4.5.20

АМПИР в женской моде (1795-1825). Часть 3: по гравюрам того времени. История..



Никогда мне не доводилось видеть, 
чтобы изысканный вкус в одежде соединялся с нравственной чистотой,
 в то время как распущенность костюма 
несомненно указывает на распущенность нравов и поведения.
/Эталон изящества, 1811/



С этого времени изучение истории костюма легче, благодаря большему количеству свидетельств того времени, а с 1840-х годов и фотографий.
Количество периодических изданий, характерной чертой которых было обилие статей, посвященных моде, и  цветные иллюстрации последних моделей, появившихся еще в конце XVIII века, сильно возросло в начале XIX века.

Цветные иллюстрации модной одежды, публиковавшиеся в крупных городах Европы, в большинстве своем были копиями с французских оригиналов:авторские права почти не соблюдались.
Как пишет Дорис Лэнгли Мур в труде "Мода через цветные иллюстрации.1770-1970", такая практика продержалась в Америке дольше, чем в Европе, где к 1820-м годам чаще стали прибегать к услугам собственных дизайнеров.

Мур отмечает так же, что трудно точно определить происхождение фасонов, изображенных на иллюстрациях, поскольку французские издатели на законных основаниях продавали иллюстрации в зарубежных изданиях.
Однако каково бы ни было их происхождение, эти рисунки-гравюры представляют собой отличный источник информации...


--------------------------------

Немного из истории костюма начала 19 века:


XIX век стал свидетелем ряда крупных изменений в костюме, которые увеличивали разрыв с прошлым.
Все больше стали отличаться друг от друга мужская и женская одежда.

Мужской костюм становился сдержанным, простым и очень "мужественным",а женский - ультраженственным.

В противоположность XVIII веку, когда богатство ассоциировалось с праздностью, мужчина 19-го столетия всем своим внешним видом показывает, что он - человек работающий.

С другой стороны дама становится щедрым потребителем все более сложного и богатого наряда и аксессуаров, свидетельствующие о более праздной жизни, ограниченной домашними стенами.

В декабрьском номере за 1798 год английского журнала «The Lady’s Monthly
Museim» воспроизведены очень скромные утренние туалеты и костюмы для гулянья.
Это длинные гладкие платья с короткой талией; на плечах плюшевые воротники
с длинными, падающими вниз концами, украшенными узким кружевом.
Бархатные шляпы имеют форму кибитки.
Рукава у платьев короткие, и руки ниже локтя прикрыты длинными перчатками. В руках большие медвежьи муфты.
К концу Директории и в начале Консульства каждая женщина стала одеваться
так, как ей хотелось. Выдумывались все новые и новые костюмы, и никто не был
стеснен модными законами.
В своей книге «Париж в XVIII веке» Пюжо пишет, что если ему приходилось в
одной и той же гостиной встретить трех женщин, то все они были непременно одеты
различно: одна в греческий, другая в турецкий, третья в английский костюм.

Мерсье, ловкий карандаш которого увековечил в талантливых набросках сцены
уличной жизни, т ак описывает появление в Тиволи одной из щеголих: 
«Что за шум слышится? Кто эта женщина, появлению которой предшествуют рукоплескания?
Подойдем поближе, поглядим. Какая толпа теснится вокруг нее? Что это,
неужели она голая? Нет, не может быть, я сомневаюсь. Пойду поближе, во всяком
случае это что-то достойное моего карандаша. Я вижу легкие шелковые панталоны,
что-то вроде кафтана, очень открытого спереди, легкий газ художественно
прикрывает бюст. Прозрачная батистовая рубашка позволяет видеть всю ногу,
украшенную над коленом золотыми обручами, и эти легкие покровы т ак возбуждают
воображение, под ними формы кажут, я такими привлекательными, что,
право, задаешь себе вопрос: не выиграла ли общественная стыдливость, если их
совсем не было

Пропорции костюма остаются такими же, как в конце XVIII в. (высокая талия делит фигуру в соотношении 1 : 7 и 1 : 6, прямая длинная юбка и узкий лиф). В 1809 г. в костюме вновь появляется корсет. Применение дорогих плотных тканей резко меняет пластику костюма.

И именно женщины стали принимать на себя основной удар критиков того времени. Их вид осуждали все кому ни лень: от писателей  до карикатуристов, от священников,до философов...На фоне постоянных дискуссий о последствиях новых изобретений, новых взглядов на мир, наблюдается раскол и во мнениях о нравственности того или иного вида костюма.

Французская революция оказала огромное влияние на вид костюма. Она, вдохновленная относительной простотой одежды английской деревни, установила формальную связь между костюмом и демократией.

Шелк был символом аристократичной праздности, в то время как льняные и хлопковые ткани, которые можно было стирать, и шерсть, подходили менее склонным к роскоши истинным республиканцам.

***
Кстати, французская революция и последующая за этим мода была большинством русской интеллигенции принята в штыки, однако -это уже другая история...
***

Претензии к женской одежде начала XIX века связаны были с её чрезмерной откровенностью.
Модная женщина стремилась выглядеть подобно статуе из паросского мрамора, поэтому платье драпировали в скульптурные складки.
Но вырез часто был столь глубоким, а ткань столь тонкой, что результатом был скорее не эффект античной статуи, а демонстрацией тела.
Дж.П.Малькольм заявлял, что "некоторые бездумные женщины слишком далеко заходят в своем стремлении к свободе показать себя, оскорбляя скромность."

***
Бытует легенда, встречающаяся в некоторых книгах по истории костюма, что женщины увлажняли тонкие муслиновые платья, чтобы продемонстрировать свое тело.
Однако точных доказательств по этому вопросу нет. Хотя можно допустить ,что перегиб - экстравагантность какой-либо дамы полусвета и имел место быть...
***


Платье шемиз с высоким поясом поднимало грудь, которая с помощью нового типа корсета под названием "развод" ( он впервые разделял две груди отдельно у женщин), превращалась " в своего рода мягкую полку, отвратительную для взора"- как писали критики.

Хотя многие склонялись к мнению, что  у женщин под тончайщими платьями ничего нет, но это было ошибочно.

Существует разница под смыслом "ощущение голого тела " и действительно "голым телом".
Так вот, женщины под тонкими тканями надевали или трико (вязанные штанишки или комбинезончики) или нижние юбки.."сотканные из чулочной ткани ( сейчас - трикотаж) наподобие прямых камзолов, надетых на ноги вместо рук, так что при ходьбе им приходилось передвигаться жеманными маленькими шажками..."- как писали современники.
-------------------------

Вот как описывали один из костюмов в одном из модных журналов за 1803 год:

"Моды. Англия.1803 год


 За-просто (negligé): утренний костум. Черной бархатной дульет,
обшитой кружевом. Черная бархатная шляпка, подвязанная лентою à la le Brun. Наряд:
чепец à la Mameluc, из голубой дымки; или шляпка из бархату и дымки разных цветов, на
пр. из зеленаго бархата с виолетовою дымкою.
 Струсовыя перья. Платье из Индейской кисеи; низкой лиф, длинныя рукава; кругом платья кружево. | Шуба шелковая – белая, или разных цветов.
 Когда не надевают шубы, тогда употребляют шелковой или кисейной
Мамелук. Волосы à la Titus, завитые, и поднятые наперед, позади очень короткие; или
новомодная шляпа à la le Brun. Перчатки и башмаки – белыя. Главныя цветы: пунцовой,
пурпуровой и зеленой. Нитки на шее по большей части носят жемчужныя, корольковыя,
или янтарныя."
/источник: 1803 года/.
--------------------------------------------------------


По сравнению с объемными одеяниями XVIII века женские платья начала 19 столетия были очень откровенными, а значит, появилась необходимость в дополнительном нижнем белье в виде панталон.

Однако это дополнительное белье было принято с боем и гораздо позже приняло уже более широкое распространение в быту...

В 1802 году посетивший Париж англичанин Джозеф Фарингтон констатирует,что  французам " недостает пристойности в одежде".
Многие полагали, что "свобода женского наряда", о которой говорит Фарингтон, свидетельствует о падении норм морали.

--------------------------------------------------------------

"Моды. Париж, 3 Января 1803 г


. Нынешняя стужа заставляет очень любить длинные,
накладные волосы. Вся голова убирается косичками, столь гладкими, и столь плотно
лежащими одна подле другой, что она кажется вылощенною. Иногда употребляют к сему
убору диадиму из бархата, или из цветов. 
– Модистки (те самыя торговки, которых здесь называют marchandes de modes. 
– Кажется, что нынешнее Французское слово modistes,
лучше и правильнее) с некотораго времени дают преимущество атласу перед бархатом. –
Капоты и шяпки все еще заворачиваются с переди. 
– Тюрбаны более токов в употреблении.
 – Почти на всех женщинах широкия шали с золотыми оливками на концах, и с тонкою гирландою по краям. 
– Мода на короткие Жидовские дульеты еще
продолжается: обшивают их | лебедем, соболями, бархатом, или кружевом. Обыкновенно
сии дульеты заходтя пола на полу; а углы бывают иногда округлены. 
– Палатины (хвосты на шее) в великом употреблении. Редко увидишь муфту.
Многие щеголи начали носить темнаго цвета рейдинкоты с отложным воротником,
который простирается до самой поясницы".
/модный журнал 1803 год/

---------------------------------------------------------------

Эпоха белого муслина (см.тему "Ткани в 18-20 в), «нагая мода», окончилась, конечно, на задворках Европы платьица-шемиз еще какое-то время носили, но к 1820-му году на смену пришел строгий буржуазный стиль с платьями из плотной материи.
 Теперь в одежде большую роль играет цвет, на смену поднадоевшему белому пришел элегантный лиловый, вышивка, ленты, пояса, искусственные цветы вместо дорогих камей, тем более с развитием торговли и изменение взглядов общества после между войнами...


----------------------------------------

"НОВЕЙШИЯ ПАРИЖСКИЯ МОДЫ. 1817 год


Белой цвет более и более входит в моду.
Щеголихи делают шляпы из белаго гроденапа и белаго крепа, и большое количество перкалевых капотов; самыя новейшия украшаются маленькою косыночкою.Все перкалевые капоты широки как шляпы; те же, которые делаются из клетчатой материи, напротив того имеют тулью узкую и длинную. Между вымышленными цветами замечательна роза о ста листах, лиловаго цвету, которая украшает шляпку из лиловаго крепа.

Большия гвоздики входят в моду. Носят журавейник, васильки и гвоздички амарантоваго цвета; полукосынка из белаго гроденапа служит украшением некоторых желтосоломенных шляп.
Три, четыре, шесть рядов пышных сборок, внизу белых платьев: вот обыкновенная уборка; потом трубочки сложенныя в круглыя сборки, потом между ими вставленной тюль или шитье на том же платье; также носят два ряда пышных сборок на верху тульи матерчетых шляп.

Оливковаго цвету фраки умножаются.
Одни имеют таковаго же цвета бархатной воротник, другие черной; на них ставят |
пуговицы из того же сукна, или из белаго металла. Вместо трех видны из пяти
валиков с каждой стороны белых панталон".

/Всеобщий модный журнал.– 1817.– № 4 С. 61–64./
----------------------------------------------

К концу 1820 года женское платье становится скромнее, с более высоким вырезом, более широкими верхними и несколькими нижними юбками.

В корсетах этого времени делались металлические отверстия, позволяющие туго зашнуровываться. Здесь имелись вставки для груди,а сбоку - для бедер, что создавало весьма соблазнительную форму, в которой акцент делался одновременно и на груди и на бедрах.

К 30-м годам XIX века стягивающий и сложный костюм, который женщины носили уже много лет, начала стеснять их сильнее.


С огромными рукавами( в одном модном журнале с сарказмом заявлялось, что к плечам прикрепляли воздушные шары), все более широкими юбками и крошечной талией модная женщина становилась похожа на осу. Довершал этот несколько гротескный наряд замысловатые букли и огромный чепец.
Впрочем в последующее десятилетии женский костюм сделался более спокойным...

----







--------------




В начале 19 века сперва сперва в женской одежде доминировал белый цвет,пастельные цвета добавлялись в виде лент.
Но для спенсеров и ротонд(пальто) стали применять более яркие однотонные цвета.

Легкие ткани были обычно светлыми: розовые,голубоватые, зеленоватые,бледно-лиловые,а для более тяжелых тканей: бутылочный зеленый, фиолетовый, коричневый.
К 1830-ым годам появились кричащие цветовые комбинации: красное с черным, зеленое и лиловый,и т.д.
--------------------

В женской моде XIX века

 становятся популярны платья в стиле ампир –  глубоко декольтированные, с очень завышенной линией талии  (практически под грудью) и коротким рукавом «фонарик».

Длинный  подол со  струящимися складками переходил в шлейф. Ткань выбиралась тонкая, воздушная.
Но  климат некоторых европейских стран вносит свои коррективы и в Европе 19 века, в  моде появляются платья в стиле ампир с длинным рукавом, уменьшается декольте.
 Используются более плотные и тяжелые ткани – бархат, шелк.

Выходные туалеты  богато украшаются вышивкой в греческом или египетском стиле.
Фаворитом моды в начале 19 века был тюрбан с эгреткой из перьев экзотических  птиц и сандалии по типу греческих богато украшенных драгоценными камнями.

 Женская мода начала 19 века предлагала огромный выбор шалей и палантинов. Они  как нельзя лучше дополняли почти невесомые наряды модниц, а зачастую служили и  единственной защитой от непогоды.

В первой половине XIX века мода была  так скоротечна, что менялась, чуть ли не  ежедневно.
/Источник: Журнал WomanAdvice - советы на все случаи жизни/

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Гравюры из соцсетей
платья 1806 - 1812 годы:








-------------------------------------------------------------
Читайте так же:



---

Комментариев нет:

Отправить комментарий