29.4.22

Чепец женский XIX века. Часть 1: история, крой, подлинники.

 Ах, умолчу ль о мамушке моей,
О прелести таинственных ночей,
Когда в чепце, в старинном одеянье, 
Она духов молитвой уклоня,
С усердием перекрестить меня,
И шепотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах Бовы...
/А.С.Пушкин - лицейское стихотворение./

Чепец (славян.- очипок) - старинный женский или детский легкий головной убор из ткани, появившейся в средние века и получивший широкое распространение до конца XIX века.

Характерная черты моды XV-XVI вв - огромное разнообразие форм: в виде венца, башни, на проволочном каркасе, целиком закрывающие волосы или закрывающие только темя и т.п.
 Мода на чепцы держалась очень долго, однако пик её пришелся на конец 18 века, но уже к 80-м годам XIX века чепцы носили старушки, вдовы и младенцы.

"Кто хотя раз в жизни имел честь видеть княгиню Татьяну Сергеевну, тому не трудно было бы отыскать дом её на Пречистинке. Как сама княгиня, так и дом её, носили резкий отпечаток прошедшего столетия. Покрой чепца и крыши, ветхость рам и локонов, допотопная пышность рукавов и комнат, цвет лица и стекол - все гармонировало между собою..." - писал в одном из своих сочинений В.А.Вонлярлярский в 1853 году.

Немного истории 



"Из дома ее не выгнали, но разжаловали из экономок в швеи 
и велели ей вместо чепца носить на голове платок."
- И.С.Тургенев. Дворянское гнездо. 1859 г.

Замужние женщины на Руси издревле должны были полностью закрывать волосы головными убором. Нарушившие добрачные нормы поведения девушки лишались права на девичий убор, но не могли носить и убор, полагающийся замужним женщинам. Появиться же без головного убора, с непокрытыми волосами, для женщины считалось предосудительным (от сюда и выражение "опростоволоситься" - т.е. совершить промах или неприличный поступок).

В XVIII веке, когда прическа воспринималась как головной убор, чепцы были скорее, украшением сложных причесок либо защитой их замысловатых сооружений от повреждений во время путешествий или сна (красавицы того времени прически делали не каждый день). 

Около 1797 года появилась разновидность чепца – шляпка-капот. Капот – это чепец с широкими полями спереди, стянутыми с боков лентами. Высота тульи, размер полей, отделка капота могла меняться в зависимости от моды.

Из наиболее известных чепцов XVIII века были фасоны а-ля Мария Стюарт - чепец с выступающим на лоб углом, названый в честь шотландской королевы (1542-1587 гг). Он был с мыском, спускающимся на лоб, как в средневековых головных уборах дормёз (темный, или еще его в России в 19 в. называли ночным).

👈В траурном чепце такого вида была изображена Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы Петровны на картине Н.Н.Ге, 1874 г, Третьяковская галерея, Москва.

В XIX веке чепец заменил собой средневековые знаки семейного положения городской женщины. М.Ф. Каменская, дочь известного скульптора и художника Ф.П.Толстого, пишет о том, как завершился её свадебный бал: 
"Меня в это время дамы увели из залы и переодели в кружевной чепец и капот".


Современница Пушкина, Мария Аполлоновна Волкова писала: 
«У матушек страсть выдавать замуж дочерей, хорошо ли, худо ли — лишь бы только пристроить, а дочки всячески стараются надеть чепчик, что зачастую дорого им обходится».

В первой половине - середине XIX века чепец показывал не только семейное положение женщины, но и время дня, т.к. дамы в городе в этот период начали менять по несколько платьев в день, чего не было до конца XVIII столетия.

В те времена женщины основное свое время проводили дома, и с 11 до 3 часов дня принимали визитеров.
С утренним платьем, капотом, а так же домашним платьем замужние женщины носили и чепцы. Величина и форма чепца зависела от модной в данное время прически.


"Авдотья Егоровна еще одевалась. В такие дни туалет её обыкновенно продолжался от десяти до двух часов; сначала у каждой затворенной двери её уборной стояло по горничной, и когда подходили к ним Алексей Сергеевич или Вера, то им обыкновенно говорили: "еще нельзя-с: барыня одевается"; но когда уже было надето платье, и оставалось только возложить на голову чепец, надеть брильянты и покрыться мантильею или шалью, тогда те же горничные растворяли дверь и начинали приглашать к госпоже мужа и племянницу: "пожалуйте к барыне посмотреть, хорошо ли на них сидит платье"; или :"идите взглянуть на тетеньку, идет ли к ним новый чепчик"."
- из романа "Богатый жених", А.Ф. Писемского, 1861 г.


Обычно молодые женщины носили чепцы с утра до вечернего выезда в театр, на бал или прием. Для "выходов" существовали иные головные уборы, приличествующие замужней даме (берет, тюрбан). Лишь очень пожилые женщины появлялись на балах в чепцах, но более нарядных и дорогих, нежели в домашней обстановке. 

Чепцы отделывались лентами, кружевами, цветами; затягивались на голове шнурками или были на широких кружевных завязках под подбородком. 

В 1770-1780-х годах, при очень высокой прическе, к присборенной большой тулье пришивали широкую накрахмаленную оборку; с конца 18 в. и до 1810 -х годов чепчики невелики и завязываются под подбородком. В 1820-х годах в моде прическа с горизонтальными буклями над лбом. Тулья чепца сдвинута на затылок, оборка оставляет переднюю часть прически открытой.


Обычно ткань чепцов была белого цвета, а отделка - любых модных оттенков, как правило, в тон платья или капота. 

Журнал «Парижские моды» так описывал модель чепца для утреннего туалета:
 «Круглый фон из вышитого кремового тюля гарнирован кругом сборчатым, кружевным воланом, пришитым под тюлевую головку "бульоне". Посредине бант из узких бледно- розовых лент и высокий кружевной туф, перемешанный с петлями розовых лент». 
Шелковые ленты, завязывающиеся под подбородком, назывались мантоньерками.
 
Для простолюдинок чепец, как и шляпа, означал более высокое социальное положение, свидетельствовал о материальном достатке.


В первой половине 1830-х годов, когда букли прически расположены по обе стороны от пробора, многие носили чепец "а-ля Мария Стюарт", т.е. с мыском над лбом и приподнятой у висков оборкой. 
"Они более идут к неправильным лицам, которых так много в нашей нации", - пишет "Дамский журнал" 1833 года. Такие чепцы встречаются и в 1840-х годах у пожилых женщин, сохранивших некоторые костюмные особенности времен своей молодости.

"Когда все это расселось, разместилось и угомонилось, то для меня всего любопытнее был - ряд чепцов, чинно усевшихся пожилых барынь. Это в самом деле было диковинное собрание каких-то единственных в своем роде кисейных, филешевых и петинетовых - тряпиц этих тогда еще не называли тюлем и газом - кисейных корабликов, цветников, вавилонских башен, китайских беседок с флюгерами и бубенчиками. Савка каждый раз после такого праздника подавал вечером на сальные свечи хитро вырезанные и сложенные бумажные фигурки, нового покрою, и уверял, что снял выкройку с чепца Анны Ивановны, или Авдотьи Поликаповны. Злые языки между прочим рассказывали, как известное дело, что Авдотье Петровне муж ее, в былое время, привез из столицы шляпу и чепец..."
- "Савелий Граб, или двойник", 1841-44 гг.


С изменением прически меняются и фасоны чепцов. Со второй половины 1830-х годов и до 1840 года в моде маленькие чепцы, которые надевают на затылок, перед прически остается открытым, по бокам свисают на плечи две широкие "лопасти" - обшитые рюшем или кружевом полоски материи, из которой сделан чепец. 


Во второй половине 1840-х "лопасти" перестают носить. Чепцы шьют из полупрозрачных тканей (тюль, кичея, батист, кружево), отделывают лентами, кружевом, иногда мелкими цветами. 
В конце 1830- и в 1840-х чепцы часто заменяют шляпу.
Выходить из дому без шляпок или чепца, без перчаток и верхнего платья или шали было не принято.

Для приема гостей по вечерам надевалось уже другое платье, скромное, большей частью темное вечернее, блондовый или тюлевый чепец, черные кружевные митенки (перчатки без пальцев). Некоторые дамы, чтобы подчеркнуть простоту и непринужденность вечера, носили нарядный фартучек с двумя карманами.


В начале 1830-х годов гости являлись в шляпах или беретах, реже в чепцах, позже с вечерними платьями носили чепцы, наколки из кружева и лент, иногда и тюрбаны. Наибольшее распространение получили чепцы, большей частью белого цвета, но встречались и цветные и даже черные кружевные.

Если в конце XVIII-начале XIX века класс буржуазии-предпринимателей только зарождался, то уже к середине XIX века он вошел в свою полную силу, что не преминуло отразиться на модном костюме.

К середине XIX века стремление к нарядности костюма превращается в погоню за бросающимся в глаза богатством костюма. Не только в модных обозрениях, но и в литературных и сатирических журналах, даже в газетах, много писали о чрезмерной роскоши дамских туалетов, о расточительности жен и дочерей средних чиновников и купцов.

В 1850-х и 1860-х годах мода предписывала дамам одеваться "богато", а молодым девушкам более скромно. Однако чувство меры, вкус, советы не всегда соблюдались...


"Чепцы из газа, тюлю, кружев и т.д. составляют столь же легкий, сколь изящный головной убор женщин; обыкновенно их делают с большим вкусом и многие миловидные личики желаются еще очаровательнее в кокетливом, щегольском кружевном чепчике. Не станем  говорить о чепцах чудовищных размеров, которые носят в некоторых местах за границей, их смешная и странная форма только безобразит красивую головку. Может ли, например, быть что либо смешнее, нелепее кошуазских или нормандских чепцов? Это истинно маскарадные уборы." - озвучивалось в издании о гигиене 1865 года.


В середине XIX века утреннее платье-пеньар состоял из батистовой или кисейной белой юбки и такой же длинной свободной кофты, или же белой юбки и капота из другой материи. Все было отделано шитьем, оборками, кружевом.

С 1860-х годов стали шить капоты со шлейфами (трен, хвост) различной длины. С утренней одеждой носили белые подрукавники, белый кисейный чепчик, отделанный кружевом и лентами, туфли в цвет капота или юбки, которые так же были обильно украшены бантами, кружевом и пряжками и бисером.


Для 1850-х годов наиболее характерны домашние платья из клетчатых или однотонных, не очень светлых, а летом из белых материй. К платью надевался чепец, ничем не отличавшийся от утреннего. Его отделывали лентами, подходящими к цвету платья. Вместо чепца многие дамы носили наколки из кружева и лент или кружевные косынки с длинными концами, свисающими на спину.

В 1860-х годах молодые женщины перестают носить с домашним платьем чепцы и наколки. Вместо этого носили сетку из крученного шелка, синели или узких бархатных лент. Пожилые дамы и старухи ходили дома и вне его в чепцах.


Бальные туалеты, как и вечерние в это время становятся сильно декольтированные, с короткими или укороченными рукавами. Туалет дам дополняется всевозможными головными уборами: наколками, чепцами, сетками.

К вечернему платью уборы несколько скромнее, чем к бальному, на них меньше золота и драгоценных камней.


В 1870-х еще держались прежние модные направления в костюме, однако уже к 1880-ым пришло новое веяние во всем обличие дам. И чепцы как выходные головные уборы стали уступать место шляпам на выход и заколкам на балах.
Чепцы носили только дома.

Вот как описывается модель чепца для утреннего туалета в журнале "Парижские моды" за 1887 год:
 "Круглый фон из вышитого кремового тюля гарнирован кругом сборчатым, кружевным воланом, пришитым под тюлевую головку "бульоне". Посредине бант из узких бледно- розовых лент и высокий кружевной туф, перемешанный с петлями розовых лент".


В 1890-х многие старые женщины еще носили дома черные кружевные наколки, чепцы или косынки. Встречались, особенно летом, и белые чепцы всевозможных фасонов - как отголосок бывшей когда-то моды.

К началу ХХ века чепцы постепенно становились домашним видом одежды, а затем и чисто ночным или детским, особенно это касалось дам до среднего возраста. Так же ночные чепчики входили в список белья для курсисток и обязательным атрибутом к приданному девицам.


-------------------

КРОЙ ЧЕПЦОВ 18-19 вв.


В книгах по шитью, которые наряду с журналами мод стали доступным печатным носителем по обучению домохозяек и портных, в разделах по шитью чепцов можно увидеть три вида кроя этого головного убора. Причем основа кроя чепца на протяжении всего XIX столетия практически не изменилась. 






----------------------

ПОДЛИНИКИ ЧЕПЦОВ XIX век.














-------------------------------------------------------

Читайте так же:


6 комментариев:

  1. Великолепно, как же приятно читать профессионально написанное эссе да ещё с иллюстрациями. Спасибо.
    Если будет возможность, ответьте, пожалуйста, на вопрос: как на картинах 18 века различать девиц от замужних женщин по чепчикам? Как-то поспорили по поводу гравюр Хогарта, вроде все в чепцах и блудница из "Карьеры блудницы", и графиня из "Модного брака".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за отзыв...
      Вопрос интересный...Сама не задумывалась, но полагаю ответ есть. Первое, что приходит в голову - модель, потом - ткань...Доказать пока не могу, но обещаю подумать...

      Удалить
  2. шикарные иллюстрации, отличная подборка,браво автору

    ОтветитьУдалить
  3. Благодарю, читала с интересом)

    ОтветитьУдалить