"Наряд составляет с женщиною одно целое и составляет такую же её неотъемлемую часть, как перья для птиц. Очень многие женщины составлены так искусно из хорошенькой головы, небольшого количества тела, большого количества фальшивых волос и страшного количества материй, кружев и проч., что нельзя скоро и разобрать, где природа, а где искусство. Одно только несомненно, что ничто тут не на своем месте, а всему место указывает мода."
- Скальковский К.А. "О женщинах: Мысли старые и новые", 1886 г.
---------------------------------
Ну вот и заканчивается показ картинок-гравюр из парижской книги 1896 года выпуска о женской моде и текста, основанного на французских фолиантах XIX века по годам за сто лет с 1794 по 1894 гг.
Вместе с вами, дорогие мои читатели, мы дошли до последних 14 лет повествования в картинках французской моды конца XIX столетия из этого старинного издания.
--------------
Парижанка конца XIX века.
В конце XIX столетия под влиянием американских идей во французской женщине стала зарождаться желание эмансипации. Более активные дамы того времени организовали партию феминисток, храбро отстаивающую женские права и женскую эмансипацию.
Другая же часть женщин предалась еще сильнее флирту, веселью и роскоши, тратя свою энергию и избыток времени на украшение своего дома. И действительно эти дома, эти квартиры являлись блестящими элегантными рамками, прекрасно оттеняющими и гармонирующими с их хозяйками.
Благодаря своему постоянному общению с художниками, посещению выставок, парижанки конца столетия развили в себе умение изящно и с большим вкусом расставляет свою мебель, декорировать свои стены, элегантно развешивать свои драпировки.
Зимний сезон, сезон приемов, обедов, балов и всевозможных празднеств, являлся для модницы настоящим триумфом, давая ей возможность показать во всем блеске свою обстановку, туалеты и свое умение принимать и быть хозяйкой.
Многочисленные её приемы, выезды требуют новых платьев и костюмов; главным её советником и руководителем в этих вопросах становится модный дамский портной , - le grand couturier (великий кутюрье , франц., - мое прим.) Модница следует его советам, надевает измышленные им туалеты, даже самые странные, позволяет себя обезображивать турнюрами или ужасными по размерам рукавами.
На модном горизонте появились такие знаменитости, как
Ворт, Феликс, Рифф, Лаферьер и другие "великие портные", едва успевающие исполнять заказы своих многочисленных клиенток.
К концу 1880-х годов выходные костюмы стали отличаться все больше и больше простотой, даже строгостью и темным цветом, зато
корсеты и
белье достигли неслыханной роскоши и изысканности.
Самые дорогие и тончайшие кружева, как-то: ирландский гипюр, валансьен, шантили, малинь, алансонские и брабантские, употреблялись на отделку белья, которое делалось из тончайшего полотна, батиста и мягкого шелка.
Многое из того, что носили в
1830 годах, вновь появилось в конце 1880-х годов, так, например, знаменитые рукава "жиго" и еще более ужасные рукава, напоминающие воздушные шары, перешедшие в конце 1890-х почти в гладкие.
Юбки у
платьев делались то длинные, то кроткие; некоторое время продержались юбки "клош", очень широкие по объему, затем вернулись к нормальному размеру, и носили их с отделкой тесьмой, шнуром, вышитым сутажом.
Шляпы одно время напоминали какие-то монументальные сооружения, затем их носили с массой отделок, ухитрялись на них умещать почти целый сад цветов.
В конце века были в большой моде разные кружевные и стеклярусные отделки, нашитые на
платья, и
вышитые шелками и блесками платья.
Страсть к нарядам, поиски все новых оригинальных туалетов заставляли парижанки просиживать целые часы у знаменитых портных или в обширных магазинах-базарах, где они роясь в массе "новостей", забывали о времени и о состоянии их кошелька.
Очень хорошо все описал в романе "Для счастья дам" про все это Эмиль Золя - романист - историк женщин той эпохи:
"
Здесь, под открытым небом, у подъезда, были разложены, точно приманка, груды дешевых товаров на все вкусы, чтобы прохожие могли их купить, не заходя в магазин. Сверху, со второго этажа, свешивались, развеваясь как знамена, полотнища шерстяной материи и сукон, материи из мериносовой шерсти, шевиот, мольтон; на их темно-сером, синем, темно-зеленом фоне отчетливо выделялись белые ярлычки. По бокам, обрамляя вход, висели меховые палантины, узкие полосы меха для отделки платьев — пепельно-серые беличьи спинки, белоснежный пух лебяжьих грудок, кролик, поддельный горностай и поддельная куница.
Внизу — в ящиках, на столах, среди груды отрезов — высились горы трикотажных товаров, продававшихся за бесценок: перчатки и вязаные платки, капоры, жилеты, всевозможные зимние вещи, пестрые, узорчатые, полосатые, в красный горошек. Денизе бросилась в глаза клетчатая материя по сорок пять сантимов за метр, шкурки американской норки по франку за штуку, митенки за пять су. Это было похоже на гигантскую ярмарку; казалось, магазин лопнул от множества товаров и избыток их вылился на улицу..."
"...на полках, покрытых сукном, лежали симметрично разложенные перчатки с удлиненными, как у византийской девственницы, пальцами и с ладонью, отмеченной какою-то чуть угловатой, поистине девичьей грацией, как все еще не ношенные женские наряды. Но особенно ошеломила их последняя витрина.
Шелк, атлас и бархат были представлены здесь во всем разнообразии переливчатой, вибрирующей гаммы тончайших оттенков: наверху — бархат густого черного цвета и бархат молочной белизны; ниже — атласные ткани, розовые, голубые, в причудливых складках, постепенно переходящие в бледные, бесконечно нежные тона; еще ниже, словно ожив под опытными пальцами продавца, переливались шелка всех цветов радуги, — отрезы, свернутые в виде кокард и расположенные красивыми складками, точно на вздымающейся груди.
Каждый мотив, каждая красочная фраза витрины была отделена от другой как бы приглушенным аккомпанементом — легкой волнистой лентой кремовых фуляров. А по обеим сторонам витрины высились груды шелка двух сортов: «Счастье Парижа» и «Золотистая кожа»: шелка эти продавались только здесь и были из ряда вон выдающимся товаром, которому предстояло произвести переворот в торговле новинками."
Париж - город, где самые строгие, даже суровые нравы смешивались с самыми легкомысленными; это как бы один общий улей, в который влетали все пчелы и приносили свою долю меда - актрисы и герцогини, гризетки и швейки, почтенные матроны и "полудевственницы". И все эти пчелы жаждали света, шума, лести и веселья.
Зима проходила в самых разнообразных развлечениях, после наступала пора весенних удовольствий. Время Праздника цветов, Grand Prix de Paris и двух парижских салонов.
В этот период клубмэны, спортсмэны и модные, эксцентричные живописцы становились модными любимцами, если не модными любовниками светских дам.
Однако кроме женщина конца XIX столетия, кроме удовольствия, требовала так же пищи и своему уму; она с жадностью читала произведения нескольких писателей, - главным образом, тех которые воспевали её, расточали ей похвалы и лесть или же строго критиковали.
В заключении можно сказать, что парижанка конца XIX века - очень развитая и интеллигентная, прекрасно понимающая и схватывающая всякие явления, всякие оттенки той современной жизни, которая неслась на всех парах и которая постоянно подталкивала человечество на новую беспрестанную деятельность, так же стремясь к самостоятельности.
К несчастью, общественные условия, в которых была поставлена женщина 1890-х годов, большей частью были таковы, что её деятельность была ограничена семьей, домашними заботами и благотворительностью, тогда как ей бы хотелось показать свои интеллектуальные способности и в других областях жизни общества.
Некоторым из них к тому времени удалось отвоевать себе самостоятельное дело и место в общественной жизни на ряду с мужчинами. можно было встретить и женщин-докторов, адвокатов, химиков, художниц и музыкантш, и число их росло с каждым годом.
----------------------------------------
Ну вот и закончилось мое повествование и показ по годам моделей XIX века по книге
«Век женской моды, 1794 - 1894 гг.», 1896 года выпуска.
Где двадцать страниц текста и примерно 192 цветных изображения, показывающих французскую моду с 1794 по 1894 год.
Изображения также рассказывают жизнь той эпохи, начиная примерно с 1833 года, когда фигуры людей показаны стоя на коленях в церкви, посещая зоопарк, сцены свадьбы, детей, пожилых женщин, интерьеры и т. д.
Четыреста туалетов воспроизведены в цвете по подлинным документам.
--------------------------------------------------------------------
Все части книги-повествования в картинках-гравюрах по годам "Век женской моды, 1794-1894 гг." , 1896 года выпуска
-------------------------------------------------
Хочу по уже современной привычке закрывать столетия приложить уже лично от себя из старинных журналов рисунки-гравюры до 1900 года. Не возражаете, уважаемые читатели?
----------------------------------
Читайте так же:
Комментариев нет:
Отправить комментарий