Ну вот, рассматривая гравюры из французской книги 1896 года, где они собраны по годам за целое столетие с 1794 по 1894 гг, мы с вами, дорогие читатели, дошли до 1840 годов - Викторианской эпохи её расцвета.
Викторианская мода —
совокупность модных тенденций в одежде и аксессуарах, характерных для Великобритании периода правления королевы Виктории (1837—1901) Викторианская эпоха началась в 1837 году, когда на трон Великобритании вступила королева Виктория. Именно она ввела в моду пышные платья, корсеты и юбки, декорированные кружевом...
Однако Англия Англией, а во Франции, и тем более парижском обществе, всегда во времена привносилась своя нотка экстравагантности...
И я продолжу рассказ о Франции, и Париже в частности, подходя ближе к середине XIX столетия...
****
Напомню: Картинки-гравюры будут при показе немного озвучены текстом из этой же книги и текста по книге 1899 года "Дамские моды XIX века", изданной уже на русском языке по одним и тем же документам (все модные тенденции в книгах и журналах до начала ХХ века в России были переводами с иностранной литературы).
*******
О парижских модницах 1840-1850 гг
В 1840 году модных женщин высшего общества называли «Львицы» в честь непредвиденной поэмы в Барселоне, которую Мюссе создал, для показа невоздержанной хозяйки в произведении в андалузском стиле. На самом деле дамы вели грубый и провокационный образ жизни, предпочитали горячий пунш и шампанское, скакали верхом и даже курили сигары, но как и раньше строго следили за модой и переодевались в наряды, которые должны были соответствовать времени и месту, по нескольку раз в день...
...но все по порядку...
Женщина 1830-х годов представляла из себя сентиментальную мимозу; её воображение, экзальтированное романами Вальтера Скотта и поэмами Байрона, заставляло её мечтать только о преданности, самопожертвовании, страдании и бесконечной нежности. Вся её эстетика заключалась в том, чтобы быть бледной, бестелесной, почти прозрачной. Казалось, что она подобно тростнику , сгибается под малейшими дуновениями страсти, покоряется своей судьбе. В её милой головке не зарождалось даже намека на протест, а дни проходили в грезах и мечтах.
"Львица" явилась естественной реакцией этого болезненного и неестественного романтизма. Она сразу вышла на арену парижской светской жизни, протестуя, вызывая, и уже выпустив свои хорошо отточенные когти.
Она научилась держаться в седле не хуже любого бедуина, пить жженку (напиток типа пунша, готовится из алкоголя, фруктов и жжёного сахара путём плавления- мое прим.) и замороженное шампанское, фехтовать на шпагах, стрелять из пистолета, выкуривать сигару, не испытывая головокружения, и твердой рукой управлять веслом.
Однако, желая внешне походить на мужчину, "львица" внутренне оставалась все-таик женщиной и умела соединять любовь к спорту и мужские замашки с элегантностью и изяществом и читать с одинаковым интересом "Журнал коннозаводства" и "Курьер дамских мод".
Откуда же появился этот модный тип женщин с 1840 года? Почему их назвали именно "львицами"?
Этим именем окрестил Альфред де-Мюссе (французский поэт, драматург и прозаик, один из крупнейших представителей литературы романтизма - мое прим.) светскую модницу его эпохи. Она обладала рыжими волосами, отличалась независимым и непримиримым характером, старалась затмевать всех "просерьёз" утонченностью чувств и изысканностью выражений.
"Львица" являлась как бы образцом светского изящества и элегантности, старалась казаться страстной и увлекательной любовницей и отличалась какой-то фатальной бледностью и необычайным блеском глаз.
Для многих мужчин той эпохи "львица" казалась немного смешной, и на свет появилась брошюра "Физиология льва" , написанная журналистом Феликсом Дерьежем с рисунками-карикатурами Гаварни (
французский график, карикатурист, художник книги,1804-1866,- мое прим.) и Домье (
французский художник-график, живописец и скульптор, крупнейший мастер политической карикатуры XIX в.,1808-1879,-мое прим.).
В предисловии брошюры автор рассказывает весьма остроумно о сотворении грозного короля новой моды:
"В начале целая толпа прелестных созданий населяла различные страны элегантного света.
И Мода увидела, что всем этим существам, сотворенным её капризом, недостает короля.
И она сказала: Сотворим и льва.
Пусть бульвар будет его царством.
Пусть он завоюет Оперу и пусть он властвует повсюду от Монмартского предместья до предместья Сент-Оноре.
И лев явился.
Тогда он собрал вокруг себя всех своих подданных и дал им имена.
Он назвал некоторых "Львицами"; это были женские существа, богатые, кокетливые и красивые; они умели обращаться с пистолетом и при случае пускать в ход хлыст, ездили верхом, как уланы, любили затягиваться папироской и не пренебрегали охлажденным шампанским.
Их обычно сопровождает гигантский охотник, просто чтобы предотвратить опасные ссоры между львами и львицами.
Он назвал других "Пантерами"; они отличались бойкостью манер и движений, носили экстравагантные прически, необычайных размеров кринолины и неутомимо искали на парижском асфальте экипаж, которым могли бы завладеть, и сердце, которое могли бы растерзать.
Имя "Тигра" получили самые кроткие люди, не имеющие ничего общего с кровожадностью их тезок; напротив того, послушание и подчинение были их главными добродетелями. Бедные малыши, которых оторвали от удовольствия игры в мельницу для того, чтобы облачить в синие куртки и пестрые жилеты, в высокие шляпы с кокардами и сапоги в отворотами.
И, наконец, лев многих назвал "Крысами"; это были прелестные сильфиды (книжное: то же, что сильф, но представляемое существом женского рода-мое прим.) из породы грызунов, очень прожорливы от природы, но соблазнительные, прекрасные, стройные и капризные, обладающие способностью переносить оперное небо на асфальте парижских бульваров.
И Мода увидала, что все сотворенное ею было хорошо..."
/1842 год./
Львицы делились на несколько разрядов: светских, политических и литературных, но все были одного и того же происхождения, и Альфред де-Мюссе был их крестным отцом, а Жорж Занд (литературный псевдоним знаменитой французской романистки Авроры Дюдеван, 1804-1876 гг - мое прим.) могла, по справедливости, считать себя их крестной матерью, потому что она была нравственной подстрекательницей этого нового типа женщин, женщин-амазонок, отважных от удальства, способных на всякие самые эксцентричные выходки.
"Выставляться на показ или не быть" - вот девиз этих бездушных марионеток 1840-х годов, носивших все время лишь свою показную маску и которых так прекрасно изобразил остроумный Гаварни в своих карикатурах.
Львицы полностью исчезли во время шторма 1848 года (
1848 г - демократическая революция, свергнувшая режим Июльской монархии и учредившая Вторую республику- мое прим.), чтобы освободить место для двух категорий кокеток: дебоширных и загадочных. Первых можно было узнать по их испаряющейся гордой манере поведения; последние, напротив, их благородному, но сдержанному отношению. Некоторые кутюрье решили эту непростую задачу: удовлетворить и их самих и объединить их под общим покровительством.
-------------------------
Все части книги-повествования в картинках-гравюрах по годам "Век женской моды, 1794-1894 гг." , 1896 года выпуска
--------------------------------------------------------
Читайте так же:
Комментариев нет:
Отправить комментарий