Задалась целью при изготовлении реконструкции и стилизации этой маленькой части одежды на ампир исследовать: что же такое шемизетка, и какие были еще дополнительные мелкие вещицы к женскому костюму на 19 век.
И вот что узнала изучив кучу картинок с подлинников...
Как описывает в своей книге для театрального костюма одна из историков ХХ века:
Как описывает в своей книге для театрального костюма одна из историков ХХ века:
"Глубокий вырез платья в конце 18-начале 19 веков могли прикрывать шемизеткой — коротенькой манишкой .
Надевали и канзу — накидку из прозрачной ткани с воротником и длинными концами, скрепленными крест-накрест на талии. У мужчин позаимствовали редингот.
Затем в гардеробе верхних вещей стали появляться пальто: на меху — витшура и дульеты — на вате.
Затем в гардеробе верхних вещей стали появляться пальто: на меху — витшура и дульеты — на вате.
Употребление шемизеток и канзу — превосходная находка для костюмера.
Этими маленькими, но кокетливыми и броскими деталями можно заменить переодевание. В одном акте платье надето с канзу, в другом без.
Можно канзу делать из дешевого метрового кружева, из капрона гладкого, из капрона цветного, из тюля с аппликацией; можно наклеить кусочки накрахмаленной ткани, имитируя старинные тюли с аппликацией; можно канзу сделать одного цвета с платьем и можно контрастного, в тон и т. д."
Можно канзу делать из дешевого метрового кружева, из капрона гладкого, из капрона цветного, из тюля с аппликацией; можно наклеить кусочки накрахмаленной ткани, имитируя старинные тюли с аппликацией; можно канзу сделать одного цвета с платьем и можно контрастного, в тон и т. д."
Верхний – из той же ткани, что и лиф, а нижний – из ткани шемизетки.
В нарядных платьях шемизетки были кружевные или из дорогого материала. В повседневных – из батиста, пике и других тканей кремового или белого цвета.
Иногда вставка была с отложным воротничком.
Другое значение шемизетки – женская кофта, блузка.
И потому частенько дополнения к одежде в виде накидок, нижних отделок, рукавов делали для частого использования в разных дамских туалетах отдельно.
*****
Для тех ,кто хочет создать именно реконструкцию шемизетки - это будет не сложно. деталь маленькая, и даже вручную её сделать просто. Достаточно лишь понять и принять для ЧЕГО она вообще создавалась как часть женского костюма.
****
Потом пришивались(рукава, манжеты) ,одевались в низ платья( манишки, шемизетки, косынки) или поверх платья (косынки, накидки), и могли не только часто стираться, но и обновляли одежду дам.
Из книги Кирсановой Р.М . Костюм в русской художественной культуре. 1995 г.
Вот как все эти маленькие дополнения в женском гардеробе описывается в книге " Русским костюм XV-XX веков" Т.С. Алешина:
"В первой половине XIX века мода предписывала носить различного фасона воротнички, манишки, косынки, вставки, пелеринки. Если платья были открытыми, эти дополнения надевали поверх выреза, перевязывая концы в виде шарфика, галстука или скрепляя брошью. Под лиф открытых платьев поддевали так называемое «модести» - особого вида вставки с кружевными или вшитыми краями, которые кокетливо выглядывали из-за декольте, зрительно его уменьшая.
«Канзу» - пелерины- косыночки, воротнички со вставками, с кружевными или вшитыми краями; «шемизетки» - треугольные или круглые манишки с воротничками; «фишу» - небольшие шарфики, косынки или пелеринки, прикрывающие плечи и грудь, даже и при закрытых лифах. В 1830-х годах появляются и подрукавники, пришиваемые к подкладке рукава."
Для реконструкции этих частей одежды подойдут как подлинники, так и рисунки из журналов мод прошлых веков.
По виду образца подлинника можно узнать год и век его изготовления.
Например: в 18 веке использовали в основном платки кружевные, или с отделкой оборками или кружевом(нашивалось) .
Эти платки или заправлялись под нижнее платье, или наоборот, одевались поверх платья, где концы такого косынки-платка делалось крест-накрест и заправлялся в пояс или завязывался сзади. Именно такой способ перешел уже в 19 век.
Например: в 18 веке использовали в основном платки кружевные, или с отделкой оборками или кружевом(нашивалось) .
Эти платки или заправлялись под нижнее платье, или наоборот, одевались поверх платья, где концы такого косынки-платка делалось крест-накрест и заправлялся в пояс или завязывался сзади. Именно такой способ перешел уже в 19 век.
Так же как и косынки, были в моде накидки - канза.
Накидка с длинными концами из прозрачной ткани ,которые завязывались крест-накрест на талии.
Канзу́, встречается написание канезу (по французски canezou — короткая кофточка) —
косынка или платок больших размеров с длинными концами, из лёгкой ткани светлых оттенков или кружев, которые выполняли роль накидки, закрывающей шею и декольте дамы.
Изначально название короткого жакета, который надевался поверх дамского платья.
В 1810-х годах XIX века канзу по типу пелерины с воланами, имитирующими рукав, закрывает верхнюю часть лифа платья. В 1830—1840-х годы канзу, имеющее вид косынки большого размера, накидывали на плечи, прикрывая декольте дамы, затем длинные концы перекрещивали на груди, а после завязывали на талии.
Производили канзу из вышитого тюля, кисеи, батиста или кружев.
Слово «канзу» практически вышло из лексикона в 50—60-е годы XIX века и подобную деталь женского костюма чаще называют уже просто косынкой.
В это время популярна косынка фасона «Мария-Антуанетта» с длинными концами, завязанными сзади. Имелся более длинный вариант подобной косынки, например, сделанная из кисеи, вышитых прошивок и кружева она скрещивалась сзади и связывалась двумя атласными бантами, последний из которых низко спускался на платье. Пришитые к воротнику длинные атласные ленты также спускались на платье и перемешивались с концами косынки.
Косынка «Мария-Антуанетта» предназначалась для гардероба молодых женщин.
Косынки, закрывающие шею и завязываемые на талии, были распространены в женском костюме Англии, Франции и Америки XVIII—XIX вв.
Их именовали канзу, фишю-канзу или просто фишю.
-------------------------
Приблизительный вид накидок и косынок:
Ничего не стоит на месте. Так же и в изготовлении одежды.
Постепенно стал усложняться крой и отделка платьев и аксессуаров к ним.
Примеры описаний из литературы:
Или...
"М-ль Жильнорман все казалось, что ее шемизетка недостаточно непроницаема для взоров и недостаточно высоко закрывает шею."...
---------------------
1815-20 года шемизетка
--
Шемизетка, как деталь туалета вошла в моду в XVIII веке.
В более ранние времена то же название носила мужская просторная куртка из тафты, которую надевали поверх рубашки.
Особенной популярностью шемизетки пользовались в XIX веке.
Силуэт женских платьев менялся постоянно, но всегда оставались в моде шемизетки, которые дополняли как повседневный, так и бальный туалет, придавая платью завершающий романтический штрих.
В более ранние времена то же название носила мужская просторная куртка из тафты, которую надевали поверх рубашки.
Особенной популярностью шемизетки пользовались в XIX веке.
Силуэт женских платьев менялся постоянно, но всегда оставались в моде шемизетки, которые дополняли как повседневный, так и бальный туалет, придавая платью завершающий романтический штрих.
Шемизетки изготавливались из различных кружев, вышивались шелком, иногда украшались драгоценными камнями или искусно сделанными цветами в зависимости от достатка владелицы.
Шемизетка, которая была в гардеробе модных барышень XIX века, представляла собой кружевную женскую блузку с рукавами или без рукавов, которая выполняла функцию эффектной вставки для платья.
-------------
шемизетки-манишки первая половина 19 века
В самом начале 19 века(1800-1808гг) это просто куски ткани с воротником или без с оборками. Затем и они постепенно усложняются в отделке.
Так же в обиходе и жабо на основе манишки...
На шемизетках появляются красиво отделанные воротники, вышивка, защипы, складки и т.п.
Так же шемизетки начинают делаться просто из кружев.
С годами мода меняется и вместо шемизеток приходят отдельные накладные элементы с жабо...
Модницам уже мало просто манишек.
Под постепенно начинают шиться шемизетки с рукавами, и переходят уже в блузку, которая надевалась как вниз платья, так и сверху его.
-------------------------------------
вот что можно найти на просторах соцсетей о ШЕМИЗЕТКАХ:
КРОЙ ШЕМИЗЕТКИ 19 в:
от туда:
I used the pattern for a chemisette (dated from 1800-1825) in Patterns of Fashion 1, by Janet Arnold.
First, I traced and cut out the pattern on 1/4 inch grid paper.
.
ПОДЛИННИКИ дополнительных деталей к женскому костюму 19 век:
в России XIX в. предмет женской нарядной одежды, полупрозрачная короткая блузка(рубашка) в форме лифа с рукавами, отделанная рюшем, кружевами
Шея закрывалась шемизеткой с широким воротничком из старого пожелтевшего кружева.И.А.Гончаров «Обрыв», 1869 г.
Не без намерения употребил я слово «опрятный»: не только сама хозяйка казалась образцом чистоты, но и все вокруг неё, всё в доме так и лоснилось, так и блистало; всё было выскребено, выглажено, вымыто мылом; самовар на круглом столе горел, как жар; занавески перед окнами, салфетки так и коробились от крахмала, так же как и платьица и шемизетки тут же сидевших четырех детей…И.С.Тургенев «Несчастная», 1881 г.
нижняя блуза(рубашка), богато украшенная на груди " Но я упорно отказывалась и приняла лишь кое-какие необходимые предметы туалета (чепец, шемизетку, перчатки, зубную щетку, а для Евгения ночную рубашку маленькой графини Элизы)". Н. И. Голицына, «Воспоминания о польском восстании 1830—1831», 1837 г.
Против него на козетке фигурировала пикантная пейзанка, кокетливо демонстрировав свою миниатюрную ботинку из-под шемизетки, и цитировала что-то из литературного альбома с гравюрами. Н. А. Лейкин, «Из записной книжки отставного приказчика Касьяна Яманова», 1874 г. Векисловарь
Кстати, манишки в начале 19 века были и мужские:
манишка мужская 1820 год:
Шемизетка —
загадочное слово из давно ушедшей эпохи балов, изысканно одетых дам в утонченных нарядах..
Так что за диво скрывается под этим понятием?
Шемизетка — французского chemisette — манишка, блузка, производного от chemise — некогда это была деталь женского туалета — рубашка, вставка, манишка или изящная накидка, украшающая платье и закрывающая область декольте.
---------------------
----------------------------
Пришивные (отдельные) рукава из муслина и др. тонких тканей первой половины 19 века:
---------------------------
Манишки, шемизетки, фишу , накидки вышитые и кружевные 19 век
-----------------------------------
Шемизетка нач. 19 в:
Манишки-шемизетки середины и далее 19 в.
Манишка
Такие манишки можно видеть на иллюстрациях к рыцарским романам, на фресках и гобеленах.
В XVI веке назначение манишки меняется: она прикрывает грудь в глубоком вырезе женских платьев.
Тогда дамы носили высокие воротники в сочетании с глубоким квадратным декольте, и вышитая вставка из ткани прикрывала полуобнаженную грудь.
Такие манишки-вставки — их называли «шемизетка», от французского слова chemise, рубашка — проникли и в мужскую моду
благодаря манишкам стало гораздо легче модно одеваться и прилично выглядеть.
В наше время манишкой обычно называют переднюю часть сорочки с воротником, их можно встретить в продаже как отдельный элемент одежды.
Манишка имитирует сорочку под пиджаком или жакетом — но, конечно, не может заменить «целую» сорочку для делового костюма.
Женские манишки бывают нарядными, с жабо, вышивкой, бантами и т.п.
(с)
Шемизетка ближе к середине 19 в:
-----------------------
Шемизетка начала 19 в- подлинники:
вид косынки и шемизетки с платьем подлинник
-----------------------------
пришивной рукав-как элемент одежды начала 19 века
--------------------------
Так же во второй половине 19 века шемизетки и накидки одевались поверх платья.
Что создавало эффект легкости при очень тяжелом платье в те времена...
---------------------------------------------------
МАНИШКИ 20-го века:
1927 год
1951 год и далее:
Обработка полочки(переда изделия) на груди из учебников второй половины 20 века:
вставки и манишки
-----------------------------------------------------
Шемизетки и манишки моей работы на 19 век (стилизация):
начало 19 века:
Шемизетка на викторианскую эпоху(вторая половина 19 века).Стилизация - мои работы
Её так же можно носить в наше время...Манишка-жабо на вторую половину19 века.стилизация.Шифон.кружево.
Читайте так же
Книга «Век женской моды, 1794 - 1894 гг.» 1896г. Часть 1: 1794-1815 гг.
Аксессуар к женскому костюму: МУФТА: История, шьем сами:
Светская жизнь 19 век.
Большое спасибо!!! Слово такое ,конечно ,встречала в литературе,но,в погоне за сюжетом не обращала внимания,получается бюстгальтеров не было и шемизетка одевалась на голое тело?
ОтветитьУдалитьДобрый день,Светик! Бюстгалтеры как таковые начали уже прочно появляться с 1830-х годов.Конечно, их вид был далеко не такой,как сейчас. А до того были просто - лифы. Они поддерживали грудь.Аднака, как говорит история костюма, вид лифов в форме нынешних был уже и гораздо ранее. А шемизетки были что-то вроде сменных блузок,как у мужчин в конце 19 века - манишки у рубашек(сорочек) и манжеты.Так что - это разные вещи.
Удалитьотлично,благодарю.
ОтветитьУдалитьИ Вам спасибо,что заглянули на огонек!
УдалитьСпасибо! Видела в английских фильмах про18-19 века женскую одежду с шемизетками, но не знала, как они называются, выглядят и как носятся. Сейчас всё очень наглядно и подробно рассмотрела и прочитала.
ОтветитьУдалитьРада за Вас! еще несколько лет назад и сама понятия не имела что это такое. Вот и решила написать про то,что поняла.
УдалитьСпасибо за информацию. Доступно. Понятно.
ОтветитьУдалитьДобрый день, Алена. И Вам спасибо, что заглянули на огонек...
Удалить