Никогда мне не доводилось видеть,
чтобы изысканный вкус в одежде соединялся с нравственной чистотой,
в то время как распущенность костюма
несомненно указывает на распущенность нравов и поведения.
/Эталон изящества, 1811/
С этого времени изучение истории костюма легче, благодаря большему количеству свидетельств того времени, а с 1840-х годов и фотографий.
Количество периодических изданий, характерной чертой которых было обилие статей, посвященных моде, и цветные иллюстрации последних моделей, появившихся еще в конце XVIII века, сильно возросло в начале XIX века.
Цветные иллюстрации модной одежды, публиковавшиеся в крупных городах Европы, в большинстве своем были копиями с французских оригиналов:авторские права почти не соблюдались.
Как пишет Дорис Лэнгли Мур в труде "Мода через цветные иллюстрации.1770-1970", такая практика продержалась в Америке дольше, чем в Европе, где к 1820-м годам чаще стали прибегать к услугам собственных дизайнеров.
Мур отмечает так же, что трудно точно определить происхождение фасонов, изображенных на иллюстрациях, поскольку французские издатели на законных основаниях продавали иллюстрации в зарубежных изданиях.
Однако каково бы ни было их происхождение, эти рисунки-гравюры представляют собой отличный источник информации...
--------------------------------
Немного из истории костюма начала 19 века:
Все больше стали отличаться друг от друга мужская и женская одежда.
Мужской костюм становился сдержанным, простым и очень "мужественным",а женский - ультраженственным.
В противоположность XVIII веку, когда богатство ассоциировалось с праздностью, мужчина 19-го столетия всем своим внешним видом показывает, что он - человек работающий.
С другой стороны дама становится щедрым потребителем все более сложного и богатого наряда и аксессуаров, свидетельствующие о более праздной жизни, ограниченной домашними стенами.
В
декабрьском номере за 1798 год английского
журнала «The Lady’s Monthly Museim»
воспроизведены очень скромные утренние
туалеты и костюмы для гулянья.
Это
длинные гладкие платья с короткой
талией; на плечах плюшевые воротники
с
длинными, падающими вниз концами,
украшенными узким кружевом.
Бархатные
шляпы имеют форму кибитки.
Рукава у
платьев короткие, и руки ниже локтя
прикрыты длинными перчатками. В руках
большие медвежьи муфты.
К
концу Директории и в начале Консульства
каждая женщина стала одеваться
так,
как ей хотелось. Выдумывались все новые
и новые костюмы, и никто не был
стеснен
модными законами.
В
своей книге «Париж в XVIII веке» Пюжо
пишет, что если ему приходилось в
одной
и той же гостиной встретить трех женщин,
то все они были непременно одеты
различно:
одна в греческий, другая в турецкий,
третья в английский костюм.
Мерсье,
ловкий карандаш которого увековечил в
талантливых набросках сцены
уличной
жизни, т ак описывает появление в Тиволи
одной из щеголих:
«Что за шум
слышится? Кто эта женщина, появлению
которой предшествуют рукоплескания?
Подойдем
поближе, поглядим. Какая толпа теснится
вокруг нее? Что это,
неужели
она голая? Нет, не может быть, я сомневаюсь.
Пойду поближе, во всяком
случае
это что-то достойное моего карандаша.
Я вижу легкие шелковые панталоны,
что-то
вроде кафтана, очень открытого спереди,
легкий газ художественно
прикрывает
бюст. Прозрачная батистовая рубашка
позволяет видеть всю ногу,
украшенную
над коленом золотыми обручами, и эти
легкие покровы т ак возбуждают
воображение,
под ними формы кажут, я такими
привлекательными, что,
право,
задаешь себе вопрос: не выиграла ли
общественная стыдливость, если их
совсем
не было?»
Пропорции костюма остаются такими же, как в конце XVIII в. (высокая талия делит фигуру в соотношении 1 : 7 и 1 : 6, прямая длинная юбка и узкий лиф). В 1809 г. в костюме вновь появляется корсет. Применение дорогих плотных тканей резко меняет пластику костюма.
И именно женщины стали принимать на себя основной удар критиков того времени. Их вид осуждали все кому ни лень: от писателей до карикатуристов, от священников,до философов...На фоне постоянных дискуссий о последствиях новых изобретений, новых взглядов на мир, наблюдается раскол и во мнениях о нравственности того или иного вида костюма.
Французская революция оказала огромное влияние на вид костюма. Она, вдохновленная относительной простотой одежды английской деревни, установила формальную связь между костюмом и демократией.
Шелк был символом аристократичной праздности, в то время как льняные и хлопковые ткани, которые можно было стирать, и шерсть, подходили менее склонным к роскоши истинным республиканцам.
***
Кстати, французская революция и последующая за этим мода была большинством русской интеллигенции принята в штыки, однако -это уже другая история...
***
Претензии к женской одежде начала XIX века связаны были с её чрезмерной откровенностью.
Модная женщина стремилась выглядеть подобно статуе из паросского мрамора, поэтому платье драпировали в скульптурные складки.
Но вырез часто был столь глубоким, а ткань столь тонкой, что результатом был скорее не эффект античной статуи, а демонстрацией тела.
Дж.П.Малькольм заявлял, что "некоторые бездумные женщины слишком далеко заходят в своем стремлении к свободе показать себя, оскорбляя скромность."
Бытует легенда, встречающаяся в некоторых книгах по истории костюма, что женщины увлажняли тонкие муслиновые платья, чтобы продемонстрировать свое тело.
Однако точных доказательств по этому вопросу нет. Хотя можно допустить ,что перегиб - экстравагантность какой-либо дамы полусвета и имел место быть...
***
Платье шемиз с высоким поясом поднимало грудь, которая с помощью нового типа корсета под названием "развод" ( он впервые разделял две груди отдельно у женщин), превращалась " в своего рода мягкую полку, отвратительную для взора"- как писали критики.
Хотя многие склонялись к мнению, что у женщин под тончайщими платьями ничего нет, но это было ошибочно.
Существует разница под смыслом "ощущение голого тела " и действительно "голым телом".
Так вот, женщины под тонкими тканями надевали или трико (вязанные штанишки или комбинезончики) или нижние юбки.."сотканные из чулочной ткани ( сейчас - трикотаж) наподобие прямых камзолов, надетых на ноги вместо рук, так что при ходьбе им приходилось передвигаться жеманными маленькими шажками..."- как писали современники.
-------------------------
Вот как описывали один из костюмов в одном из модных журналов за 1803 год:
"Моды. Англия.1803 год
За-просто (negligé): утренний костум. Черной бархатной дульет,
обшитой кружевом. Черная бархатная шляпка, подвязанная лентою à la le Brun. Наряд:
чепец à la Mameluc, из голубой дымки; или шляпка из бархату и дымки разных цветов, на
пр. из зеленаго бархата с виолетовою дымкою.
Струсовыя перья. Платье из Индейской кисеи; низкой лиф, длинныя рукава; кругом платья кружево. | Шуба шелковая – белая, или разных цветов.
Когда не надевают шубы, тогда употребляют шелковой или кисейной
Мамелук. Волосы à la Titus, завитые, и поднятые наперед, позади очень короткие; или
новомодная шляпа à la le Brun. Перчатки и башмаки – белыя. Главныя цветы: пунцовой,
пурпуровой и зеленой. Нитки на шее по большей части носят жемчужныя, корольковыя,
или янтарныя."
/источник: 1803 года/.
По сравнению с объемными одеяниями XVIII века женские платья начала 19 столетия были очень откровенными, а значит, появилась необходимость в дополнительном нижнем белье в виде панталон.
Однако это дополнительное белье было принято с боем и гораздо позже приняло уже более широкое распространение в быту...
Многие полагали, что "свобода женского наряда", о которой говорит Фарингтон, свидетельствует о падении норм морали.
--------------------------------------------------------------
"Моды. Париж, 3 Января 1803 г
накладные волосы. Вся голова убирается косичками, столь гладкими, и столь плотно
лежащими одна подле другой, что она кажется вылощенною. Иногда употребляют к сему
убору диадиму из бархата, или из цветов.
– Модистки (те самыя торговки, которых здесь называют marchandes de modes.
– Кажется, что нынешнее Французское слово modistes,
лучше и правильнее) с некотораго времени дают преимущество атласу перед бархатом. –
Капоты и шяпки все еще заворачиваются с переди.
– Тюрбаны более токов в употреблении.
– Почти на всех женщинах широкия шали с золотыми оливками на концах, и с тонкою гирландою по краям.
– Мода на короткие Жидовские дульеты еще
продолжается: обшивают их | лебедем, соболями, бархатом, или кружевом. Обыкновенно
сии дульеты заходтя пола на полу; а углы бывают иногда округлены.
– Палатины (хвосты на шее) в великом употреблении. Редко увидишь муфту.
Многие щеголи начали носить темнаго цвета рейдинкоты с отложным воротником,
который простирается до самой поясницы".
---------------------------------------------------------------
/модный журнал 1803 год/
---------------------------------------------------------------
Эпоха белого муслина (см.тему "Ткани в 18-20 в), «нагая мода», окончилась, конечно, на задворках Европы платьица-шемиз еще какое-то время носили, но к 1820-му году на смену пришел строгий буржуазный стиль с платьями из плотной материи.
Теперь в одежде большую роль играет цвет, на смену поднадоевшему белому пришел элегантный лиловый, вышивка, ленты, пояса, искусственные цветы вместо дорогих камей, тем более с развитием торговли и изменение взглядов общества после между войнами...
----------------------------------------
"НОВЕЙШИЯ ПАРИЖСКИЯ МОДЫ. 1817 год
Белой цвет более и более входит в моду.
Щеголихи делают шляпы из белаго гроденапа и белаго крепа, и большое количество перкалевых капотов; самыя новейшия украшаются маленькою косыночкою.Все перкалевые капоты широки как шляпы; те же, которые делаются из клетчатой материи, напротив того имеют тулью узкую и длинную. Между вымышленными цветами замечательна роза о ста листах, лиловаго цвету, которая украшает шляпку из лиловаго крепа.
Большия гвоздики входят в моду. Носят журавейник, васильки и гвоздички амарантоваго цвета; полукосынка из белаго гроденапа служит украшением некоторых желтосоломенных шляп.
Три, четыре, шесть рядов пышных сборок, внизу белых платьев: вот обыкновенная уборка; потом трубочки сложенныя в круглыя сборки, потом между ими вставленной тюль или шитье на том же платье; также носят два ряда пышных сборок на верху тульи матерчетых
шляп.
Оливковаго цвету фраки умножаются.
Одни имеют таковаго же цвета бархатной воротник, другие черной; на них ставят |
пуговицы из того же сукна, или из белаго металла. Вместо трех видны из пяти
валиков с каждой стороны белых панталон".
/Всеобщий модный журнал.– 1817.– № 4 С. 61–64./
----------------------------------------------
К концу 1820 года женское платье становится скромнее, с более высоким вырезом, более широкими верхними и несколькими нижними юбками.
В корсетах этого времени делались металлические отверстия, позволяющие туго зашнуровываться. Здесь имелись вставки для груди,а сбоку - для бедер, что создавало весьма соблазнительную форму, в которой акцент делался одновременно и на груди и на бедрах.
К 30-м годам XIX века стягивающий и сложный костюм, который женщины носили уже много лет, начала стеснять их сильнее.
С огромными рукавами( в одном модном журнале с сарказмом заявлялось, что к плечам прикрепляли воздушные шары), все более широкими юбками и крошечной талией модная женщина становилась похожа на осу. Довершал этот несколько гротескный наряд замысловатые букли и огромный чепец.
Впрочем в последующее десятилетии женский костюм сделался более спокойным...
Впрочем в последующее десятилетии женский костюм сделался более спокойным...
----
Но для спенсеров и ротонд(пальто) стали применять более яркие однотонные цвета.
Легкие ткани были обычно светлыми: розовые,голубоватые, зеленоватые,бледно-лиловые,а для более тяжелых тканей: бутылочный зеленый, фиолетовый, коричневый.
К 1830-ым годам появились кричащие цветовые комбинации: красное с черным, зеленое и лиловый,и т.д.
В женской моде XIX века
становятся популярны платья в стиле ампир – глубоко декольтированные, с очень завышенной линией талии (практически под грудью) и коротким рукавом «фонарик».Длинный подол со струящимися складками переходил в шлейф. Ткань выбиралась тонкая, воздушная.
Но климат некоторых европейских стран вносит свои коррективы и в Европе 19 века, в моде появляются платья в стиле ампир с длинным рукавом, уменьшается декольте.
Используются более плотные и тяжелые ткани – бархат, шелк.
Выходные туалеты богато украшаются вышивкой в греческом или египетском стиле.
Фаворитом моды в начале 19 века был тюрбан с эгреткой из перьев экзотических птиц и сандалии по типу греческих богато украшенных драгоценными камнями.
Женская мода начала 19 века предлагала огромный выбор шалей и палантинов. Они как нельзя лучше дополняли почти невесомые наряды модниц, а зачастую служили и единственной защитой от непогоды.
В первой половине XIX века мода была так скоротечна, что менялась, чуть ли не ежедневно.
/Источник: Журнал WomanAdvice - советы на все случаи жизни/
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Гравюры из соцсетей
платья 1806 - 1812 годы:
-------------------------------------------------------------
Читайте так же:
----------
Комментариев нет:
Отправить комментарий