9.8.21

Подборка статей-информации о русской народной одежде до XX в.

Сведения взяты из разных источников: соцсетей и книг, и служат дополнением ко всем остальным страницам сайта про народный костюм/одежду.

----------------


Русский традиционный костюм

 стал складываться в XII— XIII веках. По мнению ученых, в этот период шел интенсивный процесс сложения русского этноса. Одним из элементов этого процесса формирования нации была одежда древних русов — славянского населения Восточной Европы, общего предка русских, украинцев и белорусов.

Русский костюм был достаточно своеобразен, заметно отличался от других, удачно соответствовал образу жизни народа-земледельца. Вплоть до начала XVIII века он удовлетворял все слои русского общества: его носили цари и бояре, купцы, ремесленники, крестьяне.

Реформы императора Петра Первого в политической, экономической и социальной сфере принесли в Россию и новый костюм европейского образца. Новая модная одежда первоначально была привилегией царя и его окружения, затем стала обязательной для столичных чиновников, дворян, богатых купцов; распространяясь все шире, она вошла в быт провинциального дворянства, а затем и городских ремесленников.

К началу XIX века она стала основной одеждой горожан всех сословий. Лишь крестьяне сохраняли верность традиционному костюму, вплоть до конца XIX века, когда стали утрачиваться черты патриархальности в результате крестьянской реформы 60-х годов XIX века...                                               /Энциклопедия "Русский традиционный костюм", 2006 г/

--------------------------------------------


Из книги 

"Портретная живопись в России. XVIII век." 

автор Э. Голлербах. , Петроград : Гос. изд-во, 1923.





---------------------------------------



Из книги: 

«Историческое описанiе одежды и вооруженiя россiйскихъ войскъ», 1899, т. 1


I.НАРОДНАЯ ГРАЖДАНСКАЯ ОДЕЖДА.

съ 862 по 1700 годъ.   
                                                                                                                                                                                                                "...въ XI столетіи въ Россіи употреблялись сорочки (по - Словянски срачицы), съ разрезнымъ напереди воротомъ, длинныя до коленъ и подпоясывавшіяся; исподницы и остроносые сапоги, изъ цветнаго сафьяна, у которыхъ голенища делались или круглыми, или срезанными напереди острымъ угломъ. 

 ... После нашествія Татаръ, Русскіе. какъ и прежде, носили сорочку и исподницу (въ простонародьи портки), съ тою только разностью въ покрое, что первую начали делать гораздо короче, не до коленъ, и воротъ разрезали не по середине, а на левой стороне груди.
 
Преимущественно делалась сорочка изъ холста или изъ полотна, съ таковою же подкладкою, или подоплекою, на груди и на спине для щегольства пришивавшеюся къ рубахе красными нитками или шелкомъ. 

 Этого же цвета любили делать ластовки или ластовицы, у рукавовъ, подъ пазухою и въ низу рубахи, на боковыхъ разрезахъ.
Воротникъ или ожерелье, воротъ и края рукавовъ или зарукавья, смотря по состоянію каждаго, узорочно вышивались красными нитками, разноцветнымъ шелкомъ, серебромъ и золотомъ, а у людей знатныхъ и богатыхъ унизывались жемчугомъ и каменьями.

Ожерелья бывали въ ширину или вышину отъ двухъ до трехъ пальцевъ, и иногда делались особо отъ рубахи, пристегиваясь къ ней небольшими пуговками и петлями, съ крючками.

Для застегиванія ворота также пришивалась шелковая или металлическая пуговка, нередко со вставленнымъ въ нее крупнымъ жемчугомъ или дорогимъ камнемъ.


Въ большомъ также употребленіи были пуговки длинныя, висячія. 

Сорочка выпускалась сверхъ исподницы и подпоясывалась цветнымъ шнуромъ или узкимъ поясомъ (21) (Рис. № 6). Исподницы, изъ разнаго рода и цвета льняныхъ, бумажныхъ и шелковыхъ матерій, шили просторныя, и помощію продетаго вверху шнура завязывали подъ рубахою; низы же заправлялись въ сапоги (22) (Рис. № 6). 

Знатные носили Штаны, шелковые и алтабасные, или парчевые, разделявшіеся опять на холодные и теплые (23)....

Низшій классъ народа, земледельцы или крестьяне сверхъ рубахи и исподницы, носили Азями и сермяжные кафтаны или Сермяги: первые изъ холста, вторыя изъ толстаго сераго сукна, отъ котораго они и получили названіе. Те и другія надевались въ узкіе рукава, длиною были до коленъ и застегивались, напереди, петлями и пуговицами (24) (Рис. № 7).

Собственно Кафтанъ, узкій, почти въ обтяжку, съ узкими же, но длинными, сбористыми рукавами, былъ принадлежностью всехъ классовъ народа, кроме самаго низшаго сословія. Онъ простирался до коленъ и назади имелъ высокій стоячій воротникъ, который закрывалъ весь затылокъ и назывался Козырь.


На кафтаны, по большой части обшивавшіеся золотымъ и серебрянымъ галуномъ, или цветною тесьмою, что въ старину называлось кружевомъ,—употребляли тонкія, легкія матеріи, предпочтительно шелковыя; сукно употреблялось редко.


По этому, вероятно, еще и по ныне въ Россіи сохранилось выраженіе:
ходитъ козыремъ.

—Кафтанъ, какъ и все почти старинныя Русскія платья, застегивался, напереди, пуговицами и петлицами, по большей части длинными, съ кисточками; а рукава, у запястій рукъ, стягивались тесмяными, ременными и металлическими зарукавьями, для украшенія которыхъ также употребляли жемчугъ и каменья (25) (Рис. № 8).

Описанный здесь кафтанъ былъ домашнею комнатною одеждою и служилъ вместо нынешняго камзола. Въ немъ никогда не выходили изъ дому, а надевали сверхъ него другое платье, безъ перехвата и воротника, длиною почти до лодыжекъ и почти съ такими же длинными рукавами.

 Оно называлось Ферези, Ферезея и Ферезъ, застегивалось напереди длинными петлицами съ пуговицами, а делалось изъ разныхъ бумажныхъ и шелковыхъ матерій, также изъ сукна, бархата и парчи (26) (Рис. № 9).
Простолюдины надевали ферезъ прямо на рубаху и предпочитали для нея цвета: белый и синій (27).


При выходе изъ дому, на ферезъ надевали подобную же ей одежду, только еще длиннее, до самыхъ пятъ, и гораздо шире, съ прорехами подъ рукавами, для рукъ, и съ четвероугольнымъ откиднымъ воротникомъ, который виселъ назади почти до половины спины, иногда ниже, и украшался подобно козырю у кафтановъ.

Названіе его было Охобень или Охабень (Рис, № 10). Точно такое же платье, только безъ воротника, называлось Однорядкою (Рис. № 11). Охобни почитались наряднее и потому, преимущественно, делались изъ объяри, атласа, бархата и парчи, а однорядки по большей части бывали изъ сукна, каразеи и другихъ шерстяныхъ матерій. Те и другія носили и въ рукава, и въ накидку (28).


Въ царствованіе Феодора Алексеевича въ охобняхъ воспрещено было впускать во дворецъ и даже вообще въ Кремль (29), такъ что при торжественныхъ случаяхъ, лица, имевшія доступъ ко Двору, являлись туда уже въ однехъ ферезяхъ (30).
Въ сравненіи съ нынешнею одеждою ферезъ можно уподобить фраку и сюртуку, а охабень и однорядку—плащу и шинели.

Въ зимнее время носили Шубы на мехахъ: заячьемъ, песцовомъ, лисьемъ, куньемъ, собольемъ, бобровомъ и горностаевомъ, съ покрышкою изъ сукна, камки, атласа, бархата и парчи. Покроемъ своимъ шубы совершенно походили на охабень и однорядку, только были съ отложнымъ, меховымъ воротникомъ, начинавшимся отъ груди.


 У иныхъ оне застегивались пуговицами, а у другихъ завязывались длинными шнурами съ кистями (Рис. № 12). Въ такомъ виде были такъ называвшіяся Русскія Шубы (31); но изъ высшаго сословія многіе употребляли Шубы Турскiя, т. е. Турецкія.

Эти имели весь покрой Русскихъ шубъ, но съ большою разностью въ рукавахъ, которые у нахъ: или бывали широкіе, простираясь въ длину до кистей рукъ, или делались двойные; одни, собственно для рукъ, оканчивавшіеся выше локтя, а другіе весьма длинные, висевшіе сзади и служившіе только для украшенія (32) (Рис. № 13).

Въ исходе ХVІІ столетія, кажется не ранее, появились шубы еще инаго покроя, Польскія.

Оне не имели ни отложнаго воротника, ни петлицъ, ни пуговицъ, а застегивались только у шеи запоною и делались съ просторными рукавами, имевшими меховые обшлага (33) (Рис. № 14).

Простой народъ носилъ шубы овчинныя, нагольныя, или тулупы, надевая ихъ въ ненастную погоду навыворотъ, шерстью вверхъ (34).

Независимо отъ описанныхъ здесь родовъ одежды, существовали еще и другіе, не бывшіе, такъ сказать, общенародными, а употреблявшіеся почти исключительно при Дворе.

Таковы были:

терликъ, Турскiй кафтанъ, зипунъ, становой кафтанъ, платно, опашень и кожухъ.                                                                                     Турскимъ кафтаномъ называли длинную одежду, безъ воротника и петель, закидывавшуюся одною полою на другую, именно правою на левую, и застегивавшуюся только въ двухъ местахъ: у шеи и на левомъ боку 

Зипунъ

 былъ во всемъ подобенъ кафтану, только, по большей части, делался не съ длинными петлицами, а съ короткими петлями, и не имелъ козыря. Иногда зипуны подбивались мехомъ и бывали съ стоячимъ ожерельемъ, обхватывавшимъ всю шею и украшавшимся жемчугомъ и каменьями (88) (Рис. № 17).

Становой кафтанъ, подобный кафтану Турскому, только съ широкими и не столь длинными рукавами, надевался Государями сверхъ зипуна.

 Для легкости, его делали предпочтительно изъ шелковыхъ матерій, иногда даже безъ подкладки (39) (Рис. № 18).
Платно надевалось на становой кафтанъ, и въ покрое много сходствовало съ ферезью, отличаясь отъ нея темъ, что застегивалось не длинными, а короткими петлями и имело не столь длинные рукава.


Какъ исключительная принадлежность Государей, оно делалось изъ бархата и парчи и все кругомъ обшивалось кружевомъ изъ жемчуга и дорогихъ камней (40) (Рис. № 19).

Опашень походилъ на платно, только вместо длинныхъ, узкихъ рукавовъ имелъ ихъ короче и весьма широкіе (41) (Рис. № 20).

Кожухъ—тотъ же опашень, только подбитый мехомъ (42).

Последнія четыре одежды употреблялись одними Государями и Особами ихъ Дома.
Платно принадлежало къ меньшому, опашень—къ большому Царскому платью.

Въ печальныхъ случаяхъ носили смирное, т. е. траурное, платье, которому были присвоены цвета: черный, вишневый, гвоздичный и багровый (44).

Собственно кафтанъ, зипунъ и кафтанъ Турскій подвязывались поясами и кушаками (Рис. №№ 8, 16 и 17), а при прочихъ родахъ одежды ихъ не употребляли. Люди молодые носили ихъ по поясу, пожилые жъ и старики, особенно дородные, спускали ниже (45).


Пояса бывали многоразличны: шелковые, шелковые съ золотомъ и серебромъ, также бархатные и кожаные, украшенные коваными металлическими бляхами, жемчугомъ и каменьями (46), иногда съ висячими конторгами, тузлуками и съ калитою (небольшою сумкою, въ роде кошелька) (47).

Кушаки, какъ и ныне, складывались въ несколько разъ и делались изъ разноцветнаго шелка, часто съ примесью золота и серебра (48).

При Царе Алексее Михайловиче начали появляться шапки, во всемъ подобныя вышеописаннымъ, только съ весьма мягкою, придавленною къ голове тульею, отъ чего оне и казались низкими и плоскими (59) (Рис. № 9).

 Шляпъ, прежде ХVIII столетія, въ народномъ употребленіи решительно не было (60).
Вторымъ, какъ кажется, высшимъ разрядомъ шапокъ была шапка Мурмолка, высокая, съ плоскою тульею, къ голове несколько расширявшеюся.

Такія шапки делались изъ бархата и изъ парчи и, вместо обыкновеннаго, меховаго околыша, имели меховую лоласть, въ виде отворотовъ, которые напереди, у тульи, въ двухъ местахъ пристегивались петлями и пуговицами (61) (Рис. №№ 15 и 16).



 При Царе Михаиле Феодоровиче горлатныхъ шапокъ не снимали съ головы даже въ Царскомъ присутствіи, ни при пріемахъ пословъ, ни въ Думныхъ заседаніяхъ (63); но въ царствованiе Его Преемника присутствовали уже безъ шапокъ, держа ихъ только въ руке (64). Бывало, что, вместо горлъ, на шапки употребляли черевину, т. е. часть зверинаго меха, противоположную хребту, и тогда оне принимали названіе шапокъ черевьихъ (65).

  Шапки Мурмолки, шапки Горлатныя и шапки Черевьи иногда украшались запоною, изъ драгоценнаго камня или изъ крупнаго жемчуга, съ прикрепленнымъ къ ней султанчикомъ изъ дорогихъ белыхъ перьевъ или изъ жемчужныхъ зеренъ..                                                                                                     
  ... Императоръ Петръ І-й, возвратясь, въ 1698 году, изъ перваго своего путешествія за границу, отменилъ придворную пышность, а въ 1700 году и самую одежду народа заменилъ новою, Европейскою.
                                                                                                                   Первоначально было введено платье Венгерское; но оно оставалось недолго, и не более, какъ черезъ годъ, уступило Немецкому и Французскому. Въ это самое время последовало учрежденіе Регулярной Арміи, и съ той поры въ Россіи одежда гражданская уже совершенно отделилась отъ воинской ..."

-----------------------------------------------

Народная одежда в народном русском фольклере и сказаниях.


Каждый народ, хоть литовцы, хоть японцы, имеет свою на­рядную – народную, одежду, которую одевают по праздникам.
 А нам, вроде, и одеть нечего, вроде, и не было у русских своей одеж­ды. А ведь была, да какая – любо просто на загляденье!

 Вот мы о ней и расскажем. Точнее не обо всей русской одежде, а только о верхней мужской, которая была чрезвычайно разнообразна.

А это Тришкин кафтан или по-современному - пиджачок



В первую очередь, это

 кафтан, 

весьма удачно заменял нынеш­ний костюм. Причем, кафтаны по покрою были настолько различ­ны, что иногда в них трудно опознать как родственников.

Ну, на­пример. Был кафтан запашной, с косым воротом, а был еще чапан, сермяга, суконник и армяк. Что это такое.
Чапан или азям – по большей части, крестьянская одежда, длинный или полный кафтан, несколько напоминающий халат. Понятно, что шили такую одежду из разных материалов, какую кошелек позволял.

Сермяжка

Сермяга – название, как пишет Владимир Даль от мордов­ского «сермяг», то есть, суконный (из некрашеного крестьянского сукна) кафтан. Одежда для бедных; стала синонимом простолюди­нов.

 Сермяжник – значит, простой мужичок. Сказка такая даже была про Ивашку серую сермяжку.
Как правило, кафтаны шили из синего сукна, раскраивая ткань по-разному.

Был круглый кафтан, с борами, кучерской или немец­кий – с разрезом сзади; а то еще короткий, полукафтан, сибирка, казакин, мундирный кафтан, даже круглый фрак – тоже из этого же семейства.

Мундир – также родом из кафтанов. Род кафтана – сюр­тук с шитым воротом. А уж пословиц о кафтанах было сложено!.. Скажем: худая слава, что Савва без кафтана (это теперь к каждому можно применить – все без кафтана).

Или - рад Епифан, что нажил серый кафтан, то есть, можно понимать и так, что с драной овцы, хоть шерсти клок.
 По Еремке шапка, по Сеньке – кафтан, или – каждому своё. Те же кафтаны, да не те карманы – название одно, а суть разная. И кафтан греет, когда шубы нет.

 В драке, богатый лицо бережет, убогий кафтан.
 Служить стану по кафтану, или – как пла­тите, так и работаю. Хоть кафтан и сер, а ум не черт съел.
Пошел в суд в кафтане, а вышел нагишом.

А вот про щеголя: пуст карман, да синь кафтан. Про богатого говорили: у него кафтан с подкладкой. А вот загадка: сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный? Это про арбуз.

А была еще такая одежда – однорядка.

Это долгополый каф­тан без ворота, с прямым запахом, на пуговках, однобортный. Бы­вало, что не застегивали.

 Идешь, а полы однорядки, как крылья, ле­тят по сторонам – хорошо…И про однорядки было пословицы: жи­вет в Вятке, а ходит в однорядке; хорош мой миленькой в одноря­дочке синенькой.

------------------------------------------------


Русские ПОСЛОВИЦЫ ПРО ОДЕЖДУ. 


По одежде протягай и ножки. 
С миру по нитке — голому рубаха. 
По росту одежду прибирай!
 Рубаха кафтана к телу ближе. 
Бедному да вору — всякая одежда впору. 
Новую одежу кроят, к старой примеряют.
 Лень одежу бережет. 
Рубаха холщовая — хоть огня присеки. 
Молодец в кафтане, девка в сарафане. 
У бурлака когда белая рубаха, тогда и праздник. 
Снову сарафан на все пригожается, а обносится — по подлавочью наваляется. 
Ковры семи шелков, а рубаха и не прядена.
 Всей одежи — шапка да онучи. 
У нашей пряхи ни одежи, ни рубахи. 
Кто в камке, кто в парче, а мы в холсту — по тому ж мосту. 
Красна девица до гряд в сарафане до пят. 
Платье черненько, да совесть беленька. 
Лежа цела одежа, да брюхо со свищом. 
Мыши изгрызут одежду — к смерти. 
И в мир, и в пир — одежа одна. 
Это сущая коза в сарафане. 
Береги одежду снова, а здоровье и честь — смолоду. 
Не кидается девица на цветное платье, кидается девица на ясного сокола.


 Солдат в отпуску — рубаха из порток. 
Бабьи рубашки те же мешки: рукава завяжи да что хошь положи. 
Черная одежда не спасет. 
Своя рубаха — свой простор, своя и теснота. 
Деньги — медь, одежа — тлен, а здоровье — всего дороже. 
Были б хлеб да одежа, так и ел бы лежа. 
Был кумачный, да променяла на бумажный (сарафан). 
Смалчивай, невестка, сарафан куплю. 
Русская рубаха без цветных ластовок не живет. 
Одежка вряд (т. е. средней руки) не обобьет пят. 
Сорока в платье, ворона в платье, будет платье и на нашей братье. 
Не портки продать да тебе отдать. 
Этот сарафан давно по ниткам разобран. 
Моль одежу ест, а печаль сердце.

--------------------------------------



------------------------------------------------
Читайте так же:

Комментариев нет:

Отправить комментарий