6.3.21

О черных платьях эпохи модерн. Разбор вечернего платья 1895 г.

 И снова предлагаю рубрику: 
Красота спасет мир.

На этот раз предлагаю разбор простого , и одновременно изящно сшитого черного платья 1894-1896 гг - эпохи модерн .

"...Только что художник успел сесть, как вошла графиня. Походка её была так легка, что он и не слыхал, как она прошла через соседнюю комнату. Он удивился, увидев её. Она дружески протянула ему руку. - Значит, это правда, что вы хотите написать мой портрет? - сказала она. - Буду счастлив - ответил художник.     Черное узкое платье делало её очень тонкой и придавало ей совсем молодой вид, молодой и вместе с тем важный, чему противоречила улыбающееся личико, освещенное белокурыми волосами..." -   из книги "Избранное" Ги де Мопассана, 1894 год.


К концу XIX века черный цвет женского платья становится более распространенным, однако критерии его носки все таки существовали на тот момент. Например, черное не советовали носить молодым девушкам, и тем более детям. Черные скромные платья предпочитала из-за своей немаркости носить прислуга, советовали книги по этикету носить как домашний вид одежды. И только шелковые и бархатные черные платья могли носиться женщинам за 30-ть как вечерние и визитное.


"...в дамском туалете, как и в музыке, всегда необходима гармония: в одной - звуков,  в другом - цветов. Что касается материй, то принято, что бархат moire antigue, атлас и вообще очень тяжелые шелковые ткани носят только дамы или девушки, перешедшие известный возраст; молодым же девушкам дозволяется очень тяжелые материи только на подвенечных платьях. Легкие воздушные материи для балов принадлежат молодости, и дамы могут позволять себе носить их только до 35-летнего возраста и  в крайнем случае до 40-летнего возраста. Платье должно всегда согласовываться с часом дня и временем года. Быть слишком светло одетой зимой, утром на прогулке, на улице неприлично.

Дамам, которые принуждены соблюдать бережливость в своих расходах на гардеробе, мы советуем постоянно иметь хорошее черное платье из тонкой шерстяной материи; когда оно немного поносится, то может служить для дома и для выхода по делам. Модное элегантно сшитое черное шелковое платье или составленное из атласа, бархата, из узорчатых или прозрачных шелковых материй представляет прекрасный наряд для парадных и менее парадных выездов, для всяких торжественных случаев, исключая свадеб крестин, девичников, именин и т.д. Оно отлично носится зимою и летом, на прогулке и дома.
Если такое платье выйдет из моды, то его легко переделать и обновить." 
- из сборника "Правил и наставлений молодой женщине", 1897 год.

"...- Смотрите, смотрите, - прошептал Шпрингер, трогая пальцами коленку Шигровского. Шигровский обернулся.
Мимо проходила дама в кружевной маске. Дышащая благородством фигура, превосходно сшитое, черное платье, манера нести голову, держать лорнет, все это, вместе взятое, говорило, что она далеко не принадлежит к обычным маскарадным посетительницам. На фоне черной маски, как два изумруда, горели зеленоватые глаза...Взгляды Щигровского и незнакомки встретились..."

"...Ровно в час дрогнул звонок. Щигровский вздрогнул. Лиза бросилась отворять, но Щигровский предупредил её и лицом к лицу увидел высокую стройную женщину в черном. Черная бархатная шляпка со страусовыми сжатыми стальной пряжкой перьями; черное платье, черный каракулевый жакет; сквозь густую черную вуаль мерцали изумрудные глаза.
- Вы дома? - трепетно спросил грудной голос.
При помощи Щигровского она сняла жакет, высокие галоши, шляпу и вошла в мастерскую, оглядываясь не без любопытства.
Он жадно рассматривал её. Гармония черной фигуры, змеиной и гибкой, нарушалась красными туфельками на маленьких ножках, - точно она прошла через кровь. Длинные точеные пальцы с твердыми розоватыми ногтями были сплошь унизаны кольцами. Рубины алели на нежной и белой коже, будто капельки крови..." 
- так описывает героиню Н.Н.Брешко-Берешковский в повести "Царство красок", 1903 г.

-------------------------------------------

Разбор вечернего платья 1894-1896 гг.


Это необычайно простое по дизайну платье и в то же время элегантное. Стиль 1890-х годов - эпоха модерна. Платье сшито малоизвестной бруклинской портнихой для американки Миссис Арнольд.
 - так дает описание этого платья музей Метрополитен в Нью-Йорке.

---

Вот что сообщалось в книге "Элегантность женщины", переведенной с французского, в 1897 году: 
"...элегантный туалет зависит не от материала, из которого он сделан, и фасона, а от того, как он сшит; поэтому выбор портного или портнихи играет здесь немаловажную роль. Надо помнить, что не всегда дорогая, известная портниха безукоризненно сошьет вам платье; такие портнихи по большой части завалены работой, и ваше платье, - если вы не постоянная заказчица, - может попасть в руки второстепенной мастерицы. Наконец, подобная портниха будет совершенно игнорировать ваш бюджет; малейшее поползновение с вашей стороны на экономию в прикладе или в отделке будет встречено ею крайне недоброжелательно, что и отзовется на вашем платье. 

Вот почему советуем обращаться к начинающим портнихам, которые, работая раньше у тех же известных портних, делают ничуть не хуже, но относятся к делу внимательно, а главное, сами шьют ваше платье, имея в помощь одну-две мастерицы, исполняющие черную подготовительную работу.
Элегантная дама всегда придерживается одной и той же портнихи; работая постоянно, она изучает вашу фигуру, подмечает и костюм, скрывают едва заметные недостатки, о которых даже вы сами не подозреваете; подмечает, наконец, цвета и фасоны, которые к вам идут...."

Предлагаю хорошенько рассмотреть это платье поближе (все картинки даны в хорошем разрешении) и постараюсь его описать сама.


Это платье расцвета эпохи модерна в одежде и заката викторианской эпохи.
В эту пору в гардеробе у дамы "правят балом" корсеты, формы их меняются, ка ки материалы из которых они изготавливаются. Вместо жестких стальных прутьев приходят на смену облегченные...
Под юбку сзади на платьях ставят турнюры так же разннообразных форм: от пружинных, до упрощенных стеганных.
В моде в 1890-ые годы становятся очень широкие по верху рукава, называемые "окороком".Для их устойчивости и хорошего внешнего вида так же применяют различные конструкции из обтянутых тканями проволок, и прочих приспособлений. Видов подобных внутренних конструкций так же очень много, как и форм самих широких по окату рукавов. 
Сами платья в большинстве своем еще состоят из двух или более частей (дополнений к ним - отделок) , однако уже на смену этому виду приходят цельнокройные платья. 
Сами платья ставятся на подкладку, а лифы еще и становятся корсетные, т.к. в швы прокладываются кости для каркаса. 
Получается, что дама одевает на себя не только корсет, но и корсетный лиф, т.е. утягивается дважды.
Под платья одеваются нижние юбки, нижние рубашки уже на тонких лямках, отделка нижнего белья становится более разнообразной и пышной.


Крой данного платья состоит из двух частей: верхнего лифа, с втачными рукавами "окорок", и нижней юбки со шлейфом
Застегивается лиф посередине спины на крючки или утягивается шнуровкой, где сама застежка "прячется" в складки.


Рукава втачные , зауженные к низу и состоят визуально из двух частей, где нижняя (длинная часть) еще и присбаривается (кулиска, в которую продет шнурок и так затянут рукав)
Внизу рукава отделка - бантом из ленты основной ткани.

Лиф спереди заложен в мягкие складки, чтобы визуально по моде того времени была увеличена грудь. Кстати, и для увеличения груди применялись различные прокладки накладки или применялись другие хитрости от портних: например, на блузку в области груди нашивали множество рюшей.
 
Поверх всех складочек на передней верхней части платья - отделка бантом и кружевом на сетке фабричной выделки.
Сзади на воротнике-стойка бант из основной ткани.


Передняя часть верха платья слегка идет на угол и оформлена бантом из ткани основы.
Сзади угол корсетного лифа чуть подлиннее и оформлена узлом, по низу лифа отделка из дополнительной ленты, которая переходит в бант спереди. 


Юбка платья - отдельная деталь. Раскроена с учетом турнюра по крою юбки из 4-х или 5-ти клиньев, где передняя часть прямая, а сзади на мягких складках, в которых может скрываться сама застежка юбки.
По низу юбки сделан валик для сохранения формы юбки.
Сама юбка на подкладке.







Дополнения, которые могли бы применяться к подобному дамскому платью:

турнюры


внутренние вставки в рукава

корсеты 

--------------------------------------

Читайте так же:


2 комментария:

  1. Благодарю, мне эта информация очень пригодилась, особенно конструкции в рукава.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Рада, что пригодилось..НА сайте есть крой этого рукава н адругих страницах, или можно посмотреть в книга за тот период.

      Удалить