
Этот управляющий подарил моему отцу картуз из настоящего морского котика, камышевую трость с сердоликовым набалдашником, украшенную золотом и пистолет с длинным дулом,- такие пистолеты прежде употреблялись для дуэлей, - все эти вещи принадлежали поставщику Варгину и были им подарены своему управляющему.
Из варгинского картуза отец сделал мне шапку, которую я носил много лет..."
/Белоусов И.А. "Ушедшая Москва", 1870 год/
Карту́з —
мужской головной убор, имевший распространение в XVI — начале XX века в Северной и Восточной Европе (больше всего у немцев, голландцев и русских).Русское слово «картуз» этимологически восходит к нидерл. karpoets — дорожная шапка. Впервые зафиксировано в русском языке в форме «карпуц» в 1706 году, «карпуз» — в 1712, «карпус» — в 1718, в современной форме — картуз ,- с 1722 года
В. Даль даёт следующее определение картуза в словаре:
-Картуз м. фуражка с козырьком; легкая, особ. летняя шапочка разного вида, кожаная или из ткани, с козырьком
****
Кстати, в середине XIX века картузами называли так же форменные головные уборы совершенно другого вида, где в основе своей осталась шапка именно с козырьком.
Фуражная шапка или фуражирка
(шапка для фуража - корма для лошадей)- в последствии - фуражка, появилась в военном обмундировании русской армии в начале 19 века. Для солдат шилась без козырька, для офицеров - с киверным кожаным козырьком.Однако из-за удобства в хранении, многие офицеры, в том числе и сам Кутузов, предпочитали носить фуражирку без козырька.
В дальнейшем фуражка прочно вошла в обязательный атрибут военных и чиновников России и сохранила свое предназначение до сих пор, правда немного изменив свой покрой.
-------------------------------------------------------------------------------
ист. рисунка: соцсети
Мои личные исследования:
Т.е. сам вид для армии (из картуза в фуражирку) в крое упростили для экономии изготовления и хранения, т.к. большой круг гораздо больше требует ткани, чем малый круг и тулья в 4-х частях, которые можно кроить уже из обрезков от шитья тех же мундиров.
(Сама работала на фабрике в СССР и знаю расход тканей при массовом пошиве).
Другая версия, а может и совместная с первой, мягкий головной убор напоминал маленький кивер. Однако, зная, что донышки у фуражирок были разных размеров, эта версия шаткая. Другое дело, что солдаты убирали фуражирки в кивера...
Пошив:
Подбой (внутренняя часть фуражирки) так же была упрощена в армии: была единой как на лето , так и на зиму , причем с учетом ,чтобы форму держала во все времена.
Это было до середины 19 века.
Уже в Крымскую войну (1855) из-за нехватки средств, фуражирку/фуражку для солдат стали делать без суконного подбоя по тулье, а оставили только стеганное донышко, но офицерам шили все еще с полными стеганными внутренностями и с козырьками. Стойку проклеивали.
Где-то с 1860-годов , опять же, из-за экономии и упрощения массового пошива, околышки стали проклеивать на картон, затем подбой суконный убрали совсем, а по кругу верха(донышку) начали вставлять стальную проволоку.
К концу 19 века все фуражки стали уже с козырьками, а без оных оставили только для младшего состава флотов - бескозырки и для некоторых низших чинов, например, юнкеров...
----------------------------------------------------------------
(Сама работала на фабрике в СССР и знаю расход тканей при массовом пошиве).
Другая версия, а может и совместная с первой, мягкий головной убор напоминал маленький кивер. Однако, зная, что донышки у фуражирок были разных размеров, эта версия шаткая. Другое дело, что солдаты убирали фуражирки в кивера...
Пошив:
Подбой (внутренняя часть фуражирки) так же была упрощена в армии: была единой как на лето , так и на зиму , причем с учетом ,чтобы форму держала во все времена.
Это было до середины 19 века.
Уже в Крымскую войну (1855) из-за нехватки средств, фуражирку/фуражку для солдат стали делать без суконного подбоя по тулье, а оставили только стеганное донышко, но офицерам шили все еще с полными стеганными внутренностями и с козырьками. Стойку проклеивали.
Где-то с 1860-годов , опять же, из-за экономии и упрощения массового пошива, околышки стали проклеивать на картон, затем подбой суконный убрали совсем, а по кругу верха(донышку) начали вставлять стальную проволоку.
К концу 19 века все фуражки стали уже с козырьками, а без оных оставили только для младшего состава флотов - бескозырки и для некоторых низших чинов, например, юнкеров...
----------------------------------------------------------------
Из соц сетей:
На фото ниже - моя работа: униформа офицера начала 19 века - реконструкция: фуражка, сюртук, штаны и проч.)

Фуражка —
форменный головной убор с низкой тульей, козырьком и кокардой, соответствующей тому или иному ведомству.В 1832 году указом Николая I всем дворянам была присвоена форма Министерства внутренних дел, включавшая фуражку с красным околышем и кокардой над козырьком.
Цвет, шитье, пуговицы и кокарды строго регламентировались по ведомствам.
Поэтому по фуражке можно было легко определить социальное положение человека, узнать его место службы.
В свою очередь, фуражки военных были заменены киверами.
Это событие запечатлено в повести А.Ф.Вельтмана «Сердце и думка»:
«Отдан приказ не ходить в фуражках, а он в фуражке прогуливается по городу, да еще уверяет, что в баню шел. Да, уверяет! Кивер помешал ему в баню идти!»
Студенческие фуражки появились после большого перерыва только в 1885 году, и студенты не отказывались от них, даже оставив высшее учебное заведение.
Чиновничество низших рангов должно было ходить в фуражках и зимой.
Драматург П.П.Гнедич, вспоминая свое детство, писал:
«Их фуражки с кокардой в зимнее время были на вате и даже с ушами; под мышками были вытертые, побелевшие кожаные портфели. Это бегали Акакии Акакиевичи, Кувшиные рыла, Яичницы и Подколесины».
Чиновничество низших рангов должно было ходить в фуражках и зимой.
Драматург П.П.Гнедич, вспоминая свое детство, писал:
«Их фуражки с кокардой в зимнее время были на вате и даже с ушами; под мышками были вытертые, побелевшие кожаные портфели. Это бегали Акакии Акакиевичи, Кувшиные рыла, Яичницы и Подколесины».
Фуражирные шапки-фуражки в русской армии начала 19 века :
------------------------------------------------------------
КАРТУЗ
"... Медленно, мягко падали капли на прелые листья, на руку, на козырек картуза."
A. Н. Толстой, «Хождение по мукам», 1922 г.
Картуз — это тип мужского головного убора с козырьком, на котором нет никаких знаков отличий; пользовался особой популярностью в среде отставных чиновников, деревенских помещиков или управляющих.
Многие гражданские служащие в России, тем более военные, сохраняли за собой право носить форму своего ведомства, даже уйдя со службы.
Те же, у кого такого права не было, довольствовались костюмом, похожим на форменную одежду, но не имеющим никаких специфических черт: цветной выпушки, кокарды и т.д.
В повести Тургенева «Несчастная» один из героев, Ратч, предстает бесчестным, вероломным человеком, обманом завладевшим имуществом своей падчерицы.
В первых главах повести молодой герой, от лица которого ведется повествование, спрашивает о Ратче:
«На нем мундирный фрак... Он, стало, служит? — Служит. В кадетском корпусе преподавателем. Он надворный советник». Чин надворного советника соответствовал VII классу «Табели о рангах», и получали его, продвигаясь по службе по мере выслуги лет. Но когда, по ходу развития сюжета, выясняется прошлое надворного советника, становится ясно, что он не был прежде на государственной службе — он ходил в картузе.
Картузом в России называли не только головной убор, но и плотную упаковку для сыпучих товаров,т.е. по названию самого полотна.
"...Я покорно подал старику бумажный картуз с чаем."
А. И. Левитов, «Бесприютный», 1870
В нем хранили, например, табак, как герой гоголевской поэмы Манилов:
«...но больше всего было табаку. Он был в разных видах: в картузах и в табашнице, и наконец насыпан был просто кучею на столе».
"...Я покорно подал старику бумажный картуз с чаем."
А. И. Левитов, «Бесприютный», 1870
В нем хранили, например, табак, как герой гоголевской поэмы Манилов:
«...но больше всего было табаку. Он был в разных видах: в картузах и в табашнице, и наконец насыпан был просто кучею на столе».
В России была хорошо известна пеньковая ткань, которую называли картузной. Из нее делали запалы для артиллерийских снарядов на особых фабриках, так как механизировать производство пенькового волокна необычайно трудно.
Россия издавна была экспортером пеньки.
Разумеется, такая ткань никогда не применялась для одежды или головных уборов, даже в деревне. Из нее, как и из крапивного полотна, делали мешки, веревки и т.д.
Россия издавна была экспортером пеньки.
Разумеется, такая ткань никогда не применялась для одежды или головных уборов, даже в деревне. Из нее, как и из крапивного полотна, делали мешки, веревки и т.д.
/Кирсанова "Сценический костюм/
----------------------------------------------------------------------------
..................................................
вот что пишут в интернете про картузы-фуражки:
....Часто фуражки снабжали внутренним или внешним подбородочным ремешком, внешний выполнял так же и декоративную функцию.
Более того, в гражданских фуражках (картузах) декоративный подбородочный ремень утратил свои функции и стал выполнять чисто декоративное назначение, закрывая шов между козырьком и околышем, представляя из себя тонкий крученый шёлковый шнурок.
В России картузы стали применять с начала 19-го века, изначально в армии, где фуражку использовали взамен неудобного и тяжелого кивера в полевых занятиях, при хозработах и т.д.
Практически сразу картуз, как удобный, красивый и солидный головной убор распространился и в народе.
Рисунок 2. Кивер — жесткий и тяжелый головной убор.

Примерно в середине 19-го века гражданская фуражка по неизвестной причине получила название «картуза», то есть матерчатого мешочка для пороха, использующегося в заряжании артиллерийских орудий. По какой причине это произошло — неизвестно.
Эволюция фасона.
Несмотря на то, что изначально фуражка имела прусское происхождение, практически сразу после попадания в Россию он стал развиваться своим путем.
Оборона Севастополя 5 октября 1854 года,Франц Рубо
В зависимости от моды менялись размеры, форма и манера носки картуза.
Так, например, в первой половине 19-го века это был довольно большой по размерам головной убор, с круглым донышком, одинаковыми по всем сторонам «четвертинками» тульи, поднимающимися туго на верх.
Козырек — так же довольно большой по размерам, при этом почти вертикальный.
Со временем размеры тульи уменьшались, во второй половине 19-го века тулью стали опускать сзади вниз, при этом перед остался поднятым над околышем, донышко получило овальную форму. Околыш форменных фуражек оставался на всем протяжении почти одинаковым (4,5 см высоты), а вот на гражданских картузах он со временем увеличивался, достигнув 6 и кое-где даже 8 см.
Козырек постепенно уменьшался по своим размерам, как в ширину, так и в длину. Наклон козырька увеличивался, в начале века у него был угол 30 градусов, а в начале 30-х годов 20-го века он принял почти «кепочную» форму, и стал почти горизонтальным.
Так называемый «козырек-лопата».
Рисунок 3. Фуражка середины 19-го века. Точно такие картузы носили и в народе.

Тулья, достигнув своего минимума где-то в первом десятилетии 20-го века, снова стала постепенно увеличиваться в размерах.
В начале 20-го века, наряду с картузами с маленькой тульей стал модным картуз с «широким верхом», с почти горизонтальной «шляпкой». В край такой тульи вставлялась пружина, поддерживающая донышко в натянутом положении.
Чуть позже в переднюю часть тульи стали вставлять вертикальную пружину (из камышинки или другого упругого материала), который приподнимал перед тульи вверх. В основном такие картузы носили зажиточные крестьяне и купцы. «Кулацкий картуз».
Гражданскую моду переняли военные, и ввели на снабжение русской армии фуражку с широкой тульей.
Советские фуражки, начав свою эволюцию с картуза с маленькой тульей, постепенно увеличивались, в конце концов тулья форменных фуражек 60-х годов стала почти повторять форму фуражек начала века.
Рисунок 4. Картуз с высоким околышем и маленькой тульей, бывший модным в конце 19-го столетия.

и т.д...
Форменная фуражка русской армии начала 20 в
материалы по фуражкам из моего архива:
---------------------
------------------------------------
ФУРАЖКИ - РЕКОНСТРУКЦИИ на начало XIX века- мои работы.
-----------------------------------
Сопутствующую тему в БЛОГЕ "МК о пошиву русской фуражки\фуражирки на начало 19 в."
-------------------------------------------------------------------
Фуражка русская офицерская начала 19 в с козырьком.
Реконструкция.ручная работа.Сукно.Лен.
Фуражки нестроевые на начало 19 века (моей работы)
Фуражка русская для арестанта на начало 19 века.
Реконструкция,моя работа.Ручной пошив.
Фуражка русская (фуражирка)

Фуражка для русской артиллерии - реконструкция
P.S. все пошитые мною фуражки ручной работы,без клея и клеевых материалов,без растяжки при шитье каких либо деталей,только точный расчет!))
Во второй половине 19 века в фуражных шапках применялся для лучшего придания формы околыша уже клей.
---
Фуражка русская офицерская Егерского полка на начало 19 в.
Реконструкция. Моя ручная работа 90%.Сукно,лен.
Фуражки моей работы на людях
/картинка наверху статьи-вторая по счету- весь комплект моей работы/


---------------------------------------
Фуражка на конец 19 века. смотрите в теме про униформу при Николае 2-ом
**********************
Читайте так же:
Светлана, отличные статьи, благодарю вас, за вашу щедрость.Сошью картуз по вашим рекомендациям и обязательно поделюсь.
ОтветитьУдалитьСпасибо.
ОтветитьУдалитьУдачи в пошиве!Если что, пишите вопросы в тему на "Сезоне" ( http://club.season.ru/index.php?showtopic=30023 ),всегда отвечу.
Добрый день!А можно вас спросить из чего делается козырёк такой фуражки?Не могу понять то ли кожа то ли какой то более жёсткий материал,он ещё блестит очень.У вас замечательные работы,зависла в вашем супер интересном блоге вот уже третий день!Огромное спасибо вам спасибо за предоставленную информацию,хоть я и любитель шью для своих детей карнавальные костюмы но мне хочется чтоб они походили ещё и на настоящие.А если честно сказать сама бы не отказалась бы от пальто из сукна!Ну,и что что мужское за то какое красивое!Ещё раз спасибо,читаю вас из Греции.
ОтветитьУдалитьВероника, добрый день!
УдалитьКозырьки делаются из кожи методом давления (прессовки в нужную форму).И затем покрываются специальным лаком.
Спасибо, что заглянули на огонек!
Ну, а в целом я - Мастер по пошиву женской и детской верхней одежды...)
Костюмы на любой вкус Вам помогут сшить у нас на форуме Клуба "Сезон" ( http://club.season.ru/index.php?showforum=25 ).
С уважением,
СветЛана.
Доброго дня. Не знаете ли источников для конструирования студенческой формы, в частности их фуражек? Сведения в сети, увы, скудны и противоречивы =\
ОтветитьУдалитьИ Вам доброго...
УдалитьНа какой год??
могу ли я узнать, кто торгует такой кепкой от Дмитрия Шихардина из Отава Ё?
ОтветитьУдалитьНе поняла вопроса...
Удалить1. кепок на сайте нет, статья про фуражки и картузы
2. Никакого Дмитрия не знаю
Светлана,здравствуйте!
ОтветитьУдалитьНа Смолбатле увидил ваши комментарии по поводу фуражки и прошёл по вашей ссылке..
Очень познавательная статья и просто классные работы!Спасибо!
С вашего позволения,хочу задать вопрос в качестве ликбеза,если конечно вы владеете информацией.
Это касается уланского головного убора,нового образца,введённого в 1868-69гг..В его описании есть такое примечание - 18.02.1869 г. - Установлено, на шапках нового образца, вместо козырьков с оторочкой, иметь козырьки с кантом, как на фуражках Кирасирских полков. (ПВМ60)
Не могли бы вы подсказать,какие именно козырьки на фуражках Кирасирских полков?Что конкретно имеется ввиду?Это какой-то особый тип козырьков,введённый специально для этих подразделений ?
Пролейте свет,пожалуйста.
С наилучшими пожеланиями и уважением,Сергей.
Добрый день.
Удалить1. в блоге сообщение появляются только после моей модерации. Сами понимаете, спама в инете много, от того и фильтрую сообщения.
2. Я - реконструктор по ПОШИВУ одежды, а не историк по войскам и виду обмундирования.
Хотя Вы правы,с козырьками сталкивалась не раз, и на разные периоды. И даже видела и знаю КАК их делают.
3. Вся униформа, как Вы знаете, причем всех стран, описывается в Приказах по ней того или иного времени или рода войск.
И все изменения к ней тоже. Значит Вам нужно поднять приказ по кирасирским полкам того времени.Насколько знаю, что по головным уборам в 1862 году были серьезные изменения и есть специальный приказ по родам войск. Поднимите его, может там найдете ответ...
Хотя, лично мне по рисункам,которые Вы показали, ясно видно какой козырек идет на улан...
Да, и последнее: если Вы хотите шиться на тот или иной год по униформе, помните,что в действующих войсках старую униформу донашивали. Причем ВСЕГДА. Даже во время второй мировой войны...
Здорово! Проведена огромная исследовательская работа. И практическая. Спасибо!
ОтветитьУдалитьБлагодарю, заходите еще! Всегда всем рада!
УдалитьЗдравствуйте, Светлана.
ОтветитьУдалитьИзумительная по глубине и охвату материала статья. Особую ценность ей придаёт практическая реконструкция, позволяющая автору получить и передать читателям четкое представление о предмете. Нельзя не заметить также особого интереса Вашего к эпохе Отечественной войны 1812 года, ставшей одним из символов русского патриотизма.
Но меня интересует вопрос несколько иного плана: помимо фуражки как части обмундирования военных и гражданских чинов, она стала одним из атрибутов дворянского достоинства как часть введенной еще при Екатерине II (и, разумеется, включенная позднее) сословной униформы, в том числе для неслуживших дворян. Законодательство, регламентировавшее дворянскую униформу, имеется и хорошо известно, но вот среди множества экспонатов отечественных музеев ничего подобного пока не попадалось. Есть ли у Вас какой-либо материал по этому вопросу? Не пробовали ли Вы реконструировать знаменитую "краснооколышную дворянскую фуражку"?
Добрый день. (простите, не имею чести знать Ваше имя...). "краснооколышную дворянскую фуражку" - Вы имеете в виду конец 19-начало 20 века? Увы, такими мелочами не заморачивалась, т.к. там все просто : все на клею поставлено. Любила в реконструкции что посложнее и никто не делал ТОЧНО по подлинникам. А со второй половины 19 века вся униформа уже стала делаться на фабриках - поточным /массовым производством, и от нынешнего современного производства фуражек мало чем отличается. Если только материалами, формой немного и более универсальном оборудованием при пошиве. Для меня - это скучно было...
Удалить"Было", потому что ушла от практики уже как года 4... - возраст...
Забыла написать: последнюю фуражку делала на времена Севастополя для офицеров. Она уже была проще в изготовлении , чем ан начало 19 века, так же технология клеевая уже потихонечку распространялась при изготовлении фуражек, а шили в основном в деревнях - брали подряды и потом развозили по глубинке людям _ так было дешевле. Но офицеры все еще предпочитали ручной труд и старинный пошив. Так что уже после 1860-х фуражки стали мне не интересны.
УдалитьЗдравствуйте, Светлана. Благодарю за обстоятельный ответ.
ОтветитьУдалитьНадеюсь, такой одаренный человек, как Вы, нашел себе занятие по душе взамен создания фуражек вручную. Конечно, Ваши методики воспроизведения старинных технологий уникальны.
Простите, забыл представиться. Меня зовут Константин, я историк, и историк именно российского дворянства в первую очередь "неинтересного" пореформенного периода. Однако дворянские фуражки введены гораздо ранее 1860-х гг., а именно с 1 мая 1832 г. Особенно удивителен тот факт, что в отечественных музеях "дворянские фуражки", как и вообще дворянская униформа, отсутствуют, хотя их должны были быть даже не сотни, а тысячи комплектов и отдельных предметов. Исключение составляет "фуражка предводителя дворянства из чёрного сукна с красным околышем и эмблемой в виде изображения крепости под короной из жёлтого металла" из музея-заповедника "Царское Село", и то в виде "реконструкции" (абсолютно неясно, насколько точной - ведь дворянам, в отличие от чиновников, полагалась только кокарда на околыше, а не на тулье). Всё остальное, подлинное уничтожено большевиками? Увезено в эмиграцию? Находится среди неатрибутированных и "неопознанных" экспонатов? Пребывает на театральных и армейских складах? (Последнее вообще глупость)...
Не до конца прояснен и внешний вид такой фуражки. Кокарда общего образца или для МВД? Сохранялась только для дворян, имевших чины, или впоследствии введена для всех? Знаменитый "белый верх" (тулья) - лишь летний чехол, или уже отдельная разновидность униформы?.. И т.д., и т.п. Любителям литературы небезлюбопытно, например, должно быть - носил ли знаменитый "Киса" Воробьянинов (нигде ранее не служивший до выборов уездный предводитель, между прочим, готовившийся стать предводителем губернским) дворянскую фуражку и дворянскую униформу в целом, или на излете империи практически игнорировал требования законодательства?
Но все эти вопросы, видимо, не к Вам...
Удачи и еще раз спасибо за интереснейшие реконструкции!
С уважением,
Константин
Констатнтин, приятно познакомиться. Дело в том, что я не только фуражку реконструировала. но и все виды военной униформы с конца 18 по середину 20 века. Так вот, не знаю на сколько Вы действительно историк,а не любитель, и сколько лет этим занимаетесь, но на все Ваши вопросы ЕСТЬ ответы. Главный - где и как носили и какой вид был - этот ответ есть и в приказах по ведомствам и в воспоминаниях современников того или иного периода. Отступление: помню когда начинала заниматься реконструкцией (1991 г), то у нас ходил такой слоган:"Читайте воспоминания, там найдете наиболее точный ответ на все вопросы по костюму и униформе". С годами мне стало понятны эти слова, и не раз утверждалась в этом. Теперь о том: почему нет подлинников? Это вообще элементарно. Если знать КАК жили в реальности тогда люди (я прочла и читаю огромное количество фолиантов до сих пор, причем стараюсь именно тех лет, когда они впервые появились для чтения) + если Вы хотя бы один раз бывали в запасниках музеев и разговаривали с истинными хранителями вещей, то ответ очевиден. Одежда во все времена до начала 20 века (пока повсеместно не стала массовым производством во всех не только европейских странах, но и в России, т.е пока производственный процесс не стал обыденностью, а не исключением) была дорогим удовольствием. И носилась та же форма, или костюм до дыр, потом отдавалась бедным и т.д... Это касается и фуражек. Да и не все дворяне носили эти фуражки. Результат - их в реальноси было не так много, как Вам кажется. Даже солдатские фуражки до 1880-х годов сохранились у нас в ЕДИНИЧНЫХ эекземплярах, да и то надо рыскать их по запасникам музеев.
УдалитьТеперь про тулью-чехол. Тоже элементарно... Поднимите приказы того времени по чиновникам и их униформе (это касаетяс и дворян!!). И все поймете. Лично сама знаю ответы на все Ваши вопросы. Но... это долгий разговор, и печатать его на клавиатуре компьютера очень долго... Это надо разговаривать. И, помните: если Вы историк, то должны понимать : ни одн увещь нельзя вырывать из контекста истории просто так. Все взаимосвязано в ней: и как жил человек, и какое жалование получал, и ГДЕ жил, и приказы по ведомству и многое другое.
Дерзайте, изучайте! и вес у Вас получится!
Кстати, у меня есть в этом блога статья где перечислены ВСЕ приказы по военным и гражданским ,а так же дворянским, ведомствам с 18 по начало 20 в...
Благодарю за беседу.
Всего Вам доброго!