4.10.21

Книга «Век женской моды, 1794 - 1894 гг.», 1896 г. Часть 2: 1815-1830 гг.

 "...Если бы существовало платье необычайной и невиданной красоты, которое можно было надеть на эшафот, то наверное нашлись бы женщины, готовые совершить преступление, чтобы надеть это платье." 
- Скальковский К.А., "О женщинах:мысли старые и новые", 1886 г.

----------

Продолжаю показ картинок-гравюр из парижской книги 1896 года выпуска о женской моде и текста, основанного на французских фолиантах XIX века по годам за сто лет с 1794 по 1894 гг.

---------------

Мода во Франции 1815-1830 гг.


Мода во все времена и у всех народов являлась прежде всего льстивым царедворцем, который спешит приветствовать новых правителей.
Поэтому с возвращением Бурбонов вернулась и мода на белые ткани, и белый цвет стал преобладающим в костюмах. Лилии, белоснежные шарфы и кокарды, шляпы а-ля-Анри-Катр, украшения султанами из белых перьев, ленты из сурового шелка, белые креповые шляпы, отделанные буфами, венки из белых цветов для бальных причесок - вот самые отличительные признаки женских мод той эпохи, начавшейся с половины 1814 года.

Эти моды продержались довольно долго и пользовались большим успехом.
В самом Париже носили больше всего левантиновые платья ( шелковая ткань) розового цвета и белые туники из мериносной ткани ( шерсть); их делали довольно широкими, без кушаков, с расходящимися полами. В большом ходу были платья с шемизетками, закрывающими шею до подбородка. Затем белые платья с розовыми или голубыми полосками, или мелкими клетками.


 Прекрасные кашемировые шали не утратили своего значения. Их привозили из Индии, прекрасные модницы осаждали магазины двух модных фирм Терно и Куртуа. Дамы мелкой буржуазии, не обладавшие туго набитыми кошельками богатых светских львиц, довольствовались красивыми, яркими, с широкими каймами шалями из шелковых очесов. Носили так же длинные полосатые шелковые шарфы а-ля-сиркасиен, изящно драпирующие стройные худые фигуры.


Огюстен Шаламель писал в своей "Истории мод", о том, как роскошь и страсть развивались среди роялистов:
" Приемы и балы следовали один за другим в Тюльериском дворце. В отелях предместья Сен-Жермен только и мечтали, что о вечерах, концертах и балах. Все старались уверить друг друга, что вес делается ради поднятия торговли и промышленности. В одном Париже насчитывалось до четырех знаменитых дамских портных; тринадцать модисток старались удовлетворить капризам модниц; семь известных цветочниц еле поспевали исполнять заказы, три корсетницы были всегда завалены работой, а восемь сапожников занимались исключительно изготовлением дамской обуви."


Далее он пишет: 
"На официальных и частных балах дамы появлялись в белых платьях с отделкой из цветов по низу юбки. Танцующие украшали и свои прически цветами, большей частью розами. Носили платья ф-л экосез, платья a lindolete  и платья, отделанные мехом шеншила. 
Рукава делались очень пышными, отделывались они у плеча многими рядами рюшек, другие принимали воронкообразную форму, очень широкие у плеча и узкие плотно застегивающиеся у кисти руки. 
Лифы были по преимуществу вырезанные; на шее носили колье из жемчугов или гранатов, при коротких рукавах надевали длинные перчатки лайковые или шведские; они стоили тогда больших денег, но настоящие модницы меняли их каждый день, потому что перчатки должны были быть безукоризненной свежести и чистоты, их самый модный цвет был шамуа ( натуральный замшевый). Прическа состояла большею частью из локончиков, почти приклеенных на лбу и висках, а из остальных волос на затылке воздвигали целый ряд пуфов, или коков."



Прическа, а в особенности шляпки составляли главный предмет забот модниц времен Реставрации.
С 1815 по 1830 год насчитывалось более десяти тысяч различных форм шляп и чепчиков. 
Шляпки были массивными, увешанными лентами, фантастической высоты с невероятными навесами, напоминавшими невозможные головные уборы пехоты Великой армии.
Модные журналы перестали говорить о платьях и почти исключительно посвящали свои страницы описаниям шляп и их изображений.  


И что это были за шляпы, каких ужасающих размеров они достигали! Одни возвышались подобно средневековым башенкам с выступающей кровлей, другие напоминали какие-то формы для гигантских тортов, третьи казались как бы копиями рыцарских шлемов с забралами. 


С точки зрения морали общество приветствовало все: женщина была чопорной, очень ослабленной как морально, так и физически, а балы Империи, которые по большей части были лишь предлогом для проституции, были заброшены или закрыты.


Талия у платьев мало-по-малу стала удлиняться и приближаясь к 1822 году она опять на своем нормальном месте, а не обезображивает грудь перехватом почти подмышками. Низ платьев отделывался вышитыми воланами, число их доходило до пяти и больше. Корсет вступил опять в свои права и хороший корсет модной фирмы Лакруа стоил не менее ста франков; однако фирме порой приходилось отказываться от заказов из-за их многочисленного наплыва.


Снизу к корсету пришивалась белая атласная подушечка для поддержки юбок, и эта подушечка явилась как бы предвестницей турнюра. С того времени стали вопреки увещиванием докторов, вшивать в корсеты стальные пластинки.
Рукава все расширялись и назывались то рукавами а-ла-жиго, то а-ла-элефан. Искусственно увеличивая ширину плеч, модницы достигали того, чего требовала тогда мода, а именно почти осиной талии.


Зимой носили громадные муфты лисьи и из меха шеншила. Меховые боа или боа из страусовых перьев были обязательной принадлежностью выходного костюма каждой модницы.

Герои и героини литературных модных романов окрестили своими именами множество цветов, безделушек. Благодаря сантиментальному роману графа д*Аленкура появились "тюрбаны Ipsiboe", появились так же "косынки а-ля-Дам-блянш", "ленты Трокадеро", "шляпы ф-ля-Севинье", "воротнички ф-лф-Атала". 
Модные цвета тканей носили необычайные названия, например, - "вода Нила", "одинокий камыш", "Наваринский дым", "змеиная кожа", "лава Везувия" и т.д.



Франция приветствовала возвращение Бурбонов, усматривая  в них верную гарантию спокойствия и торговли и промышленности.
Распущенные нравы времен Директории, несколько дисциплинированные Наполеоном I во время Империи, стали строгими, даже суровыми. Великолепная пышность Империи заменилась изысканной простотой.
Женщинам стали нравится только почтительные и нежные поклонники. Распущенность уходила в прошлое.
Рыцарский дух и изысканная вежливость господствовала в этом новом обществе.
Парижское общество в эпоху Реставрации разделилось на несколько классов, резко разграниченных между собою и обитавших в разных кварталах города.


Однако и в эту эпоху недостатков в развлечениях не было. В Елисейских полях играли в мяч, в шары, кегли. Занимались сильно и спортом: верховой ездой, гонкой на лошадях, плаванием, бегами и т.д. подготовляя этим здоровое и сильное поколение тридцатых годов.
Увеселительные занятия так же были: и праздники, и балы, приемы, театры, концерты.
Однако, мода, эта капризная неумолимая мода, требовала, чтобы повсюду, среди всех этих развлечений женщины имели скучающий и разочарованный вид, говорили только о суетности всей светской жизни и мечтали жить в деревне.


Эта жизнь, - говорили они,- сотканная из банальностей, условной лжи и светского притворства, заставляющая их растрачивать по мелочам все силы ума и сердца, была им противна и только мешала их стремлениям ко всему возвышенному и прекрасному. 
А на самом деле они разорялись на шали и тряпки, интриговали, чтобы попадать на все праздники, добивались представления ко двору, просили и хлопотали о билетах на все спектакли и концерты.



Женщины времен Реставрации, подобно женщинам всех предыдущих и последующих эпох, страстно жаждали всего неизведанного, необычайного; они искали повсюду сильных ощущений и знали прекрасно, что могут добиться любви и поклонений своим кокетством, и вот это недовольство настоящей жизнью, эта скука и разочарование являлись новым родом модного кокетства.

1830 год - создалось новый вид женщины, возведенный в моду Бальзаковскими произведениями...



-------------------

Все части раздела книги


-----------------------------------------------

Читайте так же:







Комментариев нет:

Отправить комментарий