27.2.20

Народный костюм: мужские рубахи, косоворотка на Руси.История.Крой, подлинники.


Вообще-то я занимаюсь городским костюмом.
народную одежду не шью как таковую.

Однако для того,чтобы понять что ,отчего и как развивалось шитье как ремесло на Руси и как появился наш современный костюм, изучаю и этот вид костюма - народный, т.е. крестьянский.
Именно народному костюму повезло больше всего.

В указе Петра 1 -го облик крестьянской одежды не был затронут.А вот в городской костюм (в 17 -18 веке - костюм для бояр и знати)претерпел по указу царя, вернувшегося из путешествий по Европе, кардинальные изменения...

Именно основа кроя народной рубахи и легла в последствии в основу создания кроя дял рубахи военной - гимнастерки.

А т.к. это произошло уже в конце 19 века,то и крой самой рубахи немного видоизменился: появился вырез проймы , оката рукава и исчезла вставка в рукава - ЛАСТОВИЦА.
---------------------------------
В блоге(сайте) есть много тем по народному костюму.
Эта создана в дополнение к теме про городской вид нательного белья:

Нательная мужская рубаха.Подлинники,крой,пошив, реконструкция,книги.


*
Сразу оговорюсь: подробнее о народном русском костюме есть множество сайтов и книг.
Тем более,что сейчас опять в моду вошло изучение славянского костюм аи быта древней Руси.
Не обошла и моя персона этот вопрос стороной.
На сайте посвящен целый раздел этого вида одежды:

НАРОДНЫЙ КОСТЮМ.

 где перечислены темы самого блога и книги по народному костюму, которые можно или найти в соц сетях или прочесть и скачать у меня в он-лайн библиотеке.

Именно по этому страница будет лишь знакомить вас с народной мужской рубахой, и не более того.
*
-------------
С просторов соцсетей(costume-history.livejournal)

ОСТ на пошив косоворотки 1930 годы

 (ГОСТов еще не было)



-------------------------------

Как появилась косоворотка.


Косоворткой рубаха называется по застежке: вороту-застежке перенесенной в сторону.

В древней Руси до принятия православия рубаха запахивалась/застегивалась стандартно: посередине переднего полотнища. Длина застежки варьировалась от удобства ношения.
Приблизительно 1.5 - 2 пяди (пядь - мера длины в древней Руси,где большая пядь- 22-23 см, малая 17,8 см).

Ширина полотен стана (основы)варьировалась от ширины полотна, а последний в свою очередь от ширины ткацкого станка : от 35 см до 80 см.
И была порой рубаха больше похожа на тунику. Особенно праздничная.

После принятия на Руси православия, крой рубахи слегка изменился - ворот стал застегиваться слегка в сторону, чтобы не было видно нательного креста и его не потерять.

До середины 19 века рубаха кроилась точными квадратами и прямоугольниками, и сам вырез по горловине и куда вшивались рукава - тоже.
Однако шли годы, и прогресс не отставал.
И городское население стало постепенно смешиваться в моде с сельским-крестьянами.

Последние ездили все чаще на заработки в город, и от туда стали привозить и саму городскую моду.

И у крестьян не только поменялся ,а именно упростился крой рубах, но и появились такие виды костюма, как жилет, во второй половине 19 века - пиджак, пальто, сапоги, ремни кожаные, картузы, к концу 19 века и штаны и даже сюртуки. А у женщин - модные платья, хотя намного проще, чем городские...

Некоторые источники пишут, что, например, жилет - в Новгородской губернии в 19 веке - национальная народная  одежда крестьян, что в корне не верно, увы...

Упрощенный вид кроя у народной одежды - косовороток стал таким же, как основа у городских рубах, только без "наворотов" - сборок по окату рукава всяких кокеток. манжет и проч. сборок.

Появилась и плавная изогнутая линия проймы, полукруглый вырез по горловине и сверху у рукава - окат.
 А вот ластовицы уже отпали за ненадобностью - из-за выреза проймы и окату рукава, где  её уже стали закладывать в сам крой.

Так что кто не может сам построить крой косоворотки. то смело может взять крой мужской сорочки на конец 19 века, убрать кокетку, сделать плечевой шов посередине плеча, немного заузить к низу рукава, перенести застежку в сторону и будет рубаха готова!

Или взять чертеж основы современной мужской сорочки за точку отправления...
И как раз именно этот крой и послужил основой для солдатской рубахи - гимнастерки.


*
Некоторые "портные" в реконструкции шьют рубахи с ошибками. 
Например: рубаха красного шелка, с косым воротом ..НО!! рукав присборен по окату ка кв городском крое!
Что явно НЕ ВЕРНО! 
Потому что:
- красные рубахи на Руси были. И см цвет для народной рубахи выбран был правильно.
- а вот по окату сборок НЕ было. Экономили на тканях.
Ткани были, особенно в конце 19 века дорогим удовольствием, особенно в России. И использовали в отрезе каждый кусочек материала. 
( не буду вдаваться в подробности - почему- это другая тема.).
*

Как видно по этому моему чертежу стандартной рубахи городского типа, отличие от раннего вида косоворотки всего одно: сборки на верху рукава и манжеты внизу..+ могут быть подкройные кокетки.


вот крой рубахи ГОРОДСКОГО типа 17-19 вв из Европы:


Как видно, что тут еще вшивались клинышки в боковые швы внизу в бока, чтобы разрез не рвался при носке.


------------------------------------

В России рубахи


В письменных источниках слово сорочка впервые появляется в начале XIII века.
Др.-русск. сорочька, ст.-слав. срачица, срака, сракы.

На Руси рубашки было принято отделывать вышивкой по самым «уязвимым» для злых сил местам — у ворота, по краям рукавов, на плечах, и особенно — по подолу.

Вышивка выполняла роль оберега; в ней преобладали солярные символы, а также изображения птиц, особенно — петухов, которые традиционно считались охранителями, отгоняющими нечистую силу.

В XVII и XVIII веках на сорочки по подолу пришивали кайму. В богатых рубашках по швам пришивали золотную тесьму или золотной плетенёк.
 Сорочка без каймы называлась чехол.

----------------------------------------

Праздничные русские народные мужские рубахи:






----------------------------------------------

Про косоворотки немного истории:


...У русской традиционной косоворотки разрез с застёжкой был, как правило, смещён влево, реже вправо. Первые изображения рубахи с такой застёжкой относят к XII в.

Полотняные косоворотки традиционно широко использовались в России в гражданском обиходе, являясь синонимом русской мужской рубахи, а также в качестве нижнего солдатского белья.
Косоворотка у древних славян была основой любого костюма.

 Повсеместно встречались рубахи с красным тканьем в клетку и полоску. Они были рабочими и праздничными, все зависело от богатства отделки.

Косоворотки носили навыпуск, не заправляя в брюки. Подпоясывались шёлковым шнуровым поясом или тканым поясом из шерсти. Пояс мог иметь на концах кисти. Завязка пояса располагалась с левой стороны.

Косоворотки шили из полотна, шёлка, атласа. Иногда расшивали по рукавам, подолу, вороту. В помещениях (в трактире, лавке, дома и т. д.) в 19 веке косоворотки носили с жилетом...

Прикрепленное изображение...Цвета рубах разные: чаще белые, синие и красные (красные рубашки носили вместе с белыми портами).

Носили их навыпуск и подпоясывали нешироким поясом.
На спину и грудь рубахи пришивали подкладку, которая называлась «подоплёка».

--------------------------------------------------

Русская рубашка – косоворотка - 


традиционная мужская рубаха на Руси. Название раскрывает секрет пошива – воротник-стойка и разрез с застежкой на левом плече, а не напротив кадыка, заставляет голову держать прямо.

Изображения рубахи с такой застежкой относят к 12 в.

В 18 веке именно косоворотка была положена в основу новой военной формы в русской армии, став прообразом будущей гимнастерки....

......................................................

Описание рубах, в том числе косовороток




Хотя рубаху - косоворотку называют традиционной русской рубахой, видов рубах было несколько.

Под мышками вшивали квадратные ластовицы, по бокам от пояса — треугольные клинья. Рубахи шили из льняных и хлопчатобумажных тканей, а также из шёлка.

Рукава у кисти делались узкими.

Длина рукава, вероятно, зависела от назначения рубахи.

Ворот либо отсутствовал (просто круглая горловина), либо был выполнен в виде стойки, круглой или четырехугольной («каре»), с основой в виде кожи или бересты, высотой 2,5-4 см; застегивался на пуговицу.

 Наличие ворота предполагало разрез посередине груди или слева (косоворотка), с пуговицами или завязками. Длина типичной сорочки — немного выше колен. По бокам на подоле делали небольшие надрезы — прорехи.

Нарядные сорочки украшались нашивками — поперечными полосками по числу пуговиц. Каждая нашивка имела петлю для пуговицы, поэтому позднее нашивки стали называться петлицами. Ворот у сорочек прямой, у крестьянских сорочек косой (косоворотка).

В народном костюме рубаха была верхней одеждой, а в костюме знати — нижней. Дома бояре носили горничную рубаху — она всегда была шёлковой.

--------------------------------------------------------

Рубаха вологодской области

------------------
Цвета рубах разные: чаще белые, синие и красные (красные рубашки носили вместе с белыми портами).
Носили их навыпуск и подпоясывали нешироким поясом.
На спину и грудь рубахи пришивали подкладку, которая называлась «подоплёка».

------------

мужская рубаха в народном стиле-подлинник 19 век



--------------------.---------------------------

Рубаха в народном костюме:

Мужская рубаха и ее особенности

На основе этнографических данных 17-20 вв., Г.С. Маслова четыре основных типа мужских рубах:

1. Туникообразная.
2. С прямыми поликами.
3. С узкими нашивками на плечах.
4. На кокетке.


Туникообразный покрой мужской рубахи - наиболее древний из известных нам кроев и вместе с тем наиболее распространенный покрой. Различают два типа туникообразной рубахи: "с бочками" и "без бочков".

Рубаха "с бочками" образуется из полотнища ткани перегнутого по утку ( на месте сгиба прорезается ворот); к центральному (среднему) полотнищу пришиваются прямые полотнища, образующие "бочки" и рукав прямого покроя.

Туникообразная рубаха "с бочками" имеет несколько вариантов:


С прямыми цельными бочками;
- со скошенными боковыми полотнищами (более поздняя форма, вытиснившая рубаху с прямыми бочками);

- с бочками, выкроенными "по-топорному" или "в замок" (в северных регионах);

- с боковыми клиньями, вставленными с каждой стороны сзади между средним и боковыми полотнищами, при этом прямые бочки, расширенные вставкой клиньев, пришивались в сборку (начало 20 в. на Алтае);

- "колошкой". Особенность ее покроя в том, что боковые полотнища перегибаются на плечах так же, как центральное. Она имеет прямые рукава и прямой разрез ворота без воротника;

- туникообразная рубаха без бочкой из одного перегнутого широкого полотнища. Такие рубахи изготовляли преимущественно из фабричной ткани, рубаху с бочками изготовляли из домотканого холста;

Сорочки из одного перегнутого полотнища холста. Изготовлялись в Закарпатье, имели специфичный покрой рукавов, пришитых в сборку.

Рубахи туникообразного покроя изготовлялись с прямым или косым разрезом на груди; без воротника "голошейка" или с воротником "стойка".

"Голошейку" я прямым разрезом на груди считают наиболее древней. Косой разрез делали слева, часто рубаху дополнял воротник "стойка", застежка на пуговицы.

Мужские рубахи шили из домотканого холста, сохранявшего натуральный цвет волокон, поэтому такие рубахи обязательно орнаментировались. Из поколения в поколение передавались узоры вышивки или ткачества, они не были случайными.

 Случайность в орнаменте появилась в конце 19-начале 20 века в местах, где было сильное влияние города (Московская обл.).

В древние времена люди передавали свой мир, свои представления о нем, свои отношения с миром условным изобразительным языком. Это была первая система кода, изобретенная человеком и имевшая для него магический смысл.

Как отмечает Б.А. Рыбаков, в творчестве древних существовали и состязались друг с другом два принципа: более древний магический и приходящий ему на смену эстетический
На сайте "Народный исторический костюм" (narodko.ru) так же дано описание пошива и раскроя более подробно этих рубах.


-------------------------------------------------------

Вид рубах на картинах художников Крестьяне в живописи русских художников





----------------------------------------------------------------

Обработка застежки-поло - 

так называется теперь застежка, которая делается на рубахе с косым воротом.

-----------------------------------------

Ко мне поступил ВОПРОС:

- как раскроить рубаху нательную для цивильного ежедневного ношения, но с учетом старинного кроя из полотна при ширине 35 см.


Мой ОТВЕТ с чертежами:




------------------------------------------

Различный крой и вид народных и простых рубах в народном стиле

Мужская свадебная рубаха-косоворотка:

Упрощенная рубашка народного вида для современного мужчины





---------------------------

Старинный способ усаживания льна:

Полотно кладут в воду в емкость (ведро. кастрюлю,бак), ставят на огонь и доводят воду до кипения.
затем. налив заранее в ванную ХОЛОДНОЙ воды, резко выкладывают полотно из кипятка в эту холодную воду.

Лучше лен не выжимать,а дать просто стечь и не доводить до пересыхания(иначе гладить его будет тяжело).

Затем ткань отглаживают и кроят из льна.
-----------------------------------------------------------------------

------------------------------------------------------------------------------------------------------------
МОЯ РАБОТА
Рубаха с манишкой из шитья и складок по крою начала 20 века
этот крой и вид может вполне служить отправной точкой дял пошива рубахи косоворотки. Достаточно тут изменить застежку и т.п...

вся книга по крою 1915 г

--------------------------------------------------------------------------------------------------
Читайте так же:

Русская народная теплая одежда.
О старинном русском платье XVII века - из записок иностранцев о России XV-XVII вв.
Одежда бояр и царей Руси XVI-XVII вв.
Рубахи нательные и праздничные 13-17 вв.Подлинники. Крой.История.
Женская народная нательная рубаха.
Традиционная русская народная одежда.Крой.
Русский народный костюм 16-19 веков.
Народный костюм 19 в.:жилет,казакин/кафтан,рубаха,штаны.Крой.Фото.

Комментариев нет:

Отправка комментария