 1794-1815 гг.


Великая французская революция, порвав со всеми старыми традициями, создала новые эстетические понятия об одежде украшениях, и из этих-то понятий произошли все разнообразия моды XIX столетия.
Первоначально под влиянием господствующих идей этой только что освободившейся от многовекового гнета нации, моды вдохновлялись языческой мифологией, старались приблизиться к природе, освободить формы, яснее определились контуры человеческой фигуры, сделать костюм возможно более свободным и соответствующим идеалу греческой красоты.


После страшных дней Террора, французы решили забыть в увеселениях, зрелищах и балах все это. Директория вновь возвела женщину на трон красоты и любви, где она стала легкомысленной и владычицей общества, но общества тревожного, лихорадочного и преданного ажиотажу ( биржа, игры и проч.). 

Брак превратился в простой гражданский акт. Стал считаться только временным обязательством, разводы стали обычной легкостью.

Братья Гонкуровы писали: "Женщина переходила от одного мужа к другому в погоне за новым счастьем, за новыми ощущениями. Она пускалась в обращение, как красивый товар. Она была женой, пока ей это не надоедало, - матерью, пока её это забавляло. Муж, с одной стороны, переходил из одних объятий в другие; разводились из-за пустяка; женились для того, чтобы вновь разводиться; разводились для того, чтобы вновь жениться".

 Страсть к танцам овладела всеми слоями общества, едва убрали эшафоты, как во многих местах Парижа открылись бальные залы.
Балы были организованы во всех точках столицы; радостные звуки кларнета, скрипки и бубна зазывали танцевать оставшихся в живых после Террора, которые собирались там толпами. Заведения отличались лишь по слоям населения.


Поскольку от прошлого не осталось ничего, и французы не в силах были сразу создать общество с совершенно новыми приличиями, обычаями, одеждой, то позаимствовали все у древних письменных источников и народов древности.

Юные девушки соревновались в одежде и грации.
Затем можно было увидеть появление первых туник, хламиду с цветными меандрами, марлевых или льняных платьев и греческую обывь-котурн, турецкие долманы, швейцарские шапочки с украшающими лентами на подъеме.

После стриженных волос, которых требовали модные прически a la Victime и a la Titus, стали носить парики и непременно белокурые, все женщины хотели быть именно блондинками.

На голову надевали кокетливый чепчик, сильно напоминающий детскую шапочку, или шляпу с высокой головкой, украшенную ястребиными перьями. Затем вошли в моду сборчатые шапочки с кружевной отделкой; они делались из батиста или черного, вишневого, зеленого, лилового бархата. Стали даже носить что-то вроде турецкой чалмы, украшенной жемчугом и султаном из перьев.


В старом Jardin Boutin, в Тиволи, где смесь холмов, водопадов, извилистых тропинок, которые проходили посреди залива, облюбованные красивыми женщинами, Мерсье рассказывает, что видел одну из них в шелковых брюках светлого цвета, подчеркивающих ноги, с декоративной отделкой по ткани. Лиф был искусно скроен и покрыт художественно нарисованной прозрачной тканью, под которой трепетала грудь.

Мадам де Сент-Юберти, известная певица, появилась в опере, ее туника перевязана под открытой грудью, ноги полностью закрыты, раздетая, волосы разлетались по плечам.

На утреннюю прогулку парижане, чтобы быть привлекательнее к своим телам, сняли все лишнее украшение; тонкое платье подчеркивало очертания, льняная шаль заменяла косынку, на голове простой бегин позволял кружевам затмеваться под прозрачной тканью, расшитой пайетками; а у ног маленькие красные контуры обвивали ногу лентами того же цвета.


Днем можно было видеть только рубашки у Преджрицы, льняные платья, скроенные по старинному образцу, платья у Дианы, в Минерве, в Галатее, в Вестале, в Амфайе, оставляя руки обнаженными и изображая формы, похожие на фигуры, под мокрыми драпировками.


Гражданин, «сексуальный энтузиаст», Лукас Роэмон, ближе к концу Директории задумал объявить конкурс новой моды между настоящими элегантными женщинами Франции, чтобы удостоить их наградой, носящей имя своего создателя. У этого первоначального проекта не было продолжения.



В начале века буря модных тенденций в костюме на мгновение стала самой яростной среди тех богинь, которые мечтали о тревожных появлениях андрогинов; маниакальное ношение брюк стало широко распространенным в мире чудаков.

Женщины, в основном живущие в ужасном непослушании, постепенно становились благоразумными.
Они встали на скользкий путь от удовольствия, беспомощные, не имея веры. Читать романы, танцевать, ничего не делать - вот их были новые правила поведения.
Лента, цветочная шляпа, расшитое блестками платье стали объектами сильного соблазнения в городе, где девушки всегда в доступе, а двенадцатилетние девочки ходили одни.



Основав гражданское право, Бонапарт умело дисциплинировал распущенную свободу действий, и Франция вернулась ко всем своим традициям и общественным и приличиям.

После 18 Брюмера умственное господство женщин вошло опять в силу; салоны так же вошли вновь в моду, и в них возродилось искусство разговора, которое в течении 8 лет было изгнано из Франции.

Императрица Жозефина и её интимный кружок явились в первое время Империи законодателями мод, которые из Парижа распространились не только во всей стране, но и далеко за её пределами.


Женщины, наиболее внимательные к моде, носили под консульством длинные индийские юбки из перкаля тонкой выделки, полукруглые и вышитые по всему периметру; нижним орнаментом были гирлянды из лозы, дуба, лавра, жасмина, настурции. Покрой этих юбок было свободным, он был обрезан до спенсера, его называли канезу; оборот и низ были расшиты фестонами, вырез был обычно с острием или красиво собран .

На головах у них была черная бархатная шапка с двумя белыми перьями; на плечах очень красивый шарф из кашемира резкого цвета; иногда черный колпак привязывали к длинной вуали из балета поинт д'Англетер, отбрасываемой набок.


Среди драгоценных камней, которые можно упомянуть, как большой дебиторской статьи, кресты носят со смесью  жемчуга и бриллиантов и браслеты в виде вязаной золотой ленты. Топаз пользовался большим спросом на серьги-груши; бриллианты носили уже не в обручах, а в подвесках.

 Перчатки начали постепенно стали в моде, они были длинные, обтягивали руки, с закатанными на запястьях и вокруг прятали руки дам. Перчатки собирались в сборки и скатывались с рук.


Во времена Первой Империи (эпоха империи Наполеона Бонапарта во Франции 1804 -1815 гг.) в моду вошли шерстяные ткани из золота и серебра, а также тюрбаны, которые делались из белых тканей или цвета, присыпанного золотом, или из очень блестящих турецких тканей; одежда постепенно приобрела восточные формы.

Дамы Двора носили богато расшитые муслиновые платья с маленькими короткими платьями, открытых спереди, из цветных тканей, с открытыми руками, плечами и грудью.


На больших придворных приемах являлись только особы, представленные ко двору; дамы, согласно этикету, были только в придворных платьях с длинными приставленными шлейфами, которые делались из бархата, вышивались золотом и даже драгоценными камнями. 
Мужчины были в мундирах или в одеждах, присвоенных учреждению, в котором служили.


Восточный вкус, который тогда преобладал в мире великих кокеток, исходили от экспедиции из Египта, Индии и от тканей, которые наши корабли привезли из Каира и от aulrcs licux. 

Никогда еще женщины не создавали большую красоту с таким великолепием. Мода по-прежнему была относительно обнаженной, с полупрозрачными элементами.


С 1806 по 1809 г. мода на золотые украшения и драгоценные камни дошла до такой степени, что все женщины стали походить на ювелирные лавки: кольца носились на всех пальцах, часовые цепочки обвивались по нескольку раз вокруг шеи, тяжелые подвески громадных серег оттягивали уши, на руки надевали массу браслетов различных форм и фасонов, нити жемчуга вплетались в волосы и ниспадали.
 В большой моде были диадемы, прически , поддерживаемые брильянтовыми шпильками.
 

Несмотря на холод, они шли гулять, едва скрестив руки на груди, верх шеи и грудь открыты, ноги затянуты в шелк, а туфли расстегнуты. У более осторожных был легкий сюртук из четырехугольника с лебединым воротником, вуалью, закрывающей капюшон, иногда добавлялся небесный оттенок к накидке на подкладке.

С 1805 по 1814 год мода менялась каждую неделю. Издатели модных журналов не поспевали подносить новинок своим читательницам, несмотря на то, что выпускали новые номера два раза в неделю.

В 1808 году стали носить длинные локоны, без всяких украшений и даже преднамеренно небрежно, хотя артистически расположенными вокруг головы. Перья, которые прежде надевались при парадных костюмах на балы и официальные приемы, допускались теперь только на утренних шляпах. Рукава у лифов делались в виде буф, очень пышными.

Стали провозглашать, что чем красивее женщина, тем она меньше нуждается в украшениях. И находили, что она должна быть одета просто и скромно. Дорогие одежды, затканные золотом, перестали быть в фаворе.
 Разрешалось носить лишь шаль или шарф, бывшие очень дорогими, вышитые золотом, и то, только на балах или приемах.


Крой платьев со временем становился более гладким, чем раньше, хотя талия была очень высокой, и грудь выступала выше, чем предполагает природа. К юбкам, формирующим тело, было добавлено со временем много мелкой отделки. Гирлянды из бенгальских роз, гелиотроп, жасмин, голубая роза, в свою очередь, были очень популярны, особенно в конце Империи, когда была мода трубадуров, зубчатые шляпы, манжеты до кончиков пальцев.


Роскошь украшений была настолько яркой, что последовала реакция правящих элит, и они были постепенно запрещены вводимыми новыми законами о роскоши.

С 1805 по 1814 год мода в Париже варьировалась от buitaine до buitaine, с настолько нежными оттенками, что их почти невозможно уловить. 

Во время Реставрации(период восстановления власти монархов, в частности Бурбонов 1814-1830 гг.) женщины снова стали полностью одеваться в белое: геральдическая лилия, шарфы и белые кокарды, шляпы Генриха IV с белыми перьями, жемчужные платья и пальто, небеленые шелковые ленты, пузырчатые белые креповые капюшоны, гирлянды из лилий в волосах - это была мода 1814 года.


Украшений почти не носили, за исключением одного кольца, быстро вошедшего в моду, благодаря его аллегорическому значению; оно делалось из витой проволоки с тремя лилиями из того же металла с надписью девиза: "Бог нам возвращает их".

Присутствие в Париже союзных войск подало повод капризной моде предложить своим дамам английские, русские и польские одежды.
Стали делать ужасающих размеров шляпы, тяжелые, массивные, с оборками и лишенными всякой грации и изящества, шляпы а-ля рус с очень маленькими полями и высокой тульей, настоящие кивера, украшенные белыми петушиными перьями.


Так называемые девственные платья, появлявшиеся со временем, доходили до подбородка; белые полосатые платья, усеянные множеством маленьких голубых или розовых клеток, оборки этих платьев были все белыми с полосами цвета фестонов и гирляндами на фестонах.

Сюртуки с тремя воротниками или накидками не умаляли прекрасных шалей ярких красок кашемира. Дамы носили небольшие украшения.

На балу танцоры были одеты в белые платья с цветами внизу и розами в волосах. Элегантные дамы на отдыхе красовались различными шляпками и укладкой волос...


С 1810-1814 гг вошли в моду меха, главным образом горностай, и женщины до того почти не прикрывавшие себя, стали кутаться в разные меховые накидки, кофты.

Почти невозможно перечислить все моды времен Империи. Ла-Брюер в нескольких словах точно резюмировал непостоянство модных тенденций той эпохи:
"Едва одна мода заменила другую, как уже сама низложена последующей, за которой следом идет другая, а та в свою очередь не будет последней. Таково наше легкомыслие и непостоянство."

-----------------------------------

Продолжение повествования из книги:


------------------------------------------------------------

Читайте так же:

Комментариев нет:

Отправить комментарий