25.7.22

Мужские прически в России 1800-1820 гг. История. Завивка. Портреты.

 Ко мне поступил вопрос о мужской прическе на начало 19 века. Точных сведений по тому КАК делались прически на этот период найти мне не удалось. Однако мною была сделана попытка собрать воедино то, что по крупицам разбросано как в соц.сетях, так и в других ресурсах.

Сказать могу одно: нужно смотреть по картинам того времени и учитывать образ жизни мужчины, хотя бы немного сознавая историю как таковую. В остальном оказалось, что сама прическа 1795-1815 не так сложна как кажется. Главное нужно учитывать, что борода была тогда не в моде...

----------

Немного из истории причесок и парикмахерских.


Прическа появилась в первобытном обществе значительно раньше, чем одежда, и изменялась вместе с эволюцией человеческого общества. Археологические находки подтверждают, что уже в V-IV веках до нашей эры уходу за волосами уделялось большое внимание. Прическа часто изменялась в зависимости от климатических условий, исторических событий, религиозных убеждений, эстетических взглядов.


С развитием классового общества, особенно в период укрепления абсолютизма, прическа стала символом сословной принадлежности. Она отражала не только расовые и национальные черты, но и индивидуальный вкус человека. Каждая эпоха вносила в развитие парикмахерского дела что-то новое.

Господствующие классы во все времена стремились внешним видом подчеркнуть свое особое положение в обществе. Знатные вельможи специально придумывали сложные и вычурные, не всегда удобные по форме прически, чтобы отличаться от народа, занятого тяжелым трудом.


С начала XIX столетия на мужские прически существенно воздействовали мотивы прошлых лет, стиль барокко и мода на роскошь, величественность и торжественность. Еще в самом  конце XVIII века парики с узлом или косой продолжают носить только некоторые приверженцы старины; к началу XIX века  они совершенно исчезают. Модники в первой половине столетия носили то длинные, то кроткие завитые волосы, то подстриженные и слегка напудренные. К середине столетия прически мужчин века стали больше напоминать романтический стиль, предполагая среднюю длину и боковой пробор. А к концу столетия правил стиль рококко, требуя легкие и укороченные стрижки.

В 1805 году "Парижская газета" писала:
"Мужчина, одетый по моде, должен иметь круглую спину и квадратное лицо, короткие руки и длинные ноги и быть близоруким. Кто не обладает всем этим от природы, должен обратиться к сведущим мастерам; это их дело; в два дня они сделают из вас образец моды."


Мужские стрижки и цирюльни в России начала XIX в.


Европейские моды в старину проникали в русское общество с большим трудом. Только реформы Петра I значительно упростили распространение французских и немецких костюмов и причесок. Старинные боярские длиннополые одеяния были заменены более эффектной, но неудобной европейской одеждой. 

На протяжении всего 18-19 вв костюм продолжал изменяться, следуя европейской моде. Законодателем моды в России был Петербург, слепо следовавший за Европой, ну а в Москве придерживались моды, внося свои индивидуальные поправки. 

 До XVIII века парикмахеров в России, как таковых не было. В допетровское время верили, что человек создан по подобию Божьему; а без бород и в «иноземном платье» на иконах изображали «бесов». Бритьё начинает входить в обычай лишь после преобразований Петра I и, в частности, после его указа 1698 года об обязательном бритье бород для горожан.

*****
Все, наверное, помнят: освобождались от следования новшеству только церковные иерархи; крестьяне могли не брить бород, но всякий раз при въезде в город и выезде из него должны были платить по копейке. Купцы и дворяне право ношения бороды могли купить, уплачивая в год по 100 и 60 рублей соответственно. Это были огромные деньги, ведь простые люди получали пятачок, а в ходу ходили даже полушки.  Именно поэтому столь высокий налог многих заставил изменить свою внешность.
****


Увы, сведений о цирюльниках и парикмахерах первой половины XVIII века довольно мало. Известно, что при Петре I, ещё до сооружения СПб, в Москве была только одна «уборщица женских волос», так что, когда к какому-нибудь торжеству или балу дамам нужно было причесаться по бальному, к ней выстраивалась очередь; иная причесанная за три дня до бала должна была спать сидя, чтобы причёску не испортить. 

 Современного понятия «парикмахерская» в первой половине XVIII века не существовало. Богатые люди в Петербурге имели камердинеров, которые у них исполняли должность волосочесателей, а небогатые - призывали из парикмахерской лавки стричь себе голову.

Большой популярностью в XVIII веке пользовались парики. Мужчины предпочитали «алонжевые» парики (от фр. - удлинение), доходившие порой до талии. Женщины - сочетали различные модные накладки с собственными густыми волосами; такое сооружение покрывались внушительным слоем пудры. Не случайно парикмахеров той поры называли «мерлан» - что значит: рыба, обваленная в муке. Пудру применяли разную: первоначально популярностью пользовалась белая, позднее стали использовать серую и палевую.

Ну а купечество, мещане и ремесленники следовали русским традициям. Парикмахерским делом в России занимались крепостные мастера, которых отдавали в обучение парикмахерам из Франции, Германии, Англии. Среди русских парикмахеры назывались цирюльниками или тупейными художниками от слова "тупей". Талантливые от природы крепостные парикмахеры вносили в прически много вкуса, фантазии, не уступая в исполнении прославленным французским куафёрам.

Жизнь крепостных мастеров была тяжелой, они подвергались унижениям, телесным наказаниям за малейшую провинность. Несмотря на виртуозность исполнения причесок, в России модным считалось только то, что шло из Европы, в частности из Франции. Поэтому работы русских парикмахеров не ценились. 


Русская знать, пользуясь услугами крепостных умельцев, переименовывала их на европейский лад: так Иван превращался в Жана, Василий - в Базиля, Андрей - в Андрэ. Для простого народа в столичных и уездных городах были открыты цирюльни. 

Долгое время парикмахерское и цирюльное ремесло существовали неразрывно. Парикмахеры были одновременно цирюльниками, фельдшерами, брили бороду и пускали кровь. О чем и писали на вывесках своих заведений.

 С конца XVIII века цирюльники неизменно предлагали свои услуги в банях. Расхаживая по сторонам или сидя на своей табуретке, цирюльник весело, с прибаутками выкрикивал: 
- А вот кого побрить, поголить, усы поправит, молодцем поставить! 


Однако в XIX веке их функции были четко разграничены (в дальнейшем цирюльники отделяться и станут фельдшерами). 
К цирюльному мастерству относились следующие умения: 
-пускать кровь ланцетом и шнепером; 
- ставить пиявицы и унимать случающиеся после них кровотечения; 
- ставить рожки; 
- приготовлять и ставить обыкновенные промывательные; 
- вынимать зубы; 
- приставлять шпанские мушки и перевязывать легкие раны; 
- прививать предохранительную оспу; 
- брить бороду. 

Последнее должны были уметь и парикмахеры. Кроме того, парикмахеры стригли и завивали волосы, приготовляли парики, локоны, накладки, усы, косы, бороды и бакенбарды.


Расцвет парикмахерского дела приходится на середину-конец XIX века. В это время законодателями мод становятся французы. Русские цирюльники, парикмахеры с их лавками и вывесками исчезают с лица не только Невского проспекта, но и с лица всех больших и главных петербургских улиц.

Всего на Невском проспекте в первой половине XIX века было 20 парикмахерских.
Вот что вспоминает современник О.А. Пржецлавский о первых французских парикмахерских:
«Приехавши в Петербург в 1822 году, я застал только одного, Гелио; впоследствии приехал еще Андрие. Через руки этих артистов проходили головы всех мужчин, которые хотели быть хорошо обстриженными, и всех дам, желавших иметь хорошую прическу. Артисты брали дорого: за стрижку 5 рублей, за дамскую прическу 15 рублей ассигнациями; оба нажили большие состояния. Теперь главные улицы города и даже Васильевского острова густо заселены французскими куаферами; их почти так много как кабаков. Предприимчивые французы с большой охотой открывали парикмахерские и в обеих столицах, и в провинциальных городах - благо спрос на их новомодные услуги не снижался.
К тому же каждый светский сезон в Париже порождал очередной экстравагантный крик моды, следовать которому спешили даже в отдаленных уголках России.

 Из Европы выписывали парфюмированные парики, накладные волосы и модные журналы. Лучшие французские умельцы становились придворными парикмахерами, а владельцы самых дорогих парижских салонов - поставщиками императорского двора. Практика у француза в подмастерьях означала несомненную удачу, потому что перенимавшийся таким образом парижский шик затем всячески приветствовался и соответственно вознаграждался публикой. 

Окна своих парикмахерских французы украшали восковыми, вертящимися бюстами прелестных дам с модными прическами a la moujik, a la russe, a la polka, a la fantaisie. В газетах стали печатать объявления, в которых подчеркивалось искусство парикмахера и важность прически. К примеру: «Некоторые из парикмахеров унижают даже таланты великих живописцев насчёт своих талантов» или «Прическа есть самая необходимая часть тоалета и как бы кто великолепно одет ни был, но если дурно причесан, то всё очарование костюма совершенно исчезнет». Здесь же при парикмахерских французы вели торговлю всевозможными средствами для волос, париками, гребнями и пудрой..."

В 70-е годы XIX века в СПБ насчитывалось 195 парикмахерских, в Москве, в начале XX - около 400...


Французская буржуазная революция 1789 года явилась началом нового этапа в истории развития европейских государств, в том числе и России.
В связи с развитием общественных отношений появляются новые культурные направления и стили. Индивидуальные вычурные моды королевского двора сменяются массовой, демократической модой. Теперь все слои населения обрели право носить то, что хотели.  во внешнем облике мужчин стали проявляться профессиональные признаки. 

В противоположность XVIII веку, когда богатство ассоциировалась с праздностью, мужчина девятнадцатого столетия всем своим внешним видом показывал, что он - человек работающий и во внешнем облике мужчин стали проявляться профессиональные признаки.


Во второй половине XVIII века прически типа "крысиный хвост" носили военные и придворные. Менялась укладка буклей, длина косы, но силуэт оставался тот же. В конце XVIII века стали носить прическу "крылья голубя". В 1796 году распространяется прическа "под скобку" - ее носило купечество и мещане. Парики, распространившиеся в России, ввели моду на бритье лица.

Революция во Франции изменила полностью стиль французов. Это касалось всего: от прически до одежды. Отличительной особенностью нового времени являлось исчезновение пудренных париков. В связи с упадком экономики в стране не хватало муки, и отказ от париков считался проявлением патриотизма. 
"Для наших париков нужна пудра, - писал Жан-Жак Руссо - а у бедняков нет хлеба".


Парики сохранялись только в армии, большинство французов, особенно молодых, предпочитали прическу из собственных волос, от чего парикмахеры не получали доходов от своей профессии. 

В 1795 году среди невероятных, всем своим видом выражающих отрицательное отношение к революции, популярной становится прическа с бритым затылком "а-ля виктим"" -  в память жертв Конвента, погибающих на эшафоте. "Невероятные " так же зачесывают волосы вперед, закручивают в хвосты, заплетают с боков по тонкой косичке, которые закрепляют на затылке. Одна из разновидностей подобных экстравагантных причесок носило название "собачьи уши".

В период господства в моде античности широкое распространение у женщин во Франции получают прически "а-ля Титус", в мужском варианте - "а-ля Каракалла". Создательницей первой короткой стрижки считается мадам Тальен. К её заслугам относят и появление в моде белых париков.


К концу XVIII столетия, когда стиль барокко сменился новым течением рококо, прически среди мужчин стали кардинально меняться из величественных и роскошных в грациозные и легкие модели. Например стрижка “ке”, когда завитые волосы средней длины зачесывались назад в хвост. 


В начале XIX века моду в цивилизованном мире продолжает диктовать Франция. На смену классицизму в искусстве приходит стиль ампир, что в переводе с французского означает "империя". Он появился в первой четверти XIX века во всех странах Европы. Но родиной ампира считается Франция времен Наполеона I, который, воспользовавшись кризисом Директории, в союзе с крупной буржуазией совершил государственный переворот и в 1804 году объявил себя императором.  
Наполеон мечтал о возрождении великолепия Римской империи. Поэтому во Франции начинает проявляться во всем обществе бурный интерес к античности. Законодателями мод во время первой империи явились ближайшие друзья императрицы Жозефины, жены Наполеона.

В конце XVIII века парики стали выходить из моды по всей Европе, а при Александре I в России они и вовсе были отменены указом. Теперь мужчины стриглись коротко. Парикмахеры копировали образы людей, живших в период античности, подражая французам.


Самой распространённой мужской стрижкой стала стрижка "а-ля Титус", пришедшая в Россию опять же из Франции. По одной гипотезе, юноши и девушки стали так стричься после постановки в 1790 г. пьесы Вольтера под названием «Брут». Сюжет произведения соответствовал революционным настроениям французской молодёжи. 
Главный герой пьесы, коротко стриженный Тит Юний Брут, оказался втянут в заговор против нового политического строя. Его отец, основатель Римской Республики, приговорил Тита к казни.
 Парни и девушки, впечатлённые развернувшимися в пьесе событиями, увидели в лице Тита нового героя и стали ему подражать.

По другой версии, эта же стрижка называлась гильотинной. Палач перед казнью срезал волосы для демонстрации остро заточенного ножа. Молодые люди стали носить короткие причёски, чтобы походить на жертв террора. 
Например: коротко постригаясь, мужчины завивли волосы в тугие локоны - прическа "а-ля Титус",- лицо гладко брили, оставляя на щеках от виска узкие бакенбарды, называемые "фаворитами". Бакенбарды были двух разновидностей: в виде отголосков пышной бороды английские, и как часть прически — римские.


Парики с прическами типа "кошелек", "узел", "крысиный хвост" больше не появлялись. Волосы вновь обрели естественный цвет, так как пудра вышла из моды. Разнообразились прически проборами - прямым, боковым, сквозным.  При них иногда носили небольшие усы. Бороды носили крайне редко, и то типа "жабо".


Изменение художественных направлений повлекло за собой появление нового понимания красоты. Напыщенного вельможу сменил образованный и отважный, элегантный и деловой мужчина. Умение со вкусом одеваться и великолепно танцевать теперь уже ни в коей мере не могло заменить каких бы то ни было деловых качеств, образованности, ума. В женщинах ценились томность, мечтательность, меланхоличность, "интересная бледность".


--------------------------------------------

Завивка и укладка волос


Завивка и укладка вошла в моду в Средние века. Мастера той эпохи могли тренироваться на париках, вошедших в историю, как модный аксессуар. Парики использовались, как для процесса завивки прямых волос, так и наоборот, с целью решения проблемы вьющихся локонов, которые можно было спрятать под ними. Вообще следует отметить, что проблемы завивки и выпрямления кудряшек, всегда шли бок о бок на протяжении всего периода развития человечества.

В Средневековье парикмахеры придумали «кудрявые» парики. Для завивки искусственных волос использовали смесь воды и щелочи. В таком растворе часами вымачивали локоны, чтобы они долго держали форму. Именно тогда в тренде оказались забавные головные шапки цилиндрической формы – бигудены.
Другой способ: волосы накручивались с помощью папильоток и горячих прутьев, которые нагревали над свечой.


Папильотки - небольшой жгут ткани или бумаги, на который накручивали прядь волос для их завивки. Они были очень популярны, ведь это был самый простой и доступный практически всем слоям населения способ завивки. Папильотки использовали как женщины, так и мужчины.
Как это делали: брали обыкновенный лист бумаги, скручивали его в своеобразную "колбаску", продевали сквозь нее шнур или обыкновенную прочную нитку и, разделив вымытые и еще мокрые волосы на пряди, накручивали их на бумажные "сооружения" и закрепляли. 
Для закрепления завитка использовали раствор сахара, а иногда и пиво. Были в продаже и специальные помады, практически аналог «профессиональной» косметики для волос.

Для лордов или баронетов папильотки изготавливались из плотной ткани, и личные цирюльники старательно накручивали их на господские головы. Рядовые граждане применяли любые подручные материалы: моточки жестких ниток или обрезки от старой одежды.
Причем завивали короткие стрижки, оформляя только локоны в области лба, а также длинные пряди на удлиненных прическах. А мужчины так же могли завивать и бороды.


Бигуди - палочки особой формы из костей, из фарфора или металла. Их нагревали в печи или кипятили в горячей воде, после чего нужно было быстро накрутить на них волосы, пока не остыли.
Первые достоверные упоминания о бигуди встречаются в Древней Греции, когда прекрасные гречанки, чтобы стать еще волнительнее, завивали волосы при помощи бесхитростных цилиндриков – простое и находчивое изобретение позволяло сделать локоны любой формы.

Своим названием «бигуди» обязаны Франции, а точнее провинции Бретань. В Средние века жители провинции следящие за модой, грациозные дамочки и их юные дочери, носили смешные массивные головные уборы цилиндрической формы — бигудены. Чуть позже, с появлением первых механизмов для завивки волос слово бигудены преобразовали в бигуди. Правда мода на бигуди прерывалась. После изобретения париков и шиньонов бигуди немного позабыли. Но в 19 веке, когда мода на парики ушла, про них вспомнили, и уже с изобретением электричества эти маленькие "штучки" усовершенствовали.


Щипцы для завивки.

В XVIII-м столетии, красавицы для придания волосам кудрявости, применяли для завивки палочки из металла или гвозди, которые накаляли, а потом накручивали на них пряди волос.

Точное время появления именно щипцов неизвестно.
Истории гласит лишь следующее: первый патент на щипцы получил в США в 1866 году британский изобретатель сэр Хайрем Стивенс Максим. Затем появились щипцы «Марсель», которые представил французский парикмахер Марсель Грато в 1880 году. С их помощью создавали легкие волны. Однако этот вид приспособления для завивки волос очень портил волосы. Металлические пластины нагревали на огне. Щипцы были опасны для волос, т.к. температура этих щипцов толком не регулировалась.


-----

Подытоживаю вышеизложенное:

Хотя пудра для волос рекламировалась в тех же нью-йоркских газетах еще до 1800-1810 гг, должно быть, её использовали только старомодные мужчины, но она уже уходила  в небытие вместе с париками безвозвратно в самом начале XIX столетия.

Естественный "неоклассический" стиль причесок с завитыми короткими волосами вошел в моду около 1800 года и длился приблизительно до 1825-х гг. Он был прост, хотя и модным для своего периода.
В 1830-х центральный или боковой пробор заменил локоны и челку, и волосы стали носить гладкими, длиной приблизительно до уровня подбородка. 
С 1840-х гг для приглаживания и придания блеска волосам использовались ароматное  макассаровое масло и вошли в обиход салфетки на спинках кресел для защиты обивки. Небольшие баки стали длиннее, и к 1828 году некоторые мужчины отпускали небольшие усы.


И если у мужчин все просто и понятно, то с женскими прическами дела обстоят сложнее, в моде было несколько вариантов. Конечно, веяния античности не обошли стороной и женскую моду. Девушки стали обращать внимание на прически с легкой завивкой. Также завоевало популярность египетское направление в прическах, особенно после египетского похода Наполеона. Самой популярной прической была «а-ля Клеопатра». Стиль ампир в прическах 19 века — простота и элегантность.

... но это уже..другая история...


------------------------------------------------
Источники статьи: 
- История прически: Учебник для театральных художественно-технических училищ.— М.: Искусство, 1983 г.;
- Статья из соцсетей:"Парикмахеры и цирюльники в конце XVIII -XIX веке";
- "История костюма", Д. Нанн, 2005 г;
- соцсети (картинки);
- Ф. Комиссаржевский , "История костюма".

-------------------------------------------------------

Читайте так же:


Комментариев нет:

Отправить комментарий