22.11.20

Женская мода 1820-1830 гг. Часть 1: История, подлинники.

Наполеоновские войны спровоцировали появление в женском платье элементов  военного стиля, но к 1820 г. влияние романтизма, уже заметное в литературе и архитектуре в XVIII в., проявились в женском костюме. 

 А с 1820 по 1830 года произошел постепенный переход ампира сначала в бидермейер (ответвление романтизма 1815-1848 гг), а затем и в полное погружение романтики. 

После 1820 х годов корсеты или шнуровки стал и важной деталью туалета XIX в., повсеместно на Западе, несмотря на протесты французских и английских модных журналов, и вновь стали необходимым элементом женской одежды, так как новый стиль костюма требовал подчеркнуто тонкой талии.

 Новые корсеты, сшитые обычно из х/б ткани саржевого переплетения, подчеркивали округлые плавные линии бюста и бедер и узкую талию при помощи тщательно подобранных клиньев.

 В 1830-х французы запатентовали тканный корсет, сделанный на станке, имевший небольшое количество косточек и не имевший клиньев, он стал очень популярным и продержался до конца всего века.



Приподнятая линия талии платья эпохи ампир к середине 1820-х годов отходила в прошлое и стала снижаться, и уже к 1830-ым встала на свое место. После этого валик, который носили под юбкой заменили большой подкладкой, набитой шерстью, которую носили сзади на уровне бедер и называли теперь турнюром.

Приблизительно с 1820 до середины 1830 гг. лифы кроили тесно прилегающими,  с приспущенными проймами и очень низкой линией плеча, часто они были были гладкими, порой с отделкой руликом и кантами по швам, но еще при этом дополнялись драпировкой, или плиссированной отделкой от плеча до талии. 

Кстати, это платье вышито надкрыльями жука - златки

Вырез становился глубоким, стал еще одной примечательной чертой моды той эпохи . Декольте было порой настолько глубокое, что в дневное время дамам предписывалось надевать косынки-фишю, пелерины, шали или "берты" . Была и высокая горловина, украшавшаяся порой гофрированными воротниками или с помощью пелерины той же "фишю": подобному накидке воротнику, сделанному из батиста или муслина, украшенному вышивкой и отделкой кружевом.

 Юбки расширились и стали напоминать колокол. В них вшивались клинья,чтобы сделать шире внизу, сборки вначале собирались сзади, позже стали распределять по всей талии. Отделкой, расположенной обычно ниже линии колен, служили аппликации из лент, рюшей или оборок, вышивка.  Длина юбок уменьшилась, приоткрыв щиколотку. Теперь, когда изящные ножки открылись для всеобщего обозрения, важным атрибутом дамского наряда стали чулки.


Но самой характерной чертой новой стилевой тенденции этого периода можно считать gigol (рукав "баранья нога" - окорок), отличавшийся резким расширением у плеча и столь же резким сужением в манжете, пик популярности таких рукавов пришелся на 1835 год. При носке таких рукавов внутрь рукавов верха применялись разные  набитые подкладочные, проволочные приспособления. 





Чтобы подчеркнуть и оттенить объемные рукава и низкий вырез платья, прически и шляпы увеличились, их отличало обилие декоративных украшений из перьев, искусственных цветов и драгоценных камней.


На капризы моды описываемого периода значительное влияние оказал романтизм, отличавшийся особой чувствительностью, воспевавший творческие, неординарные порывы, характерные интересом к прошлому и экзотическим мирам. Каноны романтизма требовали, чтобы идеальная женщина была хрупкой и отличалась особой изысканностью. Жизнерадостный и здоровый вид стали находить вульгарным, а потому было принято восхищаться бледностью лица. Под влиянием романтического стиля в моде стали проявляться "воспоминания" о нарядах, прическах и украшениях придворных платьев XV-XVI веков, именно этот период воспевался драматургами-романтиками.


Соблюдение модных тенденций было заворажительно и актуально на тот период. Порой доходило до абсурда. В 1827 году султан египетский прислал в дар Карлу Х огромного жирафа, зверя, раньше не виданного в Париже, и тотчас же появились шляпы а ля жираф, кушаки, лифы, мужские шляпы и галстуки, - все стало носить имя диковинного зверя...

У костюма появляется конкретное назначение по времени дня, назначению выхода.
Утренние и домашние платья шьют так, чтобы не требовалось сильно затягиваться. Платья так же отделывались пелеринками, доходящими до талии, или набрасывали, как и прежде шаль, платок или большую косынку. Многие замужние женщины появляются по утрам, в кругу семьи или близких приятельниц, в светлых нарядных пеньюарах, по покрою подобных рединготу и также застегивающихся сверху донизу.


С утренним платьем, с пеньюаром, а так же с домашним платьем женщины носят чепцы. Величина и форма зависела от модной в данное время прически. В 1820-х годах в моде прическа с горизонтальными буклями над лбом. Тулья чепца сдвинута на затылок, оборка оставляет переднюю часть прически открытой.


С вечерними туалетами носили всевозможные тюрбаны (чалма по русски) с перьями и береты. В 1820-х береты были довольно большие, цветные, атласные или бархатные. Их надевали, сдвинув немного на затылок и правый висок так, чтобы букли над лбом оставались открытыми.
К 1830-м гг гладкие юбки встречаются чаще, но шлейфы, добавляющиеся как отдельный элемент одежды, оставался обязательным при дворе.


Много своеобразия и изящества в нарядный туалет дамы или молодой девушки вносили шали, шарфы и косынки. С их помощью можно было подчеркнуть величавость или грациозность фигуры, стройность талии, легкость движений или горделивость осанки. В 1820 г. на фабрике в Пейсли (Шотландия), как и в др. странах, начали производить тонкие шерстяные шали с вытканным рисунком в восточном стиле.


Приблизительно с 1825 по 1835 г. шляпы были подобны капорам, но поля имели одной ширины, тогда как  поля капора были шире спереди. Оба вида шляпок имели завязки - ленты, которые часто висели свободно. По мере расширения юбок размеры капоров уменьшались...


Бальные туфли были на плоской подошве или с очень низким каблуком с круглыми носками. Их шили из шелка, сукна или лайки на день, из шелка или атласа для вечеров. До середины 1820-х годов они были нейтральных или гармонирующих с общим ансамблем цветов.
Полусапожки, едва закрывающие щиколотку, на очень низком каблуке, которые вначале зашнуровывались спереди, а затем - с внутренней стороне ноги, носили на прогулках.

Модные чулки из шелка, некоторые с хлопчатобумажным верхом, и каждодневные чулки из хлопка и шерсти были обычно белыми...


Спенсеры (короткий жакет) продолжали носить, но они стали уже длиной до талии. Ротонду носили длиной три четверти, с рукавами или без, позже была до щиколотки и снабжалась одной или двумя пелеринами и облегала фигуру. Ротонда-роба - дневное платье (1817-1850), завязывающееся спереди ленточными бантами или застегивающееся скрытыми крючками и петлями, после 1840-х называлась рединготом. Короткая накидка мантилья вернулась в конце 1820-х в качестве не громоздкого предмета одежды...


В 1820-х годах появились особые тальмы для вечеров и балов из светлого бархата или стеганного узорчатого шелка. Зимой носили шубы в виде мужского редингота или дульеты, а иногда в виде тальмы.
На дамах нередко можно было встретить короткие шубки со шнурами  a la polonaise или русские шубы, запахивающиеся спереди. Шубы покрывались в большинстве случаев сукном, шелком или бархатом.



Веере, как правило, маленький и складной, был обычным аксессуаром для вечернего туалета, а в 1820-40-х годах стало модным носить небольшой букет. С дневным нарядом до 1830-х годов носили огромные муфты из меха или собранного в складки шелка, затем они стали меньше и круглее. Кроме сумочек плоских с расширением юбок женщины стали прятать мелкие вещи в карманы под платьем. В неофициальной обстановке женщины могли носить небольшие муслиновые или шелковые фартуки для защиты платьев.


Где-то до 1825 г. рисунок на ткани состоял из мелких цветов или лиственных мотивов, затем появились более крупны узоры. Полосатый шелк и хлопчатобумажные ткани, а так же шерстяная шотландка были очень популярны с 1820-х годов.

В XIX  веке стали моделировать женскую одежду для определенных целей: вечернее летнее платье, прогулочное, для поездок, для верховой езды и проч. Костюмы для верховой езды все еще базирующиеся на мужских сюртуках, снабжались все более объемными юбками. Начал складываться определенное правило и для пошива свадебных платьев: светлый тон, фата, ткани.


Для бедного населения моды не существовало, но люди со скромными средствами старались как-то ей следовать, хотя частенько и с большим опозданием. Хорошо пошитая одежда оставалась еще долгое время дорогим удовольствием...
В первой половине  XIX века начал соединяться смелый прогресс и почти несовместимый с ним рост уважения к приличиям.

Повсеместно стали выпускаться брошюры и книжки с правилами хорошего тона, по шитью платья, развиваться полным ходом литература, обучение и т.п...

----------------------------

Подлинники женского костюма 1820-1830 годов - эпохи Пушкина, Лермонтова, и проч...


























---------------------------------
Источники:
- соц.сети
The Metropolitan Museum - сайт
- Будур Н. "История костюма", 2002
- Коллекция костюма Киото, 2005
- Джоан Нанн "История костюма", 2005 г.
- "Русский костюм 1780-1830 гг",1960 г
------------------------------------

Читайте так же:

Комментариев нет:

Отправка комментария