Одежда XVII века в Европе ,особенно верхняя частенько путается в названиях у историков костюма, они частенько называют одну и ту же вещь - разными названиями,или наоборот.
Например в мужской одежде: колет с дублетом.Кстати, путаница в названиях продолжалась вплоть до конца 19 века, пока весь мир не упростил как вид одежды, так и названия не обобщил.
Путаница из-за перевода языка и разности именуемой одной и той же одежды в разных странах.
Так что давайте уточним, хотя бы для моего примера:
Колéт (франц. collet —
«воротник») — мужская короткая приталенная куртка без рукавов (жилет), обычно из светлой кожи, надевавшаяся поверх дублета в XVI—XVII веках. Это слово также применяется к обозначению похожей одежды без рукавов, которую носили в британской армии в XX веке.В России колетом назывался кирасирский мундир, застёгивавшийся на крючки. Существовал и так называемый «бычий колет» (англ. buff jerkin) — куртка из промасленной бычьей или буйволиной кожи, которую носили солдаты в XVI—XVII вв.
Дублет (фр. doublet) –
во времена позднего средневековья это узкая одежда типа куртки из полотна или шерстяной ткани на подкладке, носилась поверх рубашки.
Поверх рубахи носили дублет, короткую куртку (джеркин) и мантию.
Дублет и джеркин часто были очень похожи по своим силуэтам, поэтому необходимо как можно более четко идентифицировать каждый вид. ... дублет (doublet) / колет / джеркин. 1633-1637 г.г., знаменосец (дублет). Дублет, Франция, ранее 1620 года.
М.Н. Мерцалова: Узкая одежда на подкладке, которую носили поверх рубашки в эпоху позднего средневековья. В XV и XVI веках дублет для зимы делали на меховой подкладке. В Англии в конце XVI века дублетом стали называть джеркин.
Джеркин - Верхняя мужская одежда англичан в XVI веке, аналогичная французскому пурпуэну. Форма джеркина менялась соответственно изменению стиля костюма.
---------------------------------------------
из истории костюма 17 века:
.."Верхняя одежда , в основном короткая, свободного силуэта, представлена плащами без рукавов типа накидки или с рукавами на яркой теплой подкладке..."
Начиная с XVII века ткани начинают изготовлять на мануфактурах, поэтому их ассортимент становится все более разнообразными.
В отделке тканей большую роль играла золотая и серебряная нить, включение которой создавало эффект шан-жан (эффект переливания цветов).
"...Ткани, цвет, орнамент
Начиная с XVII века ткани начинают изготовлять на мануфактурах, поэтому их ассортимент становится все более разнообразными.
В отделке тканей большую роль играла золотая и серебряная нить, включение которой создавало эффект шан-жан (эффект переливания цветов).
Во Франции и Италии настает время расцвета производства тканей из шелка и шерсти: атлас, тафта, муар, газ, тонкая шерсть. Одновременно начинает развиваться промышленное изготовление набивных тканей в Швейцарии и Англии, позже - в Голландии и Германии. Теперь используются не только яркие и чистые цвета, но и нежные полутона, а также ахроматические цвета, подчеркивающие контраст — серый, белый, черный.
Декоративность костюмов в XVII в. проявляется в большом количестве рельефных украшений, которые создаются объемно из самой ткани. Это ленты, галуны с позументом из золотых и серебряных ниток, разнообразные рюши, многочисленные оборки и гофрировки, буфы, отделка шнуром и многое другое . В моду входят гладкие и тонкие ткани.
Орнаменты ткани создаются в стиле . Здесь можно увидеть и огромные цветы необычной формы, завитки, листья и плоды растений, таких как гранат, виноград и прочих, трельяжи (ромбовидные сетки с завитками и цветами) — основные рисунки тканей того времени.
В рисунках тканей могли быть и короны, вазы, корзинки, а также атрибуты парковой архитектуры, причем, размеры узоров могли достигать полуметра. А в конце XVII века появляются ткани в полоску и клетку.
Широко распространяются кружево, гипюр, плетеные узоры которого напоминают набивные и тканые рисунки. Они украшают воротники, манжеты, передники, наколки, даже чулки и обувь.
В женском костюме с помощью композиционных линий создается зрительная иллюзия необыкновенно тонкой талии, покатых плеч.
Затянутый корсетом торс контрастирует с пышной юбкой и баллонообразными рукавами, а наклонные линии рельефов на спинке усиливают это впечатление.
Вариантное решение костюма с помощью разнообразных деталей и способов их соединения представляет короткий мушкетерский плащ казак.
С помощью многочисленных застежек по боковым швам и швам рукавов (до 150 пуговиц и петель) его можно было превращать в одежду с длинными и широкими рукавами или в короткую пелерину. Пристегнув спинку к боковой части рукава, можно было спереди оставить разрезы для свободного движения рук.
Сложный крой с обилием вертикальных разрезных линий, создающих прилегающий силуэт изделия, характерен для костюма XVII в. Полочка и спинка колета имеют отрезной бочок с прогибом на талии, с незначительным расширением книзу.
Глубокий раствор плечевой вытачки обеспечивает плотное облегание изделия по плечам и груди. Рукав с невысоким окатом имеет прямую форму и одинаковую ширину по всей длине.
Внизу он собирается манжетой.
-----------------------------------------
Подлинники 17 век: перчатки, платья и проч...
----------------------------
Крой костюма на 17 век-Европа
Из ИСТОРИИ :
Костюм 17 в. во Франции
Основной ассортимент мужской одежды этого периода можно считать установившимся еще с XVI в. Это — белье (сорочка, штаны), куртка(колет), верхняя одежда, головные уборы, обувь. Силуэт, форма, детали, дополнения на протяжении периода менялись несколько раз. В начале века мужская сорочка была одновременно бельем и частью верхней одежды.
Во второй половине столетия количество сорочек увеличивается, появляются нижняя узкая и верхняя широкая из тонкого белого полотна. Она играет важную роль в декоративном решении костюма, хорошо просматривается в прорезах рукавов, между полами колета.
Ее богато украшают гофрированными оборками, кружевом спереди, на манжетах рукавов. Особенно нарядны большие накладные воротники, цельнокружевные или батистовые, отделанные по краям кружевом. В истории костюма их называют воротник ван Дейка, потому что большинство портретов А. ван Дейка написано с этой выразительной деталью костюма.
Дублеты разнообразны по форме и отделке. В начале века — короткие, мягкой прилегающей формы, расширенные книзу. Сверху они застегивались на несколько пуговиц. Книзу полы колета расходились.
По бортам и пройме дублет(куртка) обильно украшался пуговицами, галуном, бантами, на рукавах — продольными разрезами. Его носили с панталонами — узкими ровными штанами длиной до середины икр, украшенными по боковым швам вышивкой, по низу — кружевными оборками или петлями из лент.
По бортам и пройме дублет(куртка) обильно украшался пуговицами, галуном, бантами, на рукавах — продольными разрезами. Его носили с панталонами — узкими ровными штанами длиной до середины икр, украшенными по боковым швам вышивкой, по низу — кружевными оборками или петлями из лент.
Мужской костюм XVII в. находится под влиянием военизации. Мушкетер, верный солдат короля — идеальный образ времени.
Костюм наследует его черты стройной подтянутости, военной выправки на протяжении всего XVII в. Однако в 50-70-е гг. влияние этого образа на некоторое время отступает, вытесненное новым эстетическим идеалом мужской красоты — созданием полудетского облика в подражание малолетнему королю Людовику XIV.
Костюм наследует его черты стройной подтянутости, военной выправки на протяжении всего XVII в. Однако в 50-70-е гг. влияние этого образа на некоторое время отступает, вытесненное новым эстетическим идеалом мужской красоты — созданием полудетского облика в подражание малолетнему королю Людовику XIV.
Костюм этого периода состоял из сорочки, богато декорированной кружевом, бантами, короткой куртки — весты с рукавами до локтя и поколенных штанов-ренгравов. Веста пышно отделывалась оборками, бахромой из лент, рюшами, кружевом.
Вдоль борта густо нашивались пуговицы и позумент. Между нижним краем весты и поясом штанов просматривались пышные сборки широкой сорочки, отделанной гофрированной оборкой. Штаны-ренгравы представляли собой двойную юбку-штаны: складчатая юбка, надетая поверх широких штанов — шаровар.
Вдоль пояса, по боковым швам, внизу по подолу ренгравы украшают пышной лепной орнаментацией из рюшей, оборок, бантов, кружев.
Вдоль борта густо нашивались пуговицы и позумент. Между нижним краем весты и поясом штанов просматривались пышные сборки широкой сорочки, отделанной гофрированной оборкой. Штаны-ренгравы представляли собой двойную юбку-штаны: складчатая юбка, надетая поверх широких штанов — шаровар.
Вдоль пояса, по боковым швам, внизу по подолу ренгравы украшают пышной лепной орнаментацией из рюшей, оборок, бантов, кружев.
В конце века появляется новый вид придворной одежды — жюстокор, покрой которого и сам термин заимствованы из военной форменной одежды.
Жюстокор был костюмом короля и высшей знати. Это одежда прилегающего, расширенного книзу силуэта с поясом-шарфом на линии талии, длиной до коленей, с застежкой на ряд мелких пуговиц и петлиц.
Рукава вверху узкие с расширенным низом и широкими отложными манжетами. Цветовое решение яркое и контрастное, вышивка золотом и серебром.
Жюстокор был костюмом короля и высшей знати. Это одежда прилегающего, расширенного книзу силуэта с поясом-шарфом на линии талии, длиной до коленей, с застежкой на ряд мелких пуговиц и петлиц.
Рукава вверху узкие с расширенным низом и широкими отложными манжетами. Цветовое решение яркое и контрастное, вышивка золотом и серебром.
Воротника жюстокор не имел, его заменял галстук из белой ткани с кружевными концами. В жюстокоре впервые появляются прорезные, низко расположенные карманы. Под него надевали камзол — одежду без рукавов и воротника, сходную с жюстокором по покрою и силуэту. Камзол был короче жюстокора на 10-15 см и контрастировал с ним по цвету. С жюстокором, который вновь возвращает мужчине стройность, галантность и пластичность, носят кюлоты из бархата, шелка, шерсти.
Это узкие до коленей штаны, заканчивающиеся внизу боковым разрезом и застежкой на пуговицу или пряжку. Чаще всего кюлоты делают одинакового цвета с жюстокором. В кюлотах также делали прорезные карманы.
Это узкие до коленей штаны, заканчивающиеся внизу боковым разрезом и застежкой на пуговицу или пряжку. Чаще всего кюлоты делают одинакового цвета с жюстокором. В кюлотах также делали прорезные карманы.
Верхняя одежда, в основном короткая, свободного силуэта, представлена плащами без рукавов типа накидки или с рукавами на яркой теплой подкладке.
Мужской костюм дополняли шелковые или шерстяные чулки белого, голубого, красного цвета с вышивкой и узором.
Обувью служили сапоги с раструбами и отворотами, а также полузакрытые туфли с бантами, пряжками, розетками, с квадратными носами и ремнями. В плохую погоду сверху надевали кожаную обувь без задника — предшественницу наших галош — на деревянной подошве. К этому же времени относится появление в мужской обуви высоких каблуков красного цвета.
Головные уборы — мягкие широкополые шляпы, украшенные страусовыми перьями, — постепенно приобретают треугольную форму.
Прически в начале XVII в. выполнялись из собственных длинных или полудлинных волос, в конце века их заменили огромные парики рыжего цвета, напоминающие львиные гривы.
Лица — либо бритые, либо с небольшими усами и клиновидными бородками.
Костюм буржуа, горожан-ремесленников и крестьян отличался от дворянского большей стабильностью и практичностью формы, темными, тусклыми расцветками, качеством и стоимостью ткани. Силуэтное же решение костюма было в основном общим.
Женский костюм 17 в.
В основе женского костюма остается каркас, костяной корсет с металлическими пластинками, форма которого на протяжении века меняется неоднократно.
В начале века — короткие полужесткие корсеты, в середине и особенно в конце — длинные с бюском, сильно затягивающие талию и приподнимающие грудь.
В начале века — короткие полужесткие корсеты, в середине и особенно в конце — длинные с бюском, сильно затягивающие талию и приподнимающие грудь.
Нижнее платье котт состояло из лифа или корсажа и юбки. Лиф спереди имел съемную вставку, законченную треугольным мысом, низкий и широкий отложной воротник, отделанный кружевом.
Длинные рукава отличались большой шириной вверху (баллонообразные) и заканчивались высокими манжетами, также отделанными кружевом. Верхним платьем служил широкий распашной роб с широкими укороченными рукавами и высокой линией талии.
Роб застегивался на петлицы и пуговицы, оставляя открытой весь перед нижнего котт. Цветовое сочетание верхнего и нижнего платьев обычно решалось контрастно (темное и светлое).
Длинные рукава отличались большой шириной вверху (баллонообразные) и заканчивались высокими манжетами, также отделанными кружевом. Верхним платьем служил широкий распашной роб с широкими укороченными рукавами и высокой линией талии.
Роб застегивался на петлицы и пуговицы, оставляя открытой весь перед нижнего котт. Цветовое сочетание верхнего и нижнего платьев обычно решалось контрастно (темное и светлое).
Во второй половине века силуэт женского костюма резко меняется. Рукава теряют объем и становятся короче (до линии локтя). Внизу они украшаются широкими кружевными оборками.
Главная выразительная линия женского костюма этого периода — линия двойной юбки. К лифу котт пришивали обычно две юбки: фрипон (нижняя) и модест (верхняя) .
Роб, который имели право носить только дворянки, шили со шлейфом. Юбка роба, распашная от талии, также драпируется и отворачивается, открывая юбки котт.
Декоративное решение женского костюма находится под влиянием придворного этикета и стиля барокко. В начале века наблюдается стремление расположить всю отделку и украшения спереди (что характерно и для мужского костюма). Это было вызвано необходимостью в присутствии короля стоять к нему только лицом.
После засилья испанской моды, которая сковывала движения и требовала чопорного образа жизни, в ходе тридцатилетней войны новые условия требовали изменения характера одежды. Одежда стала более легкой и комфортной.
Мужчины тех времен носили широкие штаны, свободно падающие до колен, сапоги из мягкой кожи, доходящие до середины икр. Отвороты сапог часто украшались кружевами.
Военные внесли свои коррективы в моду. Прежде всего, стали модны элегантная желтовато-коричневая куртка из буйволовой кожи и кожаный колет у офицеров, заменяющий панцирь.
Колет — первоначально куртка без рукавов — теперь часто дополняется полуширокими рукавами, прикрепленными к плечам, часто подпоясывается широким шарфом.
Волосы были длинные, свободно падающие, покрыты большой мягкой фетровой шляпой с перьями. В высшей степени модными становятся кружева — ими украшают воротники и манжеты.
Женский костюм был также очень интересен. Юбка была широкая и равномерно округлая, падала свободными складками от талии до пола. Лиф был туго стянут шнуровкой. Широкие рукава ниже локтя, квадратный вырез кружевной воротник и манжеты — неотъемлемая часть женского костюма того периода. Платье украшали бантами и тесьмой.
Самой популярной была прическа из стянутых на затылке узлом волос с распущенными по бокам локонами.
Шляпы мужские 17 века
-------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------
Мужской плащ мушкетера XVII века:
Слово мушкетер французское. Так, начиная с XVI века, назывался солдат, вооруженный мушкетом. У мушкетера была перевязь с 12 натрусками (от глагола натрусить – насыпать) : в одной была пороховая мякоть для передачи огня заряду, а в остальных – сами заряды. На перевязи еще был мешок с пулями и фитиль.
однако..это другая история...
Шьем костюм мушкетера для школьного театра.История, картинки.
-----------------------------------------------------------------
Шьем костюм мушкетера для школьного театра.История, картинки.
-----------------------------------------------------------------
Дополнительно картинки для наглядности по
немецких авторов Брауна и Вильгельма фон Дица из книги "Об истории костюма"
.......................................................................................................
.....................................................................................
Читайте так же:
Мужская ОБУВЬ 13-19 вв.История.подлинники.Гравюры
Название видов одежды X-XX вв.
Основные стили и направления в искусстве и обществе X-XX в. Часть 1:X-XVIII вв.
Костюм в России XV-нач - XX в. Книга.Иллюстрации из неё.
ЖЕНЩИНЫ - ВОИНЫ. Часть 3: + войны 17-нач.19. вв
Комментариев нет:
Отправить комментарий