"...- Темная портьера падала с потолка к изголовью железной кушетки. Кушетка была прислонена к стене, разделяющей обе синие комнаты, и почти ничем не прикрыта, доска вместо матраца и подголовник - больше ничего. Широкая, длинная портьера мешала видеть то, что находилось по другую сторону; но оттуда шла какая-то толстая печная труба, совершенно новая и блестящая. Эта труба шла над кушеткой, образуя как бы продолговатую опрокинутую воронку..." - Р.Морис,Альбер-Жан, "Обезьяна"-фантастика, нач. 20 в.
К концу 19 века печатные издания наперебой уже выпускали различные обучающие пособия для домохозяек, ведь женщина среднего и более высокого достатка сидела дома и не работала, а значит должна была уметь и вести хозяйство, и делать обстановку в доме, шить, рукодельничать и смотреть за детьми.
"...Обязанность позаботится о том, чтобы квартира была обставлена со вкусом, всецело лежит на хозяйке дома. - писали составители Юрьев и Владимирский в "Правилах светской жизни и этикета" за 1901 г ,- Молодая хозяйка никогда не должна упускать из виду, что элегантность женщин уже проявляется во всем и прежде всего в том, что окружает женщину: в обстановке и в устройстве комнат. Какой смысл в дорогой мебели, в тяжелых штофных портьерах, в ценных обоях, если все это не соответствует размерам комнаты и не гармонирует одно с другим, расставлено и расположено безвкусно, шаблонно и по большой части неудобно, и если при всем том содержится не в достаточной чистоте? Отвечать на это мы думаем излишне. Главное условие не только порядка, но элегантности в обстановке и устройстве комнат заключается в том, чтобы каждая поставленная вещь соответствовала своему назначению и была удобна для тех, кто ею пользуется..."
*********** Весь сборник правил писать не буду - там более 240-а страниц мелким шрифтом, да и тема сейчас о другом...Затрону текст, относящийся именно к портьерам. Тем более, что это не только интересно, но , полагаю, может помочь многим в обустройстве помещений и в наши дни. *****
"...Драпировка дверей также может совершенно изменять впечатление: как часто спускающаяся с самого потолка портьера из материй с вертикальными полосами неожиданно придает вид величия приземистой и неуклюжей двери. Разумеется. окраска дверей не остается без важного значения...
Интерьер русских аристократов до 1917 года
"... Перейдем теперь к драпировке комнат. В широком смысле под этим разумеется на окнах, портьеры и ковры на стенах и полках. Занавески на окнах имеют назначение скрыть под складками материи холодную угловатость оконных косяков и рам. Какова бы ни была взятая для этой цели материя, она в большей или меньшей степени лишает комнату части входящего извне света. По этой причине, в небольших комнатах могут быть допущены только занавески из самых легких и прозрачных белых тканей, каковы кисея, тюль и проч. Преимущество белого цвета заключается в том, что к нему идут все цвета: следовательно, белая занавес никогда не может стать в противоречье с окраской обоев или цветом мебельной обивки.
Если занавес сделана из цветной материи, то, конечно, она должна сообразоваться с цветом остальных аксессуаров комнаты чем, длиннее занавес, тем впечатление, ею приводимое, величественнее; то же самое относится к дверным портьерам, которые в невысоких комнатах должны начинаться от потолка. Но при всей красоте портьер и драпировок, они все же имеют одну не выгодную сторону, заставляющую избегать их в небольших комнатах; это - свойство задерживать течение и, следовательно, обновление воздуха. Здесь уже нельзя помочь горю, делая дверную драпи из легких материй, потому что такая портьера некрасива и не исполняет своего главного назначения - скрыть угловатость дверных косяков и придать величественность двери.
В очень высоких и просторных комнатах портьеры почти необходимы. Например, производимый ими эффект незаменим в обширной солидной библиотеке, причем цвет должен сообразоваться с цветом материи, которую закрыты внутри стеклянные створки книжных шкафов. Вообще, в комнате строгого стиля, портьеры из одинаковой с мебелью материи заменяют двери из палисандрового или темного орехового дерева. Карнизы занавесей и портьер могут быть деревянные или бронзовые, но должны сообразоваться с цветом и материалом деревянных частей остальной мебели комнат. Обхватывающая половинки занавесей и портьер бра могут быть из подходящих к цвету занавес материи, если карниз деревянный, но должны быть бронзовые, если карниз бронзовый. Занавеси еще могут не доходить до полу; но не доходящая до самого пола портьера есть резкое безобразие. В европейской мебелировке ковры были еще, не очень давно предметом роскоши, доступным немногим..."
Комментариев нет:
Отправить комментарий